Доклад - презентация по теме: «Проблемное обучение и его педагогические возможности»
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Доклад - презентация по теме: «Проблемное обучение и его педагогические возможности» (к педсовету по проблемному обучению)
|
Составила:
Мельникова Т.Н.
Развитие творческой личности ребёнка - цель современного образования. Творчество рассматривается философами, как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира. Как отмечают Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, главным источником творчества дошкольников является практическая деятельность детей, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.
Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. (СМ. приложение 1. Таблица «Виды обучения»).
Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают взрослые детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.
Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад. Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения (Исследовательский метод).
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми.
В другом случае роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.
Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день? Или как бы изменилась окружающая природа (деревья, кустарники) в зависимости от времени года? Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросы, догадки.
А теперь рассмотрим основные компоненты проблемного обучения:
1) Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
С.Л. Рубинштейн: «Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленный на их «снятие». Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает. Именно противоречия являются источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Педагоги могут предлагать детям гтовые противоречия в объектах окружающего мира, но главная задача – научить детей находить своё решение, проявить творческую фантазию придумать что – то новое. Первый этап – ребёнку нужно наиграться вдоволь в игру «Хорошо – Плохо».
Второй этап – это самостоятельное выявление детьми положительных и отрицательных сторон рассматриваемого предмета, игрушки или действия, т.е. формирование самого противоречия. Можно использовать принципы разрешения противоречий, которые диктует ТРИЗ, вот некоторые из них, которые используются в ДОУ:
1. Принцип дробления – разделить объект на независимые части.
2. Принцип вынесения – отделить от объекта мешающую часть, или наоборот, выделить единственно нужную часть.
3. Принцип универсальности – объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах.
4. Принцип объединения – соединение однородных или предназначенных для смежных операций объектов, свойств, отрезков времени.
5. Принцип предварительного действия – заранее выполнить требуемое действие или расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие без затраты времени на доставку и с наиболее удобного места.
6. Принцип наоборот – осуществление обратного действия.
7. Принцип «обратить вред в пользу» - использование вредных факторов для получения положиьельного результата.
8. Принцип самообслуживания – объект сам себя обслуживает, выполняя вспомогательные операции.
9. Принцип «матрёшки» - один объект размещён внутри другого, который, в сою очередь , находится внутри третьего и т.д.
2) Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристическим разговором. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей, на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний, сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем, путем рассуждений, приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, анализируют ответы товарищей, соглашаются с ними или оспаривают.
Способы создания проблемных ситуаций:
1. проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта.
2. проблемная ситуация возникает при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами.
3. проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки.
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного».
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.
3) Познавательная деятельность. Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи). В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой, подгруппойили индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
4) Вывод. Когда найден ответ, выход из проблемной ситуации, педагог всегда должен сделать вывод, обобщить высказывания детей и подвести их к правильному решению. В выводе ребёнок услышит свою гипотезу и предложения по решению проблемы.
Таким образом, проблемное обучение способствует созданию положительного эмоционального тонуса на занятиях: дети всегда испытывают радость познания, напряжённость поиска, радость первых самостоятельных находок. Однако, чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить ребёнка, чтобы стимулировать творческое мышление, пробудить потребность в решении проблем.
Одно из таких главных условий – создание проблемной ситуации. Именно она, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления, которое в свою очередь, имеет исключительное значение для человеческой практики, так как делает реальной цель современного образования – развитие творческой личности.
В процессе решения проблемной ситуации, взрослый помогает ребёнку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае ребёнок может идти путём «проб и ошибок». Очень важно правильно оценивать как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей. Особое внимание нужно уделять неправильным ответам, анализировать их вместе с детьми, помогать понять им свою ошибку, подводить к поиску нового способа решения задания, поощрять познавательную активность ребёнка, поддерживать его эмоциональный настрой, интерес к знаниям. Это позволит ребёнку правильно реагировать на неудачу и не бояться высказывать своё мнение. Такая атмосфера эмоционального творческого подъёма на занятии создаёт ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания.
Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия, которое должно быть значимым для ребёнка. Только в этом случае проблемная ситуация является мощным источником мотивации всей познавательной деятельности детей, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного.
Например, ребёнок задумывается над вопросом: «Почему облака плывут по небу?» Движение в понимании ребёнка связано с ногами, крыльями, движением колёс у транспорта. Облака плывут сами, беспричинно. Возникает противоречие, начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы. Таким образом, можно увидеть следующий алгоритм создания проблемной ситуации:
1. Находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями).
2. Осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане порождается интерес, мотивация к решению).
3. Ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование).
4. Находим решение (радость, восторг).
5. Проверяем решение (удовлетворение или досада в случае неправильного ответа).
Алгоритм один, но проблемный материал должен быть разнообразный, не однотипный. Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью воспитателя – ребёнок воспринимает себя как первооткрывателя.
Примеры использования проблемных ситуаций при формировании у дошкольников целостной картины мира:
Знакомство с окружающим миром. Экология.
∙ С наступлением осени некоторые птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются. Почему?
∙ Как хлеб на стол «пришёл»?
