Конспект открытого показа совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект открытого показа совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета» в подготовительной к школе группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого показа совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию
«Мир искусства портрета»
в подготовительной к школе группе
Тема: «Мир искусства портрета»
Цель: продолжать знакомить с портретом, как жанром изобразительного искусства, совершенствовать умения составлять портрет человека.
Задачи:
- закрепить понятие одиночный портрет, познакомить детей с понятием «групповой портрет».
- развивать художественное восприятие образа, творчество, умение вести конструктивный диалог между детьми и воспитателем.
- развивать аналитические способности дошкольников, восприятие при рассматривании произведений изобразительного искусства.
- активизировать словарный запас детей: художник – живописец, портреты одиночные, портреты групповые.
- воспитывать художественно-эстетический вкус, доброжелательность.
Форма организации: подгрупповая
Предварительная работа: беседы по теме: «Художники и их картины», знакомство с жанром портретной живописи, рисование на тему: «Портрет мамы», рассматривание семейных фотографий и своего отражения в зеркале, знакомство с д/и «Собери портрет».
Материалы: репродукции картин известных художников: А.Г. Венецианова «Захарка», В. Серова «Мика Морозов», К.Е. Маковский «Бабушкины сказки», А.А Харламов «Подруги», К. В. Лемох «Варька», репродукция пейзажа И. И. Шишкина «На север диком»; уменьшенные копии портретов в различной технике исполнения (графические и красками, формата А5), семейные фотографии, атрибуты к д/и «Собери портрет» (по количеству детей), картинки с изображениями жанров живописи; классическая музыка.
ХОД НОД
Вводная часть
«Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Настроение, каково? (Во)
Все такого мнения? (Да)
Все без исключения? (Да)
1 часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем и подарим им свои улыбки:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я вас приглашаю вас в удивительный мир искусства. Это «зал» живописи. (Изо - студия (зал) оформлены репродукциями картин известных художников).
Художник берёт кисти и краски, подходит к холсту. Холст белый, чистый. Художник хочет написать картину. Мы говорим: красками пишут, а карандашом рисуют. При написании своих произведений художник старается, чтобы всё на холсте выходило, как живое. От этого и слово - «живопись». А художник называется живописцем. Каждая картина рассказывает нам что-нибудь новое о мире. А вас, ребята, можно назвать художниками? (Ответы детей: заключение воспитателя: вы тоже немного художники, потому что много рисуете).
- А как вы думаете, ребята, где можно увидеть картины художников? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. На выставках, в музеях, картинных галереях. Туда можно прийти и полюбоваться на них.
2 часть.
Воспитатель: Ребята, вспомните, пожалуйста, какие вы знаете жанры живописи? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Это пейзаж, портрет и натюрморт.
- Ребята, посмотрите пожалуйста на мольберты. Перед вами картины художников. Как вы думаете, какая из представленных картин лишняя?
Ответы детей.
- Почему вы так решили? Воспитатель убирает репродукцию с изображением пейзажа (натюрморта).
- Ребята, как правильно называется картина с четким изображением человека? (Ответы детей)
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,
Летчик или балерина, или Колька – твой сосед,
Обязательно картина называется … портрет.
(Григорий Гладков «Песня о картинах»)
Воспитатель: Портрет – это художественное изображение человека. На картине может быть изображен ребенок, мужчина или женщина. Прежде, чем приступить к написанию портрета, художник старается хорошо изучить черты лица человека и он должен быть очень внимательным. Ведь самое главное в написании портрета – это передача настроения, характера человека, которого изображают, чтобы все увидели, какой он: добрый, веселый или грустный и печальный, радуется чему – то или, наоборот, унылый и т.д.
Воспитатель: - Чем может быть выполнен портрет?
(красками - маслом, акварелью; графически - карандашом, углем, пером, чернилами)
Д/и «Определи, в какой технике написан портрет»
На общем столе разложены различные портреты в разной технике исполнения: графические и красками.
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас предлагаю поиграть в игру «Определи, в какой технике написан портрет». Но для этого нам нужно разделиться на команды. Я сейчас отвернусь, затем правой рукой покажу столько пальцев, по сколько человек будет в каждой команде, а вы сами поделитесь.
Дети делятся на две команды самостоятельно. Затем воспитатель одной из команд предлагает найти портреты, выполненные графически, а второй команде – выполненные красками. Затем подводится итог игры.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, легко справились с заданием. А портреты каких людей, по вашему мнению чаще всего изображали авторы произведений? (Ответы детей)
- Да, ребята, все верно: художники чаще всего изображали на картинах людей известных, которых все знают, уважают: писателей, поэтов, полководцев.
