Проект "Использование ТРИЗ технологий в познавательном развитии старших дошкольников"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка»
Г. Сухиничи Сухиничского района Калужской области
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Использование ТРИЗ технологий
в познавательном развитии старших дошкольников»
ПОДГОТОВИЛА:
Звягина Марина
Александровна,
воспитатель
Сухиничи, 2017
Пояснительная записка
Проект направлен на создание учебных пособий и дидактических игр на основе ТРИЗ технологии по познавательному развитию дошкольников старшего возраста. Реализация проекта предполагает совместную деятельность педагогов, детей и их родителей.
Применение данных пособий поможет обеспечить качество реализации программы ДОУ.
Пособия разработаны с учетом трудностей, которые возникают при ознакомлении дошкольников с окружающим миром, с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации воспитания и обучения. Все материалы имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность, эстетичность и актуальность. Игровые пособия содержат методические рекомендации по использованию, описание самой игры, а также описания игровых ситуаций.
Использование данных пособий в образовательном процессе будет способствовать систематизации знаний детей об окружающем мире, развитию познавательной активности, логического и творческого мышления.
Уникальность проекта заключается в том, что уже имеющуюся копилку пособий и дидактических игр можно менять и дополнять и новыми в соответствии с возрастными особенностями детей.
Проект будет интересен воспитателям и специалистам ДОУ, учителям начальной школы, а также родителям дошкольников.
Обоснование актуальности проекта.
Дошкольное образование как часть непрерывного образования является системой передачи детям культурных ценностей, развития умственного и творческого начала с установкой на будущее обучение в школе. Сегодня ценность не там, где мир воспринимается по схеме: знаю - не знаю, умею - не умею, а там, где есть тезис: ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ребенка, готовность его к самостоятельной деятельности, иными становятся и задачи педагога - не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать.
Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что традиционный подход к организации обучения детей не всегда является действенным в развитии познавательной активности, творческих способностей дошкольников.
Выявленное противоречие побудило меня обозначить проблему развития познавательной активности дошкольников, поскольку активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Я считаю, чем лучше будет организована поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешного школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому в своей работе с детьми решила использовать технологию ТРИЗ.
Технологическая карта проекта
Творческое название проекта | «Использование ТРИЗ технологий в познавательном развитии старших дошкольников» |
Тип проекта | Практико-ориентированный |
Возраст детей | Старший дошкольный возраст (на момент реализации проекта. Использование пособий в работе с детьми планируется на будущий учебный год) |
Исполнители | Воспитатели и дети старшей группы «Золотой ключик» МКДОУ «Детский сад «Сказка», родители дошкольников |
Продолжительность | Долгосрочный (один учебный год) |
Цель | Создание дидактических игр и пособий ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности |
Задачи |
|
Этапы реализации | 1 этап – организационный Содержание этапа 1. Анкетирование родителей. Цель: изучение осведомленности родителей в вопросах применения ТРИЗ-технологии в образовательном процессе, а также готовность к освоению новых методов развития детей. 2. Организация и проведение родительского собрания. Цель собрания: создание условий для сотрудничества педагогов и родителей в вопросах применения ТРИЗ-технологии в образовательном процессе Задачи:
3. Сбор и обработка подобранной информации по ТРИЗ Цель: создание методической копилки дидактических игр и методов ТРИЗ для развития познавательной активности дошкольников. 2 этап – практический Содержание этапа 1. Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы. 2. Разработка и изготовление вспомогательных пособий. 3. Апробация изготовленных пособий на практике в работе с детьми. 3 этап - презентация проекта Содержание этапа Презентация проекта на педагогическом совете в ДОУ. |
План мероприятий по реализации поставленных задач
Мероприятия | Ответственные | Сроки |
Задача: собрать методический материал, необходимый для создания учебных ТРИЗ-пособий и дидактических игр по развитию познавательной активности | ||
| Звягина М. А. | В течение года |
Задача: систематизировать отобранный материал по определенным темам, в соответствии с календарно-тематическим планированием | ||
| Звягина М. А. | Сентябрь 2016 год В течение года |
Задача: создать условия для привлечения родителей к проектной деятельности | ||
| Воспитатели группы | Сентябрь 2016 год Сентябрь 2016 год В течение года |
Задача: преобразовать развивающую предметно-пространственную среду группы | ||
| Воспитатели группы | Октябрь, в течение года |
Задача: разработать и изготовить учебные пособия разных видов | ||
| Воспитатели группы, родители | В течение года |
Задача: апробировать изготовленные пособия на практике в работе с детьми | ||
| Воспитатели группы | В течение года, однократно |
Ресурсы:
внутренние:
- желание педагога подбирать необходимый материал и создавать пособия;
- время для изготовления пособий;
внешние:
- интернет-ресурсы;
- компьютер;
- цветной принтер;
- фотобумага;
- ламинатор.
