Познавательное занятие «В мире растений: комнатные цветы».
методическая разработка (подготовительная группа)

Горлова Людмила Ивановна

Занятие подготовлено и проведено в 3 классе коррекционной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_zanyatie.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие «В мире растений: комнатные цветы».

Цель: познакомить с комнатными растениями, их значением в жизни человека.

Задачи:        

Образовательные:

•        познакомить с разнообразием комнатных растений, растущих в школе        

Коррекционно-развивающие:

•        коррекция  зрительного  восприятия  на  основе  упражнений  в  узнавании  и  различении;

•        развитие умения наблюдать, сравнивать;

•        обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитательные:

•        воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к растениям;

•        формировать умение работать в коллективе.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

Раз!

Прозвенел звонок.

Два!

Начался урок.

Три!

Красиво встать!

Четыре, пять!

Тихо за парту сесть

2.Введение в тему.

Чтение сказки Б. Вовк « Чьи цветы лучше?»

Заспорили как – то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась первоцветами…

- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.

- Нет, - возражает Лето.- Цветы у тебя и правда, красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетенной из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. Куда не глянешь – везде васильки, гвоздики,  ромашки, одуванчики…

Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблекли.

- Мои цветы не хуже,- так сказала Осень и повела багряным рукавом.

Тут зацвели хризантемы, георгины. Снова распустились одуванчики.

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши.

Только не боится ни снега, ни мороза наш класс. За стеклом на окне нашего класса  цветут бегонии, герани, калы…

- Люди цветы вырастили. Здесь цветы самые красивые – хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года -  у кого цветы самые лучшие.

-Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём пойдёт речь сегодня на занятии?

Я - травянистое растение,

Красивое на удивление,

И радую я глаз,

Расту в горшке у вас.

(Комнатное растение)

-Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с  удивительным миром растений, поговорим о комнатных цветах. (Слайд с изображением комнатного растения)

3. Основная часть.

-У кого из вас дома есть комнатные растения? Знаете ли вы их названия? Кто из вас сажал комнатные растения? (Ответы учащихся)

-Почему растения в природе желтеют, сбрасывают листву, увядают, а комнатные растения круглый год стоят зелёные? (За комнатными растениями ухаживает человек, держит их в помещении, а в помещении тепло. Родина большинства комнатных растений - жаркие страны, где круглый год лето, поэтому растения там всегда зелёные. Человек и зимой создаёт для комнатных растений примерно такие же условия как и летом, иначе они погибли бы, поэтому комнатные растения не желтеют и не сбрасывают листья осенью).

-Для чего люди разводят комнатные растения? (Комнатные растения очищают воздух в помещениях, украшают их)

-Что необходимо любому растению для полноценного развития? (Свет, тепло, вода) .

-Что необходимо обеспечить комнатным растениям, чтобы они чувствовали себя хорошо? Создать условия, близкие к природным, ухаживать за ними, всегда помнить о них, наблюдатьза их состоянием, чтобы в случае необходимости оказать помощь).

-В нашем классе много комнатных растений. Сегодня я познакомлю вас с растениями, которые вы не знаете. Это Герань, Кактус, Сансевие́рия ».

-Сансевьера - многолетнее корневищное вечнозеленое травянистое растение. У нас ее называют "щучий хвост" или "тещин язык". Сансевьеру выращивают в основном за её красивые листья, но она способна и цвести при правильном уходе. Сансевьера – одно из самых неприхотливых и благодарных комнатных растений, способное украсить любой уголок помещения, не требуя взамен слишком много внимания. Это растение идеально подходит для тех, кто не любит возиться с цветами, но хочет украсить зеленью свой дом.

-Герань: выделяет вещества, которые обладают успокаивающими и антистрессовыми свойствами. Лучше всего ставить в спальне. Герань очень любит солнце и много воды.        

-Кактус. Стебель очень толстый массивный с вертикальными ложбинками вдоль которых расположены колючки. Листья отсутствуют. Цветёт кактус редко, но цветы у него очень крупные и яркие. Корни находятся глубоко в земле.

-Почему комнатные растения предпочитают разные условия в наших жилищах? (В природе они росли в разных условиях и привыкли к ним, приспособились)

-Что значит ухаживать за растениями? (Поливать растение, опрыскивать листья, протирать листья от пыли, рыхлить землю, срезать сухие листья, пересаживать и т. д.)

Словарная работа: рыхление, опрыскивание.