Часто художники изображали на картинах детей. Давайте рассмотрим эти произведения:
Дети вместе с воспитателем рассматривают картины художников:
Алексея Гавриловича Венецианова «Захарка», Валентина Александровича Серова «Мика Морозов», Константина Егоровича Маковского «Бабушкины сказки», Алексея Алексеевича Харламова «Подруги», Кирилла Викентьевича Лемоха «Варька».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, каждая картина передает свое, особенное настроение, но все картины художников с изображением детей наполнены светом, радостью, ощущением теплоты.
Воспитатель: - Ребята, а для чего создаются портреты?
(Чтобы запечатлеть человека, оставить о нем память)
-Что стремится передать художник в портрете?
(Прежде всего, внешнее сходство)
-В чем оно заключается?
(В цвете волос, в цвете и разрезе глаз, в форме губ, носа, лица, очертании бровей, форме головы, длине волос, высоте лба, наличии особых примет: родинок, ямочек)
Воспитатель: - Художник стремится отразить в портрете все самое лучшее в человеке, потому что каждый человек ценен, неповторим: его душу, его характер. Если человек изображен один, то такой портрет называется одиночным. Сейчас мы с вами поучимся рассматривать детали картины, которые и подскажут нам, что за человек на портрете.
А поговорим мы о портретах двух мальчиков, которые жили давно, когда еще не было электричества, по вечерам зажигали свечи или керосиновые лампы, а самолеты только начали осваивать воздушное пространство. Но и тогда все мальчики были любознательные, любили играть в разные игры. Детей уже нет, а портреты их остались. Вглядимся в их лица.
Рассматривание и беседа по картине Валентина Александровича Серова "Мика Морозов"
Воспитатель: - Что вы можете сказать об этом мальчике?
(Он маленький: 4-5 лет. Он только что проснулся, хочет вскочить на ноги. Поза говорит о его подвижности: он устремлен вперед, не упирается в спинку кресла)
-Для чего усадили его в кресло? (Позирует для портрета, одевается?)
-Что можно сказать о характере мальчика? (Подвижный, любознательный, т.к. у него живые глаза, ему трудно усидеть на месте)
-Вы хотели бы иметь такого друга? (С ним интересно, он всегда придумает интересное дело или игру)
Воспитатель: Вот как много мы смогли рассказать о Мике!
-А как мы обо всем этом догадались? (по выражению лица, по позе)
Воспитатель: И так, ребята, если внимательно присмотреться к деталям портрета, то можно узнать, что за человек изображен на портрете художником.
Физминутка «Жанры изобразительного искусства»
Воспитатель: - Ребята, давайте ка мы с вами сделаем небольшую разминку. Я буду показывать вам карточки, на которых вы увидите произведения разных жанров и сообщите мне, что это за жанр, но не словами, а действиями: натюрморт – хлопаем в ладоши, портрет – подпрыгиваем, пейзаж – приседаем. (Повторяется 2-3 раза)
Рассматривание и беседа по картине Алексея Гавриловича Венецианова "Захарка"
Воспитатель: - А сейчас ребята хотелось бы обратить ваше внимание на произведение художника Алексея Гавриловича Венецианова "Захарка"
-Что вы скажете о внешних особенностях мальчика?
(Это подросток: ему 10-12 лет. Об этом говорят серьезное лицо и топор, потому что ребенку топора не дали бы.)
-Он сильный? (Наверное, чтобы работать топором, нужна сила и ловкость)
-А какой характер у Захарки? (Он серьезный, ответственный. трудолюбивый, ловкий. Ему нравится работать: лицо его раскраснелось от работы)
Воспитатель: - Все верно, ребята, в портрете, который художник рисует долго, нет случайных деталей. Каждая деталь что-то добавляет к характеристике человека.
-Какие портреты детей с предметами вы знаете?
(Вера - с куклой, Виолетта - с кошкой, мальчик - с собакой)
Воспитатель: А Захарка - с топором… О чем это говорит?
(Для Захарки топор - не игрушка, а орудие труда. Он помогает родителям, которые простого рода: крестьяне или рабочие)
Воспитатель: Так вот, ребята, в портрете имеет значение каждая деталь. Чтобы представить себе человека, изображенного художником, надо пристально вглядываться в детали и научиться их объяснять, т.е. "читать".
