РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ 5-6ЛЕТ СТАРШЕЙ «Б» ГРУППЫ
рабочая программа (старшая группа)

Кучерова Ольга Александровна

Рабочая программа  по организации жизнедеятельности воспитанников старшей группы «Б» группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_starshaya_b_gruppa_2.docx117.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПроработаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

ПРИНЯТО     УТВЕРЖДЕНО

на Педагогическом советеДиректор МБОУ «СОШ № 6»

Протокол № ___                                                                             ____________Т.Н. Барматина

от ____________                                                                          Приказ №____ от___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ 5-6ЛЕТ

  СТАРШЕЙ  «Б» ГРУППЫ

(составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОткрытиЯ», образовательной программы МБОУ)

Срок реализации: 2017-2018год

                                                                              Авторы:

                                                                                     Воспитатели

                                                                                         Кучерова О.А.

                                                                                                       Пашкаева Н.Н.

г. Нефтеюганск, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

I.Целевой раздел

1. Пояснительная записка                                                                                            

Введение

Цели и задачи

Принципы и подходы

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики

Возрастные особенности детей старшей группы

Индивидуальные особенности детей старшей «Б» группы

Особенности организации образовательного процесса в группе

1.2. Планируемые результаты освоения программы образовательного процесса

II.Содержательный раздел

2.1. Учебный план

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе

2.3. Взаимодействие с семьей

2.4. Планирование работы с детьми

Годовое планирование тематических проектов

Планирование заданий в центрах активности в рамках реализации тематического проекта

2.5. Вариативная часть

III.Организационный раздел

3.1. Оформление предметно-пространственной среды в группе

3.2. Режим дня

3.3. Расписание непосредственно образовательной деятельности

3.4. Система закаливания

3.5. Двигательный режим

3.6. Модель календарного планирования воспитателя

3.7. Перечень методических пособий

3.8. Система мониторинга развития воспитанников

I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

  • Введение

Рабочая программа по организации жизнедеятельности воспитанников старшей «Б» группы разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОШ №6», в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.

Рабочая программа  по организации жизнедеятельности воспитанников старшей группы «Б» группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

-постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

-Устав учреждения.

  • Цели и задачи основной образовательной программы МБОУ.

Программа разработана  на основе:

Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОткрытиЯ» под редакцией Е.Г. Юдиной,  соответствует ФГОС ДО, ориентирована на личностно-ориентированный подход к ребенку в дошкольном образовании, что и дает ей основания позиционировать себя как программу, ориентированную на ребенка.

        Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Открытия» – это программа развития личности ребенка дошкольного возраста в группе Организации.

Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Согласно ФГОС ДО, программа направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п. 2.4.) .

В соответствии с установками Программы, ребенок является не объектом, а субъектом, участвующим в своем собственном развитии, поэтому особенно важно способствовать развитию у ребенка инициативы и самостоятельности, чувства собственного достоинства, а также создавать условия для развития сотрудничества со сверстниками и взрослыми, т.е. для создания сообщества детей и взрослых в группе Организации.

Целью Стандарта является повышение социального статуса дошкольного образования и обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, ее структуре и результатам ее освоения.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач, определенных ФГОС ДО:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Данное требование Стандарта определяет обращение к личностно-ориентированной педагогике, заложенное в Программе. В этой связи важно понимать, какие цели преследует подход, ориентированный на ребёнка (личностно-ориентированный), и чем он отличается от целей традиционной системы образования (знаниево-центристский), часто не столько ориентированной на интересы детей, сколько отвечающей интересам педагогов.

Позиции

Знаниево-центристский

(ориентированный на педагога)

Личностно-ориентированный

(ориентированный на ребёнка)

Цель

Вооружить ребёнка знаниями, умениями,

навыками

Содействовать становлению и развитию личности ребёнка, его самореализации

Содержание

образовательного

процесса

Передача знаний, социальных норм,

подготовленных и предлагаемых педагогами

Ориентация активной деятельности детей по

созиданию, получению, овладению и применению

полученных знаний для решения проблем

Ожидаемый результат

Знания по дисциплинам

Компетентности

Направление контроля

Овладели ли дети знаниями?

Приобрели ли дети

компетентности?

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Цель Программы заключается в расширении прав и возможностей ребенка, в развитии его способностей, его человеческого достоинства и уверенности в себе, самостоятельности и ответственности, причем способами, ориентированными на ребенка, позитивными по отношению к нему, поддерживающими и охраняющими его личное достоинство.

Согласно ФГОС ДО основная образовательная Программа Организации должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в следующих образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Программа нацелена на то, чтобы ребенок на этапе завершения дошкольного образования оказался способен:

  • принимать перемены и порождать их;
  • критически мыслить;
  • осуществлять самостоятельный и осознанный выбор;
  • ставить и решать проблемы;
  • обладать творческими способностями;
  • проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность;
  • заботиться о себе, других людях, обществе, стране, окружающей среде;
  • работать в команде.

Задача Программы заключается в раскрытии и развитии индивидуальности каждого ребенка, создании субъектного опыта его жизнедеятельности, благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, личностно значимых потребностей и интересов. Развитие детей, приобщение их к культурным нормам действий и взаимодействия с другими людьми строится, исходя из способностей каждого ребёнка и с опорой на законы возраста.

Согласно ФГОС ДО основная образовательная Программа в дошкольной образовательной организации обеспечивает «создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей)» (ФГОС ДО, п. 3.1.)

Программа решает все эти задачи в комплексе:

•  способствуя развитию детей во всех образовательных областях, сохраняя и укрепляя физическое и психическое здоровье детей, создавая в Организации сообщество детей и взрослых, в рамках которого детям прививаются принципы свободной дискуссии, сотрудничества, содействия, уважения к личности каждого человека, ответственности и самостоятельности;

• оказывая поддержку всем детям, включая детей со специальными потребностями, в достижении высоких стандартов, устанавливаемых программой, обеспечивая равный доступ к обучающему содержанию, методам обучения, обучающим заданиям, материалам и образовательной среде группы;

  • создавая условия для вовлечения семьи в образовательный процесс в Организации, уважая и поддерживая все формы участия семей и местного сообщества в образовании детей.

Программа основана на практике образования, учитывающего развитие каждого ребенка, что позволяет большинству детей развиваться и учиться, полностью используя свой потенциал. Именно такая практика является основой высококачественной работы Организации.

  • Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

-Принцип развивающего образования предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребенку с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учётом его интересов, склонностей и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога в зоне ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, т.е. реализации как явных, так и скрытых возможностей ребенка;

-Принцип позитивной социализации ребёнка предполагает освоение ребёнком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым  и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;

предполагает освоение ребенком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;

-Принцип возрастной адекватности образования  предполагает подбор педагогом содержания и методов  дошкольного образования  в соответствии с возрастными особенностями  детей;

-Принцип  личностно-ориентированного взаимодействия  лежит в основе образования детей дошкольного возраста;

-Принцип индивидуализации дошкольного образования предполагает: постоянное наблюдение за развитием ребёнка, сбор данных о нем, анализ его деятельности  и создание индивидуальных программ  развития; помощь ребёнку в сложной ситуации; предоставление ребёнку возможности выбора  в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личную активность.

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

  • Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

Количество воспитанников в группе 29 детей. Из них: 18 девочек,  11 мальчиков.

- Возрастные особенности воспитанников старшей группы

Показатели

Содержание

Ведущая деятельность

Ролевая игра и игры с правилами

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Познавательная деятельность

Условия успешности

развития ребенка на данном этапе

Новые предметы, о которых  слышал или видел.

Объект познания

Новые предметы, о которых  слышал или видел.

Способ познания

Познавательное общение со взрослыми и сверстниками; самостоятельная деятельность,  экспериментирование

Мышление

Наглядно-образное мышление

Образно-схематическое  мышление

Восприятие

Возрастает осознанное восприятие.

Воображение

Творческое (возрастает целенаправленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов – увеличение продолжительности игры на одну тему)

Произвольность познавательных процессов

Развитие целенаправленного запоминания.

Личностные особенности

Форма общения

Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное (В этот период ребенок особенно стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками  - появляется познавательная мотивация в общении)

Отношения со сверстниками

Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении

Отношения со взрослыми

Источник информации, собеседник.

Эмоции

Преобладание ровного оптимистического настроения

Речь

Формирование планирующей функции речи (т.е. ребенок учится последовательно логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом) Через планируемую функцию речи идет дальнейшее развитие мышления.

Ведущая потребность

Потребность в общении,  в творческой активности

Новообразования

-Предвосхищение результата деятельности.

-Активная планирующая функция речи.

-Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

-Индивидуальные особенности группы

Особенности взаимоотношений со сверстниками:

У детей группы сформировались игровые предпочтения и дружеские стойкие отношения, дети могут самостоятельно решать конфликтные ситуации в общении. С интересом общаются со взрослыми, основные мотивы – поделиться собственными впечатлениями или узнать что-то интересное.

Дети самостоятельно либо с помощью взрослого могут решать конфликты разными способами. 23% детей могут самостоятельно выбирать центры активности и вид деятельности. Способны анализировать и комментировать свои действия 79 % детей. Отвечают на вопросы взрослого: у тебя получается (не получается) и почему? Способны 79% детей.Высказываются в пределах темы способны. Могут поддерживать беседу по определенной теме; делают спонтанные высказывания в пределах определенной заранее темы способны 87% детей. Соблюдают простые правила поведения 87 % детей.

Особенности и интересы в познавательной сфере:

Дети с удовольствием решают познавательные ребусы, загадки в игровой форме, интересуются необычными фактами из жизни животных, людей, о предметах. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.

Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 87% детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.

 -Особенности организации образовательного процесса в группе.

1)При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Ханты-Мансийский Автономный округ – север России. Климат округа умеренный континентальный, характеризующийся быстрой сменой погодных условий, особенно осенью и весной, а также в течение суток. Зима суровая и продолжительная с устойчивым снежным покровом, лето короткое и сравнительно тёплое. Для переходных сезонов (весна, осень) характерны поздние весенние и ранние осенние заморозки. Средняя температура января по округу колеблется в пределах - 18-24C. Продолжительность периода с отрицательной температурой воздуха может достигать 7 месяцев, с октября по апрель; с устойчивым снежным покровом - 180-200 дней - с конца октября до начала мая. До середины июня нередки заморозки. Самый тёплый месяц июль. Летом преобладающее направление ветра северное, в отличие от зимы, когда чаще наблюдается южный ветер. Известно, что Север накладывает свой отпечаток и на психологическое развитие детей. На них влияют резкие перепады атмосферного давления, длительное пребывание при искусственном освещении, высокая влажность воздуха, сильные и частые ветра, длительная и жесткая зима с очень низкими температурами, дождливое и недостаточно теплое лето, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни.  Для решения данных проблем, побуждаем детей к совместной познавательно-экспериментальной деятельности не только в группе, но и во время прогулок на веранде, на участке детского сада, используя игровую мотивацию, которая подвигает детей к деятельности, пробуждая у них интерес к познанию, используются: сюрпризные моменты, индивидуальный подход, учет интересов, особенностей, мнение родителей (законных представителей) воспитанников, что позволяет отслеживать психоэмоциональное состояние каждого ребёнка в период особых климатических условий. В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.

        Для преодоления сенсорной депривации в условиях Севера, где дети лишены возможности познавать окружающий мир с помощью тактильного восприятия, используются в работе схемы, мнемотаблицы, иллюстрации, познавательная литература, музыкальное сопровождение. В доступной форме используются приемы экспериментирования, опыты с природным материалом: снегом, песком, почвой; наблюдения за таянием снега; замерзанием и кипением воды; знакомство с основными состояниями веществ в природе: жидким, твердым, газообразным, зависимость неживой и живой природы от климатических условий.

       Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов: 1-холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности; 2-летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня.

 2) Демографические особенности: Анализ социального статуса семей выявил, что в старшей группе «Б» воспитываются дети из полных (83%), из неполных (17 %) и многодетных (20 %) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (70 %) и средним профессиональным (30 %) образованием.

3) Национально – культурные особенности: Этнический состав воспитанников группы: русские, дагестанцы, таджики. Достаточно хорошо известно, что любая национальная культура – это, прежде всего, культура рода, семьи, в которой вырос ребенок. Учитывая это, педагоги не запрещают детям разговаривать на родном языке; очень внимательно прислушиваются ко всем пожеланиям родителей из семей другой этнической принадлежности. Воспитанники, по желанию, охотно повторяют за детьми незнакомые слова и запоминают их смысл, это развивает интеллект детей. Но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Благополучный микроклимат в группе способствует благополучному, радостному, комфортному пребыванию детей в детском саду, что положительно сказывается на психическое, физическое, нравственное здоровье воспитанников. Весь контингент воспитанников проживает в условиях города.

  1. Планируемые результаты освоения программы

(в виде ключевых компетентностей, где критерии и  показатели соответствуют целевым ориентирам)

К концу года воспитанник  способен:

Способность

Старшая группа

Контролировать свое поведение

1.Делится с другими.

2.Спрашивает разрешения на пользование чужими вещами, аккуратно с ними обращается.

