игротека ТРИЗ в познавательном развитии старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа)

Кушнерова Людмила Владимировна

Выступление на XIV городской методической недели работников дошкольного образования 

Игротека ТРИЗ в позноваьельном развитии старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 447 комбинированного вида «Семицветик»

Первомайского района ул. Шукшинат5/2 телефон/факс: 338-86-53.

Игротека ТРИЗ в познавательном развитии старших дошкольников

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1860789/pub_5e8746807efe4909b78437c8_5e8747c1ddc8e520673db23b/scale_1200

Подготовила: Кушнерова Л.В., воспитатель

 первая квалификационная категория

Новосибирск 2021 год

Добрый день уважаемые коллеги!!!

Я как молодой педагог постоянно нахожусь в поиске современных образовательных технологий для развития познавательных способностей детей

Изучая образовательные средства мое внимание привлек метод ТРИЗ- технологии, на мой взгляд этот метод один из результативных для развития познавательных способностей старших дошкольников. Кроме того, этот метод можно использовать в игровых формах, а игра, как известно, является основным видом деятельности дошкольников. ТРИЗ я только начинаю осваивать, системы работы еще нет, я пробую в работе с детьми некоторые игры, которые меня заинтересовали. Сейчас я хочу поделиться с вами своим небольшим опытом.

Наиболее интересные для меня оказались следующие игры.

Игра «Хорошо - плохо»

Детям предлагается обсудить ситуацию «ребенок заболел» - что в ней «плохо», а что «хорошо». Из моей практики ответы детей звучали так: Каждый ответ зарисовывается символом

«плохо»

«хорошо»

Нельзя идти в детский сад

Высокая температура

Плохое самочувствие

Болит голова

Плохо дышит нос

Мама дает горькие лекарства

Нельзя гулять на улице

В гости не приходят друзья

Мама не ходит на работу, а остается со мной дома – читает мне много книжек, готовит разные «вкусняшки», мы с ней смеемся, весело проводим время, можно утром долго спать

С помощью этой игры дети учатся видеть противоречия в любом объекте или явлении, определять его положительные и отрицательные свойства.  

Игра «Наоборот»

В этой игре дети учатся использовать в речи слова противоположные по смыслу, расширяется словарный запас.

Бросаю детям мяч и называю слово, ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает мяч. Например, хороший – плохой, строить – разрушать, выход – вход, много - мало, узкий - широкий, большой – маленький. И т.д

Игра «Черное и белое»

Игру «Черное и белое» я использовала при работе со сказками. Я предложила детям разделить добрых и злых героев по домикам.  Кто может жить в черном домике? – волк, баба Яга, Бармалей. А кто может жить в белом домике? - Белоснежка, Красная шапочка, Дюймовочка. Затем детям предложила вспомнить других персонажей  и дополнить ими домики. Благодаря этой игре дети учатся классифицировать положительные и отрицательные персонажи.

На занятиях по формированию целостной картины мира часто использую такие игры как. «Мир вокруг нас», «Мир живой и неживой природы», «Мир живой природы» В ходе этих игр дети учатся классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные, живые и не живые и в свою очередь мир живой природы на растения, животных и грибы.

  Разные варианты игры «Да-нет-ка» с «Волшебным пояском» я использую в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, формированию у детей элементарных математических представлений, а также в совместной и индивидуальной деятельности.

Игра «Окрошка»

в поясок вкладываются картинки различной тематики, ребёнок ведущий загадывает предмет, а дети задают вопросы:

 -Это одежда? – «Нет»

- Это транспорт? «Да»

-Он летает? «Нет»

-Это грузовая машина! И.Т далее.

Игра «Чего не стало»

В поясок вкладываются картинки по различной тематике, дети закрывают глаза, ведущий вынимает из пояска картинку, закрывает ее или прячет. Дети должны угадать, какой именно картинки не стал.

Игра «Кто где живет»

В этой игре детям задаю вопросы, помогающие угадать предмет (по надсистеме)

-Этот предмет живёт в лесу?

