Организация бесконфликтного общения детей дошкольного возраста - свидетельство о публикации в Научно-методическом центре "СОВА"
методическая разработка
Методическая разработка раскрывает советы, игры для создания бесконфликтной обстановки в группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 64.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Малыш»
п. Железнодорожный
С.В. Зарубина
Организация бесконфликтного общения детей дошкольного возраста
Методическая разработка
п. Железнодорожный
2016
Автор-составитель: Зарубина Светлана Владимировна
воспитатель МДОУ «Малыш»
Зарубина С.В. Организация бесконфликтного общения детей дошкольного возраста: методическая разработка / С.В. Зарубина – п. Железнодорожный: МДОУ «Малыш», 2016.- 14 с.
Аннотация:
- бесконфликтное общение детей дошкольного возраста;
- методическая разработка раскрывает советы, игры для создания бесконфликтной обстановки в группе;
- методическая разработка будет полезна воспитателю дошкольного учреждения.
В соответствии с ФГОС одним из направлений содержания дошкольного образования является социально-коммуникативное развитие дошкольников, затрагивающее аспект межличностного взаимодействия детей.
Актуальность работы обусловлена тем, что дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка.
В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
Для формирования у детей умения понимать собственное эмоциональное состояние и состояние других людей (эмоциональный компонент) и освоения способов предупреждения конфликта и конструктивного поведения в конфликте (поведенческий компонент) целесообразно включение детей в игровую деятельность со сверстниками.
Игра – это основное средство в воспитании нравственных взаимоотношений со сверстниками.[1] В работе с детьми можно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры. Игру можно применять как в части комплексного занятия, так и как самостоятельное занятие. Комплекс игр, которые целесообразно включать в режимные моменты, представлен в виде картотеки.
Цель: формирование готовности детей дошкольного возраста к бесконфликтному взаимодействию со сверстниками.
Для достижения цели в процессе занятий решаются следующие задачи:
1. Обучение детей конструктивным способам управления собственным поведением (снятие напряжения, избавление от злости, раздражительности).
2. Обучение навыкам бесконфликтного взаимодействия (разрешение конфликтных ситуаций), развитие и обогащение форм общение со сверстниками.
3. Ознакомление детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку, обучение распознанию их по внешним сигналам (мимике, жестам и т.п.).
4. Развитие у детей способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить своё.
5. Развитие системы самооценки, формирование адекватного отношения к себе и другим.
6. Помощь в преодолении негативных переживаний, воспитание уверенности в себе.
7. Корректирование поведения с помощью ролевых игр, формирование моральных представлений.[2]
Вся система работы по формированию нравственных отношений между воспитанниками должна быть организована с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста и опираться на основные принципы детской психологии и педагогики.
Необходимо также вести работу по подбору основных методов, приемов и форм работы по формированию нравственных взаимоотношений дошкольников.
Работая по данному направлению целесообразно придерживаться следующей классификации методов нравственного воспитания, которую предложила в своих исследованиях доктор педагогических наук В.И. Логинова, и которая объединяет все методы в три группы:
1) методы формирования нравственного поведения: приучение, упражнение, руководство деятельностью;
2) методы формирования нравственного сознания: убеждение в форме разъяснения, внушение, беседа;
3) методы стимулирования чувств и отношений: пример, поощрения, наказания.[3]
В работе по формированию нравственных взаимоотношений целесообразно использовать этические беседы. Беседуя с детьми, нужно побуждать их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давать ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
В ходе проведения этической беседы эффективно организовать чтение и анализ художественных произведений. С этой целью нужно постоянно уделять особое внимание подбору художественной литературы на тему нравственного воспитания дошкольников.
Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе.
В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Поэтому немаловажные задачи педагога – формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.
Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно выбрать эмблему и девиз группы: «Как вишенка на ветке – дружат в группе детки».
Можно организовать в группе «Шкатулку добрых дел» и в конце недели подводить итоги добрых дел. За каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок – синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.
Совместно с детьми «разработать» правила группы «Что можно делать, что нельзя».
1. Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
2. Помогай товарищу. Если умеешь что – то делать сам – научи и его.
