Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения (старшая группа)
учебно-методический материал на тему

Любимова Людмила Александровна

Целью учебно-воспитательного процесса является: всестороннее развитие ребенка как личности,   что полностью соответствует Конвенции о правах ребенка: воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их полном объеме 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №141общеразвивающего вида»

г.Воронеж.

Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения  (старшая группа)

Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения  (старшая группа)

Сентябрь

Варианты Ситуации

«Будь опрятным»

-продолжать воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, ногтей, прически. «Пожелаем здоровья друг другу»

-продолжать воспитывать приветливость, привычку здороваться и прощаться с детьми и взрослыми, называть взрослых по имени и отчеству.

«Мы в детском саду»

-продолжать знакомить с уроками вежливости: приветствовать взрослых и сверстников, здороваться, прощаться, обращаться по имени и отчеству к взрослым, вежливо просить о помощи, благодарить.

« Помогаем взрослым»

-воспитывать уважение к труду взрослых, охотно выполнять их просьбы и поручения, проявлять собственную инициативу в помощи.

Беседы

« Почему важно быть опрятным»

-объяснить детям что опрятность - это привычка, уважение к себе и окружающим.

«Вежливость на каждый день»

-побуждать к пониманию важности вежливого обращения с просьбой к окружающим, не перебивать говорящего, терпеливо выслушивать, говорить спокойно.

«Мое настроение и настроение людей»

-объяснить, что наше настроение зависит от нас и от окружающих. Воспитывать умение регулировать свое настроение, «Чем порадовать малышей»

-вызвать желание проявлять заботу о малышах, помогать их. Рассматривание

Книг, альбомов, иллюстраций на тему:

-береги вещи, книги

-уроки вежливости и этикета

-наше настроение

-чем порадовать малышей

Д/ игры и упражнения

«Сундучок полезных дел»

-воспитывать желание помогать взрослым, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

«Я умею пользоваться столовыми приборами»- закреплять полученные навыки

«Как бы ты поступил?»

-развитие умение поступать в соответствии с правилами этикета «Верно-неверно»

-закреплять правила культуры общения «Помощники»

-вызвать желание помогать взрослым и малышам Сюжетно- ролевые игры

«Детский сад», «Семья», «Повара», «Парикмахерская» - воспитание культуры общения, привитие навыков культуры поведения, культурно - гигиенические, навыки.

Труд

-помочь малышам одеться на прогулку, помочь взрослым вскопать огород

-воспитывать желание помогать взрослым и малышам Наблюдения

-за трудом работников кухни, за игрой малышей.

Пальчиковая гимнастика

«Двое разговаривают», «Дружные пальчики» - развивать мелкую моторику

Занятие «Не хочу быть неряхой»

-   воспитывать желание следить за своим внешним видом, быть опрятным

 ( конспект)

Чтение художественной литературы

А. Барто «Помощница», С. Михалков «Недотепа»

Октябрь

Ситуации

«Будь скромным»

-воспитывать скромность, неприязнь к хвастовству, зазнайству

«Учим малышей пользоваться зубной щеткой»

-закрепить приемы пользования щеткой

 «Взрослые отдыхают»

  • воспитывать умение с заботой и вниманием относиться к отдыху взрослых

«Помогаем малышам»

-воспитывать заботливое отношение к малышам.

Беседы

«Кто такой скромный человек»

-  дать представление о скромности

«Что значит защищать слабых»

-воспитывать желание защищать малышей, никогда их не обижать. «Пожилые люди»

-побуждать проявлять заботу о пожилых людях

«Едем в гости»

-воспитывать культуру поведения в общественном транспорте

 Д/ игры и упражнения

«В автобусе, самолете, метро»

-закрепить правила поведения в общественном транспорте.

«Что сначала - что потом?»

-закрепить приемы пользования зубной щеткой

«Я покупаю подарок»

-упражнять в вежливом обращении к продавцу, покупателю «Если заболел друг, бабушка...»

-побуждать проявлять заботу о людях, быть внимательным, чутким

Сюжетно- ролевые игры

 «Автобус», «Самолет», «Кафе», «Семья»

-воспитание умения договариваться о ролях, уступать, быть вежливыми и внимательными друг к другу.

Наблюдения

За приемом пищи малышей, трудом и отдыхом взрослых и сверстников

-воспитание уважения к труду и отдыху взрослых, малышей, желания им помогать, быть к ним внимательными и заботливыми.

