Основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов
консультация (средняя группа)

Основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов

Причины конфликтов

Способы разрешения конфликтов

Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе

Правила поведения взрослого при воспитании детей

Организация бесконфликтного общения

В рамках личностно-ориентированного взаимодействия педагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов

Причины конфликтов

Способы разрешения конфликтов

1. Недостаточное развитие у ребенка игровых умений и навыков

Для предупреждения возможных проблемных ситуаций важно научить ребенка играть

2. Ссоры из-за игрушки

В младшей группе должно быть как можно больше одинаковых игрушек. Нельзя обзывать ребенка жадиной, плохим, если он не делится игрушкой. Задача взрослых - помочь детям найти возможность договориться друг с другом – играть по очереди, обменять одну игрушку на другую (не менее интересную), переключиться на другую игру и т.д.

3.Спор из-за распределения ролей.

4.Ребенка не принимают в игру, так роли все уже распределены

Можно начать распределение с второстепенных ролей, постепенно доходя до главных. В этом случае более активные дети захватывают роли, предложенные воспитателем. Конечно, этот прием не всегда срабатывает; тогда используют установление очередности, считалки, жребий.

Тогда можно подсказать варианты дальнейшего продолжения игры.

Взрослый показывает пример собственного речевого поведения в конфликте, например, «Ты прав, но…», «Вы оба правы, но каждый по-своему», «Давайте подумаем, как поступить!». На основе подражания эмоциональный словарь детей будет пополняться словами, фразами, дающими право спорить, но при этом не унижать себя и другого.

5. Ребенку важно, чтобы педагог обратил внимание на его эмоциональное состояние

Для прояснения некоторых конфликтных ситуаций важно «присоединиться» к ребенку, помочь ему осознать его чувства: «наверное, тебе очень хотелось…», «наверно, тебе не понравилось. Что… и ты захотел…»

Если ребенок негодует или рассержен, необходимо помочь ему справиться с приступом негативных эмоций. Это возможно, если педагог сам сохранит спокойное эмоциональное состояние. Чем сильнее шумят дети, тем более тихим и спокойным должен быть голос взрослого.

6.Ребенок проявляет агрессию

Необходимо обеспечить каждому ребенку возможность отреагировать различные эмоциональные переживания, безопасно для самого малыша и окружающих его людей (штриховка, написание письма обидчику, лепка из пластилина, подушечные бои). В некоторых незначительных ситуациях стоит проигнорировать агрессивные действия, не фиксировать на них внимания окружающих. Можно отвлечь или переключить внимание конфликтующих детей на другой объект.

7. Острое противостояние детей

Немедленно прервать, запретить драку. Разделить драчунов, встать между ними, усадить каждого за стол или на пол. Нет смысла искать правых и виноватых .

Взрослому надо подумать, почему между этими детьми возникла драка. ( не поделили игрушку, устал, обижен или привычная реакция?).

8.Ребено-драчун

Нет смысла наказывать драчунов. Когда взрослый наказывает непослушного дошкольника, его шалости затухают только на короткое время или твердят: «Я больше не буду». Простили - шалость повторилась.

9.Дети проявляют вербальную агрессию, дразнят сверстника

Ранимого, чувствительного ребенка убедить в том, что не надо расстраиваться в тот момент. Когда тебя обзывают, использовать защитные фразы. «Кто обзывается, тот сам так называется». «Дурак», сказать в ответ, рад с вами познакомиться!.

10. Ябедничество. Дети ябедничают, когда хотят, чтобы обидевший их ребенок, имел неприятности от взрослого.

Цель взрослого- направить активность детей друг на друга, например: «ты можешь сказать об этом не мне, а Никите» или «поговорите об этом друг с другом»

Нельзя говорить о единственно правильной, как и о единственно ошибочной стратегии поведения педагога в конфликтной ситуации.


Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе:

Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, игры и упражнения на сплочение детей в группе.

Особое внимание следует обратить на «изолированных детей, привлекать их к совместной деятельности группы: найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

Распределяйте между воспитанниками поручения.

Важно сформировать у ребенка позитивное самоотношение «Я хороший».

Для этого необходимы следующие условия.

Знание ребенком своих достоинств на основании словесной высокой его оценки взрослым (многие дошкольники лучше осведомлены о своих недостатках, чем о достоинствах).