Продукт проекта:
Вспомогательная копилка методических пособий по ТРИЗ, которые я успешно использую в работе с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности дошкольников:
- наглядный и демонстрационный материал по темам на бумажном и электронном носителе с кратким описанием, с подборкой художественной литературы;
- дидактические игры;
- лэпбук;
- методические комплекты «Круги Луллия», «Гусеница», «Сказочные домики», «Волшебный цветок».
Критерии эффективности
- заинтересованность родителей в результате проделанной совместной работы;
- проявление интереса дошкольников к использованию пособий в организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности;
- использование пособий коллегами в образовательной деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты
- копилка пособий ТРИЗ для развития познавательных способностей дошкольников;
- повышение интереса родителей к развитию познавательной активности детей;
- активное взаимодействие в системе «педагог-родитель-ребенок» ;
- преобразование развивающей предметно-пространственной среды группы.
Результаты проекта
Все ожидаемые результаты были достигнуты.
При разработке проекта удалось привлечь внимание родителей к проблемам познавательного развития дошкольников. Они проявляли высокую активность на протяжении всего проекта: интересовались специализированной литературой, изготавливали игры для детей, активно участвовали в конкурсах. Благодаря совместной работе с родителями положено начало по развитию у детей познавательной активности.
При работе с пробными пособиями в воспитательно-образовательном процессе, я старалась использовать их в соответствии с возрастом, календарно-тематическим планированием, проявленным интересом детей.
Работа над проектом способствовала созданию развивающей предметно-пространственной среды. В «Центре ТРИЗ» находятся как материалы, подготовленные мной, так и пособия родителей. Хочется отметить положительный момент в том, что родители не просто самостоятельно изготавливали игры, а привлекали своих маленьких помощников. Тому подтверждение – эмоциональные рассказы детей «Как мы с мамой делали игру».
По результату реализации проекта собрана копилка пособий разных видов по развитию у дошкольников познавательной активности.Все пособия направлены на решение задач познавательного развития старших дошкольников:
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности.
Перспективы.
Насколько продуктивным оказалось применение изготовленных пособий в течение реализации проекта, показала диагностика развития познавательной активности на начало и конец года.
Использование пособий возможно в разных образовательных областях, в разных видах деятельности: самостоятельной, совместной, организованной и так далее; в индивидуальной, парной и коллективной форме воспитания и обучения.
Планирую пополнять уже имеющуюся копилку пособий новыми, в соответствии с возрастом детей, продолжать работу с детьми в данном направлении, оказывать методическую поддержку родителям, делиться опытом работы с коллегами.
Список литературы
- Белоусова Л. Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2003.
- Белоусова Л. Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ,1997.
- Гин С. И. ТРИЗ-педагогика для малышей. КТК Галактика, 2018.
- Дыбина О. В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004.
- Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
- Жихар О. П. ОТСМ – ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006.
- Корзун А. В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ- педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ- педагогики. Саратов, 2004.
- Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитиетворческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003.
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
- Михайлова З.А. Бабаева Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Детство-Пресс, 2012.
- Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Методическое пособие «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» АРКТИ, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ТРИЗ технологии в работе со старшими дошкольниками
Презентация знакомит с основными приемами использования ТРИЗ технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста...
Перспективное планирование по использованию ТРИЗ - игр в познавательном развитии старших дошкольников
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса - один из важнейших вопросов воспитания и развития детей дошкольного возраста. Одним из результативных способов формирования позна...
Использование ТРИЗ -технологий в процессе развития речи дошкольников
ТРИЗ -педагогика как одна из инновационных технологий при развитии речи дошкольников...
Конкурс Школы Росатома "Влияние методов ТРИЗ технологии на игровую деятельность старших дошкольников"
Ни для кого не является секретом, что у современных детей снизился интерес к игровой деятельности. Здесь несколько причин. Е.Е.Кравцова пишет: «Одна из причин неумения современных детей иг...
Конкурс Школы Росатома "Влияние методов ТРИЗ технологии на игровую деятельность старших дошкольников"
Ни для кого не является секретом, что у современных детей снизился интерес к игровой деятельности. Здесь несколько причин. Е.Е.Кравцова пишет: «Одна из причин неумения современных детей иг...
Использование ТРИЗ-технологии для познавательного развития детей дошкольного возраста
Презентация подготовлена для выступления на педагогическом посвете для воспитателей. В ней рассмотрены разнообразные дидактические игры и методы ТРИЗ-технологии. А также, указано, в какой возрастной г...
игротека ТРИЗ в познавательном развитии старших дошкольников
Выступление на XIV городской методической недели работников дошкольного образования Игротека ТРИЗ в позноваьельном развитии старших дошкольников...