РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ 6-7 ЛЕТ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ «Б» ГРУППЫ
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа по организации жизнедеятельности воспитанников подготовительной «А» группы разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОШ №6», в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_nezabudki.docx | 103.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на Педагогическом совете Директор МБОУ «СОШ № 6»
Протокол № ___ ____________Т.Н. Барматина
от ____________ Приказ №____ от___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ 6-7 ЛЕТ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ «Б» ГРУППЫ
(составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОткрытиЯ», образовательной программы МБОУ)
Срок реализации: 2018-2019 год
Авторы:
Воспитатели
Пашкаева Н.Н
Кучерова О.А.
г. Нефтеюганск, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
I.Целевой раздел | ||
1. | Пояснительная записка | 3 |
Введение | 3 | |
Цели и задачи | 3 | |
Принципы и подходы | 7 | |
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики | 8 | |
Возрастные особенности детей подготовительной группы | 8 | |
Индивидуальные особенности детей подготовительной «А» группы | 9 | |
Особенности организации образовательного процесса в группе | 11 | |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы образовательного процесса | 11 |
II.Содержательный раздел | ||
2.1. | Учебный план | 14 |
2.2. | Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе | 14 |
2.3. | Взаимодействие с семьей | 17 |
2.4. | Планирование работы с детьми | 23 |
Годовое планирование тематических проектов | 23 | |
Планирование заданий в центрах активности в рамках реализации тематического проекта | 26 | |
2.5. | Вариативная часть | 26 |
III.Организационный раздел | ||
3.1. | Оформление предметно-пространственной среды в группе | 32 |
3.2. | Режим дня | 34 |
3.3. | Расписание непосредственно образовательной деятельности | 35 |
3.4. | Система закаливания | 36 |
3.5. | Двигательный режим | 36 |
3.6. | Модель календарного планирования воспитателя | 37 |
3.7. | Перечень методических пособий | 38 |
3.8. | Система мониторинга развития воспитанников | 40 |
I. Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Введение
Рабочая программа по организации жизнедеятельности воспитанников подготовительной «А» группы разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОШ №6», в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.
Рабочая программа по организации жизнедеятельности воспитанников подготовительной группы «А» группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
-постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
-Устав учреждения.
- Цели и задачи основной образовательной программы МБОУ.
Программа разработана на основе:
Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОткрытиЯ» под редакцией Е.Г. Юдиной, соответствует ФГОС ДО, ориентирована на личностно-ориентированный подход к ребенку в дошкольном образовании, что и дает ей основания позиционировать себя как программу, ориентированную на ребенка.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Открытия» – это программа развития личности ребенка дошкольного возраста в группе Организации.
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Согласно ФГОС ДО, программа направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п. 2.4.) .
В соответствии с установками Программы, ребенок является не объектом, а субъектом, участвующим в своем собственном развитии, поэтому особенно важно способствовать развитию у ребенка инициативы и самостоятельности, чувства собственного достоинства, а также создавать условия для развития сотрудничества со сверстниками и взрослыми, т.е. для создания сообщества детей и взрослых в группе Организации.
Целью Стандарта является повышение социального статуса дошкольного образования и обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, ее структуре и результатам ее освоения.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач, определенных ФГОС ДО:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Данное требование Стандарта определяет обращение к личностно-ориентированной педагогике, заложенное в Программе. В этой связи важно понимать, какие цели преследует подход, ориентированный на ребёнка (личностно-ориентированный), и чем он отличается от целей традиционной системы образования (знаниево-центристский), часто не столько ориентированной на интересы детей, сколько отвечающей интересам педагогов.
Позиции | Знаниево-центристский (ориентированный на педагога) | Личностно-ориентированный (ориентированный на ребёнка) |
Цель | Вооружить ребёнка знаниями, умениями, навыками | Содействовать становлению и развитию личности ребёнка, его самореализации |
Содержание образовательного процесса | Передача знаний, социальных норм, подготовленных и предлагаемых педагогами | Ориентация активной деятельности детей по созиданию, получению, овладению и применению полученных знаний для решения проблем |
Ожидаемый результат | Знания по дисциплинам | Компетентности |
Направление контроля | Овладели ли дети знаниями? | Приобрели ли дети компетентности? |
Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Цель Программы заключается в расширении прав и возможностей ребенка, в развитии его способностей, его человеческого достоинства и уверенности в себе, самостоятельности и ответственности, причем способами, ориентированными на ребенка, позитивными по отношению к нему, поддерживающими и охраняющими его личное достоинство.
Согласно ФГОС ДО основная образовательная Программа Организации должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в следующих образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программа нацелена на то, чтобы ребенок на этапе завершения дошкольного образования оказался способен:
- принимать перемены и порождать их;
- критически мыслить;
- осуществлять самостоятельный и осознанный выбор;
- ставить и решать проблемы;
- обладать творческими способностями;
- проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность;
- заботиться о себе, других людях, обществе, стране, окружающей среде;
- работать в команде.
Задача Программы заключается в раскрытии и развитии индивидуальности каждого ребенка, создании субъектного опыта его жизнедеятельности, благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, личностно значимых потребностей и интересов. Развитие детей, приобщение их к культурным нормам действий и взаимодействия с другими людьми строится, исходя из способностей каждого ребёнка и с опорой на законы возраста.
Согласно ФГОС ДО основная образовательная Программа в дошкольной образовательной организации обеспечивает «создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей)» (ФГОС ДО, п. 3.1.)
Программа решает все эти задачи в комплексе:
• способствуя развитию детей во всех образовательных областях, сохраняя и укрепляя физическое и психическое здоровье детей, создавая в Организации сообщество детей и взрослых, в рамках которого детям прививаются принципы свободной дискуссии, сотрудничества, содействия, уважения к личности каждого человека, ответственности и самостоятельности;
• оказывая поддержку всем детям, включая детей со специальными потребностями, в достижении высоких стандартов, устанавливаемых программой, обеспечивая равный доступ к обучающему содержанию, методам обучения, обучающим заданиям, материалам и образовательной среде группы;
- создавая условия для вовлечения семьи в образовательный процесс в Организации, уважая и поддерживая все формы участия семей и местного сообщества в образовании детей.
Программа основана на практике образования, учитывающего развитие каждого ребенка, что позволяет большинству детей развиваться и учиться, полностью используя свой потенциал. Именно такая практика является основой высококачественной работы Организации.
- Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
-Принцип развивающего образования предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребенку с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учётом его интересов, склонностей и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога в зоне ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, т.е. реализации как явных, так и скрытых возможностей ребенка;
-Принцип позитивной социализации ребёнка предполагает освоение ребёнком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;
предполагает освоение ребенком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;
-Принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенности детей;
-Принцип личностно-ориентированного взаимодействия лежит в основе образования детей дошкольного возраста;
-Принцип индивидуализации дошкольного образования предполагает: постоянное наблюдение за развитием ребёнка, сбор данных о нем, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития; помощь ребёнку в сложной ситуации; предоставление ребёнку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личную активность.
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
- Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики
Количество воспитанников в группе – 29 детей. Из них: 11 мальчиков, 18 девочек.