3.Обосновывает  свои суждения с помощью взрослого: почему лгать и присваивать чужие вещи плохо, а защищать малышей и помогать им хорошо.

4.Решает конфликты разными способами с помощью взрослого (самостоятельно).

Формулировать свой интерес, предпочтение, намерение

1.Выбирает центры  активности, деятельность, материал, способ действия, партнера  с помощью взрослого.

2.Критически оценивает  и анализирует  результаты (достижения и ошибки) с помощью взрослого.

3.Предлагает, высказывает свое мнение с помощью наводящих вопросов.

4. словами свои мысли, планы, чувства, желания, потребности.

5.Формулирует причины своих чувств.

6.Аргументирует  свою точку зрения с помощью взрослого.

7.Представляет  свое достижения по наглядному алгоритму.

Анализировать и комментировать свои действия

1.Отвечает на вопросы взрослого: у тебя получается (не получается) и почему?

2.Комментирует 3-5 действий.

Выполнять простые правила, договариваться о правилах

1.Устанавливает и выполняет 4-5 правил поведения.

Организовывать свою работу

1.Повторяет учебную задачу и выполняет.

2.Определяет границы собственного знания/незнания

с помощью взрослого (предметная, социальная область).

3.Определяет замысел  и  реализует его

(описывает результат, отбирает нужный  материал, планирует три - пять действий, обнаруживает ошибки, оценивает результат по двум заданным критериям).

4.Оценивает способ действия как ошибочный или  приводящий к результату, пробует другой путь с помощью взрослого.

5.Выполняет действия по словесной инструкции и схемам.

6.Применяет   способы познания в соответствии с ситуацией  с помощью взрослого и самостоятельно (работа с книгой, обращение к другим людям, наблюдения, обследовательские действия, опыты, эксперименты).

7.Выполняет 7-12 операций.

8.Доводит действия до результата.

9.Кооперируется со сверстниками для достижения результата (работа в паре).

Задавать вопросы и отвечать на вопросы  

Задает и отвечает на вопросы: для чего? как? почему?

Работать  с информацией

1Называет источники знаний, (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ).

2.Отбирает нужную информацию (с помощью взрослого); присваивает (запоминает, изображает).

3.В информации об объектах выделяет признаки и замечает изменения с помощью взрослого.

4.Предоставляет информацию с помощью вопросов взрослого и самостоятельно с опорой на схемы.

Высказываться в пределах темы

1.Поддерживает беседу по определенной теме.

2.Делает спонтанные высказывания в пределах определенной заранее темы.

3.Делает подготовленные высказывания с помощью взрослого.

Использовать элементарные нормы общения

1. Внимательно слушает взрослого и сверстника по напоминанию.

2.Вступает в контакты с незнакомыми людьми.

3.Хвалит, поддерживает, приходит на помощь и обращается за помощью по побуждению взрослого.

4.Знает и говорит слова приветствия и  благодарности.

Сотрудничать со взрослыми, сверстниками, детьми разного возраста

1.Договаривается, распределяет действия, действует согласованно и приходить к общему результату в парах с помощью взрослого.

2.Инициирует   взаимодействие  со сверстниками.

3.Участвует в групповых играх с принятием совместных решений, распределением ролей, соблюдением правил с помощью взрослого.

II. Содержательный раздел

2.1.Учебный план

Базовая часть (инвариантная) Образовательные области

Виды детской деятельности

Непосредственно-образовательная деятельность  

НОД

Число занятий в неделю

Физическое развитие

Двигательная

Физическая культура                

(в зале)

2

50/200/1550

Физическая культура              

(на прогулке)

1

25/100/775

Социально-коммуникативное развитие

Познавательная, игровая, общение

РЭМП/ развитие

элементарных математических

представлений

1

25/100/675

Центр математики

Познание

1

25/100/675

Центр науки

1

1 раз в 2 недели

25/50/400

Центр песка и воды

1

1 раз в 2 недели

25/50/400

Центр кулинарии

Речевое развитие

Познавательная, игровая

Развитие речи

Подготовка к обучению грамоте

1

25/100/675

Центр грамотности и письма

Художественно-эстетическое развитие (работа в центрах)

Музыкальное, художественное

творчество

Музыка

2

50/200/1550

Рисование

2

50/200/1350

Лепка

Аппликация

1

1 раз в 2 недели

25/50/400

Центр искусства

Конструирование

1

25/100/675

Центр строительства

Количество минут в неделю

325 мин – 5ч 25 мин

Общая продолжительность работы в центрах активности в течение дня

1ч 35 мин

ИТОГО:

Объём обязательной части не менее 60 %

13

Утренний, вечерний сбор/

Развитие социальных навыков

15/15 мин

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности

Чтение художественной литературы

ежедневно

Конструктивно – модельная деятельность

1 раз в неделю

Игровая деятельность

ежедневно

Общение при проведении режимных моментов

ежедневно

Дежурства

ежедневно

Прогулки

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная игра

ежедневно

Региональный компонент

периодичность

Базовый вид деятельности

периодичность

Познавательно-исследовательская деятельность

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития

ежедневно

Оздоровительная работа

Утренняя гимнастика

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

Конструктивно-модельная деятельность

1 раз в неделю

Игровая деятельность

ежедневно

Общение при проведении режимных моментов

ежедневно

Дежурства

ежедневно

Прогулки

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная игра

ежедневно

Базовый вид деятельности

периодичность

Познавательно-исследовательская деятельность

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития

ежедневно

Оздоровительная работа

Утренняя гимнастика

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

«Социально-коммуникативное развитие»

Задачи

Формы работы

Присвоение общепринятых норм, моральных и  нравственных ценностей

Акции

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Совместные задания для работы в микрогруппе

Дежурство

Поручение

Работа над конечным продуктом в тематическом проекте

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками

Коммуникативные игры

Диалог

Презентация конечного продукта

Мастер-класс

Формирование представлений  об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе

Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач

Решение проблемных ситуаций

Освоение способов безопасного поведения в быту, на улице, в природе

Смоделированные ситуации с детьми

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Экскурсии

Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач

Чтение и анализ литературных произведений

Ситуативный разговор

Дежурство

Уборка в центрах активности

Настольно-печатные игры

Формирование  элементарных навыков самообслуживания

Игра

Чтение

Практические действия

«Познавательное развитие»

Задачи

Формы работы

Развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий

Теоретические исследования Эксперименты

Опыты

Экскурсии

Формирование первичных представлений о себе и других людях

Теоретические исследования

Работа со схемами и моделями

Работа над конечным продуктом в тематическом проекте

Формирование представленийоб объектах и явлениях окружающего мира,  их свойствах и отношениях