∙ Если бы не было воды, воздуха, солнца. Что произошло бы тогда? И т. п.
Математика.
∙ Как узнать, что одних предметов больше, чем других? Как уравнять множества?
∙ Как можно получить на тарелке 6 яблок, если их пока только 5?
∙ Как определить равенство сторон квадратов? (линейкой или изготовить мерку).
Для занятий физкультурой нужно построиться по росту. Как это сделать?
Изобразительная деятельность, ручной труд, конструирование.
∙ Рисуя иллюстрацию к сказке, нужно показать, что главный её герой – зайчик. Что нужно сделать, чтобы все поняли, кто главный герой сказки?
∙ Для аппликации нужно приготовить несколько деталей одинаковой формы. Как это сделать быстро и аккуратно?
∙ Для изображения аквариума с рыбками ребёнок получает квадрат голубой бумаги. Какие нужно выбрать карандаши, чтобы рыбки «не потерялись» в «воде»?
∙ Изобразить листья летом, осенью, весной и т.п.
∙ Выполняя лепку собачки перед ребёнком, стоит проблема: как показать, что собачка подаёт лапу, лает, бежит.
∙ При конструировании зданий можно предложить детям украсить прилегающую территорию.
∙ Необходимо «построить» мост такой конструкции, чтобы под ним мог проплыть корабль.
Художественная литература, развитие речи.
∙ После прочтения произведения, предложить поразмышлять, а как бы ты поступил на месте литературного персонажа.
∙ Предложить придумать свой конец сказки.
∙ Предложить детям «стать» иллюстратором, но нарисовать иллюстрацию словами.
∙ Предложить стать поэтом и придумать рифмы для стихотворения.
∙ Предложить расспросить родителей, знают ли они это литературное произведение, о чём оно.
∙ Как прочитать стихотворение, чтобы зрители поняли, что хотел передать автор.
Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуативных задач.
Например:
Ситуации в транспорте.
∙ Ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему?
Ситуации с огнём.
∙ В квартире пожар. Что ты будешь делать?
∙ Дым в квартире. Твои действия.
Ситуации с водой
∙ Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
∙ В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом?
Подводя итог своего выступления, можно сделать выводы:
∙ Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
∙ Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.
∙ Найденное, в процессе мышления становится знанием, тогда как то, что запомнилось часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
∙ Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
∙ Вопросы «Почему?», «Как ты считаешь?», «С какой целью?», «Из-за чего?», «Как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.
∙ Вопросы «Где?», «Что?», «Когда?», «Какой?», «Сколько?» - контролируют память.
∙ Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.
Стремясь поддержать у детей интерес к любой новой теме, мы создаем, соответственно, проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, ставить цели, делать выводы, приучаем их не бояться допускать ошибки и не повторять их впредь.
Приложение 1.
Виды обучения дошкольников
Традиционное обучение | Проблемное обучение |
Содержание обучения | |
Обучение строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность, что способствует развитию воспроизводящей стороны мышления. | Обучение предполагает сотрудничество ребёнка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления». |
Деятельность педагога | |
Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога к ребёнку. | Педагог учит мыслить путём создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской и поисковой деятельности, направленной на открытие нового при решении проблем. |
Деятельность ребёнка | |
Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истина в последней инстанции. | Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий. |
Приложение 2.
Памятка для родителей
Рекомендации по развитию творческого воображения
дошкольников
⚐ - Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).
⚐ - Каждый день работы с детьми – поиск. Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
⚐ - Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всём» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет).
⚐ - Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду надо превратить в лед).
⚐ - Играйте с детьми каждый день.
Темы игр: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть… листок, палочка и т.п.», «Если бы ты превратился в …».
⚐ - Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса… карандаша…»).
Рекомендации по стилю общения с детьми
⚐ - Выслушайте каждого желающего.
⚐ Педагог должен побуждать детей высказываться, не бояться допускать ошибки, не читать нравоучений. Ведь это порождает в детях робость. Боязнь допустить ошибку сковывает инициативу детей в постановке и решении проблемы.
⚐ Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную задачу – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Ребенок будет решать только легкие проблемы, что неизбежно приведет к задержке его развития.
⚐ - Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорить «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
⚐ - Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения.
⚐ - Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.
⚐ - В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»
Выступление на педагогическом совете . На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...
Презентация по теме "Проблемное обучение в ДОУ"
В презентации представлена информация о проблемном обучении в ДОУ (определение, методика проведения)...
Презентация "Роль технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников"
Презентация может быть использована в качестве обучающего материала на семинарах-практикумах для педагогов дошкольных учреждений....
Проблемное обучение и его педагогические возможности
ull;В числе современных педагогических технологий, технология проблемного обучения является специально созданной совокупностью специфических приемов и методов, помогает детям с...
Доклад- презентация на тему: «Психолого-педагогическая компетентность педагогов-как основа успешного и эффективного взаимодействия с семьями воспитанников»
ОПЫТ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, воспитывающими детей с ОВЗ...
Презентация "Использование элементов проблемного обучения в процессе экспериментальной деятельности дошкольников"
Представлена презентация, отражено понятие, суть проблемного обучения, этапы и формы организации....