- Возрастные особенности воспитанников подготовительной «Б» группы
Показатели | Содержание |
Ведущая деятельность | Ролевая игра и игры с правилами. Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения. |
Познавательная деятельность | |
Условия успешности развития ребенка на данном этапе | Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле. |
Объект познания | Причинно-следственные связи между предметами и явлениями. |
Способ познания | Познавательное общение со взрослыми и сверстниками; самостоятельная деятельность, экспериментирование. |
Мышление | Образно-схематическое мышление. Словесно-логическое мышление (слушают и понимают). |
Восприятие | Ставит цель, изучает свойства того или иного предмета, сравнивает предметы между собой. |
Воображение | Становится произвольным, ребенок сам порождает какие-либо идеи и придумывает (воображает) план ее реализации. |
Произвольность познавательных процессов | Выполняет инструкции взрослого, придерживаться игровых правил (прилагает волевые усилия). |
Личностные особенности | |
Форма общения | Ребенок осознает особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности. В этом возрасте взрослый должен эмоционально поддерживать значимость личности ребенка, его самоценности. ( Внеситуативно-личностное). |
Отношения со сверстниками | Собеседник, партнер по деятельности. Открытие новой соц. позиции – позиции школьника. (Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни). |
Отношения со взрослыми | Источник эмоциональной поддержки. Устанавливает правила поведения и регулярно следует 5 правилам Решает конфликты со сверстниками, пользуясь приемами замещения, убеждения и обсуждения. |
Эмоции | Развитие высших чувств: интеллектуальных, моральных, эстетических. |
Речь | Развитие внутренней речи (речь «про себя»). |
Ведущая потребность | Общение. |
Новообразования | -Внутренний план действий. -Проявление произвольности всех психических процессов. -Возникновение соподчинения мотивов. -Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе. -Возникновение первой целостной картины мира. -Появление учебно-познавательного мотива. |
- Индивидуальные особенности группы
В нашей группе воспитанники общительные, доброжелательные, умеют договариваться между собой, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результат. Решают конфликты разными способами с помощью взрослого.
Все воспитанники группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У детей сформированы культурно-гигиенические навыки. Воспитанники обращают внимание на аккуратность своего внешнего вида, замечают неопрятность у других. Соблюдают элементарные правила гигиены и приема пищи.
Развиты навыки трудовой деятельности и самообслуживания. Дети с удовольствием помогают взрослым (дежурство, трудовые поручения в группе и на участке). Самостоятельно одеваются, раздеваются, складывают и убирают одежду, приводят ее в порядок.
Воспитанники группы самостоятельно выбирают центры активности, деятельность, материал, способ действия, партнера. В группе отмечается в целом возросший уровень речевых навыков: дети используют элементарные нормы общения, внимательно слушают взрослого и сверстника, соблюдая правила, вступают в контакты с окружающими, хвалят друг друга, поддерживают, приходят на помощь и обращаются за помощью в соответствии с ситуацией, сопереживают окружающим, могут дать оценку своим действиям и действиям сверстников.
Достаточно свободно овладеют фразовой речью 40%-50% детей. Отвечают на вопросы, могут без помощи педагога составить несложный рассказ по картине, пересказать простой текст, рассказать о хорошо известных, интересных событиях, т.е. построить всё высказывание в пределах близкой им темы.
В сюжетно-ролевых играх воспитанники нашей группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающих характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, болезнь, и т. д. Сотрудничают со взрослыми, сверстниками, детьми разного возраста: договариваются, распределяют действия, действуют согласованно и приходят к общему результату в микрогруппе. Задают вопросы и отвечают: для чего? как? почему? зачем?
Инициируют и осуществляют взаимодействие со сверстниками. Участвуют в групповых играх с принятием совместных решений, распределением ролей, соблюдением правил.
Воспитанники контролируют свое поведение: делятся игрушками с другими, спрашивают разрешения на пользование чужими вещами, аккуратно с ними обращаются. Обосновывают свои суждения: почему лгать и присваивать чужие вещи плохо, а защищать малышей и помогать им хорошо. Разрешают конфликты со сверстниками, пользуются приемами замещения, убеждения и обсуждения.
Не все воспитанники оценивают способ действия, как ошибочный или приводящий к результату, самостоятельно меняют способ достижения цели или обращаются за советом к взрослым. Многие воспитанники выполняют действия по словесной инструкции и схемам, выдвигают и проверяют гипотезы с помощью взрослого.
Дети применяют способы познания в соответствии с ситуацией: 40% с помощью взрослого, 60% самостоятельно (работа с книгой, обращение к другим людям, наблюдения, обследовательские действия, опыты, эксперименты).
Воспитанники нашей группы достаточно адекватно оценивают результаты своей деятельности, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.
- Особенности организации образовательного процесса в группе
1) При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Ханты-Мансийский Автономный округ – север России: в группе разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные и психофизические возможности детей, их интересы и климатические условия (в течении года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов. Общественно-полезный труд детей подготовительной группы проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям и т.п.). Его продолжительность не превышает 20 минут в день.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1. Холодный период: учебный год (сентябрь-май), составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;
2. Летний период (июнь-август), для которого составляется другой режим дня.
2) Демографические особенности: Анализ социального статуса семей выявил, что в старшей группе «Б» воспитываются дети из полных (83%), из неполных (17 %) и многодетных (20 %) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (70 %) и средним профессиональным (30 %) образованием.
