Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: «Приобщение к русской народной культуре посредством изготовления народной куклы"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Цель занятия: возрождение и сохранение древних традиций. Пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.
- Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.
Развивающие задачи:
- Развивать художественно-эстетические качества – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга.
- Развивать трудовые навыки: развитие навыков шитья и рукоделия.
- Развивать физические навыки: это развитие глазомера, остроты зрения, мускулатуры кисти руки, координацию рук под контролем глаз. Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений. Развивать способность к концентрации внимания.
Образовательные задачи:
- Формировать знания, умения и навыки у детей при использовании различных видов техники в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4.docx | 556.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему:
«Знакомство с народной куклой»
Составила и провела воспитатель
Цыгвинцева Ольга Анатольевна ГБОУ школа №555 «Белогорье» Приморского района Санкт-Петербурга.
Цель занятия: возрождение и сохранение древних традиций. Пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.
Задачи:
Воспитательные задачи:
- Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.
- Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.
Развивающие задачи:
- Развивать художественно-эстетические качества – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга.
- Развивать трудовые навыки: развитие навыков шитья и рукоделия.
- Развивать физические навыки: это развитие глазомера, остроты зрения, мускулатуры кисти руки, координацию рук под контролем глаз. Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений. Развивать способность к концентрации внимания.
Образовательные задачи:
- Формировать знания, умения и навыки у детей при использовании различных видов техники в работе.
Оборудование:
- Народные костюмы (сарафан, рубаха, кокошник, порты, косоворотка, колпак, сапоги).
- Лоскуты ткани для изготовления куклы (круги трёх размеров: 5х5см, 7х7см, 10х10см.), красная ткань для платка 10х10см., вата.
- Нитки, ножницы.
- Образец куклы «Колокольчик».
- Образец кукла «Каша».
- Пословицы и рисунки детей про труд.
- Русская народная мелодия и магнитофон.
- Народная сказка «Про Алёнушку и Иванушку».
Организационный момент: Дети садятся за столы, ведущая приглашает всех прослушать сказку: «Про Алёнушку и Иванушку».
№ п/п | Части занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. | Сказка «Про Алёнушку и Иванушку». | Ведущая: Ребята, сегодня пришли к нам гости, давайте поздороваемся, у меня для вас сюрприз, к нам пришла в гости Алёнушка из сказки (звучит русская народная мелодия). Сказочник: Жила-была в одной деревне девица красавица. Красны щёчки, алые губки, волос к волосу, одним словом неописанной красоты девица. Но не было у неё жениха в этой деревне. Много ли времени прошло, не зная, а нашёлся ей жених из далёких краёв, как раз под стать ей, здоровый, красивый. Как увидели они друг друга, так и сели глаз не отведут, наглядеться не могут. Сваты в это время договаривались о свадьбе, а жених взял невесту под локоток и повёл к упряжке с лошадьми, уж больно прокатится ему захотелось, да и говорит: Иван: «Да красива ты, а что же ты делать умеешь? Рубашку мне сошьёшь?» Алёнушка: «Я всё делать умею, только сшить не могу». Иван: «Ладно, а блины испечёшь?» Алёнушка: «Я всё делать умею, только блины испечь не могу». Иван: «Ладно, усмехнулся жених, а мешок сошьёшь?» Алёнушка: «Я всё делать умею, только мешок сшить не могу». Иван: «Ну а плясать ты умеешь, да песни петь?» Алёнушка: «Умею, умею, обрадовалась невеста». Остановил тут жених лошадей и просит её спеть и сплясать. Сказочник: Обрадовалась невеста, спрыгнула на землю и пустилась в пляс. А жених в это время стегнул лошадей и умчался в свои края. Ведущая: Ребята о чём этот рассказ, почему так поступил жених, что не умела делать невеста. Ребята, а как вы думаете, как может девушка всему научится, и шить, и готовить, и ткать, прясти. | |
2. | Рассматривание куклы «Каша» | Ребята о чём этот рассказ, почему так поступил жених, что не умела делать невеста. Ребята, а как вы думаете, как может девушка всему научится, и шить, и готовить, и ткать, прясти. Ей показывает примером мама, а ещё были помощницы куклы, на них девушка оттачивала своё мастерство шить, вышивать. А в приготовлении пищи, ей помогала кукла «Каша», как вы думаете, почему она так называлась? Посмотрите, потрогайте, как вы думаете, какая крупа содержится в мешочке? По запаху можно определить, что это гречка. Потрогайте, как пересыпается крупа, сколько её много или мало? У неё туловище шьётся мешочком и заполняется крупой, потом пришивали руки и ноги и мастерили сарафан. Кукла была с размер горшка, в котором обычно готовилась каша, потому, что крупы насыпали по пояс кукле, воды доливали по шею, а когда кукла была готова, то было по голову. А чтобы узнать, когда можно было ставить горшочек с крупой в печь, то вначале туда помещали куклу, когда она становилась тёплой, то можно было ставить и горшок с крупой. Вот такие помощники были у девочек. | |
