Проект "Использование ТРИЗ технологий в познавательном развитии старших дошкольников"
проект (старшая группа)

Звягина Марина Александровна

Педагогический проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_starshey_gruppe.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

Г. Сухиничи Сухиничского района Калужской области

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Использование ТРИЗ технологий

в познавательном развитии старших дошкольников»

ПОДГОТОВИЛА:

Звягина Марина

Александровна,

воспитатель

Сухиничи, 2017

Пояснительная записка

Проект направлен на создание учебных пособий и дидактических игр на основе ТРИЗ технологии по познавательному развитию дошкольников старшего возраста. Реализация проекта предполагает совместную деятельность педагогов, детей и их родителей.

Применение данных пособий поможет обеспечить качество реализации программы ДОУ.

Пособия разработаны с учетом трудностей, которые возникают при ознакомлении дошкольников с окружающим миром, с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации воспитания и обучения. Все материалы имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность, эстетичность и актуальность. Игровые пособия содержат методические рекомендации по использованию, описание самой игры, а также описания игровых ситуаций.

Использование данных пособий в образовательном процессе будет способствовать систематизации знаний детей об окружающем мире, развитию познавательной активности, логического и творческого мышления.

Уникальность проекта заключается в том, что уже имеющуюся копилку пособий и дидактических игр можно менять и дополнять и новыми в соответствии с возрастными особенностями детей.

Проект будет интересен воспитателям и специалистам ДОУ, учителям начальной школы, а также родителям дошкольников.

Обоснование актуальности проекта.

Дошкольное образование как часть непрерывного образования является системой передачи детям культурных ценностей, развития умственного и творческого начала с установкой на будущее обучение в школе. Сегодня ценность не там, где мир воспринимается по схеме: знаю - не знаю, умею - не умею, а там, где есть тезис: ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ребенка, готовность его к самостоятельной деятельности, иными становятся и задачи педагога - не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать.

Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что традиционный подход к организации обучения детей не всегда является действенным в развитии познавательной активности, творческих способностей дошкольников.

Выявленное противоречие побудило меня обозначить проблему развития познавательной активности дошкольников, поскольку активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Я считаю, чем лучше будет организована поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешного школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому в своей работе с детьми решила использовать технологию ТРИЗ.


Технологическая карта проекта

Творческое название проекта

«Использование ТРИЗ технологий в познавательном развитии старших дошкольников»

Тип проекта

Практико-ориентированный

Возраст детей

Старший дошкольный возраст (на момент реализации проекта. Использование пособий в работе с детьми планируется на будущий учебный год)

Исполнители

Воспитатели и дети старшей группы «Золотой ключик» МКДОУ «Детский сад «Сказка», родители дошкольников

Продолжительность

Долгосрочный (один учебный год)

Цель

Создание дидактических игр и пособий ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности

Задачи

  1. Собрать методический материал, необходимый для создания учебных ТРИЗ-пособий и дидактических игр по развитию познавательной активности.
  2. Систематизировать отобранный материал по определенным темам, в соответствии с тематическим планом образовательной деятельности ДОУ.
  3. Создать условия для привлечения родителей к проектной деятельности.
  4. Преобразовать развивающую предметно-пространственную среду группы.
  5. Разработать и изготовить учебные пособия разных видов.
  6. Апробировать изготовленные пособия на практике в работе с детьми.

Этапы реализации

1 этап – организационный

Содержание этапа

1. Анкетирование родителей.

Цель: изучение осведомленности родителей в вопросах применения ТРИЗ-технологии в образовательном процессе, а также готовность к освоению новых методов развития детей.

2. Организация и проведение родительского собрания.

Цель собрания: создание условий для сотрудничества педагогов и родителей в вопросах применения ТРИЗ-технологии в образовательном процессе

Задачи:

  • повысить интерес родителей к развитию познавательной активности детей посредством ТРИЗ-технологий;
  • активизировать родителей на приобретение и изготовление пособий ТРИЗ своими руками.