3) Национально – культурные особенности: Этнический состав воспитанников группы: русские, татары, дагестанцы, таджики, азербойджанцы но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Все воспитанники проживают в условиях города.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
(в виде ключевых компетентностей, где критерии и показатели соответствуют целевым ориентирам)
К концу года воспитанник способен:
Способность | Показатели |
Контролировать свое поведение | 1.Делится с другими. 2.Спрашивает разрешения на пользование чужими вещами, аккуратно с ними обращается. 3.Обосновывает свои суждения: почему лгать и присваивать чужие вещи плохо, а защищать малышей и помогать им хорошо. 4.Разрешает конфликты со сверстниками, пользуется приемами замещения, убеждения и обсуждения. |
Формулировать свой интерес, предпочтение, намерение | 1.Выбирает самостоятельно центры активности, способ действия, партнера при поддержке взрослого. 2.Критически оценивает и анализирует результаты (достижения и ошибки) при поддержке взрослого. 3.Предлагает, высказывает свое мнение. 4.Выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, потребности. 5.Формулирует причины своих чувств. 6.Аргументирует свою точку зрения с помощью наводящих вопросов. 7.Предлагает свое достижения, связно рассказывает, что получилось или чему научился. |
Анализировать и комментировать свои действия | 1.Отвечает на вопросы взрослого: у тебя получается сделать, как хотел или ты поменял план? Почему ты поменял свой план? В чем допустил ошибку? 2.Комментирует 4-5 действий. |
Выполнять простые правила, договариваться о правилах | 1.Устанавливает и выполняет 5 правил поведения. |
Организовывать свою работу | 1.Понимает учебную задачу с помощью вопросов (что? для чего?), выполняет. 2.Определяет замысел и реализует его (описывает результат, отбирает нужный материал, составляет план действий с помощью знаковых средств, контролирует промежуточный результат по схеме, плану, оценивает результат по трем заданным критериям). 3.Оценивает способ действия как ошибочный или приводящий к результату, самостоятельно меняет способ достижения цели или обращается за советом к взрослым. 4.Выполняет действия по словесной инструкции и схемам. 5. Выдвигает и проверяет гипотезы с помощью взрослого. 6.Применяет способы познания в соответствии с ситуацией с помощью взрослого, самостоятельно (работа с книгой, обращение к другим людям, наблюдения, обследовательские действия, опыты, эксперименты). 7.Выполняет 7-12 операций. 8.Доводит действия до результата. 9.Кооперируется со сверстниками для достижения результата (работа в микрогруппе). |
Задавать вопросы и отвечать на вопросы | Задает и отвечает на вопросы: для чего? как? почему? зачем? |
Работать с информацией | 1.Называет источники знаний, (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет); 2.Отбирает нужную информацию (с помощью взрослого); присваивает (запоминает, обобщает, изображает). 3.Предоставляет информацию с помощью схемы, модели самостоятельно. |
Высказываться в пределах темы | 1.Делает спонтанные высказывания в связи с высказываниями других в пределах определенной заранее темы. |
Использовать элементарные нормы общения | 1.Внимательно слушает взрослого и сверстника, соблюдая правила. 2.Вступает в контакты с окружающими. 3.Хвалит, поддерживает, приходит на помощь и обращается за помощью в соответствии с ситуацией. 4.Знает и говорит слова приветствия и благодарности. 5.Сопереживает окружающим. 6.Дает оценку своим действиям и действиям сверстников. |
Сотрудничать со взрослыми, сверстниками, детьми разного возраста | 1.Договаривается, распределяет действия, действует согласованно и приходить к общему результату в микрогруппе. 2.Инициирует и осуществляет взаимодействие со сверстниками. 3.Участвует в групповых играх с принятием совместных решений, распределением ролей, соблюдением правил. |
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
1. Базовая часть (инвариативная) федеральный компонент | |
Совместная интегрированная деятельность в центрах активности | Ежедневно в 1 половину дня |
До 110 мин. | |
НОД предметной направленности | |
Музыкальное развитие | 2 |
Физическое развитие | 2+1(прогулка) |
2.Вариативная часть | |
Занятия в детских объединениях, студиях (изостудия, шахматная студия, эко студия, студия робототехники,) | 4 |
Обучение грамоте | 1 |
Лего – конструирование | 1 |
«Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» | 1 (раз вмесяц) |
Итого | 11+1 |
2.2. Формы, способы, методы реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
«Социально-коммуникативное развитие»
Задачи | Формы работы |
Присвоение общепринятых норм, моральных и нравственных ценностей | Акции |
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками | Совместные задания для работы в микрогруппе Дежурство Поручение Работа над конечным продуктом в тематическом проекте |
Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками | Коммуникативные игры Диалог Презентация конечного продукта Мастер-класс |
Формирование представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе | Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач Решение проблемных ситуаций |
Освоение способов безопасного поведения в быту, на улице, в природе | Смоделированные ситуации с детьми |
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества | Экскурсии Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач Чтение и анализ литературных произведений Ситуативный разговор Дежурство Уборка в центрах активности Настольно-печатные игры |
Формирование элементарных навыков самообслуживания | Игра Чтение Практические действия |
«Познавательное развитие»
Задачи | Формы работы |
Развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий | Теоретические исследования Эксперименты Опыты Экскурсии |
Формирование первичных представлений о себе и других людях | Теоретические исследования Работа со схемами и моделями Работа над конечным продуктом в тематическом проекте |
Формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, их свойствах и отношениях | Исследовательская деятельность Эксперименты Развивающие игры Экскурсия Чтение Работа со схемами и моделями Сюжетно-ролевые игры Просмотр и анализ видеофильмов, телепередач Работа над конечным продуктом в тематическом проекте |
Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках | События Настольно-печатные игры Режиссерские игры Составление и разгадывание кроссвордов Составление картографов Теоретические исследования Изготовление тематических альбомов, книг, макетов, плакатов Постановка спектаклей |
Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира | Исследовательская деятельность Эксперименты Развивающие игры Экскурсия Чтение Работа со схемами и моделями Просмотр и анализ видеофильмов, телепередач Подвижные игры Работа над конечным продуктом в тематическом проекте |
«Речевое развитие»
Задачи | Формы работы |
Обогащение активного словаря | Просмотр видеофильмов, телепередач Теоретические исследования |
Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; | Презентация конечного продукта Мастер-класс Совместные задания для работы в микрогруппе Решение проблемных ситуаций Речевые игры (технология ТРИЗ) Составление рассказов, писем |
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха | Игры - драматизации |
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте | Кроссворды |
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи | Формы работы |
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного, музыкального, изобразительного искусства | Рассматривание произведений искусства Экскурсия (музей, выставки) |
Формирование элементарных представлений о видах искусства | Просмотр видеофильмов, презентаций Посещение концертов, выставок |
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). | Организация выставок Создание коллекций Концерты Литературные гостиные Конкурсы |
«Физическое развитие»
Задачи | Формы работы |
Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений | Соревновательные состязания Эстафеты |
Развитие физических качеств | |
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта | Просмотр видеофильмов и презентаций |
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни | Развивающие игры Ситуативный разговор Тематический досуг |
2.3.Взаимодействие с семьей
План работы с родителями по участию в образовательном процессе
подготовительной «Б» группы
№ п\п | Название мероприятия | Цель | Ответствен ные | Сроки |
