Рабочая программа кружка "Речевичок"
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Белек»
с. Бельдир-арыг Тес-Хемского кожууна
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ д/с«Белек»
__________________ А. В. Сырат
.
Старшая группа
Муз. руководитель:
Бодаалай Л. Б-Б.
Направление моей работы:
Использование пальчиковых игр
Задачи:
Развивать через пальчиковые игры восприятие, внимание, память, мышление, воображение, моторные навыки.
Пояснительная записка
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.
В планировании занятий кружка можно использовать принцип концентрического наращивания материла по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующих птиц и т.д.)
В каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
На представленных логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:
- уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- расширение лексического запаса;
- развитие слухового внимания и зрительной памяти;
- совершенствование общей и мелкой моторики;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Логоритмические занятия включают занятия в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность. Дыхательные упражнения основаны на методе Б. Толкачева (озвученный выдох), звуковом дыхании М. Лазарева, доступных примах по методу В. Емельянова.
Перспективный план кружка
«Речевичок»
Месяцы | Дни | Тематические занятия |
I | 6, 13, 20,27 | «Прогулка в осеннем лесу». «Мишкина малина». |
II | 4, 11, 18,25 | «Осенняя ярмарка». «Сундучок осени». |
III | 8, 15, 22, 29 | «Почему медведь зимой спит». «Поиграем в поезд». |
IV | 6, 13, 20,27 | «Два Мороза». «Новогодний поезд». |
V | 10, 17, 24, 31 | «Зимняя царица». «Мы - строители». |
VI | 7,14, 21,28 | «Кем быть?» «Крокодил Гена идет в армию». |
VII | 7, 14, 21, 28 | «Пироги пекла лиса». «Кто где живет». |
VIII | 4,11, 18,25 | «На лесном перекрестке». «Птицы». |
IX | 9,16, 23,30 | «В гостях у лягушат». «Приключения Квака». |
- Артына Темир
- Биликти Алиса
- Биче-оол Кан-Демир
- Миндин Анастасия
5. Ооржак Алдын
6. Сагаан Начын
7. Сагаан Эльнара
8. Увангур Дугер
9. Бодаалай Кан-Болат
10. Оюн Алтана
Занятие
Тема: Два мороза
Оборудование: игрушки - волк, лиса, зайчик, снегирь, белка, мишка; морковка (муляж) – по одной каждому ребенку, маска лисы; шапки Морозов.
Ход занятия
Оделась речка в тонкий лед
А снег идет, идет, идет…
Вовсю старается зима:
Белит поля, белит дома,
Мостит дорогу для саней –
Поедет Дед Мороз по ней.
- Фонопедические упражнения «Мороз»:
Вышел на просторы погулять мороз.
«Топ-топ! Чап-чап!» - (2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям).
Белые узоры в косах у берез
«У!» - (короткие, «острые» звуки в высоком регистре на разной высоте).
Снежные тропинки, голые кусты
«Ш…» - (потирая ладони друг о друга).
Падают снежинки тихо с высоты.
«П!.. П!..» - (постепенно опуская руки вниз).
В белые метели, утром до зари,
В рощу прилетели стайкой снегири.
(Прижать руки к груди и, произнося «Фр-р-р…», резко разводить их в стороны).
Зиме, морозу рады и зайчики, и белочки,
И радуются снегу и мальчики, и девочки.
- Упражнение «Снежинки» на развитие чувства ритма
- Мороз Красный Нос ветром подул, поднял снежинки вверх и закружил метелицей.
- Ритмическая игра «Метелица»
Метелица, метелица,
Снег по полю стелется.
(Дети врассыпную двигаются по залу, делая плавные движения руками перед собой).
Кто кружится, вертится, (кружатся)
То заметелится. (Приседают на последний слог).
- Комплекс общеразвивающих упражнений
Серый волк бежит по лесу. (Бег с забрасыванием ног назад).
А за ним бежит лиса,
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
А у елки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке. (Приседание с хлопком в ладоши, произнося «Ох!»)
Снегирек летает,
Крылья расправляет. (Повороты корпуса вправо-влеово, делая взмах руками, как крыльями).