4.Закрепление.

Эти растения похожи чем-то друг на друга? ( Да, у них есть листья, они зелёные, у них есть корни, они держатся корнями в земле и т.д.).

 «А чем же растения отличаются? Как нам запомнить, какое растение как называется и не путать их?»

Дети сравнивают растения и называют отличие .

 «Воспитатель выставляет на стол каждое растение и рассказывает, из каких частей оно состоит».

Беседа о строении растении.

- что есть у каждого растения? (стебель, корень, листья, цвет)

- для чего растению нужны корни?

- если не поливать землю, что будет?

- что нужно делать, чтобы растения чувствовало себя хорошо и красиво выглядело?

        

Игра «Будь внимателен»

- Вы должны подняв руки, хлопнуть в ладоши над головой, как только услышите слово, так или иначе связанное с цветами:

Дорога, стебель, бумага, росток, листок, горшок, ветер, букет, аромат.

Физкультминутка.

Раз – присели, два – привстали,

Три – нагнулись и достали до носка одной рукой.

Выпрямились.

Раз – присели, два – привстали,

Три – нагнулись и достали до носка другой рукой.

Выпрямились.

Тихо сели – улыбнулись.

Игра «Что растениям необходимо для роста» .

Правильно ребята лейкой мы поливаем растения. Без солнечного цвета и тепла растения не растут. Растениям нужен воздух. И обязательно им нужна наша забота, нежность и любовь. Ребята, а вы хотите стать красивыми комнатными растениями.

Психогимнастика. « Я растение». (Дети закрывают глаза).

- Представь что ты маленькое растение. Тебя посадили в теплую, тёмную землю. Ты ещё маленький росток, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи- то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои листики подросли, стебель становиться крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами.

- Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему? (за ними ухаживали, рыхлили, поливали и т.д.). Тоже самое чувствуют наши растения на подоконнике. Мы каждый день будем ухаживать за цветами, и им будет приятно жить в нашем классе .Мы будем спрашивать: хорошо ли вы себя чувствуете?

Практическая работа:  Вспомните и расскажите, как надо ухаживать за комнатными растениями? (Поливать, рыхлить почву, удалять пыль с листьев, срезать сухие листья.)

1-взрыхлить землю;

2-протереть листья салфеткой;

3-убрать засохшие листья, отрезать пожелтевшие стебли, листья;

4-полить растение.

Техника безопасности: обращение с деревянными палочками (заострённые концы).

- Как поливают цветы? (Аккуратно по краю горшка.)

- Можно ли поливать их водой из-под крана? (Нельзя. Вода должна отстояться.)

- Как снимать пыль с листьев? (Пыль с листьев снимают влажной тряпочкой, аккуратно, чтобы не повредить их.)

- Покажите и расскажите, как вы удаляли пыль с растения, как поливали его.

5.Рефлексия.

-Вам было интересно на занятии? Вы узнали сегодня что- то новое о комнатных растениях? Захотелось ли вам узнать о них ещё больше?

-Оцените свои достижения на занятии. (цветы в тарелке)        

  1.  Итог занятия.

-Что нового узнали?

-Что показалось самым интересным?

-Комнатные растения радуют нас. С ними в комнате становится красиво и уютно. Поселившись в нашем доме, они приносят большую пользу: способствуют звукопоглощению, увлажняют воздух, насыщают его кислородом, очищают от вредных примесей. Нужно уметь ухаживать за ними, и тогда они будут долго радовать нас своей зеленью и красотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В мире растений»

Уточнить представление детей о многообразии растений и значении для природы, ее обитателей и человека....

Конспект открытого познавательного занятия в младшей группе "Комнатные растения"

Конспект открытого познавательного  занятия в младшей группе "Комнатные растения"Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.Форма организации:...

Конспект физкультурно-познавательного занятия "В мире птиц"

Данное занятие относится к виду физкультурно-познавательных. В ходе занятия решаются не только задачи физического воспитания (совершенствование двигательных навыков детей), но и задачи познавательного...

Познавательное занятие в средней группе "Весенние цветы"

Закрепление материала по теме недели в игровой форме...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию. Тема занятия: «В мире комнатных растений»

Технологическая карта занятия  по познавательному развитию. Тема занятия: «В мире комнатных растений»...

Технологическая карта занятия Познавательное развитие "В мире комнатных растений"

Технологическая карта занятия Познавательное развитие "В мире комнатных растений"...