Рассматривание

 Иллюстраций, фото, рисунков на темы:

-как помочь пожилым людям, взрослым, малышам

-скромность украшает человека

  -наши друзья- малыши

-едем на поезде, летим в самолете

Занятие

«В мире вежливых слов»

-        -воспитание культуры общения, привитие навыков культуры поведения (конспект)

Чтение

Б. Житков «Как я ловил человечков», С. Маршак «Урок родного языка»

-воспитание умения договариваться о ролях, уступать, быть вежливыми и внимательными друг к другу и своим близким, правильно вести себя на улице, в гостях, детском саду

Наблюдения

-За дорогой, пешеходами, прохожими на улице

- знакомить с правилами поведения на дороге и улице

Экскурсия  в  музей

-упражнять в соблюдении правил поведения в музее

Труд

-мытье игрушек малышей, аквариума, уборка участка от опавшей листвы, вскапывание клумб

-вызвать желание трудиться, приносить радость окружающим хорошим трудом

Рассматривание

иллюстраций, фото, рисунков на темы:

 -помогаем взрослым

- идем в гости

  • ситуации на дороге
  • поведение на улице
  • -накрываем на стол

Занятие-развлечение

 «Гостям всегда рады»

-упражнять в соблюдении правил поведения в гостях и дома, принимая

гостей (конспект)

Чтение

С. Маршак «Дети нашего двора»

Декабрь

Ситуации

«Вкусный обед»

-совершенствовать навыки аккуратной еды, правила пользования столовыми приборами (вилкой, ложкой), приучать полоскать рот после еды.

«Я и взрослые»

-приучать не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, обращаться по имени и отчеству.

 «Встречаем праздник»

-вызвать желание проявлять внимание к близким (дарить подарки, сделанные своими руками)

Беседы

«Как вести себя за столом»

-объяснить необходимость есть аккуратно (пищу брать понемногу, пережевывать тщательно), есть бесшумно, пользоваться салфеткой.

«Уважай труд взрослых»

-привлечь внимание к труду взрослых, его общественному значению, вызвать желание уважать их труд

«Как бы ты поступил»

-побуждать к проявлению чувства справедливости, отзывчивости.

Д/ игры и упражнения

«Накрываем на стол» - закрепить правила сервировки стола

«Помогаем взрослым» - развивать желание помогать взрослым

«Подарки Деда Мороза»

-развивать умение оценивать свои поступки и сверстников «Поищем и найдем» - упражнять в умении быть вежливым

«Рыцарский турнир»

-вызвать желание поступать справедливо, быть воспитанным по отношению к девочкам

Сюжетно- ролевые игры

«Столовая», «Театр»

-воспитывать культуру поведения за столом и в общественных местах.

Наблюдения

-За работой няни, прачки - воспитывать уважение к труду взрослых

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» «Дружба»

Труд

-помочь работе няни, прачки

-вызвать желание трудиться , чтобы помочь взрослым

 Рассматривание

Иллюстраций, фото, рисунков на темы: - помогаем взрослым - как вести себя за столом

  • как и чем порадовать близких

-умей прийти на помощь - в гостях и дома

Занятие комплексное

 «Пригласительная открытка на елку» -вызвать желание порадовать близких

Чтение художественной литературы

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

Январь

Ситуации

«Так у нас, а у вас?»

- закрепить правила пользования столовыми приборами

«Как принимать и дарить подарки» - упражнять в правилах этикета для мальчиков и девочек

«Как мы сидим за столом, в кресле…» - знакомить с правилами посадки за столом, на диване и т. п.

«Как вести себя в гостях?» - напомнить правила поведения в гостях.

Беседы

«Неразлучные друзья- взрослые и дети» -расширить представление о взаимоотношения взрослых и детей

«Праздники в нашей семье»

-приучать делать приятные сюрпризы близким, доставлять им радость

 «Мы уже взрослые»

-знакомить с некоторыми правилами поведения в школе

Д/ игры и упражнения «Так - не так»

-упражнять в умении различать хорошие и плохие поступки

«Угадай настроение»

-упражнять в умении определять настроение по мимике, жестам, интонации

«Добрые советы»

-закрепить знания правил поведения и общения между детьми и взрослыми

Сюжетно- ролевые игры

«Мы - артисты», «Ателье», «Аэропорт» - воспитывать культуру общения, упражнять в правилах этикета

Наблюдения

-За выступлением артистов, телеведущих с экранов ТВ

 - воспитывать культуру поведения и речевого общения

Труд

-уборка снега на участке у малышей и своем

-вызвать желание трудиться дружно, сообща, оказывать помощь друг другу и малышам.

   Рассматривание

Иллюстраций, фото, рисунков на темы:

-летим в самолете

 -праздники в нашей семье

 -уроки этикета в гардеробе

Занятие «Я - пассажир»

Цель: продолжать знакомить с правилами культуры поведения в     транспорте.

