Конспект открытого мероприятия совместной деятельности педагога с детьми по теме: «Эксперимент с воздухом»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект по взаимодействию с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 43322-eksperiment-s-vozdukhom.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого мероприятия совместной деятельности педагога с детьми по теме: «Эксперимент с воздухом»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. 

Задачи: 
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова. 

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу. 

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки. 

4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах ), преодоление боязни тактильного контакта. 

5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции. 

Интеграция образовательных областей:

«Познание»

- расширить представления детей о сферах человеческой деятельности (в науке), их значимости для жизни общества в целом;

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.

«Коммуникация»

- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

«Социализация»

- развивать у детей навыки сотрудничества работы в паре через экспериментирование;

- развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.

«Здоровье»

- закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;

- формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.

«Безопасность»

- закрепление правил безопасности поведения во время проведения эксперимента с воздухом.

«Труд»

развитие трудовой деятельности (самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности с детьми);

воспитание уважительного отношения к труду людям науки.

Воспитатель:Я предлагаю вам начать наше занятие.

Для этого нам нужно пройти на ковер.

Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся — 
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!

В: теперь присаживайтесь на подушечки.

Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. 

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

В: Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

В: Итак, начнем наши опыты:

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? 
(одевает халат, шапочку, очки).

А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. 

Правила 
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. 

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. 

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус. 

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место. 

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых. 

В: Итак, начнем наши опыты:

Восп: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Так происходит газообмен нашего организма и окружающей среды. А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

(Ответы детей)
Восп: Давайте проверим, правда это или нет! Я приглашаю пройти вас в нашу лабораторию.

Эксперимент №1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Дети проделывают эксперимент - берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. 

Восп: А что такое воздух? (это то, чем дышат люди и все живое)

Восп: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим) А почему? (ответы детей – потому, что он не видимый)

Восп: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим.

Эксперимент №2 «Как поймать воздух?»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

Эксперимент №3 «Чувствуем воздух»

Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его

- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

- А кто считает по-другому?

- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).

- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо» , на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»

Эксперимент №4 «Слышим воздух»

Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий значок? «Нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

«Чтение художественной литературы»

На предварительном этапе:

- развитие интереса детей к познавательной и художественной литературе.

«Музыка»

- обогащение музыкальных впечатлений у детей (шум ветра, вьюга, метель).

Оборудование: посылка, открытка с загадкой, 5 конвертов с разрезными буквами В, О, З, Д, У, Х, халаты, веер, пакеты, алгоритм выполнения каждого эксперимента, мольберт, карточки-правила «Как вести себя в лаборатории?», модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, гиря), халаты, таблички с именами детей, стаканы по количеству детей, трубочки и ёмкости, наполненные водой, салфетки, пластилин, резиновая игрушка, кусок резины, минеральная вода, стаканы пластиковые по количеству человек, крышки, бутылки, баночки с разными ароматами, яблоко.

Эксперимент №5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Я вас приглашаю на ковёр, вначале мы должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.

Я предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь, что необходимо сделать? Подуть. Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на пёрышко. Чтобы ваше пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть? Сильно.

Проводиться упражнение.

А теперь я вам предлагаю положить ваши пёрышки и взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.

Проводиться упражнение.

Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.

Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу и подумать к какой профессии относиться этот запах, например, хлеб-пекарь. Предложить ароматы: бензин, хлеб, лён, духи, лак, приправа, конфета, порошок, и т.д. Дети стараются угадать по запаху профессию.

Бензин-водитель или автомеханик;

Хлеб - пекарь;

Лён - водопроводчик или сантехник;

Духи - парфюмер;

Лак для ногтей - маникюрша;

Приправа – повар;

Конфета – кондитер;

Земля – агроном;

Порошок – прачка;

Опилки – плотник, столяр.

Молодцы вы совсем справились, а теперь я предлагаю вам последний аромат для всех, закройте глаза, предложить всем аромат яблока. Вы замечательно справились с заданием, и я предлагаю вам съесть кусочек яблока.

Физкультминутка 

Дует ветер с высоты, 

Гнутся травы и кусты ( руки вверх, наклоны) 

Вправо – влево, влево - вправо 

Клонятся цветы и травы ( руки на пояс, наклоны) 

А теперь давайте вместе 

Все попрыгаем на месте (прыжки) 

Выше! Веселей! Вот так! 

Переходим все на шаг ( ходьба) 

Вот закончилась игра, 

Заниматься нам пора (садятся) 

Коллеги я приглашаю вас снова в лабораторию, посмотрите у нас осталась одна модель, что это – «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух?

Кто как думаете? Давайте проверим?

Эксперимент №6 «Имеет ли воздух вес?» «Живой пластилин»

- Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан — чистую воду, во - второй стакан - газированную.

- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). - Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане?

В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно.

Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве).

- Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

 Восп: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я приглашаю вас сесть за столы. (На столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ.

Восп: Какие красивые картины у вас получились. Давайте украсим ими нашу группу!

Подведение итогов: 

А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе.
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего? 

Работа по схемам: 
-Сегодня мы узнали:

Увидели воздух:

- С помощью трубочек и ёмкости с водой.

- Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.

 Почувствовали воздух;

- С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.

Услышали воздух:

- С помощью бутылочек, баночек.

- С помощью шарика.

Воздух имеет вес:

- С помощью газированной воды и пластилина.

Воздух переносит запах

- С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат

Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом, я предлагаю вам работать в паре и заполнить нашу модель рисунками:

- первая пара рисует, как можно увидеть воздух;

- вторая пара - как почувствовать воздух?

- третья пара – как услышать воздух?

- четвёртая пара – как воздух переносит запах?

- пятая пара – имеет ли воздух вес?

Коллеги, я предлагаю подойти вас и приклеить свои ответы на модель, напротив указанного значка.

Посмотрите на модели: (глаз, руки, ухо, нос, гиря) и давайте их заполним.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: «Приобщение к русской народной культуре посредством изготовления народной куклы"

Цель занятия: возрождение и сохранение древних традиций. Пробудить интерес к народным традициям и  духовным ценностям русского народа.Воспитательные задачи:Воспитывать патриотические качества: пр...

Конспект открытого показа совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета» в подготовительной к школе группе

Конспектоткрытого показа совместной деятельности педагога с детьми  по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета»  в подготовительной к школе груп...

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: Тема: Знакомство с праздниками народного календаря, куклой «Рождественская коза» Старший дошкольный возраст

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: Тема: Знакомство с праздниками народного календаря, куклой «Рождественская коза» Старший дошкольный возраст...

Конспект открытого показа совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета» в подготовительной к школе группе

Конспект открытого показа совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета»  в подготовительной к школе группе...

Конспект открытого мероприятия совместной деятельности воспитателя и логопеда с детьми по развитию речи и развитию коммуникативных навыков. старшая логопедическая группа Тема: «Путешествие в осенний лес» (игра – путешествие)

Конспект открытого мероприятия совместной деятельности  воспитателя и логопеда с детьми  по развитию речи и развитию коммуникативных навыков.  старшая логопедическая группа Тема: «...