Конспект открытого мероприятия совместной деятельности педагога с детьми по теме «Эксперимент воздухом»
план-конспект занятия на тему

Кукареко Любовь Николаевна

Конспект открытого мероприятия 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого мероприятия совместной деятельности педагога с детьми по теме: «Эксперимент воздухом»

Интеграция образовательных областей:

 «Познание»

 - расширить представления детей о сферах человеческой деятельности (в науке), их значимости для жизни общества в целом,

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

 - развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей. «Коммуникация»

- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми; - воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей. «Социализация»

- развивать у детей навыки сотрудничества работы в паре через экспериментирование; - развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.

 «Здоровье»

- закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;

- формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.

«Безопасность»

- закрепление правил безопасности поведения во время проведения эксперимента с воздухом.

«Труд»

- развитие трудовой деятельности (самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности с детьми);

 - воспитание уважительного отношения труду людям науки.

 «Чтение художественной литературы»

На предварительном этапе:

- развитие интереса детей к познавательной и художественной литературе. «Музыка»

 - обогащение музыкальных впечатлений детей (шум ветра, вьюга, метель). Оборудование: посылка, открытка с загадкой, 5 конвертов с разрезными буквами В, О, 3, Д. У, Х, халаты, веер, пакеты, алгоритм выполнения каждого эксперимента, мольберт, карточки-правила «Как вести себя в лаборатории?», модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, гиря), халаты, таблички с именами детей, ста, аны по количеству детей, трубочки и ёмкости, наполненные водой, салфетки, пластилин, резиновая игрушка, кусок резины, минеральная вода, стаканы пластиковые по количеству человек, крышки, бутылки, баночки с разными ароматами, яблоко.

Ход занятия:

 Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек).

Давайте её откроем, что нам прислали?

 Пусто. Посмотрите, а вот на крышке (с обратной стороны посылки) конверты, давайте посмотрим, что там? Буквы? (В, О, 3, Д.У,Х).

 А что же нужно с ними сделать? Собрать, а в какой последовательности?

Ой, а тут ещё прикреплена какая- то открытка с загадкой.

 - Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

 С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (воздух)

(На ковре стоят стулья), давайте разобьемся по парам, и на стульчиках соберём слово и приверим отгадку. Каждой паре раздам конверт с буквами (разные уровни сложности: буквы написаны одним цветом, обозначены гласные и согласные; обозначены гласные и согласные и имеют порядковый номер), соберите слово. Получилось слово ВОЗДУХ.

- Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух)

- Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

- Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.

А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и.т.д.

А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям.

 Правильно, всему живому.

 И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

Давайте мы представим, что вы приехали из разных городов на международную конференцию, чтобы поделиться своим опытом, и в нашей лаборатории, провести опыты.

- Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным).

 Я приглашаю вас в лабораторию. Дети надевают халаты.

 Итак, я предлагаю вам познакомиться и сесть парами, я вас представлю друг другу по именам.

 Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.

 Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

 Все загадки разгадать

 Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

- Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории.

- Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь.

 Посмотрите на доску, нам предложена какая-то модель, как вы думаете, что здесь изображено? (глаз, руки, нос, ухо, гиря)

 - Посмотрите на модель (глаз). Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?

Как можно увидеть воздух?

Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

 Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

 - У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)

- А мы проверим ваши версии.

Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике?»

- Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки.

 Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая) Почему? Как считает?

Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.

 Эксперимент №3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой» Этот эксперимент коллеги проделайте самостоятельно. Вам поможет алгоритм, расположенный на экране.

Дети рассматривают алгоритм действия и проделывают эксперимент - ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А тепеть слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Давайте теперь посмотрим, что мы должны ещё сделать? Что дальше нарисовано на модели? Руки. Как вы думаете, что руки могут обозначать? Как почувствовать воздух?

Эксперимент № 4 «Чувствуем воздух»

Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

 Вывод: обнаружили воздух - почувствовали его

 - Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да) (Да)

 - А кто считает по-другому? - При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).

 - Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

 Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо» на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»

 Эксперимент №5 «Слышим воздух»

 Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

 Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

 С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

 Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Итак, мы продолжаем проводить эксперимента. На модели, какой следующий значек? «Нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить? Эксперимент №6 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

 Я вас приглашаю на ковёр, вначале мы должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.

 Я предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь, что необходимо сделать? Подуть. Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на пёрышко. Чтобы ваше пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть? Сильно. Проводиться упражнение.

А теперь я вам предлагаю положить ваши перышки и взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.

 Проводиться упражнение.

 Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.

Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу и подумать к какой профессии относиться этот запах, например, хлеб-пекарь. Предложить ароматы: бензин, хлеб, лён, духи, лак, приправа, конфета, порошок, и т.д. Дети стараются угадать по запаху. профессию. Бензин-водитель или автомеханик,

воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: «Приобщение к русской народной культуре посредством изготовления народной куклы"

Цель занятия: возрождение и сохранение древних традиций. Пробудить интерес к народным традициям и  духовным ценностям русского народа.Воспитательные задачи:Воспитывать патриотические качества: пр...

Конспект открытого показа совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета» в подготовительной к школе группе

Конспектоткрытого показа совместной деятельности педагога с детьми  по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета»  в подготовительной к школе груп...

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: Тема: Знакомство с праздниками народного календаря, куклой «Рождественская коза» Старший дошкольный возраст

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: Тема: Знакомство с праздниками народного календаря, куклой «Рождественская коза» Старший дошкольный возраст...

Конспект открытого показа совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета» в подготовительной к школе группе

Конспект открытого показа совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета»  в подготовительной к школе группе...

Конспект открытого мероприятия совместной деятельности воспитателя и логопеда с детьми по развитию речи и развитию коммуникативных навыков. старшая логопедическая группа Тема: «Путешествие в осенний лес» (игра – путешествие)

Конспект открытого мероприятия совместной деятельности  воспитателя и логопеда с детьми  по развитию речи и развитию коммуникативных навыков.  старшая логопедическая группа Тема: «...