Исследовательская деятельность

Эксперименты

Разв. игры

Экскурсия

Чтение

Работа со схемами и моделями

Сюжетно-ролевые игры

Просмотр и анализ видеофильмов, телепередач

Работа над конечным продуктом в тематическом проекте

Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках

События

Настольно-печатные игры

Режиссерские игры

Составление и разгадывание кроссвордов

Составление картографов

Теоретические исследования

Изготовление тематических альбомов, книг, макетов, плакатов

Постановка спектаклей

Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира

Исследовательская деятельность

Эксперименты

Разв. игры

Экскурсия

Чтение

Работа со схемами и моделями

Просмотр и анализ видеофильмов, телепередач

Подвижные игры

Работа над конечным продуктом в тематическом проекте

«Речевое развитие»

Задачи

Формы работы

Обогащение активного словаря

Просмотр видеофильмов, телепередач

Теоретические исследования

Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Презентация конечного продукта

Мастер-класс

Совместные задания для работы в микрогруппе

Решение проблемных ситуаций

Речевые игры (технология ТРИЗ)

Составление рассказов, писем

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Игры - драматизации

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Кроссворды

«Художественно-эстетическое развитие»

Задачи

Формы работы

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного, музыкального, изобразительного искусства

Рассматривание произведений искусства

Экскурсия (музей, выставки)

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Просмотр видеофильмов, презентаций

Посещение концертов, выставок

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной,  и др.).

Организация выставок

Создание коллекций

Концерты

Литературные гостиные

Конкурсы

  «Физическое развитие»

Задачи

Формы работы

Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений

Соревновательные состязания

Эстафеты

Развитие физических качеств

Формирование начальных представлений о некоторых  видах спорта

Просмотр видеофильмов и презентаций

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

Развивающие игры Ситуативный разговор

Тематический досуг

2.3.Взаимодействие с семьей

План работы с родителями по участию в образовательном процессе старшей « Б» группы

п\п

Название мероприятия

Цель

Ответственные

Сроки

1.

Фоторепортаж «Лучшие на свете впечатления о лете!»

Обмен информацией между родителями в организации семейного досуга в летний период.

Воспитатели, родители

сентябрь

2.

Родительское собрание «Ключевые компетентности детей старшего возраста».

Знакомство родителей с психологическими и возрастными особенностями детей, ключевыми компетентностями старшего дошкольного возраста.

Воспитатели

сентябрь

3.

Акция «Внимание, дети!»

Привлечение родителей к адаптации воспитанников к транспортной среде,  обеспечению безопасности детей на дорогах.

Воспитатели, родители

сентябрь

4.

Консультация для родителей «Портфолио дошкольника – досье успеха».

Знакомство родителей  с одним из средств развития успешности ребенка – портфолио. Привлечение родителей к оформлению страниц портфолио по предложенной структуре.

Воспитатели, родители

октябрь

5.

Выставка поделок из природного материала «Волшебство леса».

Привлечение родителей к  совместной с детьми продуктивной деятельности дома, к обмену знаниями и техникой изготовления поделок между родителями и детьми.

Родители

октябрь

6.

Фотовыставка «Мой родной город».

Привлечение родителей к формированию у детей патриотических чувств через ознакомление  с малой Родиной.

Воспитатели,

родители

октябрь

7.

Консультация «Групповые сборы в группе»

Привлечение родителей в участии утреннего  и вечернего сборов в группе.

Воспитатели

ноябрь

8.

Выставка рисунков «Мамочка милая моя».

Привлечение родителей к воспитанию уважения и бережного отношения к маме. Побуждение детей к передаче эмоционального отношения и чувств в портрете, передаче в рисунке настроения и внешние особенности конкретного человека.

Воспитатели, папы

ноябрь

9.

День открытых дверей.

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми в центрах активности, привлечение к участию в жизни группы и детского сада.

Воспитатели

декабрь

10.

Родительское собрание «Здоровый образ жизни.  Нужные советы».

Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях д\с.

Воспитатели

декабрь

11.

Акция «Ёлочка».

Формирование экологической культуры родителей и детей.

Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми дома. Передача способов взаимодействия между взрослым и ребёнком.

Воспитатели, родители

декабрь

12.

Совместное выстраивание с родителями стратегии дома по решению задач развития на ребенка.

Активное участие родителей в определении целей развития своих детей.

Воспитатели

декабрь

13.

Выставка рисунков «Зимние забавы».

Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми дома. Передача способов взаимодействия между взрослым и ребёнком.

Воспитатели, родители

январь

14.

Публичные выступления.

Повышение заинтересованности родителей в результатах развития социальной компетентности своего  ребенка.

Воспитатели,

родители

январь

15.

Фестиваль проектов «Мой мир».

Оказание поддержки родителей   в самореализации личностных познавательно-творческих способностей своих детей.

Воспитатели,

родители

февраль

16.

Фотовыставка «Мой папа самый лучший».

Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка.

Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.

Воспитатели, родители

февраль

17.

Выставка рисунков, «Нашей армии - салют!»

Привлечение к совместному оформлению с родителями и детьми выставки рисунков «Нашей армии - салют!»

Воспитатели,

родители

февраль

18.

Консультация  «Ребёнок и современные гаджеты».

Распространение среди родителей знаний о способах поиска информации, правильной организации работы ребёнка за компьютером. Помощь родителям по проблеме взаимодействия с современными гаджетами.

Воспитатели, родители

март

19.

Оформление фотовыставки: «Самые обаятельные и привлекательные!»

Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду.

Воспитатели

март

20.

Акция «За здоровье и безопасность».

Привлечение родителей к формированию у детей навыков осознанного, безопасного поведения, созданию условий для здорового образа жизни в семье.

Воспитатели, родители

апрель

21.

Выставка рисунков «Космическая одиссея».

Расширение представления детей о многообразии космоса через совместную творческую деятельность родителей и детей.

Воспитатели,

родители

апрель

22.

Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей».

Информирование родителей о сформированности ключевых компетентностей у детей.

Воспитатели

май

23.

Выставка рисунков «Спасибо скажем за победу».

Приобщение родителей и детей к уважительному отношению исторического прошлого Родины.

Воспитатели, родители

май

24.

Совместное выстраивание с родителями стратегии дома по решению задач развития на ребенка.

Активное участие родителей в определении целей развития своих детей.

Воспитатели

май

25.

Индивидуальные консультации по запросу родителей.

Информирование родителей по вопросам развития ребенка.

Воспитатели

в течение года

2.4.Планирование работы с детьми в группе

  • Годовое планирование тематических проектов

п/п

Тема проекта

Краткое содержание

Предполагаемые продукты

1.

 «Твой безопасный мир»

Безопасное поведение в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;

оформление уголка безопасного поведения;

 собрание пословиц, поговорок о безопасном поведении в разных местах на тему: «Огонь - наш друг и враг».

