Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Тема дружбы в произведениях Софьи Прокофьевой» с детьми подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Панюшкина Ирина Витальевна

Развивать у детей социально - коммуникативные навыки. Воспитывать старание детей соблюдать правила дружбы, культуру общения друг с другом. Воспитывать желание детей совершать добрые поступки, быть чуткими и внимательными к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_skazka_o_bolshom_druge_v_gruppe.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы

«Тема дружбы в произведениях Софьи Прокофьевой»

Цель: Развивать у детей социально - коммуникативные навыки.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- формировать представление о дружбе, доброте и отзывчивости;

- на примере произведения Софьи Прокофьевой «Сказка о самом большом друге» учить детей понимать и оценивать поступки героев, рассуждать, делать выводы;

- подбирать однокоренные слова к слову «дружба»;

- знакомить с новыми словами: «недруг», «удружить», «дружелюбный» и их значением;

- закрепить знания пословиц о дружбе: «Друзья познаются в беде», «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», « Человек без друзей, что дерево без корней», «Нет друга - ищи, а нашёл - береги», и умение объяснять их смысл;

Развивающие задачи:

- развивать навыки дружеского общения  между детьми;

- развивать память, зрительное внимание, логическое мышление;

- активизировать словарь детей;

- совершенствовать двигательные и музыкальные способности детей;

Воспитательные задачи: 

- воспитывать старание детей соблюдать правила дружбы, культуру общения друг с другом;

- воспитывать желание детей совершать добрые поступки, быть чуткими и внимательными к окружающим.

Оборудование:

Портреты писательницы Софьи Леонидовны Прокопьевой; книги С. Прокопьевой; рисунки художников С. Бордюга и Н. Трепенюка к «Сказке о самом большом друге» С. Прокопьевой;

кукла Маша, картинка Кота Леопольда с мышатами, разрезные картинки к «Сказке о самом большом друге», картинки с пословицами о дружбе, игрушечный микрофон, аудиозаписи песен «Когда мои друзья со мной» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского), «Всё мы делим пополам» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского), бумбокс.

Предварительная работа:

- чтение произведений Софьи Прокофьевой:  «Маша  и Ойка» , «Сказка про игрушечный городок» «Сказка о грубом слове «уходи». «Сказка про волшебные перышки», «Сказка о высунутом язычке», «Сказка о ленивых ногах», «Сказка о том, как Зайцы испугали Серого Волка», «Сказка про маленький дубок», «Сказке о невоспитанном Мышонке», «Сказки о самом большом друге»;

-разучивание пословиц о дружбе;

-прослушивание  детских песен про дружбу;

- разучивание «Песенка об улыбке» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского);

- выполнение рисунков к понравившимся сказкам;

- раскрашивание картинок по сказкам С. Прокопьевой.

Ход занятия:

Вводная часть

Дети играют. Звучит аудиозапись песни «Когда мои друзья со мной» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского). На  стульчике сидит большая кукла.

В: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?

Ответы детей.

В: Вы догадались, как зовут девочку?
Ответы детей.

В: Правильно, ее зовут Маша. Она  хочет найти новых друзей, потому что Ойка постоянно с ней ссориться. А сейчас я предлагаю встать в круг, посадить Машу в центр и спеть первый куплет с припевом «Песенку об улыбке» (Сл. М. Пляцковского,  муз. В. Шаинского)

Дети встают в круг, поют песню и выполняют движения по тексту.

От улыбки хмурый день светлей.             Поднимают руки вверх и разводят в стороны

От улыбки в небе радуга проснется!        Соединив руки, показывают радугу слева направо

Поделись улыбкою своей,                        От груди руки разводят в стороны

И она к тебе не раз еще вернется.            Двумя руками обхватывают себя за плечи

И тогда, наверняка,                                   Хлопают в ладоши

Вдруг запляшут облака,                           Поднимают руки вверх и делают «фонарики»

И кузнечик запиликает на скрипке.        «Играют на скрипке»

С голубого ручейка начинается река,     Правой, а потом левой рукой показывают волны

Ну а дружба начинается с улыбки.         Берут за руки друг друга, раскачивают ими вперед-назад 

С голубого ручейка начинается река,     Правой, а потом левой рукой показывают волны

Ну а дружба начинается с улыбки.         Берут за руки друг друга, раскачивают ими вперед-назад 

В: Маша, посмотри, как стало в группе тепло и уютно от красивых улыбок ребят. Садитесь, пожалуйста, на свои места.