1. | Акция «Внимание, дети!» | Привлечение родителей к адаптации воспитанников к транспортной среде, обеспечению безопасности детей на дорогах. | Воспитатели, родители | сентябрь |
2. | Тематическая копилка | Вовлечение родителей в работу по текущему тематическому проекту. | Воспитатели, родители | в течение года |
3. | Домашнее задание | Вовлечение родителей к передаче умений детям активного использования источников информации, адекватных возрасту и индивидуальным возможностям детей. | Воспитатели, родители | в течение года |
4. | Родительское собрание «Ребёнок – субъект деятельности» | Формирование субъектной позиции у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. | Воспитатели | сентябрь |
4. | Анкетирование родителей (составление социального паспорта семьи) | Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье. | Воспитатели, родители | сентябрь |
5. | Акция «Пожарная безопасность» | Привлечение родителей к формированию у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, созданию условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности. | Воспитатели, родители | октябрь |
6. | Выставка рисунков «Золотая осень» | Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Совершенствование у детей техники рисования красками, развитие представления у детей о разнообразности цветов и оттенков в окружающей природе. | Родители | октябрь |
7. | Выставка поделок из природного материала «Тайны леса» | Привлечение родителей к совместной с детьми продуктивной деятельности дома, к обмену знаниями и техникой изготовления поделок между родителями и детьми. | Воспитатели, родители | октябрь |
9. | Экологическая акция «Покормите птиц зимой» | Привлечение родителей к совместному с детьми изготовлению кормушек, к формированию у детей целостного представления о жизни зимующих птиц. | Воспитатели, родители | ноябрь |
10. | Выставка рисунков «Моя любимая мама» | Привлечение родителей к воспитанию уважения и бережного отношения к маме. Побуждение детей к передаче эмоционального отношения и чувств в портрете, передаче в рисунке настроения и внешние особенности конкретного человека. | Воспитатели, родители | ноябрь |
День открытых дверей | Знакомство родителей со спецификой работы педагогов в центрах активности с детьми. Передача способов совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста | Воспитатели | ноябрь | |
11. | Консультация «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей» | Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома. | Воспитатели | ноябрь |
12. | Родительское собрание «Социальная компетентность ребёнка дошкольного возраста – одна из главных ступеней подготовки его к жизни в обществе, семье, коллективе» | Формирование социальной успешности ребёнка дошкольного возраста. | Воспитатели | декабрь |
13. | Индивидуальные тематические консультации с родителями по выстраиванию стратегии дома, по решению задач развития ребенка | Активное участие родителей в определении целей развития своих детей. | Родители, воспитатели | декабрь |
14. | Мастер – класс «Новогодняя шкатулка» | Передача способов изготовления ёлки в различных техниках. | Воспитатели, родители | декабрь |
Родительская газета «Новогодние традиции» | Обмен опытом семейных традиций подготовки и празднования Нового года. | Воспитатели, родители | декабрь | |
15. | Беседа с родителями «Ребенок и компьютер» | Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере. | Воспитатели | декабрь |
16. | Круглый стол на тему «Первый раз в первый класс» | Привлечение родителей, учителей школы к совместной подготовке и сотрудничеству в проблеме готовности детей к школе. | Воспитатели, специалисты МБОУ | январь |
17. | Выставка рисунков «Зимние забавы» | Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми дома. Передача способов взаимодействия между взрослым и ребёнком. | Воспитатели, родители | январь |
18. | Семейные увлечения и интересы «Организация семейных досуга» | Обмен информацией между родителями и педагогами о опыте организации прогулки с ребенком в семье, знакомство с новыми формами организации семейного досуга. | Воспитатели, родители | январь |
19. | Памятка для родителей «Читаем дома» | Привлечение родителей к совместному чтению с детьми дома. | Воспитатели | январь |
20. | Фестиваль проектов «Моя Югра» | Оказание поддержки родителей в самореали-зации личностных познавательно-творческих способностей своих детей. | Воспитатели, родители | февраль |
21. | Конкурс на изготовление книги своими руками. | Развитие интереса детей и родителей к детской художественной литературе и детскому чтению. | Родители, воспитанники | февраль |
22. | Выставка творческих работ «Наша армия» | Привлечение к совместному оформлению с родителями и детьми выставки рисунков, поделок «Нашей армии - салют!». | Воспитатели, родители | февраль |
23. | Фотовыставка «Я горжусь своим папой». | Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка. | Воспитатели, родители | февраль |
24. | Спортивные состязания между командами пап и детей группы | Сплочение родителей детей группы. Пропаганда активных форм отдыха. | Инструктор по физкультуре, воспитатели, родители | февраль |
25. | Фотовыставка «Моя мама» | Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду. | Воспитатели | март |
26. | Конкур чтецов «Расскажи мне, дружок, выразительно стишок!» (27 марта - День театра и к 1 апреля День смеха). | Формирование у детей и родителей интерес к чтению стихов дома и в группе. Обмен опытом между родителями методами заучивания стихов. | Воспитатели | апрель |
27. | Социальные практики «Земля – наш дом» | Обучение родителей методам и приемам по формированию социальной активности детей. | Воспитатели | апрель |
28. | Пресс – конференция «Учим детей общаться» | Возбуждение интереса родителей к теме общения, нравственного воспитания, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. | Воспитатели | апрель |
29. | Выставка детского рисунка «Я и дорога» | Привлечение внимания родителей и детей к безопасному поведению на дороге. | Воспитатели | май |
30. | Консультация «Ребенок на дороге» | Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома. | Воспитатели | май |
31. | Акция «Пусть цветёт наш детский сад!» (Посадка цветов в клумбы) | Активизация инициативности родителей в благоустройстве детских участков. | Воспитатели, родители | май |
32. | Благотворительная акция «Подари открытку ветерану» | Привлечение родителей и детей к созданию подарков и поздравлению ветеранов. Формирование у родителей и детей чувство благодарности ветеранам и участникам ВОВ. | Воспитатели, родители | май |
33. | Выставка рисунков «Спасибо деду за победу» | Приобщение родителей и детей к уважительному отношению исторического прошлого Родины. | Воспитатели | май |
34. | Интерактивные площадки «Мы в заботах круглый год, посмотри на нас народ!» | Мотивация родителей по использованию опыта педагогов со своими детьми в домашних условиях | Воспитатели | май |
35. | Индивидуальные консультации по запросу родителей | Информирование родителей по вопросам развития ребенка. | Воспитатели | в течение года |
2.4. Планирование работы с детьми в группе
- Годовое планирование тематических проектов
№ п/п | Тема проекта | Краткое содержание | Предполагаемые продукты |
1. | «Энциклопедия безопасного поведения» | Виды транспорта. Телефоны спецслужб. Город Нефтеюганск. Достопримечательности города. Дорожная безопасность. Дорожные знаки. Участники движения. | Акция «Осторожно, дети на дороге!» (изготовление и раздача листовок водителям). Альбом «Будь внимателен, водитель!» (рисунки на тему «Дорожная безопасность») |
2. | «Загадочный мир часов» | Прошлое и настоящее часов. Разные виды часов | Мини – музей часов. Выставка творческих работ часов «Какие разные часы». |
3. | «Моя родина – Югра» | Растительный мир Югры. Животный мир Югры. Водоёмы Югры. Природные ископаемые Югры. Профессии нефтяного края. Экология Югры. | Коллаж «Природа Югры». Красная книга Югры. |
4. | «Традиции народов Югры» | История возникновения Югры. Жизнь и быт коренных народов Югры. Города и достопримечательности Югры. Сказки народов Югры. | Выставка творческих работ детей «Предметы быта ханты и манси». |
5. | «Зимушка - Зима» | Зима в нашем крае. Традиции празднования Нового года в России и в других странах. Подготовка человека и животных к зиме. Образование снега и свойства снега, снежинок. Забота о здоровье зимой. Зимние виды спорта. | Акция «Покормите птиц зимой». Выставка творческих работ «Зимние забавы». Альбом «Новый год в разных странах». Акция «Альтернативная ёлка». |