2.

«Осень волшебница»

Осенние изменения в природе.

Осенние признаки и явления.

Многообразие овощей и фруктов.

Польза овощей и фруктов.

Многообразие и виды грибов.

Многообразие и виды ягод.

Ягоды нашего края.

Сбор урожая на полях.

Как человек готовится к зиме.

Выставка творческих работ «Осенний калейдоскоп».

3.

«Хлеб всему голова»

История зарождения и развития земледелия (выращивание хлеба).

Сбор урожая.

Злаковые растения.

Хлебные изделия.

Виды хлеба у разных народов.

Таблица – панно «Что сначала, что потом».

4.

«Я хочу дружить с природой».

Природный мир Югры.

Экология Югры.

Красная книга Югры.

Коллаж «Природный мир Югры».

Викторина «Знатоки нашего леса».

5.

«Моя малая Родина - Югра».

Символика Югры.

История Югры.

Нефтяной край.

Профессии нашего края.

Коренной народ Югры.

Выставка творческих работ детей «Предметы быта ханты и манси».

6.

«Весёлая геометрия».

Наука геометрия.

Геометрические фигуры и формы.

Предметы, похожие на геометрические фигуры.

Модели геометрических фигур.

7.

«Новогодняя школа волшебников»

История возникновения ёлочной игрушки.

Изготовление ёлочных игрушек и поделок к Новому году.

Украшение и оформление группы к празднику.

Акция «Ёлочка – зелёная иголочка».

Выставка ёлочных игрушек.

8.

«Мы – дети одной планеты».

Народы планеты Земля.

Культура и традиции разных народов.

Игры детей разных стран.

Толерантное отношение.

Мини-музей «Дружбы народов».

9.

«О здоровье -  всерьез».

Организм человека.

Здоровый образ жизни.

Возможности здорового человека.

Вредные и полезные привычки.

Выпуск журнала «Здоровей-ка».

10.

«Мы и космос».

Строение Солнечной системы.

Освоение космоса.

Планета Земля.

Глобус – модель Земли.

Солнце – источник жизни на Земле.

Звёзды и созвездия.

Выставка творческих работ «Путешествие в космос».

11.

«Как на Масленой недели».

Весенние изменения в природе.

Истоки и традиции празднования на Руси праздника.

Русские забавы, народные игры.

Русские народные инструменты.

Русская кухня.

Книга семейных  рецептов «Блинная книга».

Развлечение «Широкая Масленица».

12.

«Осталась память о Войне!»

Роль ВОВ для нашей страны.

Подвиг народа.

Герои ВОВ.

Память о войне и героях.

Рода войск и военная техника.

Жизнь народа в годы войны.

Символы мира.

Акция «Подари открытку ветерану».

Атрибуты к Параду Победы.

Выставка творческих работ «Спасибо скажем за победу».

Коллаж «Дети-герои, мы вас помним».

13.

«Да будет свет!».

Приручение огня человеком.

Происхождение электричества.

Источники тепла и света.

Польза и вред огня.

Использование света и тепла в быту.

Акция «Энергосбережение».

Создание проекта и строительство АЭС.

14.

«По сказкам Александра Сергеевича Пушкина».

Детство А.С. Пушкина.

Сказки поэта и писателя А.С.Пушкина.

История, обычаи  и быт Руси.

История старых вещей. (корыто, землянка, изба, веретено и т.д.)

Книга рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

Драматизация отрывка по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

15.

«Волшебный  мир морей и океанов».

Обитатели моря и океана.

Приспособляемость к условиям обитания.

Особенности строения тела в соответствии с жизнью в воде.

Способы передвижения.

Экологическая цепочка.

Викторина «Чудеса подводного мира.

Макет «Обитатели моря».

  • Примерные задания в центрах активности в рамках реализации тематических проектов

Центры активности

Формы образовательной деятельности

Центр математики

Измерение.

Взвешивание.

Счёт.

Деление целого на части.

Дидактические упражнения с геометрическими фигурами.

Формами, на ориентировку во времени, на ориентировку в пространстве.

Решение задач, работа с рабочими листами.

Центр науки

Поиск информации.

Составление альбомов, книг, журналов.

Изготовление коллажей.

Работа с картами, перфокартами, картографами.

Опыты.

Экспериментирование, коллекционирование, макетирование.

Зарисовка моделей.

Центр грамотности и письма (литературы)

Печатание (лепка) букв, слов, предложений, их оформление.

Составление (разгадывание) кроссвордов, ребусов с буквами и словами.

Подбор картинок по местонахождению звуков в слове.

Составление творческих рассказов, рассказов по картинкам, составление загадок, сказок, работа с пословицами над их пониманием.

Работа с мнемотаблицами.

Центр драматизации

 Игра на музыкальных инструментах.

Составление мелодии.

Постановка спектаклей.

Игры – драматизации, инсценировки, сюжетно – ролевые игры, разыгрывание придуманных сюжетов, изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр и для игр – драматизаций.

Центр искусства

Рисование.

Аппликация.

Лепка.

Изготовление поделок из бросового и природного материала, из бумаги и картона, из папье – маше, работа в разных техниках, составление узоров, роспись предметов.

Центр строительства

Выполнение построек по замыслу, по схемам на различные темы.

Конструирование из разного материала.

Работа со схемами.

Проектирование.

Центр движения

Выполнение основных видов движений.

Гимнастик.

Разработка подвижных игр.

Центр кулинарии

Приготовление блюд, напитков, замешивание теста.

Составление рецептов в моделях.

Разработка меню.

Центр песка и воды

Постройка из песка.

Эксперименты и опыты.

2.5. Вариативная часть

Вариативная часть программы направлена на поддержку образовательных областей обязательной части программы.

  1. Дополнительными программами

Вариативная  часть

Число  занятий в неделю, год

ЭКО-Центр

1 раз в неделю 25 мин

675  мин(11ч 25 мин)

Lego-студия  (конструирование)

1 раз в неделю 25 мин

675  мин(11ч 25 мин)

  1. Традициями группы, направленными на социализацию воспитанников

Название традиции

Содержание (задачи)

Дни рожденья.

Направлено на  развитие способности у воспитанников радостных событий, вызывает положительные эмоции, подчеркивает значимость каждого ребенка в группе.

Взаимодействие между группами.

Способствует формированию социальной компетентности. У воспитанников формируется умение довариваться, распределять действия, согласованно действовать, оказывать помощь.

Интерактивные площадки.

Организация «центров активности», в которых родители выполняют  задания совместно с ребенком. Работа в центрах активности позволяет родителям видеть, чем занимаются педагоги в детском саду с их детьми, умения и навыки детей, а также приобрести практические навыки  в разных видах деятельности для применения этих заданий в домашних условиях.

