игротека ТРИЗ в познавательном развитии старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа)
Выступление на XIV городской методической недели работников дошкольного образования
Игротека ТРИЗ в позноваьельном развитии старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igroteka_triz_v_poznovatelnom_razvitii_starshih_doshkolnikov.docx | 100.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 447 комбинированного вида «Семицветик»
Первомайского района ул. Шукшинат5/2 телефон/факс: 338-86-53.
Игротека ТРИЗ в познавательном развитии старших дошкольников
Подготовила: Кушнерова Л.В., воспитатель
первая квалификационная категория
Новосибирск 2021 год
Добрый день уважаемые коллеги!!!
Я как молодой педагог постоянно нахожусь в поиске современных образовательных технологий для развития познавательных способностей детей
Изучая образовательные средства мое внимание привлек метод ТРИЗ- технологии, на мой взгляд этот метод один из результативных для развития познавательных способностей старших дошкольников. Кроме того, этот метод можно использовать в игровых формах, а игра, как известно, является основным видом деятельности дошкольников. ТРИЗ я только начинаю осваивать, системы работы еще нет, я пробую в работе с детьми некоторые игры, которые меня заинтересовали. Сейчас я хочу поделиться с вами своим небольшим опытом.
Наиболее интересные для меня оказались следующие игры.
Игра «Хорошо - плохо»
Детям предлагается обсудить ситуацию «ребенок заболел» - что в ней «плохо», а что «хорошо». Из моей практики ответы детей звучали так: Каждый ответ зарисовывается символом
«плохо» | «хорошо» |
Нельзя идти в детский сад Высокая температура Плохое самочувствие Болит голова Плохо дышит нос Мама дает горькие лекарства Нельзя гулять на улице В гости не приходят друзья | Мама не ходит на работу, а остается со мной дома – читает мне много книжек, готовит разные «вкусняшки», мы с ней смеемся, весело проводим время, можно утром долго спать |
С помощью этой игры дети учатся видеть противоречия в любом объекте или явлении, определять его положительные и отрицательные свойства.
Игра «Наоборот»
В этой игре дети учатся использовать в речи слова противоположные по смыслу, расширяется словарный запас.
Бросаю детям мяч и называю слово, ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает мяч. Например, хороший – плохой, строить – разрушать, выход – вход, много - мало, узкий - широкий, большой – маленький. И т.д
Игра «Черное и белое»
Игру «Черное и белое» я использовала при работе со сказками. Я предложила детям разделить добрых и злых героев по домикам. Кто может жить в черном домике? – волк, баба Яга, Бармалей. А кто может жить в белом домике? - Белоснежка, Красная шапочка, Дюймовочка. Затем детям предложила вспомнить других персонажей и дополнить ими домики. Благодаря этой игре дети учатся классифицировать положительные и отрицательные персонажи.
На занятиях по формированию целостной картины мира часто использую такие игры как. «Мир вокруг нас», «Мир живой и неживой природы», «Мир живой природы» В ходе этих игр дети учатся классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные, живые и не живые и в свою очередь мир живой природы на растения, животных и грибы.
Разные варианты игры «Да-нет-ка» с «Волшебным пояском» я использую в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, формированию у детей элементарных математических представлений, а также в совместной и индивидуальной деятельности.
Игра «Окрошка»
в поясок вкладываются картинки различной тематики, ребёнок ведущий загадывает предмет, а дети задают вопросы:
-Это одежда? – «Нет»
- Это транспорт? «Да»
-Он летает? «Нет»
-Это грузовая машина! И.Т далее.
Игра «Чего не стало»
В поясок вкладываются картинки по различной тематике, дети закрывают глаза, ведущий вынимает из пояска картинку, закрывает ее или прячет. Дети должны угадать, какой именно картинки не стал.
Игра «Кто где живет»
В этой игре детям задаю вопросы, помогающие угадать предмет (по надсистеме)
-Этот предмет живёт в лесу?
-Его дом –аэродром?
И т.д, затем задаю уточняющие вопросы, сужающие поле поиска.
- Это животное?