-Его дом –аэродром?

И т.д, затем задаю уточняющие вопросы, сужающие поле поиска.

- Это животное?

- Это самолет?

Эти игры помогают научить детей задавать «сильные вопросы»,  учат классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы и точно формулировать свои мысли.

Детям очень нравится игры с использованием Кругов Луллия. Пособие я изготовила своими руками, оно представляет собой несколько кругов разного размера, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора.

Круги Луллия использую по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике. Например, провожу такие игры:

Игра «Помоги найти маму»

Детям предлагается проблемная ситуация: детеныши потеряли своих мам, помоги им их найти. Задача игры: Упражнять в умении по картинке находить маму детеныша, закреплять названия животных и их детенышей.

В игре «Кто что ест»

У детей уточняются знания детей о названиях животных, их потребности в питании. Совместить на кругах картинку животного с соответствующей для него картинкой пищи.

В игре «Чей домик»

Дети учатся закреплять название животных, их места обитания, жилищах. Совместить на кругах картинку животного с соответствующим жилищем

В этом году мы с детьми начали осваивать еще один метод ТРИЗ технологии

Метод составления загадок. Загадка является средством развития речи детей дошкольного возраста. Загадки:

-  обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

-  помогают увидеть вторичные значения слов;

-  формируют представления о переносном значении слова;

В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно до - гадаться, от - гадать. Мы детьми учимся составлять загадки по опорным таблицам. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок).

Первая модель:

«Какой?»

«Что бывает таким же?»

Солнышко

Жёлтое

Теплое

Круглое

Цыпленок

Печка

мяч

И дозволяется слово связка (А НЕТ)

По такому же принципу строится работа с другими моделями.

Вторая модель:

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

Третья модель:

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

Это метод я использую чаще всего в совместной деятельности с детьми

Еще я использую в своей работе прием системного анализа или системный оператор.

Системный оператор - это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах. Это видение единства всего, что нас окружает, - мира, в котором мы живем, позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями объекта, позволяет провести анализ интересующего нас объекта во времени.

Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или

даже преобразовать.

Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие

части.

Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью

которой и является изучаемый нами объект.

Например, показываю детям картинку Лисенка, надсистема дикие животные, лес, зоопарк, цирк, подсистема уши, глаза, зубы, хвост, шерсть, усы.

Свою задачу вижу в том, чтобы помочь детям познать, что все, что нас окружает, взаимосвязано с друг другом, изменяется, развивается, а главное, что любой предмет, является частью чего-то большого и в тоже время из чего –то состоит сам.

Игра «Кем(чем) был?»

Показываю детям помидор и задаю вопрос: помидор в прошлом был чем? (зернышком), в бедующим будет? (Томатный сок, салат).

Цыплёнок в прошлым был яйцом, а в будущем курица, петух.

Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, - занимательная игра, с другой – развитие умственной активности ребенка.  В результате использования в работе методов ТРИЗ, у моих детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, развиваются аналитические способности, и обогащается речь.

    На данном этапе мы совместно с детьми разучиваем и играем в игры, но считается наилучшим чтобы дети могли играть самостоятельно, потому в перспективе вижу научить детей самостоятельно использовать разученные игры.

А для себя ставлю задачу продолжить знакомство с методами и приемами ТРИЗ технологии, а также расширять свою картотеку игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие старших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность

Это концепция, в которой описаны основныеформы исследовательской деятельности старших дошкольников, используемые в моей работе с детьми....

Перспективное планирование по использованию ТРИЗ - игр в познавательном развитии старших дошкольников

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса  - один из важнейших вопросов воспитания и развития детей дошкольного возраста. Одним из результативных способов формирования позна...

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...

"Игра против лености ума!" ( дидактическая игротека как средство интеллектуального развития старших дошкольников)

           Часто от школьных педагогов можно услышать упреки в адрес родителей «У вашего ребенка леность ума». Ленивый ум. Что это такое? Это отсутстви...