Межсемейные проекты «Взрослые и дети»

Дети и взрослые участвуют в реализации межсемейного тематического  проекта, который организовывается между семьями в образовательном учреждении. Семьи воспитанников объединяются в малые группы для  создания совместного продукта, что способствует их сближению, становления положительных взаимоотношений между ними,  при этом ребенок видит  образцы взаимодействия и отношений.

«А у нас сегодня гость».

В качестве гостей в группы детского сада приглашаются родители или другие люди, представители разных профессий или почетные гости (ветераны войны, труда). Благодаря  встречам  у детей развивается любознательность, формируются представления о других людях и разных профессиях.

Организация и проведение мероприятий в соответствии с календарем праздничных дат: День знаний, День здоровья, День воспитателя, День матери, Новый год и т.д.

В процессе подготовки и проведения праздников дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Родителей  включают в подготовительную работу и организацию праздников.

Новоселье группы.

Формирование «чувства дома» по отношению к своей группе, участие каждого в ее оборудовании и оформлении.

  1. Региональным компонентом

Основной целью работы  является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие

1.Использовать  знания о родном крае в игровой  деятельности.

2.Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям  Югры,  стремление сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие

1.Развивать у детей познавательный интерес к родному городу, Ханты-Мансийскому автономному округу.
2.Развивать способности чувствовать красоту природы своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
3.Развивать представления детей об особенностях и культурных традициях жителей родного края.
Речевое развитие

1.Овладение речью как средством культуры.
2. Обогащение активного словаря с учетом региональной тематики.
Художественно-эстетическое развитие

1.Развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм).
2. Формировать умение отражать полученные знания, умения в разных видах художественно-творческой деятельности.
3. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Физическое развитие

1.Развивать эмоциональную свободу, физическую  выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы народов ХМАО-Югры.

Решение задач по региональному компоненту осуществляется через целевые прогулки, беседы, проекты «Лесная прогулка» «Югорский край», «Традиции нашей семьи».

  • Объем времени для реализации вариативной части программы

      Время, необходимое для реализации вариативной части Программы, зависит от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей составляет:

Группа

Время вариативной части в день

%

Старшая

(5-6 лет)

150 мин.

(2,5 часа)

25%

III. Организационный раздел

3.1.Оформление развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда в группе МБОУ  

соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13и обеспечивает  развитие ребенка по направлениям: познавательному, речевому, художественно-эстетическому, социально- коммуникативному, физическому  развитию.

Пространство группы  организованно в виде хорошо разграниченных зон («центры активности»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы  доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение центров активности меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В группе созданы центры:

-Математика/ манипуляция

-Искусство

-Наука и природа

-Драматизация

-Кулинария

-Строительство

-Литература

-Песок и вода

-Движение

Для детей и родителей в группе  создана широкая и открытая информационная среда.

Для детей - информационная стена  расположена на месте утреннего сбора и хорошо просматривается детьми. На информационной стене находятся:

  • календарь погоды, природы;
  • модели недели, месяца;
  • правила группы;
  • новость дня;
  • дорожка дел (распорядок дня);
  • доска выбора центров активности;
  • темы проектов и  конечные продукты  (обозначены крупными буквами);
  • продукты детской деятельности (рисунки, поделки, альбомы и т.д.)
  • учебные таблицы и плакаты в соответствии с темой проекта.

Рядом с информационной стеной находится полочка с пособиями для проведения группового сбора.

В группе работают интерактивные стенды:

  1. Плакетки с именами ребёнка и родителей на шкафчиках (фото, рисунок, автопортрет ребенка).
  2. Стенд «Наши успехи». Информация об умениях, достижениях, интересах детей, полученных в ходе наблюдений.
  3. «Наши дни рождения», «Наши именинники».
  4. Модель трёх вопросов. Стенд  «Что я знаю?», «Что я хочу знать?», «Как я узнаю?» Вопросы и высказывания, рассуждения детей о том, что их интересует.
  5. «Звезда недели», «Наша звёздочка». Интервью ребенка-победителя по итогам выбора за неделю, или пожелание детей, родителей, воспитателей на день рождения.
  6. Стенд «Деловые хлопоты». Ежедневное распределение ролей детьми, участие в ежедневной работе группы в соответствии с обязанностью, ролью, которую он сегодня выбрал:

«официант», «швейцар», «главный специалист по чтению сказок», «специалист по задвиганию стульев», «специалист по завязыванию шнурков», «гонец или рассыльный», «главный специалист по поддержанию порядка в группе», «миротворец», «метеоролог», «точильщик карандашей», «счетовод», «детектив по полу», «впереди идущий», «замыкающий в колонне», «парикмахер», «специалист по открыванию баночек с гуашью», «Мойдодыр» и т.д.

  1. «Мастерская дел». Участие детей  в делах группы и детского сада.
  2. «Почта для родителей». Обмен информацией о развитии детей.
  3. «Поле благодарности». Благодарность родителям за участие в образовательном процессе МБОУ, в делах группы, активизация на совместное сотрудничество.
  4. Стенд «Наше настроение». Отслеживание эмоционального состояния каждого ребёнка в течение дня.
  5. Стенд «Наше творчество», «Наш вернисаж». Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка, выставка продуктов его творчества.
  6.  Специальный кармашек для информационного письма к родителям – приглашение к сотрудничеству родителей, информирование родителей о теме проекта и о том, какую помощь могут оказать родители: в поисках материалов, информации по теме проекта.
  7. Информационный лист или стенд«Мы сегодня …» – ежедневная информация для родителей о деятельности в центрах активности на сегодняшний день.
  8. Стенд с объявлениями для родителей.
  9. Корзина для сбора материала по теме проекта.

В групповой комнате  созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек,  дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), смена игрушек, стимулирующих двигательную активность, несколько раз в день.

    Развивающая  среда  соответствует  санитарно-гигиеническим  требованиям  и  обеспечивает  все направления развития детей.

3.2.Режим дня

Режим дня строится с учетом сезонных изменений. В теплый период года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, сокращается количество непосредственно образовательной деятельности; при наличии условий, некоторые режимные моменты переносятся на прогулочный участок (занимательные игры, гимнастика, закаливание).

При осуществлении основных моментов режима важен индивидуальный подход к ребенку: сон может быть у детей разным по длительности; в рационе питания могут быть замены блюд и др.

п/п

Режимные моменты

Время проведения

1.

Утренний прием детей в группе, осмотр

7.00 – 7.20

2.

Утренний прием детей на воздухе, осмотр, игры.