6. | «В здоровом теле, здоровый дух» | Строение тела человека. Настроение и эмоции. Профилактика заболеваний. Правила гигиены. Здоровое питание. Режим дня. | Фотовыставка «Как я и моя семья заботятся о здоровье». Альбом «Наши помощники». |
7. | «Народная игрушка» | Ознакомление с произведениями народного творчества Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа. | Альбом детских рисунков по мотивам народных росписей Выставка «Народные игрушки своими руками» |
8. | «Мир динозавров» | Мезозойская эра – эра динозавров. Происхождение динозавров. Виды динозавров. Пресмыкающиеся. Образование и извержение вулканов. Палеонтологический музей. | Мини-книжки «Динозавр, который любил бодаться», «Про динозавра, который «побывал в космосе», «Какого динозавра считают умным», «Прекрасные и ужасные», «Они такие разные». Макет вулкана. |
9. | «Времена года» | «Времена года» «Как природа рисует красками» Картины Советских художников «Времена года» | Оформление результата проекта в виде презентации. |
10. | «Волшебные краски весны» | История праздника «Женский день». Пробуждение природы. Поведение насекомых и животных. | Выставка рисунков по нетрадиционным техникам. Альбом «Фантазии весны». Постановка сказки «Заячья избушка» |
11. | «23февраля день защитника Отечества» | История возникновения праздника. «Военные профессии» «Современная армия России». | «Военная техника» детские игрушки «Папин портрет с галстуком» Коллективная стенгазета, посвящённая «Дню защитника Отечества» |
12. | «Космос» | Строение Солнечной системы. Освоение космоса. Планета Земля. Глобус – модель Земли. Солнце – источник жизни на Земле. Звёзды и созвездия. | Викторина «Космическое путешествие». Выставка совместного творчества детей и родителей «Загадочный космос». |
13. | «Спасибо за Победу» | Роль ВОВ для нашей страны. Подвиг народа. Герои ВОВ. Память о войне и героях. Рода войск и военная техника. Жизнь народа в годы войны. Символы мира. | Атрибуты к Параду Победы. Выставка творческих работ «Спасибо скажем за победу». Коллаж «Дети-герои, мы вас помним». |
14. | «Мы – единый народ!» | Россия многонациональная. Традиции разных народов. Толерантное отношение к людям. Права детей. | Выставка национальных предметов быта. Коллажи «Мы – татары», «Мы - башкиры», «Мы – русские», «Мы – украинцы». Книга семейных национальных блюд. |
15. | «Скоро в школу» | Какие школы были раньше. Как наши родители (бабушки и дедушки) учились в школе. Чем занимаются ученики в школе и после школы. Как работает школа. Как устроена школа. Как найти друга в школе. Режим дня. Безопасное поведение. | Драматизация по сказке Л. Толстого «Мальвина и Буратино». Выставка семейных газет «Школьная жизнь моей семьи». |
- Примерные задания в центрах активности в рамках реализации тематических проектов
Центры активности | Формы образовательной деятельности |
Математика | Измерение. Счет. Деление целого на части. Дидактические упражнения с геометрическими фигурами, формами, на ориентировку во времени, в пространстве. Работа с рабочими листами |
Наука | Поиск информации. Составление альбомов, книг, журналов, картографы. Опыты. Эксперименты. Коллекционирование. Работа с картами. Макетирование (горы, ландшафты, улицы и т.д) Зарисовка моделей. Работа с перфокартами. |
Литература | Печатание (лепка) букв, слов, предложений, их оформление. Составление (разгадывание) кроссвордов. Подбор картинок по местонахождению звуков в слове. Составление рассказов творческих, по картине. Создание книжек. Составление предложений с помощью моделей. Составление загадок. Печатание слов по теме. Подбор картинок по определенной теме с печатанием слов, составление сказок. Зарисовка рассказа в моделях. Работа с пословицами на понимание |
Драматизация | Игра на музыкальных инструментах. Составление мелодии. Постановка спектаклей. Игры-драматизации. Инсценировки. Сюжетно-ролевые игры. Разыгрывание придуманных сюжетов. |
Искусство | Рисование. Аппликация. Лепка. Изготовление поделок из природного материала, бросового, бумаги. Работы в разных техниках. Составление узоров. Роспись предметов. Поделки из папье-маше. |
Строительство | Выполнение построек по замыслу, по схемам на различны темы. |
Движение | Выполнение основных видов движений. Разработка подвижных игр. |
Кулинария | Приготовление блюд. Составление рецептов в моделях. Измерение веса. |
Песка и воды | Постройка из песка. Эксперименты. |
2.5. Вариативная часть
Учитывая возможности педагогического коллектива, пожелания родителей, интересы детей, вариативная часть программы представлена реализацией дополнительных программ и традициями группы. Вариативная часть программы направлена на поддержку образовательных областей обязательной части программы, представлена:
1) Дополнительными программами
Наименование программ, направленность | Задачи | Время реализации |
«Фантазеры», художественно-эстетическая направленность. Авторы: Вострикова С.Х. | Развитие творческих способностей, художественно-образного мышления, воображения, эстетического чувства через нетрадиционные техники рисования. | В первой или второй половине дня, по подгруппам. |
«Робототехника», научно – техническая направленность. Автор: Мешавкина З.Р. | Формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования в компьютерной среде. | Во второй половине дня, по подгруппам. |
«Я – исследователь» ЭКО студия Автор: Пашкаева Н.Н. | Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. | Во второй половине дня, по подгруппам |
«В королевстве шахмат», познавательная направленность. Автор: Кучерова О.А. | Активизация мыслительной деятельности детей, развитие ориентировки на плоскости, логического мышления, наблюдательности, внимания. | Во второй половине дня, по подгруппам. |
«Лего – конструирование», техническая направленность. Автор: Ишмакова М.С. | Развитие самостоятельного детского экспериментирования с ЛЕГО-материалом, формирование обобщенных способов конструирования. | В первой и во второй половине дня, по подгруппам. |
«Обучение грамоте», речевая направленность. Авторы Л.Е.Журова, Н.О. Сарайкина | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа слова. Обогащение словарного запаса. Развитие навыков построения связного высказывания. | В первой и во второй половине дня, по подгруппам. |
2) Программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста», социальной направленности. Авторы Авдеева Н.Н., Князева Н.Л.
Цель программы: развитие социализация детей и популяризация знаний безопасного поведения в различных ситуациях (на дороге, в городе, в детском саду и т.п.) Реализуется в течение дня, в разные режимные моменты, в форме ситуаций, ситуативного разговора, чтения, моделирования ситуаций и т.д.
3) Традициями группы, направленными на социализацию воспитанников
Название традиции | Содержание (задачи) |
Новоселье группы | Направлено на облегчение процесса адаптации воспитанников к новой группе и педагогам, установление теплых, доверительных отношений. |
Дни рожденья | Направлено на развитие способности у воспитанников радостных событий, вызывает положительные эмоции, подчеркивает значимость каждого ребенка в группе. |
Взаимодействие со всеми возрастными группами | Способствует формированию социальной компетентности. У воспитанников формируется умение договариваться, распределять действия, согласованно действовать, оказывать помощь. |
Межсемейные проекты «Взрослые и дети» | Дети и взрослые участвуют в реализации межсемейного тематического проекта, который организовывается между семьями группы. Семьи воспитанников объединяются в малые группы для создания совместного продукта, что способствует их сближению, становления положительных взаимоотношений между ними, при этом ребенок видит образцы взаимодействия и отношений. |
А у нас сегодня гость | В качестве гостей в группу приглашаются родители или другие люди, представители разных профессий или почетные гости (ветераны войны, труда). Благодаря встречам у детей развивается любознательность, формируются представления о других людях и разных профессиях. |
Организация и проведение мероприятий в соответствии с календарем праздничных дат: День знаний, День здоровья, День воспитателя, День матери, Новый год и т.д. | В процессе подготовки и проведения праздников дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Родителей включают в подготовительную работу и организацию праздников. |
3) Региональным компонентом
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие
1.Использовать знания о родном крае в игровой деятельности.