С ветки на ветку рыжий зверек
Весело прыгает – скок-поскок (Прыжки вправо-влево, вперед-назад в чередовании с ходьбой).
А мишка спрятался в берлоге.
- Стихотворение «Как на горке снег, снег» (сопровождать речь движениями).
Как на горке – снег, снег, (Поднять руки вверх, на слова «снег, снег» здесь и далее 2 раза свободно опустить кисти).
И под горкой – снег, снег, (опустить руки вниз).
И на елке – снег, снег, (соединить ладони над головой «домиком»).
И под елкой – снег, снег, (опустить руки вниз).
А под елкой спит медведь. (положить ладошки под щеку и закрыть глаза).
Тише, тише. Не шуметь! (погрозить пальцем).
- А Мороз Синий Нос навалил под елку много снега, накрыл снежным одеялом мишкину берлогу.
Видят Морозы – никто из них друг друга одолеть не может, и решили не ссориться, не спорить, а вместе ходить, дружно мосты ледяные наводить. Да видят, что звери лесные озябли, убавили мороза, а зайчатам морковку подарили.
Мы морковку в ручку взяли,
С ней немножко поиграли.
- Гимнастика для глаз:
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.
Вниз морковку опусти. (Дети берут по морковке и передвигают соответственно тексту, прослеживая движение взглядом).
Только глазками смотри.
Вверх и вниз и вправо-влево.
Ай-да, Заинь-ка умелый!
Глазками моргает,
Глазки закрывает.
Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали.
- Итог занятия.
Занятие
Тема: «Кем быть?»
Оборудование: бубен, дудка, зеркала.
Ход занятия
Логопед.
У меня растут года
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
- Комплекс общеразвиающих упражнений «Профессии»:
Логопед.
Я – шофер – помыл машину,
(топающий шаг).
Сел за руль и выгнул спину
Загудел мотор, и шины
Зашуршал у машины.
Подметает дворник двор
Убирает дворник двор.
(наклоны вперед с одновременными рывками рук, имитируя подметание).
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту.
(Повороты вправо и влево, приставляя ладонь к глазам).
А сапожник сапоги
Для любой сошьет ноги.
(«Распашонка» - присесть, встать, выставляя поочередно ногу на пятку).
К сапогам прибьет подковки
И – пляши без остановки.
Наши летчики – пилоты
Приготовились к полету.
(наклоны корпуса вправо-влево с произнесением звуков «вж-ж…», прямые руки – в стороны).
- Логопедическая гимнастика. Упражнение «Молоток» (для укрепления мышцы языка, вырабатывания подъема спинки языка).произносить с отстукиванием ритма кулачками друг о друга).
Га-га-га-га-га-га-гак!
Гэ-гэ-гэ-гэ-гэ-гэ- гэк!
Го-го-го-го-го-го-гок!
Гу-гу-гу-гу-гу-гу-гук!
Гы-гы-гы-гы-гы-гы-гык!
Ги-ги-ги-ги-ги-ги-гик!
Упражнение «Маляр»:
Я – маляр, шагаю к вам
С кистью и ведром.
Свежей краской буду сам
Красить новый дом.
Упражнение «Трубочка»:
Задымила наша печь,
Пироги не хочет петь.
Мастер тут пришел умелый,
Повязал он фартук белый.
Кирпичи поправил в кладке
И замазал глиной щель…
Печь у нас теперь в порядке,
Не дымит она теперь. (Печник).
Упражнение «Блинчик» - «Пирожок»
Ребята, кто же не придет,
Когда вас повар позовет.
Из масла, меда и муки
Печет он чудо-пирожки.
- Имитация движений:
Заиграла дудка,
(имитировать игру на дудке, выставляя ноги на пятку).
Я плясать пойду.
В пляс за мной, ребята,
Ду-ду-ду.
Барабан грохочет,
(имитировать игру на барабане).
Будто сильный гром.
В лес за мной, ребята,
Бом-бом-бом!
- Мимическое упражнение «Артистка»:
(Дети передают мимикой испуг, гнев, радость, задумчивость, грусть).