Беседа с родителями. Ритуал встречи. Игры, дежурство, индивидуальная, подгрупповая работа с детьми.

7.20 – 8.00

3.

Утренняя гимнастика.

8.00 – 8.10

4.

Подготовка к завтраку, завтрак.

8.10 – 8.40

5.

Совместная и самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с детьми.

8.40 – 8.55

6.

Утренний  сбор.

8.55 – 9.10

7.

Работа  в центрах активности по выбору детей,

физическое развитие, музыкальное развитие, обучение грамоте.

9.10 – 10.45

8.

II завтрак (сок, фрукты)

10.10 – 10.20

9.

Подготовка к прогулке,

прогулка («открытаяплощадка»),

физкультура на воздухе, возвращение спрогулки

10.45 – 12.10

10.

Подготовка к обеду, обед

12.10 – 12.40

11.

Гигиенические процедуры, дневной сон

12.40 – 15.00

12.

Постепенный подъем,  закаливающие процедуры

15.00 – 15.20

13.

Подготовка к полднику, полдник

15.20 – 15.40

14.

Игры, деятельность в центрах активности, студиях, самостоятельная деятельность

15.40 – 16.30

15.

Подготовка к ужину, ужин

16.30 – 16.50

16

Совместная и самостоятельная деятельность, индивидуальная работа.

16.50 – 17.00

17.

Вечерний сбор

17.00 – 17.15

18.

Подготовка к прогулке, прогулка, игры с детьми по интересам, уход детей  домой.

17.15 – 19.00

3.3.Расписание НОД, занятий в кружках, студиях  и совместной деятельности взрослых и детей

Продолжительность совместной деятельности  по реализации тематических проектов составляет:

1) Групповые сборы: 15 мин.

2) Работа в центрах активности: до 95 мин.

День недели

Время

НОД, занятия в  студии

8.55 – 9.10 Утренний сбор   17.00 – 17.15 Вечерний сбор

9.10 – 10.45 Работа в центрах активности.

15.40 – 16.30 Совместная деятельность в центрах активности

Понедельник

10.20 – 10.45

Музыкальное развитие

Вторник

10.20 – 10.45

Физическое развитие

15.05 – 15.30

ЛЕГО-студия (доп.услуги)

Среда

10.20 – 10.45

Музыкальное развитие

15.45 – 16.10

Физическое развитие (на улице)

Четверг

9.40 – 10.05

10.20 – 10.45

ЭКО-студия (доп.услуги)

Физическое развитие

Пятница

9.00 – 9.25 (I подгруппа)

9.35 – 10.00 (II подгруппа)

Обучение грамоте / ЛЕГО-студия

3.4. Система закаливания

Закаливание в старшейгруппе

Элементы закаливания осуществляются в повседневной жизни — умывание, мытье рук до локтя, мытьё шеи. Специальные закаливающие процедуры проводятся в виде воздушных ванн и водных воздействий. Температура воздуха для проведения воздушных ванн изменяется несущественно по сравнению с предыдущей группой (разница составляет 2—4° С в сторону уменьшения).

Виды закаливания

Местное воздействие

Общее воздействие

Начальная температура

Конечная температура

Начальная температура

Конечная температура

Воздушные ванны

+23 С/+22 С

+16 С/+18 С

+22 С /+20 С

+19 С

3.5.Режим двигательной активности

(старшая  группа 12-часового пребывания детей)

Формы работы

Виды деятельности

Режим

двигательной активности

Организованная образовательная деятельность по физическому развитию

а) в спортивном зале

2 раза в неделю 25 мин

б) на улице

1 раза в неделю 25 мин

Физкультурно-

оздоровительная

работа в режиме дня

а) утренняя гимнастика

Ежедневно 8-10 мин

б) подвижные и спортивные

игры и упражнения на прогулке

Ежедневно2 раза

(утром и вечером)

по 25-30 мин

в) физкультминутки (в середине статического занятия)

Ежедневно в зависимос

ти от вида, содержания  статического занятия

1-3 мин

г) взбадривающая гимнастика после дневного сна

Ежедневно 10-12 мин

Активный отдых

а) физкультурный досуг

1 раз в месяц 25-30 мин

б) физкультурный праздник

2 раза в годдо 60 мин

в) день  здоровья

1 раз в квартал

Самостоятельная

двигательная

деятельность

а) самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового

оборудования

Ежедневно 25 мин

б) самостоятельные подвижные и спортивныеигры

Ежедневно 25 мин

3.6.Календарное планирование  

Режимные моменты

Содержание

Время

Время реализации ООП

Обязательная

часть

Вариатив

ная

часть

Прием детей, игры, совместная (индивидуальная),    самостоятельная деятельность

Утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак

Самостоятельная деятельность детей

Утренний сбор

Работа в центрах активности по выбору детей

НОД по физическому/ музыкальному развитию, обучение грамоте

Подготовка к прогулке, прогулка («открытая площадка»), физкультура на воздухе

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед

Гигиенические процедуры, дневной сон

Постепенный подъем,  закаливающие процедуры

Подготовка к полднику, полдник

 Совместная деятельность (индивидуальная, подгрупповая, групповая в форме «вечернего сбора»), самостоятельная  деятельность

Подготовка к ужину, ужин

Подготовка к прогулке, прогулка,  уход домой

Объем реализации образовательной программы10 ч.

450 мин

7ч 30мин

150мин

2ч 30мин

Итого: 10+2 (дневной сон) = 12 часов

3.7.Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе

Методические пособия

Физическое развитие

Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду»

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет.    

Пензулаева Л.И. Физическая культура  в детском саду:  Старшая группа.                                      

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: Комплексы упражнений для детей

3-7 лет.

Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду.Степаненкова  Э.Я. Сборник подвижных игр 2-7 лет.                                                                              

Утробина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников.

Познавательное развитие

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.                                                Веракса Н.Е., Веракса А.Н.Познавательное развитие в дошкольном детстве.

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет).

Дыбина О.В. Ознакомление с предметами и социальным окружением: Старшаягруппа (5-6 лет).

Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. Дыбина О. Б. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников.

Дыбина О. Б. Творим, изменяем, преобразуем: Игры-занятия с дошкольниками.

Дыбина О. Б. Рукотворный мир: Игры-занятия с дошкольниками. Дыбина О. Б. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия с дошкольниками.

Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей.

Крашенинникова Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет).

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр  по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет).  

Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа  (5-6 лет).  

Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа  (5-6 лет).                                                                                                            

Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3-7 лет).

Речевое развитие

Варенцова Е.С. обучение дошкольников грамоте.

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду.                        

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.

Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.

Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников.

Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх.

Социально – коммуникативное развитие

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет).                                      

Буре  Р.С.  Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет)

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Старшая группа  (5-6 лет).                                      

Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду.