2.Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Югры, стремление сохранять национальные ценности.
Познавательное развитие
1.Развивать у детей познавательный интерес к родному городу, Ханты-Мансийскому автономному округу.
2.Развивать способности чувствовать красоту природы своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
3.Развивать представления детей об особенностях и культурных традициях жителей родного края.
Речевое развитие
1.Овладение речью как средством культуры.
2. Обогащение активного словаря с учетом региональной тематики.
Художественно-эстетическое развитие
1.Развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм).
2. Формировать умение отражать полученные знания, умения в разных видах художественно-творческой деятельности.
3. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Физическое развитие
1.Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы народов ХМАО-Югры.
Решение задач по региональному компоненту осуществляется через целевые прогулки, беседы, проекты «Моя родина – Югра», «Мир камней», «Зима в нашем крае», «Традиции народов Югры» и др.
4) Национально – культурным компонентом
В группе 1 раз в месяц проводятся занятия по реализации программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте», авторы И.А. Кузьмин, А.В. Камкин. Занятия направлены на освоение духовно-нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, формирование коммуникативных и управленческих навыков у всех участников образовательного процесса. В течение месяца воспитатель планомерно организует работу с детьми и родителями. Восприятие и освоение категорий и ценностей осуществляется через разные виды детской деятельности:
- Игру;
- Чтение;
- Изобразительную деятельность;
- Музыкальную деятельность;
- Театрализованную деятельность;
- Эколого-познавательную деятельность;
- Трудовую деятельность;
- Конструктивную деятельность;
- Физкультурно-оздоровительную деятельность.
В подготовительной группе целями воспитательной программы являются:
- Первоначальное освоение детьми отечественных традиций Слова, Образа, Дела, Праздника;
- Дальнейшее развитие умений и навыков деятельностного, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле);
- Создание условий для успешной адаптации ребенка в школе.
- Объем времени для реализации вариативной части программы
Время, необходимое для реализации вариативной части Программы, зависит от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, составляет: 150 мин. (2,5 часа), 25%.
III. Организационный раздел
3.1. Оформление развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда в группе ДОУ
соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 и обеспечивает развитие ребенка по направлениям: познавательному, речевому, художественно-эстетическому, социально- коммуникативному, физическому развитию.
Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон («центры активности»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение центров активности меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В группе созданы центры:
-Математика/ манипуляция
-Искусство
-Наука и природа
-Драматизация
-Кулинария
-Строительство
-Литература
-Песок и вода
-Движение
Для детей и родителей в группе создана широкая и открытая информационная среда.
Для детей - информационная стена расположена на месте утреннего сбора и хорошо просматривается детьми. На информационной стене находятся:
- доска выбора;
- календарь погоды, природы;
- модели недели, месяца;
- правила группы;
- распорядок дня;
- темы проектов и конечные продукты (обозначены крупными буквами);
- продукты детской деятельности (рисунки, поделки, альбомы и т.д.)
- учебные таблицы и плакаты в соответствии с темой проекта.
Рядом с информационной стеной находится полочка с пособиями для проведения группового сбора.
В группе работают интерактивные стенды:
«Мастерская дел» – участие детей в делах группы и детского сада и стенд «Деловые хлопоты» – ежедневное распределение ролей детьми, участие в ежедневной работе группы в соответствии с обязанностью, ролью, которую он сегодня выбрал: «официант», «швейцар», «главный специалист по чтению сказок», «специалист по задвиганию стульев», «специалист по завязыванию шнурков», «гонец или рассыльный», «главный специалист по поддержанию порядка в группе», «миротворец», «метеоролог», «точильщик карандашей», «счетовод», «детектив по полу», «впереди идущий», «замыкающий в колонне», «парикмахер», «специалист по открыванию баночек с гуашью», «мойдодыр».
Информационная среда для родителей оформлена в приемной группы, чтобы зрительно подтвердить внимание к каждому ребенку в группе.
- Плакетки с именами ребенка и родителей на шкафчиках.
- Стенд «Наши успехи» – информация об умениях, достижениях, интересах детей.
- Персональные конвертики на шкафчиках каждого ребенка – ежедневное поощрение детей «дариками» за успехи и достижения.
- Стенд «Лесенка успеха» – благодарность родителям за участие в образовательном процессе детского сада, активизация на совместное сотрудничество.
- Стенд «Наши дни рождения» – информация о дне рождении каждого ребенка, стилизованные по сезонам в морской теме.
- Стенд «Наше настроение» – отслеживание эмоционального состояния каждого ребенка в течение дня.
- Стенд «Наша звездочка» – интервью ребенка-победителя по итогам выбора за неделю, пожелание детей, родителей, воспитателей.
- Стенд «Что я знаю?», «Что я хочу знать?», «Как я узнаю?» – вопросы и высказывания, рассуждения детей о том, что их интересует, тревожит, занимает.
- Стенд «Наше творчество» – демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка, выставка продуктов его творчества.
- Стенд «Почта для родителей» (почтовый ящичек для каждого ребенка) – переписка с родителями, обмен информацией о развитии детей.
- Информационное письмо к родителям – приглашение к сотрудничеству родителей, информирование родителей о теме проекта и о том, какую помощь могут оказать родители: в поисках материалов, информации по теме проекта.
- Информационный лист «Мы сегодня …» – ежедневная информация для родителей о деятельности в центрах активности на сегодняшний день.
- Стенд с объявлениями для родителей.
- Портфолио ребенка – формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.
В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), смена игрушек, стимулирующих двигательную активность, несколько раз в день.
Развивающая среда соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает все направления развития детей.
3.2. Режим дня
Режим дня строится с учетом сезонных изменений. В теплый период года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, сокращается количество непосредственно образовательной деятельности; при наличии условий, некоторые режимные моменты переносятся на прогулочный участок (занимательные игры, гимнастика, закаливание).
При осуществлении основных моментов режима важен индивидуальный подход к ребенку: сон может быть у детей разным по длительности; в рационе питания могут быть замены блюд и др.
