Использование ТРИЗ технологии в работе со старшими дошкольниками
презентация к уроку по математике (подготовительная группа) на тему

Соловьева Мария Евгеньевна

Презентация  знакомит с основными  приемами использования  ТРИЗ технологии  в  работе  с детьми  старшего  дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ТРИЗ технологии в работе со старшими дошкольниками Соловьева Мария Евгеньевна в оспитатель ГБДОУ детского сада № 22 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

ТРИЗ - теория развития творческой личности Т- теория Р - решения И - изобретательских З – задач Компоненты ТРИЗ РТМ - развитие творческого мышления РТВ – развитие творческого воображения

Слайд 3

Значение технологии Развитие логического и творческого мышления Формирование целостной картины мира Формирование представлений о взаимосвязи различных явлений в окружающем мире Формирование представлений о причинно-следственных связей и зависимостей Развитие умений прогнозировать Развитие фантазии, творчества, воображения, смекалки, изобретательности Учит системно мыслить – всестороннее восприятие, понимание происходящего Снятие инерции мышления Расшатывание стереотипов КАК ИГРАТЬ В ИГРЫ ? Интересно, таинственно, весело, эмоционально, в быстром темпе, без повторов, все идеи правильные

Слайд 4

ТРИЗ теория решения изобретательских задач Развитие обоих полушариев мозга Логика Левое полушарие Эмоции Правое полушарие

Слайд 5

АНАЛИЗАТОРЫ - помощники «Я ПОЗНАЮ МИР» УМНАЯ ГОЛОВА РУКИ тактильный анализатор ГЛАЗА зрительный анализатор УШИ слуховой анализатор ЯЗЫК вкусовой анализатор СЕРДЦЕ наши эмоции

Слайд 6

ЭТАПЫ работы Знакомимся с анализаторами ( какие свойства познают) Выделяем признаки предметов Преобразовываем признаки Когда хорошо освоили признаки – играем в игры с 3-х лет используется

Слайд 7

Моделирование свойств Классификация предметов

Слайд 8

Игры «Да – нет» - с числовым рядом («волшебный поясок» с цифрами С буквами С картинками С геометрическими фигурами В пространстве ( «Робот») задания Усвоение предлогов ( между, за , перед…)

Слайд 9

ТРИЗ теория решения изобретательских задач Классификация предметов Усложнение: меняется хозяин теремка Игра “Теремок” - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, Гитара. А ты кто? - А я - удочка. Пусти меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Игра. “Маша-Растеряша” - Ой! - Что с тобой? - Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)? Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (монетку). В конце игры подсчитываем монетки и определяем победителя.

Слайд 10

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов Берем любой объект – как можно по другому использовать «Линейка» «У Золушки нет скалки , чем тесто» «Маша –растеряша потеряла кастрюлю, не в чем сварить суп»

Слайд 11

Сравнение предметов по признаку, многообразие признаков Словами или картинкой мы НЕ сравниваем объекты из одной классификационной группы «Блин такой же формы , как тарелка» Объект Признак Признак Объект блин форма форма тарелка лужа влажность влажность салфетка пол рельеф рельеф груша =

Слайд 12

ТРИЗ теория решения изобретательских задач Составление загадок Но не Как Объект Признак 1 Признак 2 Медведь Рельеф - мягкий Подушка Цвет - коричневый Волосы Этот объект по признаку рельефа мягкий как подушка, но не подушка И этот объект по признаку цвета коричневый, но это не волосы (объект 2 сочетает 2 признака)

Слайд 13

ТРИЗ теория решения изобретательских задач Составление загадок Но не Как Объект Признак 1 Признак 2 Арбуз По форме - круглый Мяч По цвету - зеленый Капуста Этот объект по признаку цвета зеленый как капуста А по форме круглый, как мяч, но не мяч

Слайд 14

Игры «Хорошо-плохо» противоречия Съели конфету – хорошо? плохо? Зубы заболели – хорошо? п лохо? Огонь - … Листопад … Дождь … Прием: «плохо» – черный домик «хорошо»- белый домик По командам - кто больше

Слайд 15

ТРИЗ теория решения изобретательских задач ПРЕОБРАЗОВАНИЕ: волшебная дорожка – предмет начинает путешествовать , беря признаки от разных предметов признаки Признаки части размер запах

Слайд 16

Сенсорная дорожка с мл. гр. «Петушка забыли раскрасить» Идет по дорожке меняет цвет - на что похож красный петушок? И т.д. Когда петушок желтый Аналогично : дорожка формы , величины - путешествует колобок, меняется , лиса съест – малюсенький, огромный … кислый РЕЧЕВАЯ РАБОТА!

Слайд 17

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ: работа с волшебниками Волшебник «Уменьшение-увеличение»

Слайд 18

Приемы фантазирования ПРЕОБРАЗОВАНИЕ: работа с волшебниками Волшебник «Наоборот » Игра "Наоборот” или "перевертыши” (проводится с мячом). Водящий бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,...).

Слайд 19

Работа со сказками « Красная шапочка» – бабушка превратилась в другой объект ( стакан) , а почему ты такая звонкая, хрупкая, прозрачная…) - Как бабушку спасти от волка? Увеличение – уменьшение ( силу, размер, скорость героя) Фантастические сложения - разных героев- «коллаж из сказок» Прием фантазии - соединяем 2 слова в одну историю: снегопад и бабочка, бабочка из снегопада Придумывание другого конца сказки Другие характеры героев, особенности ( колобок быстро катится, репка – очень маленькая, Хаврошечка злая и ленивая) Составление сказок по опорным схемам, моделям, Знакомые герои в новых обстоятельствах

Слайд 20

Работа с картинами Игра «Дели –давай» на части Объединяй – давай Вхождение в картину ( слышу, ощущаю, нюхаю, на вкус) Составление загадок об объектах Оживление картнины Что было до и после ( волшебники времени)

Слайд 21

Метод Шерлока Холмса - кто спрятался за кустом? На что похоже ? ( модели) Найти объект по части ( с 5ти) Есть лапка с присосками , чешуя У кого есть мяу? – у кого есть мотор?