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.                                                Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду.                                                                                    

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.  Как играть с ребенком. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.  Игры с правилами в дошкольном возрасте.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.  Организация сюжетной игры в детском саду.

Пертова В.И., Стульник Т.Д. Эстетические беседы с детьми 4-7 лет.      

Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).                                                                              

Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет.

Шипицина Л.М. и др. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет).

Художественно – эстетическое развитие

Буренина А.И. Ритмическая мозаика.

ГербоваВ.в. Приобщение детей к художественной литературе.

Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду.                                                               Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду.                                              Зацепина М.Б., Антонова Т.Б. Праздники и развлечения в детском саду.                                  

Комарова Т.С. Детское художественное творчество.                                                                       Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада.

Комарова Т.В. Развитие художественных способностей дошкольников.                                     Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.  

Старшая группа (5-6 лет).  

КаплуноваИ., Новоскольцева И. Программа  «Ладушки».

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.

Куцакова Л.В. Конструирование их строительного материала: Старшая группа (5-6 лет).      

Лыкова И.А. Программа по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников «Цветные ладошки».

Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством.

3.8.Система мониторинга развития детей

      Для того чтобы добиться эффективного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, знать каковы эти интересы и потребности, и как они изменяются со временем. Программа, ориентированная на ребенка, нацелена на индивидуальное раскрытие и развитие каждого ребенка.

      Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.

Наблюдение за развитием ребенка осуществляется ежедневно, в течение года. По итогам наблюдений проводится 2 раза в год оценка развития каждого ребенка и заполняется карта.

Карта наблюдений и оценки развития детей 5-6 лет.

(старшая группа)

Ф.И.ребенка______________________________________

Дата оценки:

1. сентябрь

2. декабрь

3. май

Способность

Показатели

1

2

3

Контролировать свое поведение

1.Делится с другими.

2.Спрашивает разрешения на пользование чужими вещами, аккуратно с ними обращается.

3.Обосновывает  свои суждения с помощью взрослого: почему лгать и присваивать чужие вещи плохо, а защищать малышей и помогать им хорошо.

4.Решает конфликты разными способами с помощью взрослого (самостоятельно).

Формулировать свой интерес, предпочтение, намерение

1.Выбирает центры  активности, деятельность, материал, способ действия, партнера  с помощью взрослого.

2.Критически оценивает  и анализирует  результаты (достижения и ошибки) с помощью взрослого.

3.Предлагает, высказывает свое мнениес помощью наводящих вопросов.

4. словами свои мысли, планы, чувства, желания, потребности.

5.Формулирует причины своих чувств.

6.Аргументирует  свою точку зрения с помощью взрослого.

7.Представляет  свое достижения по наглядному алгоритму.

Анализировать и комментировать свои действия

1.Отвечает на вопросы взрослого: у тебя получается (не получается) и почему?

2.Комментирует 3-5 действий.

Выполнять простые правила, договариваться о правилах

1.Устанавливает и выполняет 4-5 правил поведения.

Организовывать свою работу

1.Повторяет учебную задачу и выполняет.

2.Определяет границы собственного знания/незнания

с помощью взрослого (предметная, социальная область).

3.Определяет замысел  и  реализует его

(описывает результат, отбирает нужный  материал, планирует три - пять действий, обнаруживает ошибки, оценивает результат по двум заданным критериям).

4.Оценивает способ действия как ошибочный или  приводящий к результату, пробует другой путь с помощью взрослого.

.5Выполняет действия по словесной инструкции и схемам.

6.Применяет   способы познания в соответствии с ситуацией  с помощью взрослого и самостоятельно (работа с книгой, обращение к другим людям, наблюдения, обследовательские действия, опыты, эксперименты).

7.Выполняет 7-12 операций.

8.Доводит действия до результата.

9.Кооперируется со сверстниками для достижения результата (работа в паре).

Задавать вопросы и отвечать на вопросы  

Задает и отвечает на вопросы: для чего? как? почему?

Работать  с информацией

1Называет источники знаний, (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ).

2.Отбираетнужную информацию (с помощью взрослого); присваивает (запоминает, изображает).

3.В информации об объектах выделяет признаки и замечает изменения с помощью взрослого.

4.Предоставляет информацию с помощью вопросов взрослого и самостоятельно с опорой на схемы.

Высказываться в пределах темы

1.Поддерживает беседу по определенной теме.

2.Делает спонтанные высказывания в пределах определенной заранее темы.

3.Делает подготовленные высказывания с помощью взрослого.

Использовать элементарные нормы общения

1. Внимательно слушает взрослого и сверстника по напоминанию.

2.Вступает в контакты с незнакомыми людьми.

3.Хвалит, поддерживает, приходит на помощь и обращается за помощью по побуждению взрослого.

4.Знает и говорит слова приветствия и благодарности.

Сотрудничать со взрослыми, сверстниками, детьми разного возраста

1.Договаривается, распределяет действия, действует согласованно и приходить к общему результату в парах с помощью взрослого.

2.Инициирует   взаимодействие  со сверстниками.

3.Участвует в групповых играх с принятием совместных решений, распределением ролей, соблюдением правил с помощью взрослого.

Шкала оценки:

0 баллов  -  способность не проявляется;

1 балл – способность проявляется иногда;

2 балла – способность проявляется периодически;

3 балла – способность  проявляется.

Полученная информация позволяет выработать индивидуальные задачи  для дальнейшего развития ребенка, оказать ему поддержку на основе его индивидуальных интересов, возможностей и особенностей.

Индивидуальный учебный план

Ф.И. ребенка__________________________

Возраст ребенка_______________________

Воспитатели__________________________

Дата ____________

Основные достижения за предыдущий период______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи   развития_____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стратегии (действия)

                 В детском саду                                                                 Дома

________________________                                           _____________________

________________________                                           _____________________

________________________                                           ____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по ИЗО «Веселая палитра» в старших дошкольных группах на 2013 -2014 уч. год

Календарно - тематическое планирование в кружке по рисованию в старших возрастных группах[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13682655","attributes":{"alt":"","class":"media-image","heig...

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений в старшей логопедической группе.

Программа по формированию эелементарных математических представлений составлена в соответствии с лексическими темами....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ 6-7 ЛЕТ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ «Б» ГРУППЫ

Рабочая программа по организации жизнедеятельности воспитанников подготовительной «А» группы разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОШ №6», в с...

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений в старшей логопедической группе.

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений в старшей логопедической группе в соответствии с лексическими темами....

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений в старшей логопедической группе.

Рабочая программа  "Формирование элементарных математических представлений" в старшей логопедической группе. Составлена на основе  комплексной образовательной программы дошкольного...