Памятка для воспитателей "Основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов"
консультация
Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись.
Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Причины конфликтов, способы их разрешения. 1. Недостаточное развитие у ребенка игровых умений и навыков Для предупреждения возможных проблемных ситуаций важно научить ребенка играть 2. Ссоры из-за игрушки В младшей группе должно быть как можно больше одинаковых игрушек. Нельзя обзывать ребенка жадиной, плохим, если он не делится игрушкой. Задача взрослых - помочь детям найти возможность договориться друг с другом – играть по очереди, обменять одну игрушку на другую (не менее интересную), переключиться на другую игру и т.д. 3.Спор из-за распределения ролей. 4.Ребенка не принимают в игру, так роли все уже распределены Можно начать распределение с второстепенных ролей, постепенно доходя до главных. В этом случае более активные дети захватывают роли, предложенные воспитателем. Конечно, этот прием не всегда срабатывает; тогда используют установление очередности, считалки, жребий.
5. Ребенку важно, чтобы педагог обратил внимание на его эмоциональное состояние Для прояснения некоторых конфликтных ситуаций важно «присоединиться» к ребенку, помочь ему осознать его чувства. Чем сильнее шумят дети, тем более тихим и спокойным должен быть голос взрослого. 6.Ребенок проявляет агрессию Необходимо обеспечить каждому ребенку возможность отреагировать различные эмоциональные переживания, безопасно для самого малыша и окружающих его людей (штриховка, написание письма обидчику, лепка из пластилина, подушечные бои). 7. Острое противостояние детей Немедленно прервать, запретить драку. Разделить драчунов, встать между ними, усадить каждого за стол или на пол. Нет смысла искать правых и виноватых . Взрослому надо подумать, почему между этими детьми возникла драка. 8.Ребено-драчун Нет смысла наказывать драчунов. Когда взрослый наказывает непослушного дошкольника, его шалости затухают только на короткое время или твердят: «Я больше не буду». Простили - шалость повторилась.
9.Дети проявляют вербальную агрессию, дразнят сверстника Ранимого, чувствительного ребенка убедить в том, что не надо расстраиваться в тот момент. Когда тебя обзывают, использовать защитные фразы. «Кто обзывается, тот сам так называется». «Дурак», сказать в ответ, рад с вами познакомиться! 10 Ябедничество. Дети ябедничают, когда хотят, чтобы обидевший их ребенок, имел неприятности от взрослого. Цель взрослого- направить активность детей друг на друга, например: «ты можешь сказать об этом не мне, а Никите» или «поговорите об этом друг с другом Нельзя говорить о единственно правильной, как и о единственно ошибочной стратегии поведения педагога в конфликтной ситуации.
Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе: Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, игры и упражнения на сплочение детей в группе. Особое внимание следует обратить на «изолированных детей, привлекать их к совместной деятельности группы: найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок. Распределяйте между воспитанниками поручения. Важно сформировать у ребенка позитивное самоотношение «Я хороший». Для этого необходимы следующие условия. Знание ребенком своих достоинств на основании словесной высокой его оценки взрослым (многие дошкольники лучше осведомлены о своих недостатках, чем о достоинствах). Дошкольники должны иметь опыт побед в игровых, познавательных заданиях. Ребенок должен иметь право на ошибку. Воспитывать у детей умение соблюдать социальные нормы в поведении и общении с взрослыми и сверстниками.
Правила поведения взрослого при воспитании детей: Нельзя унижать ребенка, разрушать положительную самооценку Никогда не надо угрожать Не следует вымогать обещания Неразумно требовать немедленного повиновения; Не нужно допекать, опекая, иначе ребенок никогда не почувствует, что может что-то сделать сам Будьте с детьми искренними и справедливыми Не позволяйте детям говорить плохо друг о друге и не поощряйте жалобщиков и ябед Никогда не говорите неприятных слов о семье и родителях ребенка при детях и не позволяйте делать это другим.
ПРАВИЛА ОТДЕЛЕНИЯ: «Что можно делать, а что нельзя» Делись с товарищем. Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать сам – научи и его. Останови товарища, если он делает что-то плохое Не ссорься. Играй дружно. Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку. Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем, умей договориться В игре соблюдай правила, старайся выигрывать честно. Не смейся над товарищем, если он попал в беду, а лучше помоги.
Организация бесконфликтного общения: Воспитатель должен стараться мягко разрешать конфликты между детьми, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы. Воспитатель может: Отвлечь внимание ребенка другой игрой, интересным занятием или предложить такую же игру; Организовать совместную игру, вызвавшей конфликт; Помочь детям установить очередность в игре.
П едагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов: · Не унижать ребенка («жадина», «злюка»); · Применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и способы воздействия на более сильного и агрессивного; · Использовать косвенные способы, побуждающие ребенка высказать свои переживания и желания (например, «ты хочешь сказать…, Очень важно сказать…»); · Тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться. · Использовать запреты лишь после того как исчерпаны другие способы разрешения конфликта; · Запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям договориться между собой (например, «Я не разрешаю играть, пока вы не договоритесь»). · Игры в парах способствуют становлению субъектного эмоционально-положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении. · Совместные игры помогают малышам пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"
В материале представлены способы выработки умений у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодейст...
Памятка для родителей: "Пять способов разрешения конфликта"
Советы родителям и воспитателям для разрешения конфликтных ситуаций...
Организация бесконфликтного общения детей дошкольного возраста - свидетельство о публикации в Научно-методическом центре "СОВА"
Методическая разработка раскрывает советы, игры для создания бесконфликтной обстановки в группе...
Раздаточный материал для педагогов «Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы" разных стилей» на практической консультации "Конфликтолология. Способы выхода из конфликтной ситуации при работе с семьей"
раздаточный материал для педагогов "Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы разных стилей."...
Доклад на тему: «Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников» Педагог13.ru
Проблема конфликтов относится к числу проблем, имеющих глобальный характер, к тому же её актуальность в последнее время существенно возросла в связи со значительным обострением конфликтов во всё...
Презентация на тему:«Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников»
Согласно современным взглядам конфликт считается неизбежным явлением и охватывает как самые разнообразные аспекты жизни отдельного человека, так и общества в целом....
Основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов
Основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтовПричины конфликтовСпособы разрешения конфликтовСоветы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группеПравила...