Слайд 22

Предварительная работа к системному оператору Игры на выявление функций объекта ( с 3х) Сам объект , функции объекта ( Да , нет) Что может делать мяч, как может помочь колобку? ДРАЗНИЛКИ ( с 5ти) Мяукает - мяукалка , царапалка , пылесос – шумелка Игра «Мои друзья» ( с 4х) - я ковер - самолет , кто мои друзья? Кто умеет летать, Я - солнце , мои друзья ( картинки ищет) Игра « Что взаимодействует между собой?» ( картинки) Мои друзья те, кто умеет Смешиваться ( вода, сахар , краска) Отталкиваться ( резиновые сапоги, лужа) Взаимодействовать ( ручка, стол) Мои друзья те, кто живет в лесу и быстро бегает

Слайд 23

Игры на определение линии развития объекта ( с 4х) Чем был? Чем стал? Головастик – лягушонок, дождь – лужа, дерево – дом «Паровозик» - сложи по- порядку - икра ………лягушонок «Раньше – позже» мы были на прогулке, что было до этого после этого. ( с 3х) Игры на выявление надсистемных связей Младшие - неживые объекты из ближайшего окружения Старшие - любые объекты Где живет медведь ? - где живет гвоздь? - где живут вежливые слова

Слайд 24

ТРИЗ теория решения изобретательских задач Работа с системным оператором п риродный мир 3 Место обитания объекта в начале жизни 6 Место обитания объекта в зрелом возрасте 9 Место обитания объекта в старости 1 Объект в начале жизни 4 Объект в зрелом возрасте 7 Объект в старости 2 Части объекта в начале жизни 5 Части объекта в зрелом возрасте 8 Части объекта в старости Надсистема (место обитания) Линия жизни (объект) Подсистема (части объекта) прошлое настоящее будущее

Слайд 25

ТРИЗ теория решения изобретательских задач Работа с системным оператором п риродный мир 3 Мама-воробьиха в гнезде (согревающая яйца) 6 Гнездо с птенцами 9 Место обитания воробья (лес или городские улицы 1 яйцо 4 птенец 7 Взрослый воробей 2 Скорлупа, белок и желток с зародышем 5 Части тела слабого неумелого птенца 8 Части тела взрослой птицы Надсистема (место обитания) Линия жизни (объект) Подсистема (части объекта) прошлое настоящее будущее

Слайд 26

ТРИЗ теория решения изобретательских задач Работа с системным оператором Рукотворный мир - «сапоги» Надсистема 6 Место объекта в прошлом 3 Место объекта в настоящем 9 Место объекта в будущем Система : 4 Прошлое объекта, его функция 1 Объект в настоящее время, его функция или какое-то свойство 7 Будущее объекта, его функция Подсистема 5 Части объекта в прошлом 2 Части объекта в настоящем 8 Части объекта в будущем

Слайд 27

Морфологический ящик – животное, одежда, портрет, фантастический транспорт, строим дом, новый стол – активизация творческого процесса 1 2 3 4 5 6 А Разные головы – разные морды Б Разные уши В Разное туловище Г Разные ноги Д Разные хвосты

Слайд 28

Метод эмпатиии Развитие личностных качеств, умения переживать, входить в образ другого объекта, учение чувствовать. Например: «Ты - сломанная веточка, расскажи о себе». «Ты - сломанный стул», цветок ?- о чем мечтаешь?, кого боишься? Кого любишь?

Слайд 29

Метод маленьких человечков ММЧ Игра « Мои друзья» - мои друзья могут превращаться .. Туман – роса , лед – вода, чайник кипит - КУБИК с ЧЕЛОВЕЧКАМИ – моделирование предметов и явлений

Слайд 30

МФО - метод фокальных объектов Придумывание объекта Картинки – качества Свойства одних объектов переносятся на другие , помогает снять психол. инерцию Стрекоза - летает, зависает, маленькая Чебурашка – добрый, глазастый, тихий Придумываем машину – характеристики, усовершенствуем объект Придумать елочные игрушки, новая коляска, новый чайник, «ЛЕВООБЕЗЬЯН» - какой он

Слайд 31

Мозговой штурм Ситуация « Летим в космос» Нам надо молоко взять, все обсуждаем, кидаем идеи, корову, почему? Карлсон прислал банку с морсом , а у нас одна чашка на всех - что делать?

Слайд 32

«Логический поезд» Дети составляют логическую цепочку из картинок, объясняя чем они связаны Книга-дерево-липа-чай-стакан-вода-река -камень-башня-принцесса Игра «Дети-давай» Бросаем мяч - говорит слово «ДОМ» - дети называют части – крыша, окно, стена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

материал для изучения уровня активизации познавательного интереса старших дошкольников, основанный на методике"Таинственное письмо" Н.И. Гуткиной и адаптированный для дошкольников

материал для проведения диагностики в детьми старшего дошкольного возраста по изучению уровня активизации понавательного интереса. за основу взята методика "таинственное письмо", автор Н.И. Гуткина. Н...

НАРОДНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Анализ фольклорных произведений показывает, что в народной мудрости зафиксирован образ ребенка — оптимиста....

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова  «Готовимся к школе: 60 занятий п...

Консультация для родителей старших дошкольников «Развитие внимания у старших дошкольников»

Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его о...