Воспитатель: - Сейчас мы с вами попробуем самостоятельно составить портреты, поиграв в игру «Придумай и собери портрет»
Ваша задача - составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Вам нужно не только правильно расположить разные части лица, но и соблюсти его пропорции.
Дидактическая игра «Придумай и собери портрет»
На каждого ребенка на столе расположены изображение овала лица, на каждую пару детей – подносы с разнообразными модификациями частей лица по цвету и форме, дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т.д. В заключении дети проводят самоанализ полученного портрета.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Все справились с заданием. А теперь продолжим. Мне хочется, чтобы вы обратили свое внимание на картину Константина Егоровича Маковского «Бабушкины сказки».
- Кто изображен на картине? (Ответы детей)
- Сколько человек изображено на этой картине? (Ответы детей)
- Такие портреты называются групповыми
- Что делает бабушка? (Ответы детей)
- Какую сказку рассказывает бабушка: веселую, грустную, таинственную, волшебную? Как вы догадались? (Ответы детей)
- Вы не слышите, что рассказывает бабушка, но художник сумел так передать настроение в картине, что вы догадались, что бабушка рассказывает волшебные сказки.
- В старину знатные люди, заказывали портреты всех членов семьи, передавали их из поколения в поколение. Через портрет можно было познакомится, со своим прадедушкой или прабабушкой. Как здорово, что художники смогли запечатлеть все эти образы ведь раньше в старину не было фотоаппаратов.
- А сейчас у нас появились фотоаппараты, и мы можем сфотографировать маму, папу, брата и сестру, остальных родственников.
- Можете больше не нужно художникам рисовать портреты? (Ответы детей)
- Даже когда появились фотоаппараты, художники не переставали рисовать портреты, в каждой картине присутствует как бы живая душа, от нее исходит тепло, которое передал художник.
«Если видишь на картине,
Чей – то профиль иль анфас.
Или может, быть задорный
И веселый чей – глаз.
Может грустный или смелый,
Может добрый или злой.
В нарисованной картине.
Это главное лицо.
Может, папа или мама,
Может, дедушка и я.
Нарисованы в картине
Может вся моя семья.
Догадаться тут не сложно,
Неуверенности нет.
Что красивая картина
Называется портрет.
3 часть:
Воспитатель: - Ребята, а у нас в группе есть групповые портреты? А что их заменяет? (Ответы детей - семейные фотографии).
Воспитатель: - Сейчас мы с вами подведем итог нашего путешествия в мир живописи, а именно портретного искусства: что вам запомнилось и понравилось больше всего? Какими впечатлениями вы хотели бы поделиться со своим близкими?
Воспитатель: - Давайте теперь попрощаемся с нашими гостями:
До свидания, до свидания, нам здесь было хорошо.
До свидания, до свидания, приходите к нам еще.
До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
Будем весело играть!
- А сейчас мы с вами спустимся в группу и рассмотрим семейные фотографии, каждый из вас расскажет, какое настроение на фотографии у вас, у мамы, папы и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкальное путешествие на Родину Вальса» Открытое ООД по художественно-эстетическому развитию в области «Музыка» для подготовительной к школе группы
Это открытое занятие я проводила в подготовительной логопедичекой группе, подтверждая высшую квалификационную категорию....
Конспект открытого показа совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета» в подготовительной к школе группе
Конспектоткрытого показа совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета» в подготовительной к школе груп...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию ко Дню матери в подготовительной к школе группе «Подарок маме!».
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию ко Дню матери "Подарок маме" в подготовительной к школе группе. Дети изготавливают аппликацию из пластилина, в т...
Конспект организованной образовательной деятельности по художественному-эстетическому развитию в технике «пластилинография» в подготовительной к школе группе по теме: « Осень в лесу»
Осень - самая плодотворная пора для творчества поэтов, писателей, художников. Яркую красоту преподносит нам осень. Художники посредством красок передают в своих картинах эмоции и чувства, которые мы и...
Конспект открытого показа совместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста, направленный на формирование художественно-эстетической культуры дошкольника через эффективное взаимодействие ДОУ и семьи с использованием разных видов продуктивной дея
Знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования....
Конспект открытого показа совместной деятельности взрослого с детьми среднего возраста, по развитию речи на тему «Транспорт» с использованием блоков Дьенеша Тема: «Юные автомеханики»
Расширить, уточнить и активизировать словарь детей по теме «транспорт». Воспитывать положительное отношение к окружающему, взаимопомощь, способствовать сплочению детского...