Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: Тема: Знакомство с праздниками народного календаря, куклой «Рождественская коза» Старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему:
Тема: Знакомство с праздниками народного календаря, куклой «Рождественская коза»
Старший дошкольный возраст
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: познакомить детей с праздниками народного календаря Рождество, Святки, Коляда, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа, научить изготавливать куклу –« Рождественская коза»
Задачи:
1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами
2.Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол.
3.Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов), координации речи с движением, согласованности действий, ловкости
4.Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета. Развивать восприятие музыки. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально - положительное отношение к исполнению образных движений под музыку .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 31.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №20»
Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему:
Тема: Знакомство с праздниками народного календаря, куклой «Рождественская коза»
Старший дошкольный возраст
Подготовил воспитатель 1 квалификационной категории
Афанасенко Светлана Владимировна
Тема: Знакомство с праздниками народного календаря: куклой «Рождественская коза»
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: познакомить детей с праздниками народного календаря Рождество, Святки, Коляда, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа, научить изготавливать куклу –« Рождественская коза»
Задачи:
- Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами
2.Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол.
3.Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов), координации речи с движением, согласованности действий, ловкости
4.Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета. Развивать восприятие музыки. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально - положительное отношение к исполнению образных движений под музыку .
Методы и приемы:
-практические: изготовление куклы, игра «У Меланьи, у старушки»; игра «Шла коза по лесу».
- наглядные; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
- словесные: народный праздник, рождество, Святки, колядки, ряженые.
- Оборудование:
Фартуки, ноутбук, куклы (Коза из разного материала), фонограмма Чайковский П.И « Времена года Зима», игра-песня «У Меланьи, у старушки», запись игры песни «Шла коза по лесу».
Раздаточный материал:
подносы с лоскутками (кружевная прямоугольной формы для фартука, цветная квадратной формы для рубашки кукле, цветная прямоугольной формы для юбки, ленточки цветные для завязок). Лыко (туловища, ушей, рук, бороды ) заготовки основы туловища из деревянных полочек 12и 15 см связанных крестообразно, ножницы
Предшествующая работа: заучивание колядок, , знакомство с игрой - песней «У Маланьи, у старушки», «Шла коза по лесу».
Воспитатель встречает детей:
- Создание проблемной ситуации
-Ребята, а сколько у нас гостей! Пришли на вас посмотреть и себя показать! Поздороваемся с ними!
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на прогулку в волшебную страну (Звучит музыка) Чайковский П.И « Времена года Зима»
Воспитатель - Какое время года напоминает эта музыка
Ответ детей: (зиму)
Воспитатель: - Вам нравится зима? Какая она?
Ответ детей: (снежная, холодная, суровая, студеная, ветреная, морозная)
Воспитатель: - А какие вы знаете зимние праздники?
Ответ детей: -( Новый год, Рождество, 23 февраля.)
Воспитатель: - Любит наш русский народ праздники!
Воспитатель: - Какие праздники были?
Ответ детей:( Новый год, Рождество.)
II. Беседа о празднике Рождество, Святках, колядках
- Беседа по содержанию:
Праздник Новый год, которого все с нетерпением ждали, закончился, но пришел черед других праздников - народных.
Наступал самый веселый и светлый зимний праздник – Святки. Длился он две недели. Начинался он 7 января до щедрого вечера ,на Старый новый год и заканчивались святки на крещенье 19 января .
Издавна на Руси в Святки проходили самые шумные гулянья с колядками, любимыми песнями и праздничными угощеньями.
Праздник этот самый длинный
Он веселый и старинный
Наши прабабушки и прадедушки,
Веселились две недели,
От Рождества и до Крещенья
Приготовив угощенье.
Пели разные колядки
По дворам ходили в святки
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Рождество у нас прошло, а праздник продолжается. Наши прадеды очень ждали и любили этот праздник. Парни и девчата рядились и группами ходили по домам поздравляли с праздником. Ряженые, так их называли, стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: надевали маски, и пели колядки.
Воспитатель: - А вы знаете, что такое колядки? (ответы детей)
Воспитатель: -Правильно, это веселые песенки, за которые дают угощение. Кто ни-будь из вас знает колядку ?
Коляда, коляда,
Ты подай нам пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину.
Кто не даст пирога, тому куричья нога.
Воспитатель: - Колядовщики ходили по деревне от дома к дому и желали хозяевам счастья, благополучия и здоровья. С собой они водили человека, ряженого козой или носили куклу Козу. В какой дом коза зайдёт, там будет урожай, любовь и добро. Коза - кукла радости, веселья такая куколка хранилась целый год дома и приносила счастье, мир и согласие между членами семьи.
Воспитатель: -Посмотрите, какие разные козочки у меня есть!
Куклы эти сделаны из разного материала.
Давайте их как следует, рассмотрим. Обязательные атрибуты Козы рога и борода. Одевали козу в яркое платье, обвязывали цветными лентами, украшали бубенцами.