Мыло пенится в корыте,
Мы стираем, посмотрите!
Буду прачкой я друзья!
Помогаю маме я.
- Проговаривание чистоговорки жестами:
Од-од-од – мы вскопали огород.
(Хлопки в ладоши).
Ода-ода-ода – стоит хорошая погода.
(Хлопки по коленям).
Да-да-да – растениям нужна вода.
(Щелчки пальцами).
Ду-ду-ду – за водой я пойду.
(Перетопы ногами).
У маленькой катюши
Много так забот.
С утра зерно цыплятам
На птичий двор несет.
- Итог занятия.
Занятие
«Прогулка в осеннем лесу»
Оборудование: осенние листья; иллюстрации – птички, филин, зайчик с барабаном, ежик, малина; бубен.
Ход занятия
- Динамические упражнения
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдем.
Может быть, в лесу осеннем
Мы боровичка найдем.
Дети берутся за руки и за логопедом идут хороводным шагом «змейкой» между разложенными на полу листьями.
Праздник осенью в лесу –
И светло, и весело.
Вот какие украшенья
осень здесь развесила.
На деревьях листочки какого цвета? (Ответы детей). Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю
- Дыхательное упражнение «Ветер и листья»
После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).
- Упражнение «Золотые листики»
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат – шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Ш-ш-ш-ш…
Дети кружатся. Опускаются на колени. Водят руками по полу.
Качают руками вправо – влево.
Мы – певцы, певцы лесные.
Песня поем простые:
О цветах, о солнышке,
о маленьком воробышке.
Дети произносят «чик-чирик!» в высоком регистре, помахивая руками, как крыльями.
Пальчики – головка,
Крылышки – ладошка.
Повернуть ладони к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка птички, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими, произнося: «Фыр-фыр».
Сидит филин на суку
И кричит: «Бу-бу, бу-бу!»
Прижать друг к другу сжатые в кулаки руки. Большие пальцы – вверх («ушки»), указательные – вместе, указывая себе на грудь («нос»).
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-там-там!
Сжать пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы прижать друг другу и поднять вверх. Безымянным и мизинцем стучать по большому пальцу. Произносить «д-д-д…».
Всюду песни, гомон, свист,
Только он не голосист.
Пых-пых, пых-пых,
Дайте ножик,
Чтоб свисток мог сделать… (Ежик).
Прижать ладошки друг к другу и двигать ими вправо-влево, широко раздвинув прямые пальцы, и произносить: «Пых-пых!»
Губы сложим в трубочку –
на свисток похоже.
Посвистеть в свисток
И без свистка мы можем.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед. Произносить звук «у».
Посмотрите, какой веселый ежик прибежал на нас поглядеть.
- Массаж лица «Ежик» с проговариванием чистоговорки.
Хором. Жа-жа-жа –
Мы нашли в лесу ежа.
Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз.
Жу-жу-жу –
Подошли мы к ежу.
Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 7 раз.
Ужа-ужа-ужа –
Впереди большая лужа.
Приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырек, и растереть лоб движениями в стороны – вместе.
Жок-жок-жок –
Надень ежик сапожок.
Кулачками массировать крылья носа.
- Массаж пальцев «Малина»
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица. Кисть опущена (пальцы – «ветки»). Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимаем ягоды».
Ягод полное лукошко!
Я попробую немножко.
Сложить ладони «корзинкой».
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Собранием щепотью пальцами правой руки прикасаться к левой ладони и подносить ко рту.
Раз, два, три, четыре, пять…
Поочередно массировать каждый палец на одной руке (при повторении – на другой).
Снова буду собирать.
Хлопки в ладоши.
Угостил нас ежик малинкой и стал играть догонялки.
- Подвижная игра «Лесные звери» (на внимание)
Ребята идут друг за другом. На один удар бубна замирают, изображая лисичку, на два бубна – мишку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка
Это статья представлена для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...
Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.
Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...
Формирование речи и речевого общения в процессе организации речевых игр
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста содержит задачи, направления работы, этапы, используемая литература...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...