Ребята садятся на стульчики.

Основная часть:

В: После такой замечательной песни, Маша тоже стала улыбаться. Итак, что же начинается с улыбки?

Д: Дружба!

В: Что такое дружба? Как вы думаете?

Ответы детей.

В: Правильно. Дружба - это веселое и хорошее общение, желание помочь в трудную минуту. Ты дружишь с человеком потому, что с ним интересно играть, он тебя понимает. Друг скучает, когда ты не приходишь в детский сад; ждет, когда ты поправишься, если заболел; радуется встрече.

В: А что значит дружить?

Ответы детей.

В: Вспомните, что говорил Кот Леопольд двум мышатам?

Д: Ребята! Давайте жить дружно!

Воспитатель показывает картинку с изображением Кота Леопольд с двумя мышатами.

В: Есть правила дружбы. Вы с ними знакомы, назовите их,  пожалуйста.

Ответы детей.

В: Давайте их еще раз повторим и запомним:

Быть вежливым

Уступать

Помогать другу

Не жадничать

Не злиться

Не ссориться

Быть честным

Быть внимательным

Не бояться просить прощения, если обидел друга

Маша, вы с Ойкой постоянно ссоритесь, потому что иногда нарушаете правила дружбы . А этого делать не надо, тогда не будет обид и слез. Ребята, вы согласны?

Д: Да…

В: Вспомните, какие вы знаете еще слова, в которых корнем является «дружба»?

Ответы детей.

В: Правильно, это слова «друзья», «друг», «подруга», «дружок», «дружище», «дружить», «подружиться», «дружный». Я хочу вас познакомить с новыми словами.  Недруг - это неприятель , враг; удружить- это сделать что-то хорошее для друга; дружелюбный- это человек с добрыми желаниями, настроенный по-дружески. Давайте повторим новые слова.

Дети вместе с воспитателем повторяют слова.

 В: Очень хорошо о дружбе писала в детских книжках Софья Леонидовна Прокофьева.

Воспитатель показывает на стенд с книгами и портретом писательницы.

В: Напомню, что она родилась в Москве, в семье известного художника. С юности девочка писала стихи, и ее мечта была - стать поэтом. Писать сказки Софья начала, когда стала мамой, после рождения сына. Сначала были небольшие историй для маленьких «Машины сказки», а потом перешла к жанру повести-сказки для читателей разного возраста. С тех пор она написала более тридцати книг. В этом году ей  исполнилось  90 лет.

Воспитатель показывает другой портрет писательницы.

В:  Вы дома с мамами и папами вместе читали ее сказки, рисовали рисунки с главными героями. Параллельно, мы с вами в группе прочитали много сказок Софьи Леонидовны, раскрашивали картинки к ее произведениям. Давайте вспомним, глядя на вывешенные картинки на доске, произведение «Сказка о самом большом друге» и ее героев. Быть другом - не просто, а самым большим другом - тем более.

  Давайте вспомним физкультминутку про дружбу и покажем Маше. Выходите в круг.

Дети становятся в круг и выполняют движения физкультминутки в соответствии с текстом.

В: Встаньте, дети, встаньте в круг,

Я -твой друг и ты -мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики к груди прильнули.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди! 

Дети садятся на места.

В: Ребята, мы с вами поиграем в игру «Отгадай пословицу про дружбу». Я вам буду показывать картинку, а вы попытаетесь ее отгадать. Если будет сложно, то я называю начало пословицы, а вы ее продолжаете. Желающие, могут объяснить смысл пословицы, о чем она.

Воспитатель показывает картинки  с пословицами.