Воспитатель:-А вы хотите стать настоящими мастерами и сделать свою куклу -Козу? (ответы детей)
Тогда я вас приглашаю пройти в нашу мастерскую, занять свои рабочие места и немного потрудиться. Вы согласны?(ответы детей)
- Знакомство с мастерской.
Воспитатель:-Проходите, ребята, не стесняйтесь!
Это мастерская, здесь мы с вами будем делать своих кукол. «Куклу-козу» мы с вами будем изготавливать из лыка. А еще нам понадобятся разноцветные ленточки ,яркая материя
- Продуктивная деятельность
Пальчиковая гимнастика:
Игра разминка: «У Маланьи у старушки» (звучит фонограмма)
У Маланьи, у старушки
(Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке
(Сложить руки углом, показывая «избушку».)
Семь сыновей,
(Показать семь пальцев.)
Все без бровей,
(Очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами,
(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)
Вот с такими носами,
(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)
Вот с такой головой,
(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой!
(Показать руками большую бороду.)
Они не пили и не ели,
(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)
На Малинью все глядели
(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)
И все делали вот так…
(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)
Шаг 1:-Посмотрите на свои столы, перед вами заготовка для изготовления нашей куклы это две крестообразно связанных палочки, к более длинной палочке прикреплены рожки и уши , также здесь находятся заготовки для рук, туловища и бороды.
Шаг 2 :- заготовки для рук помещаем на палочку поменьше и закрепляем в трех местах ниткой.
Шаг 3: -Закрепленные рога и уши помещаем внутрь заготовки для тела, обозначаем нитками шею и перевязываем крепко, нитками. Основа куклы готова. А вот наряд – это ваша фантазия и творчество
Шаг 4:- квадратный лоскут ткани с разрезом это будет кофта нашей козочки,
Акуратно надеваем кофту разрезом к спине и завязываем лентой на поясе
Шаг 5:-Берем прямоугольный отрезок ткани и делам юбку.
Шаг 6:-Лицевой стороной ткань кладем на козочку, заворачиваем ткань вокруг тела и завязываем на талии, опускаем юбку вниз.
Шаг 7:-Берем маленький кусочек прямоугольной ткани таким же образом, как и юбочку, кладем, обвязываем лентой и опускаем фартук
Шаг 8:-Накидываем бороду, закрепляем сверху, а затем и поясом. Завязываем на рогах, руках яркие ленты.
Воспитатель: Ребята подойдите ко мне.
- Посмотрите, на столе у меня бубенчики для наших козочек на ярких ленточках давайте украсим ими наших козочек
(Дети выбирают колокольчики – сначала девочки, потом мальчики) надевают на козочек
Итог:
Воспитатель: Ребятки, что вы узнали сегодня нового, интересного? (Ответы детей)
Воспитатель: Из чего изготавливали кукол? (Ответы детей)
Воспитатель: Как называются эти куклы? (Ответы детей)
Воспитатель: С каким праздником связана наша кукла Коза? (Ответы детей)
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на наших замечательных кукол. Они получились милыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук.
Литература:
1.Грушева Л.В. Мастерилка. №10 2012г ,ООО Изд., дом «Карапуз»
2.Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2003.
3.Лыкова И.А.Любимые игрушки своими руками, Изд., дом «Цветной мир»,2012г
4.Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре.-М. Сфера, 2009 г.
5.Морозова Е «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре. - М., «Центр Планетариум», 1994.
6. Попова О.Н. «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
7.Цыгвинцева О.А .Мастерская народных кукол.-СПб., «Детство –пресс»,2013г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: «Приобщение к русской народной культуре посредством изготовления народной куклы"
Цель занятия: возрождение и сохранение древних традиций. Пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.Воспитательные задачи:Воспитывать патриотические качества: пр...
Непосредственная образовательная деятельность «Снегири» Познавательно- продуктивная деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий, ИКТ и пластилинографии в условиях введения ФГОС. (Средний дошкольный возраст)
Непосредственная образовательная деятельность «Снегири»Познавательно- продуктивная деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий, ИКТ и пластилинографии в у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, старшая группа «Пчёлки» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования детский сад «Буратино» с. Чунояр
Рабочая программа по развитию детей старшей группы совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, старшая группа «Пчёлки»составлена на основе примерной образовательной прогр...
Непосредственная образовательная деятельность «Снегири» Познавательно - продуктивная деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий, ИКТ и пластилинографии в условиях введения ФГОС. (Средний дошкольный возраст)
Создание условий, вызываемых интерес у детей к познанию живой природы, через знакомство с зимующими птицами....
Конспект открытого мероприятия совместной деятельности педагога с детьми по теме: «Эксперимент с воздухом»
Конспект по взаимодействию с детьми...
Конспект открытого мероприятия совместной деятельности педагога с детьми по теме «Эксперимент воздухом»
Конспект открытого мероприятия...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5 - 6 лет (старшая группа «Совята») составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования и образовательной программы ДОУ .
Рабочая программасовместной деятельности педагога с детьми 5 - 6 лет....