3. Сбор и обработка подобранной информации по ТРИЗ

Цель: создание методической копилки дидактических игр и методов ТРИЗ для развития познавательной активности дошкольников.

2 этап – практический

Содержание этапа

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы.

2. Разработка и изготовление вспомогательных пособий.

3. Апробация изготовленных пособий на практике в работе с детьми.

3 этап - презентация проекта

Содержание этапа

Презентация проекта на педагогическом совете в ДОУ.


План мероприятий по реализации поставленных задач

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Задача: собрать методический материал, необходимый для создания учебных ТРИЗ-пособий и дидактических игр по развитию познавательной активности

  1. Изучить специальную методическую литературу по использованию ТРИЗ в ДОУ.
  2. Выбрать методы и подходы к реализации проекта.

Звягина М. А.

В течение года

Задача: систематизировать отобранный материал по определенным темам, в соответствии с календарно-тематическим планированием

  1. Распределить подготовленный материал по отдельным папкам в соответствии с календарно-тематическим планированием ДОУ
  2. Пополнять копилку новыми методическими пособиями и дидактическими играми по ТРИЗ.

Звягина М. А.

Сентябрь 2016 год

В течение года

Задача: создать условия для привлечения родителей к проектной деятельности

  1. Провести анкетирование родителей с целью изучения осведомленности родителей в вопросах применения ТРИЗ-технологии в образовательном процессе, а также готовности к освоению новых методов развития детей.
  2. Разработать и провести групповое родительское собрание, с целью привлечения родителей к проблеме развития познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ-технологий.
  3. Подготовить и провести мастер-класс «Игра для ребенка своими руками»
  4. Привлечь родителей к изготовлению методических пособий по ТРИЗ.
  5. Запланировать и провести конкурсы для родителей по теме «Игра с использованием ТРИЗ», материалы которых можно будет использовать в проекте.

Воспитатели группы

Сентябрь 2016 год

Сентябрь 2016 год

В течение года

Задача: преобразовать развивающую предметно-пространственную среду группы

  1. Подготовить демонстрационный, игровой обучающий материал в уголке «Центр ТРИЗ».

Воспитатели группы

Октябрь,

в течение года

Задача: разработать и изготовить учебные пособия разных видов

  1. Разработать и изготовить:
  • наглядный материал в соответствии с планом ознакомления дошкольников с ТРИЗ технологиями;
  • картотеку дидактических игр
  • лэпбук по ТРИЗ;
  • методический комплект «Круги Луллия»;
  • иллюстративно-наглядные материалы на электронных носителях;
  • мультимедийные презентации.

Воспитатели группы,

родители

В течение года

Задача: апробировать изготовленные пособия на практике в работе с детьми

  1. Применять изготовленные пособия в работе с детьми, с целью определения их практической значимости и устранения недочетов.

Воспитатели группы

В течение года,

однократно


Ресурсы:

внутренние:

  • желание педагога подбирать необходимый материал и создавать пособия;
  • время для изготовления пособий;

внешние:

  • интернет-ресурсы;
  • компьютер;
  • цветной принтер;
  • фотобумага;
  • ламинатор.

Продукт проекта:

        Вспомогательная копилка методических пособий по ТРИЗ, которые я успешно использую в работе с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности дошкольников:

  • наглядный и демонстрационный материал по темам на бумажном и электронном носителе с кратким описанием, с подборкой художественной литературы;
  • дидактические игры;
  • лэпбук;
  • методические комплекты «Круги Луллия», «Гусеница», «Сказочные домики», «Волшебный цветок».

Критерии эффективности

  • заинтересованность родителей в результате проделанной совместной работы;
  • проявление интереса дошкольников к использованию пособий в организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности;
  • использование пособий коллегами в образовательной деятельности с детьми.

Ожидаемые результаты

  • копилка пособий ТРИЗ для развития познавательных способностей дошкольников;
  • повышение интереса родителей к развитию познавательной активности детей;
  • активное взаимодействие в системе «педагог-родитель-ребенок» ;
  • преобразование развивающей предметно-пространственной среды группы.