3. | Анализ пословиц про труд. | А сейчас мы посмотрим, какие пословицы приготовили для нас ребята (пословицы про труд): «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», « Птицу красят крылья, а человека труд». «Без труда хлеб не родиться никогда». «Хочешь калачи, не лежи на печи», «Терпение и труд всё перетрут». Что означают эти пословицы? Нужно трудиться, помогать взрослым и тогда всему можно научиться и делать самостоятельно. | |
4. | Физминутка | А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста в круг, повторяйте за мной слова и движения: У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши) Жили в маленькой избушке (сложить руки домиком) Семь сыновей (семь пальцев) Все без бровей, (очертить брови пальцем) Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам) Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками) Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы) Вот с такой головой, (очертить большую голову) Вот с такой бородой, (показать руками) Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку) На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами) И все делали вот так… (показать любое движение). | |
5. | Изготовление куклы «Колокольчик» | А сейчас я приглашаю вас за стол, мы с вами изготовим куклу «Колокольчик», Как вы думаете, почему она так называется? (маленькая, по форме похоже на колокольчик). Куколка маленькая, да удаленькая, если сделать её в ярких тонах, то она будет как оберег, повесить перед входной дверью и всякий человек входящий волей неволей обращал внимание на куколку, и считалось, что злые помыслы улетучивались. Если же сделать несколько таких куколок, на ниточке, то в будущем, когда у замужней женщины появится малыш, можно эти куколки использовать как погремушки. 1. Разложите ткань так, чтобы самый большой круг был внизу, потом средний, и маленький. 2. Поднять три круга левой рукой, а правой посередине положить кусочек ваты. 3. Сформировать голову. 4. Поверх головы повязать платок. Посмотрите, какие они все разные получились, нарядные, каждый что-то новое придумал, кто-то платок кукле повязал вперёд, кто-то назад. Теперь у вас пополнится ваша коллекция кукол, вы научились вырезать круги из ткани разного размера, выполнять узловую конструкцию. | |
6. | Подведение итога: | «А что мы сегодня с вами узнали нового, давайте вспомним?» - смотрели сказку и узнали, что нужно трудиться это поможет в будущем человеку. - говорили о пословицах про труд, их значении. - узнали про куклу «Кашу», которая помогала научиться готовить девочке кашу. - играли в Маланью. - изготовили сами куклу. Молодцы, скоро мы с вами увидимся и узнаем много нового и интересного, до скорой встречи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы "Знакомство с русским народным костюмом"
Как заинтересовать детей русским народным костюмом? Возможно, ответ в этом конспекте....
Сценарий совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Традиции русского народа - Святки»
Цель: знакомство детей фольклорными праздниками, с традиционными обрядами, которые проводили на Руси, с бытом русского народа.Задачи: 1. Расширить кругозор детей, обогати...
Конспект организации образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).
Конспект организацииобразовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художестве...
Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: Тема: Знакомство с праздниками народного календаря, куклой «Рождественская коза» Старший дошкольный возраст
Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: Тема: Знакомство с праздниками народного календаря, куклой «Рождественская коза» Старший дошкольный возраст...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей средней группы "Приобщение детей к русской народной культуре"
Цель: приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество.Задачи: знакомить детей с русскими традициями (приветствие поклоном); содействовать созданию эмоционального отклика ...
План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Русская изба»
Цель занятия познвкомить детей с устройством русской избы, названиями её частей....
План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Устройство быта русской избы»
Цель занятия познакомить детей с предметами быта русского народа, с ремёслами, с традициями украшать свой быт...