  1. Друзья познаются …в беде (настоящий друг приходит на помощь при любой беде или помогает решить разные проблемы). 
  2. Не имей 100 рублей  ….а имей 100 друзей. (дружба- самое важное: друзья не бросят тебя, помогут в трудную минуту, а сто рублей быстро потратятся, после покупки в магазине)
  3. Человек без друзей, …что дерево без корней (Дерево растет, питается, держится за землю при помощи  корней и поэтому стоит прочно, надёжно, а человеку трудно быть одному – нужно разговаривать, общаться, делится секретами, чувствовать внимание и поддержку,  получать помощь в трудные минуты; все это возможно, если есть друзья.
  4. Нет друга - ищи,…а нашёл -…..береги. (Если тебе встретился человек, который тебя нравится; он тебя понимает, помогает, делится игрушками, с ним интересно и весело, то нужно и тебе быть таким же, уступать и не ссориться.)

Дети называют пословицы и объясняют их смысл.
В: Маша очень довольна. Молодцы! А теперь поиграем в игру «Собери картинку». На пяти столах лежат картинки из произведения Софьи Прокопьевой «Сказка о самом  большом друге», состоящие из 14 частей. Пятеро желающих ребят на скорость собирают эти картинки и говорят, из какого они эпизода в сказке.

Дети собирают картинки из 14 частей на скорость и рассказывают о них.

В: Замечательно! Все справились с заданием. А теперь нас ждет викторина по сказкам, которые мы с вами и вашими родителями прочитали, рисовали рисунки, раскрашивали картинки . По каждой сказке будет один вопрос и три варианта ответов, из которых вы должны выбрать правильный.

В: Ребята, вы ответили на все вопросы викторины. Вы большие молодцы! Давайте поиграем в игру

 «Интервью». Я с микрофоном буду в роли журналиста и стану задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать.

Вопросы: Здравствуй! Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как называется ваш детский сад? Как называется ваша группа? Есть ли у тебя друзья (подруги) в группе? Как зовут твоих друзей (подружек)? В какие игры ты любишь играть с друзьями (подружками)? Что вы делаете вместе? Вашу группу можно назвать дружной? Если у твоего друга (подруги) сломалась игрушка, какие будут твои  действия? Если у тебя есть яркие фломастеры, а у друга они старые и почти не пишут, как ты поступишь? Какой подарок своими руками ты можешь сделать для друга?...

Дети отвечают на вопросы.

В: Маша, так рады была услышать ваши ответы.

Заключительная часть

В: Ребята, о произведениях какой писательницы мы с вами сегодня говорили?

Ответы детей.

В: Вы хотите, чтобы у вас было больше друзей?

Ответы детей.

В: Какие правила дружбы вы запомнили?

Ответы детей.

В: Вы будете соблюдать эти правила?

Ответы детей.

В: Значит, наша группа будет еще дружнее. Маша принесла вам интересную новую настольную игру «Найди друзей» и надеется, что она вам понравиться. Все дружно говорим ей…

Д: Спасибо!

В: Маша очень счастлива. Она познакомилась с вами и у нее стало много новых друзей. Попрощаемся с ней…

Д: До свидание!

Звучит аудиозапись песни «Всё мы делим пополам» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области « Познание.» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Посылка для осени"

Программное содержание:Развивать мышление и  умение ориентироваться по схемам, мелкую моторику, внимание, восприятие, воображение, креативность у детей через коллекционирование,  любознатель...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» на тему: «Волшебство сказок» в подготовительной группе детского сада

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» на тему: «Волшебство сказок» в подготовительной группеПрограммное содержание: 1. Закрепить в памяти дет...

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область познание. Формирование целостной картины мира «Ярмарка» в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область познание.  Формирование целостной картины мира «Ярмарка» в подготовительной группе...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по теме «Нева-главная река нашего города» с детьми подготовительной группы.

Цель: познакомить детей с главной рекой нашего города –Невой. Задачи: Образовательные задачи.Показать красоту Невы. Объяснить, почему Неву называют красавицей, труженицей, кормилицей. Совершенств...

Непосредственно- образовательная деятельность с использованием ЦОР в образовательной области «Познание» с детьми подготовительной группы «Увлекательное путешествие в Африку»

Цель: расширение и закрепление  знаний детей о материке Африка.Задачи.Образовательные:1.      Уточнить  элементарные представления об особенностях географического по...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Поможем муравьишке» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Поможем муравьишке» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительного возраста предназначен для проведения занятия в ...