Дошкольники должны иметь опыт побед в игровых, познавательных заданиях.

Ребенок должен иметь право на ошибку.

Воспитывать у детей умение соблюдать социальные нормы в поведении и общении с взрослыми и сверстниками.

Правила поведения взрослого при воспитании детей:

Нельзя унижать ребенка, разрушать положительную самооценку

Никогда не надо угрожать

Не следует вымогать обещания

Неразумно требовать немедленного повиновения;

Не нужно допекать, опекая, иначе ребенок никогда не почувствует, что может что-то сделать сам

Будьте с детьми искренними и справедливыми

Не позволяйте детям говорить плохо друг о друге и не поощряйте жалобщиков и ябед

Никогда не говорите неприятных слов о семье и родителях ребенка при детях и не позволяйте делать это другим.

ПРАВИЛА ОТДЕЛЕНИЯ:

«Что можно делать, а что нельзя»

Делись с товарищем. Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать сам – научи и его.

Останови товарища, если он делает что-то плохое

Не ссорься. Играй дружно.

Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.

Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем, умей договориться

В игре соблюдай правила, старайся выигрывать честно.

Не смейся над товарищем, если он попал в беду, а лучше помоги.

Организация бесконфликтного общения:

Воспитатель должен стараться мягко разрешать конфликты между детьми, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы. Воспитатель может:

Отвлечь внимание ребенка другой игрой, интересным занятием или предложить такую же игру;

Организовать совместную игру, вызвавшей конфликт;

Помочь детям установить очередность в игре.

Нельзя допускать, чтобы более сильный ребенок обижал более слабого.

Если же конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат увещевания педагога, и тогда его действия должны быть более решительными. Он может встать между детьми, протянуть между ними руку и спокойно и твердо сказать, что запрещает им драться. Если драку прекратить не удается, воспитатель может отобрать игру, ставшую причиной раздора, и предупредить, что не отдаст ее, пока дети не договорятся между собой.

В рамках личностно-ориентированного взаимодействия педагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов:

Не унижать ребенка («жадина», «злюка»);

Применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и способы воздействия на более сильного и агрессивного;

Использовать косвенные способы, побуждающие ребенка высказать свои переживания и желания (например, «ты хочешь сказать…, Очень важно сказать…»);

Тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться.

Использовать запреты лишь после того как исчерпаны другие способы разрешения конфликта;

Запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям договориться между собой (например, «Я не разрешаю играть, пока вы не договоритесь»).

Воспитателю следует использовать игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми.

Игры в парах способствуют становлению субъектного эмоционально-положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении. Эти игры основаны на непосредственном взаимодействии детей без использования предметов.

Совместные игры помогают малышам пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой сверстников.

Развитию совместной деятельности способствуют и хороводные игры, которые учат детей согласовывать свои действия с действиями партнера. Хороводные игры исключают конкуренцию между детьми, обогащают коммуникативный опыт детей.

Недопустимо принуждение детей к совместным играм. Они проводятся в свободной форме, и участие в игре каждого ребенка должно быть добровольным. Излишняя требовательность к ребенку может вызвать у него негативную реакцию, из-за чего малыш может отказаться принимать участие в игре. Взрослый должен направлять детей на выполнение действия, но не требовать их полного повторения. И обязательно нужно хвалить детей за выполненное действие. В ходе игры следует чаще ласково обращаться к малышам, делая акцент на том, как хорошо они играют вместе. Это способствует привлечению внимания детей друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

Памятка для родителей: "Пять способов разрешения конфликта"

Советы родителям и воспитателям для разрешения конфликтных ситуаций...

Организация бесконфликтного общения детей дошкольного возраста - свидетельство о публикации в Научно-методическом центре "СОВА"

Методическая разработка  раскрывает советы, игры для создания бесконфликтной обстановки в группе...

Доклад на тему: «Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников» Педагог13.ru

Проблема  конфликтов относится к числу проблем, имеющих глобальный характер, к тому же её актуальность в последнее время существенно возросла в связи со значительным обострением конфликтов во всё...

Презентация на тему:«Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников»

Согласно современным взглядам конфликт считается неизбежным явлением и охватывает  как самые разнообразные аспекты жизни отдельного человека, так и общества в целом....

Памятка для воспитателей "Основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов"

Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относи...