3. Если товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь.
4. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
5. Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.
6. Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.
7. Не завидуй – радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.
8. Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.
9. Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
10. Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться.
11. Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся выиграть честно.
12. Не смейся над товарищем, если он попал в беду.[4]
В этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги.
Картотека игр и художественных произведений по ознакомлению детей с навыками бесконфликтного поведения, проявления эмпатии, готовности прийти на помощь и др.
Игры:
Карточка №1
Игра «Паровозик»
Цель: Создание положительного эмоционального фона, развитие уверенности в себе, сплочение группы.
Краткое описание игры: Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» выполняет различные движения, дети повторяют за ним. Окончание игры – встать в круг, взявшись за руки..
Карточка №2
Игра «Сапожок»
Цель: Развитие навыков сотрудничества в группе сверстников, умения договариваться.
Краткое описание игры: Каждой паре детей предлагается договориться друг с другом и раскрасить свою пару сапог одинаково.
Карточка №3
Игра «Передай маску»
Цель: Установление контакта со сверстниками.
Краткое описание игры: Каждый из детей передает по кругу свое выражение лица, причем в точности нужно изобразить выражение лица своего соседа справа, затем придумать свое и передать его соседу слева.
Карточка №4
Игра «Колдун»
Цель: Вызывать у детей положительное эмоциональное настроение.
Краткое описание игры: По команде воспитателя все замирают. Колдун пытается рассмешить заколдованных. «Рассмешенные» помогают колдуну рассмешить.
Карточка №5
Игра «Только вместе»
Цель: Снятие речевых зажимов, развитие умения анализировать поступки, знакомство с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций.
Краткое описание игры: Дети разбиваются на пары, поворачиваются спиной друг к другу и пытаются сесть на пол, не отрываясь от спины партнера, а потом таким же образом – встать.
Карточка №6
Игра «Неожиданные картинки»
Цель: Развитие умения сотрудничать со сверстниками.
Краткое описание игры: Дети садятся в круг. У каждого листок бумаги и карандаш. Начинают рисовать какую-нибудь картинку. По команде педагога каждый ребенок передает своему соседу слева свой листочек с рисунком, затем сосед продолжает рисовать рисунок своего соседа справа и так далее до конца.
Карточка №7
Игра «Головомяч»
Цель: Развитие навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Краткое описание игры: Дети разбиваются на пары и ложатся на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы голова одного ребенка оказалась рядом с головой партнера. Пары кладут мяч между своими головами. Затем им нужно поднять мяч и встать самим.
Карточка №8
Игра «Небоскреб»
Цель: Развитие умения взаимодействовать детей друг с другом, сотрудничать.
Краткое описание игры: Каждый из ребят берут по одному или два кубика и строят один большой небоскреб так, чтобы он не развалился. Причем, если небоскреб развалится, то его придется построить заново. В процессе игры дети обсуждают друг с другом как построить небоскреб.
Карточка №9
Игра «Картонные башни»
Цель: Формирование адекватной самооценки, развитие доброжелательности.
Краткое описание игры: Дети разбиваются на две группы по 6 человек. Им нужно построить за 10 минут башню из картона, воспользовавшись при этом только скотчем. Здесь можно использовать как вербальный вариант игры, так и невербальный.
Карточка №10
Игра «Собери картинку»
Цель: Формирование умения сотрудничать со сверстниками.
Краткое описание игры: Дети делятся на две команды. Педагог дает каждой команде пазлы. Каждая команда должна собрать картинку. В процессе игры педагог наблюдает за поведением детей, оценивает умение сотрудничать и договариваться.
Художественные произведения:
Карточка №1
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»
Цель и возможности применения: Формирование представлений о конфликте, его причинах и способах разрешения, обучение анализу конфликтных ситуаций, проявлению чувств доброты, состраданию.
Карточка №2
А. Кузнецова «Мы поссорились»
Цель и возможности применения: Обучение умению понимать причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций.
Карточка №3
Н. Носов «На горке»
Цель и возможности применения: Воспитание взаимоуважения, взаимовыручки, воспитание умения работать дружно, согласованно со сверстниками.
