Проблемное обучение и его педагогические возможности
презентация по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnye_situatsii_kak_sredstvo_motivatsii_detskogo_eksperimentirovaniya.pptx | 180.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
В соответствии с требованиями ФГОС усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения.
В числе современных педагогических технологий, мы рассматриваем технологию проблемного обучения , которая, являясь специально созданной совокупностью специфических приемов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач. Технология проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
Формы организации проблемного обучения ДОУ
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Она возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя. Проблемная игровая ситуация, предлагаемая взрослым, должна находиться в «зоне его ближайшего развития». Т.е., ребенок сможет ее разрешить только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального и творческого потенциала. Обучение в зоне ближайшего развития осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справится благодаря помощи взрослого. Именно эта форма, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления.
Проблемные ситуации бывают: заранее спланированные, придуманные, с подготовленным материалом. Сценарий спланированных ситуаций должен быть гибким настолько, чтобы его можно было менять в зависимости от складывающихся условий (но придерживаясь при этом поставленной цели). спонтанные ситуации, (связанные с жизнью детей), педагогу нужно превратить житейскую ситуацию в проблемную.
Существуют определенные требования к проблемным образовательным ситуациям: 1.Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника. 2.Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию. 3.Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении. 4.Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной. 5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)
Процесс постановки и решения проблемной образовательной ситуации включает в себя следующие этапы: Постановка, формулирование проблемы; актуализация знаний детей; выдвижение гипотез, предположений; выбор, проверка решения, обоснование гипотез; введение знаний в систему.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА деятельности по проблемному обучению дошкольников Этапы Деятельность воспитателя Деятельность ребенка I Постановка проблемы Создает проблемную ситуацию. Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий. Анализирует проблемную ситуацию. Формулирует или помогает ребенку сформулировать проблему. Определяет целевую установку (что нужно знать, чтобы решить проблему). Осознает создавшееся противоречие. Участвует в формулировке проблемы. «Присваивает» проблему. Осознает цель поиска. II Актуализация знаний Побуждает детей к активизации необходимых знаний. Способствует их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует к поиску новых знаний или умений. Активизирует необходимые для решения проблемы знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует). Осознает потребность в новых знаниях. Концентрируется на поиске новых знаний. III Выдвижение гипотез - предположений Организует поиск решения. Задает общее направление поиска. Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование. Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе реализации поиска. Соотносит шаги поиска с особенностями проблемы. Участвует в обсуждении плана поисковых действий. Размышляет, рассуждает и выдвигает идеи, гипотезы, обосновывает их. Участвует в обсуждении гипотез других детей. Ведет дискуссию по обсуждению других точек зрения. Проводит самостоятельно поисковую деятельность. IV Проверка решения Помогает детям соотнести полученный результат с целями поиска. Проверяет полученный результат поиска, его соответствие целям. Доказывает правильность выбранного пути поиска. Оценивает результат. Формулирует выводы на основе умозаключений. V Введение в систему знаний Анализирует конечный результат и процесс деятельности детей. Проводит самоанализ по результатам организации проблемного обучения. Присваивает новые знания и умения. Обогащает субъектный опыт .
Во второй младшей и средней группе проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Например: Что будет, если снег принести в комнату? Проверим? Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький) Как проверить? Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок); Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают? Давайте подумаем, можно или нельзя плавать на бумажном корабле? Почему?
Дети учатся в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?
В более старшем возрасте активизировать познавательную деятельность дошкольников можно используя игры-путешествия и образы героев сказок Незнайки, Чиполлино , Айболита, Карлсона и др. Например, кувшин с узким горлом наполовину заполнен водой. Как лисе напиться из кувшина? Ответ на вопрос дети отыскивают, опираясь на имеющиеся знания из рассказа Л.Толстого «Хотела галка пить», а потом приходят к поиску ответа самостоятельно на основе опытнической деятельности.
Проблемно-игровые образовательные ситуации планируются и организуются в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки, на занятиях познавательного характера, на продуктивных видах деятельности т. д.. Утренние часы - благоприятное время для организации коротких бесед, ситуативных разговоров, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений и ответов на поставленные вопросы. Например, можно обсудить: почему было скользко идти в детский сад утром; в связи с чем, появляется ледяной наст, вспомнив о потеплении с вечера и утреннем морозе. Воспитатель должен руководить ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло, подготавливая детей к решению проблемно - образовательной ситуации.
Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать не только на предметном учебном материале. Решение бытовых или ситуативных задач. Например : Ситуации в транспорте. Ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему? Ситуации с огнём. В квартире пожар. Что ты будешь делать? Дым в квартире. Твои действия. Ситуации с водой Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь? В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом?
Выводы: Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить. Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать. Найденное, в процессе мышления становится знанием, тогда как то, что запомнилось часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
Вопросы «Почему?», «Как ты считаешь?», «С какой целью?», «Из-за чего?», «Как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления. Вопросы «Где?», «Что?», «Когда?», «Какой?», «Сколько?» - контролируют память. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно . Обучение тогда становится проблемным, когда воспитатель не дает готовых знаний, а предлагает детям самим дать ответ на поставленный вопрос с опорой на имеющийся опыт или проведение экспериментальной деятельности. Проблемное обучение начинается с исследовательского метода, который включает в себя активную познавательную деятельность детей по нахождению и усвоению знания
Спасибо за внимание Творческих поисков и успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»
Выступление на педагогическом совете . На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...
Мастер – класс для педагогов «Возможности использования элементов проблемного обучения в занятиях по оригами»
Мастер – класс для педагогов«Возможности использования элементов проблемного обучения в занятиях по оригами»....
Возможности использования методов проблемного обучения в старшем дошкольном возрасте.
Проблемное обучение основано на получение новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем и задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях....
Доклад - презентация по теме: «Проблемное обучение и его педагогические возможности»
доклад проблемное обучение...
Мастер – класс для педагогов «Возможности использования элементов проблемного обучения в занятиях по оригами»
Цель: Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию проблемных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности....
Выступление на педагогическом совете «Технология проблемного обучения. Игровые проблемные ситуации, напровленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе»
Выступление на педагогическом совете «Технология проблемного обучения. Игровые проблемные ситуации, напровленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе»...