№ п/п | Режимные моменты | Время проведения |
1. | Утренний прием детей в группе, осмотр | 7.00 – 7.20 |
2. | Утренний прием детей на воздухе, осмотр, игры. Беседа с родителями. Ритуал встречи. Игры, дежурство, индивидуальная, подгрупповая работа с детьми | 7.20 – 8.13 |
3. | Утренняя гимнастика | 8.13 – 8.25 (10 – 12 мин) |
4. | Подготовка к завтраку, завтрак | 8.25 – 8.55 |
5. | Утренний сбор | 8.55 – 9.10 (15 мин) |
6. | Работа в центрах активности по выбору детей, физическое развитие, музыкальное развитие, обучение грамоте | 9.10 – 10.10 10.20 – 11.00 (до 100 мин) |
7. | II завтрак (сок, фрукты) | 10.10 – 10.20 |
8. | Подготовка к прогулке, прогулка («открытая площадка»), физкультура на воздухе, возвращение с прогулки | 11.00 – 12.30 |
9. | Подготовка к обеду, обед | 12.30 – 13.00 |
10. | Гигиенические процедуры, дневной сон | 13.00 – 15.00 |
11. | Постепенный подъем, закаливающие процедуры | 15.00 – 15.20 |
12. | Подготовка к полднику, полдник | 15.20 – 15.40 |
13. | Игры, деятельность в центрах активности, студиях, самостоятельная деятельность | 15.40 – 16.55 |
14. | Совместная и самостоятельная деятельность, индивидуальная работа | 16.50 – 17.00 |
15. | Вечерний сбор | 16.55 – 17.10 (15 мин) |
16. | Подготовка к ужину, ужин | 17.10 – 17.30 |
17. | Подготовка к прогулке, прогулка, игры с детьми по интересам, уход детей домой | 17.30 – 19.00 |
3.3. Расписание НОД, занятий в кружках, студиях и совместной деятельности взрослых и детей
Продолжительность совместной деятельности по реализации тематических проектов составляет:
1) Групповые сборы – 15 мин.
2) Работа в центрах активности – до 100 мин.
День недели | Время | НОД, занятия в студии |
8.55 – 9.10 Утренний сбор 17.00 – 17.15 Вечерний сбор 9.10 – 10.10, 10.20 – 11.10 Работа в центрах активности 15.30 – 16.40 Совместная деятельность в центрах активности | ||
Понедельник | 1)9.00 – 9.30 (I подгруппа) 2)9.40 – 10.10 (II подгруппа) | Обучение грамоте ЛЕГОконструирование |
10.20 – 10.50 | Обучение игре в шахматы | |
15.40 – 16.10 | Физическое развитие | |
16.40 – 17.10 | Занятие в творческом объединении «Я – исследователь» (исследовательская деятельность) | |
Вторник | 10.20 – 10.50 | Занятие в творческом объединении «Волшебная кисточка» (изодеятельность) |
15.40 - 16.10 | Музыкальное развитие | |
16.40 – 17.10 | Обучение игре в шахматы | |
Среда | 1)9.00 – 9.30 (I подгруппа) 2)9.40 – 10.10 (II подгруппа) | Обучение грамоте |
11.00 – 11.30 | Физическое развитие на свежем воздухе | |
15.40 – 16.10 | Занятие в творческом объединении «Я – исследователь» (исследовательская деятельность) | |
16.35 – 17.05 | «Волшебная кистиочка» (изодеятельность) | |
Четверг | 10.50 – 11.20 | Физическое развитие |
15.40 – 16.10 | «Роботенок» (робототехника) | |
16.10 – 16.40 | Занятие в творческом объединении «В королевстве шахмат» (основы обучения игре в шахматы) | |
Пятница | 9.00 - 9.30 | Музыкальное развитие |
16.10 – 16.40 | Занятие в творческом объединении «Я – исследователь» (исследовательская деятельность) |
3.4. Система закаливания
Закаливание в подготовительной группе
Элементы закаливания осуществляются в повседневной жизни — умывание, мытье рук до локтя, мытьё шеи. Специальные закаливающие процедуры проводятся в виде воздушных ванн и водных воздействий. Температура воздуха для проведения воздушных ванн изменяется несущественно по сравнению с предыдущей группой (разница составляет 2-4° С в сторону уменьшения).
Виды закаливания | Местное воздействие | Общее воздействие | ||
Начальная температура | Конечная температура | Начальная температура | Конечная температура | |
Воздушные ванны | +22 С | +18 С | +20 С | +19 С |
3.5. Режим двигательной активности
Формы работы | Виды деятельности | Режим двигательной активности |
Организованная образовательная деятельность по физическому развитию | а) в спортивном зале | 2 раза в неделю 30 мин |
б) на улице | 1 раза в неделю 30 мин | |
Физкультурно- оздоровительная работа в режиме дня | а) утренняя гимнастика | Ежедневно 8-10 мин |
б) подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке | Ежедневно 2 раза (утром и вечером) по 25-30 мин | |
в) физкультминутки (в середине статического занятия) | Ежедневно в зависимос ти от вида, содержания статического занятия 1-3 мин | |
г) взбадривающая гимнастика после дневного сна | Ежедневно 10-12 мин | |
Активный отдых | а) физкультурный досуг | 1 раз в месяц 25-30 мин |
б) физкультурный праздник | 2 раза в год до 60 мин | |
в) день здоровья | 1 раз в квартал | |
Самостоятельная двигательная деятельность | а) самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования | Ежедневно 25 мин |
б) самостоятельные подвижные и спортивные игры | Ежедневно 25 мин |
3.6. Календарное планирование
Режимные моменты | Содержание | Время | Время реализации ООП | ||||
Обязате льная часть | Вариати вная часть | ||||||
Прием детей, игры, совместная (индивидуальная, подгрупповая), самостоятельная деятельность | |||||||
Утренняя гимнастика | |||||||
Подготовка к завтраку, завтрак | |||||||
Самостоятельная деятельность детей | |||||||
Утренний сбор | |||||||
Работа в центрах активности по выбору детей | |||||||
НОД по физическому/ музыкальному развитию | |||||||
II завтрак | |||||||
Подготовка к прогулке, прогулка («открытая площадка»), физкультура на воздухе, возвращение с прогулки | |||||||
Подготовка к обеду, обед | |||||||
Гигиенические процедуры, дневной сон | |||||||
Постепенный подъем, закаливающие процедуры | |||||||
Подготовка к полднику, полдник | |||||||
Совместная деятельность в центрах активности (индивидуальная, подгрупповая, самостоятельная деятельность, занятия в студиях | |||||||
Подготовка к ужину, ужин | |||||||
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой | |||||||
Объем реализации образовательной программы 10ч | 450 мин. 7ч.30м | 150м 2ч.30м. | |||||
Итого: 10+2 (дневной сон) = 12 часов |
3.7. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе
Методические пособия |
Физическое развитие |
Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду» Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная группа. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: Комплексы упражнений для детей 3-7 лет. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр 2-7 лет. Утробина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников. |
Познавательное развитие |
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет). Дыбина О.В. Ознакомление с предметами и социальным окружением: Подготовительная группа (6-7 лет). Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. Дыбина О. Б. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. Дыбина О. Б. Творим, изменяем, преобразуем: Игры-занятия с дошкольниками. Дыбина О. Б. Рукотворный мир: Игры-занятия с дошкольниками. Дыбина О. Б. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия с дошкольниками. Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. Крашенинникова Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет). Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет). Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа (6-7 лет). Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа (6-7 лет). Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3-7 лет). |
Речевое развитие |
Варенцова Е.С. обучение дошкольников грамоте. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. |
Социально – коммуникативное развитие |
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет). Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет) Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Подготовительная группа (6-67лет). Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Кузьмин И.А. «Сказочное слово» (6-7 лет) Кузьмин И.А. «Напутственное слово» (6-7 лет) Кузьмин И.А. «Светлый образу» (6-7 лет) Кузьмин И.А. «Мастера и рукодельницы» (6-7 лет) Кузьмин И.А. «Семейные традиции» (6-7 лет) Кузьмин И.А, Камкин А.В. Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» Кузьмин И.А, Камкин А.В. Научно-методические сборники, учебные пособия и тетради, книги для развития по программе «Истоки». Кузьмин И.А. Социокультурный системный подход к истокам в образовании. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игры с правилами в дошкольном возрасте. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. Пертова В.И., Стульник Т.Д. Эстетические беседы с детьми 4-7 лет. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет). Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Шипицина Л.М. и др. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). |
Художественно – эстетическое развитие |
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Гербова В.в. Приобщение детей к художественной литературе. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Зацепина М.Б., Антонова Т.Б. Праздники и развлечения в детском саду. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Комарова Т.В. Развитие художественных способностей дошкольников. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа (6-7 лет). КаплуноваИ., Новоскольцева И. Программа «Ладушки». Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Куцакова Л.В. Конструирование их строительного материала: Подготовительная группа (6-7 лет). Лыкова И.А. Программа по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников «Цветные ладошки». Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. |
3.8. Система мониторинга развития детей
Для того чтобы добиться эффективного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, знать каковы эти интересы и потребности, и как они изменяются со временем. Программа, ориентированная на ребенка, нацелена на индивидуальное раскрытие и развитие каждого ребенка.
Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.
Наблюдение за развитием ребенка осуществляется ежедневно, в течение года. По итогам наблюдений проводится 2 раза в год оценка развития каждого ребенка и заполняется карта.
Карта наблюдений и оценки развития детей 6-7 лет
(подготовительная группа)
Ф.И.ребенка_____________________________________
Дата оценки:
1. сентябрь
2. декабрь
3. май
Способность | Показатели | 1 | 2 | 3 |
Контролировать свое поведение | 1.Делится с другими. 2.Спрашивает разрешения на пользование чужими вещами, аккуратно с ними обращается. 3.Обосновывает свои суждения: почему лгать и присваивать чужие вещи плохо, а защищать малышей и помогать им хорошо. 4.Разрешает конфликты со сверстниками, пользуется приемами замещения, убеждения и обсуждения. | |||
Формулировать свой интерес, предпочтение, намерение | 1.Выбирает самостоятельно центры активности, способ действия, партнера при поддержке взрослого. 2.Критически оценивает и анализирует результаты (достижения и ошибки) при поддержке взрослого. 3.Предлагает, высказывает свое мнение. 4.Выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, потребности. 5.Формулирует причины своих чувств. 6.Аргументируе свою точку зрения с помощью наводящих вопросов. 7.Предлагает свое достижения, связно рассказывает, что получилось или чему научился. | |||
Анализировать и комментировать свои действия | 1.Отвечает на вопросы взрослого: у тебя получается сделать, как хотел или ты поменял план? Почему ты поменял свой план? В чем допустил ошибку? 2.Комментирует 4-5 действий. | |||
Выполнять простые правила, договариваться о правилах | 1.Устанавливает и выполняет 5 правил поведения. | |||
Организовывать свою работу | 1.Понимает учебную задачу с помощью вопросов (что? для чего?), выполняет. 2.Определяет замысел и реализует его (описывает результат, отбирает нужный материал, составляет план действий с помощью знаковых средств, контролирует промежуточный результат по схеме, плану, оценивает результат по трем заданным критериям). 3.Оценивает способ действия как ошибочный или приводящий к результату, самостоятельно меняет способ достижения цели или обращается за советом к взрослым. 4.Выполняет действия по словесной инструкции и схемам. 5. Выдвигает и проверяет гипотезы с помощью взрослого. 6.Применяет способы познания в соответствии с ситуацией с помощью взрослого, самостоятельно (работа с книгой, обращение к другим людям, наблюдения, обследовательские действия, опыты, эксперименты). 7.Выполняет 7-12 операций. 8.Доводит действия до результата. 9.Кооперируется со сверстниками для достижения результата (работа в микрогруппе). | |||
Задавать вопросы и отвечать на вопросы | Задает и отвечает на вопросы: для чего? как? почему? зачем? | |||
Работать с информацией | 1.Называет источники знаний, (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет); 2.Отбирает нужную информацию (с помощью взрослого); присваивает (запоминает, обобщает, изображает). 3.Предоставляет информацию с помощью схемы, модели самостоятельно. | |||
Высказываться в пределах темы | 1.Делает спонтанные высказывания в связи с высказываниями других в пределах определенной заранее темы. | |||
Использовать элементарные нормы общения | 1. Внимательно слушает взрослого и сверстника, соблюдая правила. 2.Вступает в контакты с окружающими. 3.Хвалит, поддерживает, приходит на помощь и обращается за помощью в соответствии с ситуацией. 4. Знает и говорит слова приветствия и благодарности. 5.Сопереживает окружающим. 6.Дает оценку своим действиям и действиям сверстников. | |||
Сотрудничать со взрослыми, сверстниками, детьми разного возраста | 1.Договаривается, распределяет действия, действует согласованно и приходить к общему результату в микрогруппе. 2.Инициирует и осуществляет взаимодействие со сверстниками. 3.Участвует в групповых играх с принятием совместных решений, распределением ролей, соблюдением правил. |
Шкала оценки:
0 баллов - способность не проявляется;
1 балл – способность проявляется иногда;
2 балла – способность проявляется периодически;
3 балла – способность проявляется.
Полученная информация позволяет выработать индивидуальные задачи для дальнейшего развития ребенка, оказать ему поддержку на основе его индивидуальных интересов, возможностей и особенностей.
Индивидуальный учебный план
Ф.И. ребенка__________________________
Возраст ребенка_______________________
Воспитатели__________________________
Дата ____________
Основные достижения за предыдущий период______________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи развития_____________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стратегии (действия)
В детском саду Дома
________________________ _____________________
________________________ _____________________
________________________ _____________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции речи воспитанников 6-7 лет офтальмологической подготовительной группы
Рабочая программа учителя-логопеда офтальмологической подготовительной группы включает в себя: целевые ориентиры, характеристику речевых расстройств, описание форм и средств непосредственно образовате...
Здоровьесберегающие пространство досугов и тематических развлечений в организации жизнедеятельности воспитанников.
Здоровьесберегающие пространство досугов и тематических развлечений в организации жизнедеятельности воспитанников....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ 5-6ЛЕТ СТАРШЕЙ «Б» ГРУППЫ
Рабочая программа по организации жизнедеятельности воспитанников старшей группы «Б» группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных ...
рабочая программа по организации деятельности педагога с детьми 6-7 лет подготовительная группа общеразвивающей направленности, разработанная на основе образовательной программы МАДОУ.
в данной разработке представлено планирование на учебный год для работы в подготовительной группе на основе программы "От рождения до школы" Вераксы....
Рабочая программа по организации и осуществлению образовательной деятельности с детьми старшей группы общеразвивающей направленности
Рабочая программа реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:...
Рабочая программа по организации сотрудничества с семьями воспитанников ДОО
В данной программе представлены современные формы работы по организации сотрудничества с родителями. Предложен перспективный план работы с родителями на 2 года....