- Это самолет?
Эти игры помогают научить детей задавать «сильные вопросы», учат классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы и точно формулировать свои мысли.
Детям очень нравится игры с использованием Кругов Луллия. Пособие я изготовила своими руками, оно представляет собой несколько кругов разного размера, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора.
Круги Луллия использую по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике. Например, провожу такие игры:
Игра «Помоги найти маму»
Детям предлагается проблемная ситуация: детеныши потеряли своих мам, помоги им их найти. Задача игры: Упражнять в умении по картинке находить маму детеныша, закреплять названия животных и их детенышей.
В игре «Кто что ест»
У детей уточняются знания детей о названиях животных, их потребности в питании. Совместить на кругах картинку животного с соответствующей для него картинкой пищи.
В игре «Чей домик»
Дети учатся закреплять название животных, их места обитания, жилищах. Совместить на кругах картинку животного с соответствующим жилищем
В этом году мы с детьми начали осваивать еще один метод ТРИЗ технологии
Метод составления загадок. Загадка является средством развития речи детей дошкольного возраста. Загадки:
- обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
- помогают увидеть вторичные значения слов;
- формируют представления о переносном значении слова;
В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно до - гадаться, от - гадать. Мы детьми учимся составлять загадки по опорным таблицам. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок).
Первая модель:
«Какой?» | «Что бывает таким же?» |
Солнышко | |
Жёлтое Теплое Круглое | Цыпленок Печка мяч |
И дозволяется слово связка (А НЕТ)
По такому же принципу строится работа с другими моделями.
Вторая модель:
«Что делает?» | «Кто делает то же действие?» |
Третья модель:
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
Это метод я использую чаще всего в совместной деятельности с детьми
Еще я использую в своей работе прием системного анализа или системный оператор.
Системный оператор - это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах. Это видение единства всего, что нас окружает, - мира, в котором мы живем, позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями объекта, позволяет провести анализ интересующего нас объекта во времени.
Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или
даже преобразовать.
Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие
части.
Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью
которой и является изучаемый нами объект.
Например, показываю детям картинку Лисенка, надсистема дикие животные, лес, зоопарк, цирк, подсистема уши, глаза, зубы, хвост, шерсть, усы.
Свою задачу вижу в том, чтобы помочь детям познать, что все, что нас окружает, взаимосвязано с друг другом, изменяется, развивается, а главное, что любой предмет, является частью чего-то большого и в тоже время из чего –то состоит сам.
Игра «Кем(чем) был?»
Показываю детям помидор и задаю вопрос: помидор в прошлом был чем? (зернышком), в бедующим будет? (Томатный сок, салат).
Цыплёнок в прошлым был яйцом, а в будущем курица, петух.
Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, - занимательная игра, с другой – развитие умственной активности ребенка. В результате использования в работе методов ТРИЗ, у моих детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, развиваются аналитические способности, и обогащается речь.
На данном этапе мы совместно с детьми разучиваем и играем в игры, но считается наилучшим чтобы дети могли играть самостоятельно, потому в перспективе вижу научить детей самостоятельно использовать разученные игры.
А для себя ставлю задачу продолжить знакомство с методами и приемами ТРИЗ технологии, а также расширять свою картотеку игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие старших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность
Это концепция, в которой описаны основныеформы исследовательской деятельности старших дошкольников, используемые в моей работе с детьми....
Перспективное планирование по использованию ТРИЗ - игр в познавательном развитии старших дошкольников
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса - один из важнейших вопросов воспитания и развития детей дошкольного возраста. Одним из результативных способов формирования позна...
РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»
РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...
Проект "Использование ТРИЗ технологий в познавательном развитии старших дошкольников"
Педагогический проект...
"Игра против лености ума!" ( дидактическая игротека как средство интеллектуального развития старших дошкольников)
Часто от школьных педагогов можно услышать упреки в адрес родителей «У вашего ребенка леность ума». Ленивый ум. Что это такое? Это отсутстви...
«Игры ТРИЗ в математическом развитии старших дошкольников»
Консультация для родителей...