Карточка №4
В. Осеева «Волшебное слово»
Цель и возможности применения: Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим.
Карточка №5
В. Сутеев «Яблоко»
Цель и возможности применения: Воспитание честности, чувства ответственности за свои поступки, уважения и вежливости во взаимоотношениях со сверстниками, развитие самооценки воспитанников.
Карточка №6
В. Сутеев «Снеговик - почтовик»
Цель и возможности применения: Формирование умения анализировать поступки героев, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, сопереживания, сочувствия, взаимопомощи.
Карточка №7
А. Н. Афанасьев «Лиса и заяц»
Цель и возможности применения: Воспитание дружелюбия, доброжелательного отношения к сверстникам, сочувствия, умения анализировать поступки героев сказки.
Карточка №8
Русская народная сказка «Как грибы с горохом воевали»
Цель и возможности применения: Формирование умения анализировать поступки героев произведения, воспитание дружелюбия, уважительного отношения к сверстнику; взаимопомощи.
Карточка №9
Ю. Ермолаев «Лучший друг»
Цель и возможности применения: Формирование умения анализировать поступки героев; воспитание дружелюбия, уважительного отношения к сверстникам.
Карточка №10
К.Д. Ушинский «Слепая лошадь»
Цель и возможности применения: Воспитание доброты и чуткости через эмоциональное восприятие произведения, ознакомление с такими нравственными категориями, как: добро, сострадание, сочувствие, зло.
Вывод
Одним из направлений содержания дошкольного образования является социально-коммуникативное развитие дошкольников, затрагивающее аспект межличностного взаимодействия детей.
Формирование у детей представлений о бесконфликтном общении и обучение анализу конфликтных ситуаций целесообразно осуществлять на материале художественных произведений.
Наряду с чтением художественной литературы необходимо использовать и другие средства формирования гуманных чувств: музыка, природа, живопись, иллюстрации и фильмы.
Основным средством в воспитании нравственных взаимоотношений со сверстниками является игра.
Список используемой литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
- Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 112 с.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического развития ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 191 с.
- Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. – 1990. – №2. – С. 37–42.
- Логинова, В.И., Саморукова, П.Г. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. – М.: «Просвещение», 1983. – 213 с.
- Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогического института / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 2000. – 272 с.
- Першина Т.В., Мазурова Т.Н. Содержание готовности детей дошкольного возраста к бесконфликтному взаимодействию со сверстниками // Инновационная наука и современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 октября 2014 г., г. Уфа) в 2 ч. Ч. 1. – Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 103 – 105.
- Першина Т.В., Паутова А.М., Чиркова М.В. Методические рекомендации по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к бесконфликтному взаимодействию со сверстниками.// Наука и образование: новое время № 5, 2015. – С. 633 – 640.
[1] Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического развития ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997, с. 72.
[2] Першина Т.В., Паутова А.М., Чиркова М.В. Методические рекомендации по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к бесконфликтному взаимодействию со сверстниками.// Наука и образование: новое время № 5, 2015, с. 637.
[3] Логинова, В.И., Саморукова, П.Г. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. – М.: «Просвещение», 1983, с. 123.
[4] Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005, с. 65.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль: Развитие коммуникативно-речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации работы парами и малыми подгруппами
Предлагаю вашему вниманию подробный и уже готовый, опробированный план тематического контроля Тема: Развитие коммуникативно-речевого общения дошкольников в процессе организации работы парами и малыми...
Развитие свободного общения детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности
Опытно-экспериментальная работа по теме "Развитие свободного общения у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей: "Развитие мотивации и способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения" - свидетельство о публикации в Научно-методическом центре "СОВА"
Консультация для родителей...
Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Презентация на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми".
Презентация содержит в себе материал на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми", где расскрываются - понятие застенчивости, что оно в себя включает, причины застенчивости, особенности п...
Памятка для воспитателей "Основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов"
Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относи...
Основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов
Основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтовПричины конфликтовСпособы разрешения конфликтовСоветы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группеПравила...
ПСИХОЛОГО ¬– ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ»
Застенчивость -это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Во-вторых, это может быт...