Результаты проекта

Все ожидаемые результаты были достигнуты.

При разработке проекта удалось привлечь внимание родителей к проблемам познавательного развития дошкольников. Они проявляли высокую активность на протяжении всего проекта: интересовались специализированной литературой, изготавливали игры для детей, активно участвовали в конкурсах. Благодаря совместной работе с родителями положено начало по развитию у детей познавательной активности.

При работе с пробными пособиями в воспитательно-образовательном процессе, я старалась использовать их в соответствии с возрастом, календарно-тематическим планированием, проявленным интересом детей.

Работа над проектом способствовала созданию развивающей предметно-пространственной среды. В «Центре ТРИЗ» находятся как материалы, подготовленные мной, так и пособия родителей. Хочется отметить положительный момент в том, что родители не просто самостоятельно изготавливали игры, а привлекали своих маленьких помощников. Тому подтверждение – эмоциональные рассказы детей «Как мы с мамой делали игру».

По результату реализации проекта собрана копилка пособий разных видов по развитию у дошкольников познавательной активности.Все пособия направлены на решение задач познавательного развития старших дошкольников:

  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности.

Перспективы.

        Насколько продуктивным оказалось применение изготовленных пособий в течение реализации проекта, показала диагностика развития познавательной активности на начало и конец года.

Использование пособий возможно в разных образовательных областях, в разных видах деятельности: самостоятельной, совместной, организованной и так далее; в индивидуальной, парной и коллективной форме воспитания и обучения.

Планирую пополнять уже имеющуюся копилку пособий новыми, в соответствии с возрастом детей, продолжать работу с детьми в данном направлении, оказывать методическую поддержку родителям, делиться опытом работы с коллегами.

Список литературы

  1. Белоусова Л. Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  2. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ,1997.
  4. Гин С. И. ТРИЗ-педагогика для малышей. КТК Галактика, 2018.
  5. Дыбина О. В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004.
  6. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
  7. Жихар О. П. ОТСМ – ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006.
  8. Корзун А. В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ- педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ- педагогики. Саратов, 2004.
  9. Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитиетворческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003.
  10. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
  11. Михайлова З.А. Бабаева Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Детство-Пресс, 2012.
  12. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Методическое пособие «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» АРКТИ, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ТРИЗ технологии в работе со старшими дошкольниками

Презентация  знакомит с основными  приемами использования  ТРИЗ технологии  в  работе  с детьми  старшего  дошкольного возраста...

Перспективное планирование по использованию ТРИЗ - игр в познавательном развитии старших дошкольников

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса  - один из важнейших вопросов воспитания и развития детей дошкольного возраста. Одним из результативных способов формирования позна...

Использование ТРИЗ -технологий в процессе развития речи дошкольников

ТРИЗ -педагогика как одна из инновационных технологий при развитии речи дошкольников...

Конкурс Школы Росатома "Влияние методов ТРИЗ технологии на игровую деятельность старших дошкольников"

Ни для кого не является секретом, что у современных детей снизился интерес к игровой деятельности. Здесь несколько причин. Е.Е.Кравцова пишет: «Одна из причин неумения современных детей иг...

Конкурс Школы Росатома "Влияние методов ТРИЗ технологии на игровую деятельность старших дошкольников"

Ни для кого не является секретом, что у современных детей снизился интерес к игровой деятельности. Здесь несколько причин. Е.Е.Кравцова пишет: «Одна из причин неумения современных детей иг...

Использование ТРИЗ-технологии для познавательного развития детей дошкольного возраста

Презентация подготовлена для выступления на педагогическом посвете для воспитателей. В ней рассмотрены разнообразные дидактические игры и методы ТРИЗ-технологии. А также, указано, в какой возрастной г...

игротека ТРИЗ в познавательном развитии старших дошкольников

Выступление на XIV городской методической недели работников дошкольного образования Игротека ТРИЗ в позноваьельном развитии старших дошкольников...