Февраль

Ситуации

«Путешествие по маршруту добрых дел»

-воспитывать желание поступать, как подобает хорошим людям

«Я пишу письмо другу»

-познакомить с правилами составления устного письма

 «Говорим по телефону»

-продолжать знакомить с правилами культурного общения по телефону 

Беседы

«Хочу быть как папа» - вызвать желание быть настоящим мужчиной 

«Если тебе позвонил по телефону незнакомый человек, друг, бабушка»

-напомнить правила общения по телефону с людьми разного возраста «Мальчики - будущие мужчины»

- знакомить с правилами этикета для мальчиков

«Мой четвероногий друг»

-воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим 

Д/ Игры и упражнения

«Буратино спешит к Мальвине»

-упражнять в правилах хорошего тона, поведения в транспорте, на улице «Мама, я тебе звоню»

 - закрепить правила общения по телефону. 

«Рыцарские поступки»

- воспитывать галантное отношение к девочкам «Письма доброго волшебника»

-упражнять в умении составлять устное письмо

Сюжетно- ролевые игры

«Армия», «Семья идет в парк», «Солдаты», «Семья», - правила поведения в общественных местах, воспитание у мальчиков заботливого отношения к девочкам.

Рассматривание

Иллюстраций к книгам, рисунки на темы:

 - уроки этикета

-как письмо в дом приходит

- Наша Армия - фото пап и дедушек

 Развлечение-соревнование

«А ну-ка, мальчики»

Цель: упражнять в оценке поступков сверстников, воспитывать культуру поведения в коллективе (по плану инструктора по ФИЗО)

Чтение

С.Иванов «Хорошо или плохо», Р.Погодин «Просто история»

Март

Ситуации

«В гостях у Чистюлькина»

-воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом

«Как чистить зубы»

-продолжать знакомить с правилами ухода за зубами «Учимся знакомиться» - развивать желание общаться «Неразлучные друзья- взрослые и дети» - развивать культуру общения с взрослыми и детьми Беседы

«Почему необходимо ухаживать за зубами»

 - воспитывать привычку ухаживать за зубами

 «Много друзей - всегда веселей»

-воспитывать желание дружить

«Правила для всех»

-подвести к пониманию того что правила поведения должны соблюдать и взрослые и дети

«Вещи и мы»

- приучать использовать вещи по назначению, беречь их

 Д/ игры и упражнения

«Что сначала что потом»

 -закреплять навыки ухода за зубами «Каждой вещи свое место»

-упражнять в желании поддерживать порядок в группе, в своих вещах

«Давайте познакомимся»

-упражнять в правилах знакомства, общения со сверстниками и взрослыми

«Все у нас в порядке», «Помогаем взрослым»

-побуждать помогать, проявлять заботу, внимание к взрослым и сверстникам в труде, совместной работе

Сюжетно- ролевые игры

«Спасатели», «Стоматология »

-воспитание, культуры поведения в общественных местах, желание заботится, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается

Рассматривание

Иллюстраций к книгам, рисунков на темы:

 -как вести себя в кабинете медсестры, у врача

-как относиться к вещам

 Наблюдения

-за трудом дворника, работой медсестры

Цель: воспитывать уважение к труду взрослых, вежливость, желание помочь - хорошие поступки

Чтение

В. Железняков «Рыцарь», А. Барто «Вовка - добрая душа»

Апрель

Ситуации

«Как пользоваться столовыми приборами»

 -закрепить навыки пользования столовыми приборами

 «Мы пришли в магазин»

  -продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах

 «Как бы ты поступил?»

-подчеркнуть связь правил поведения с поступками

«В кабинете у врача»

-упражнять в правилах поведения в кабинете у врача Беседы

«Как вести себя в магазине»

 - упражнять в вежливом обращении «На приеме у врача»

-воспитывать желание слушать и выполнять советы доктора, благодарить за помощь

«Мои поступки»

-упражнять в оценке своих поступков

«Если к тебе пришли гости?»

Цель: - знакомить с правилами приема гостей

Д/игры и упражнения «Успокой-ка»

-приучать к желанию подбирать слова, интонацию, жесты для того, чтобы успокоить расстроенного чем-то товарища

 «Важные слова»

 -упражнять в вежливости

«Как бы ты поступил?»

-упражнять в умении управлять своими эмоциями в соответствии с правилами поведения

«В гостях и дома»

Цель: упражнять в соблюдении правил поведения в гостях Сюжетно- ролевые игры

 «Больница», «Магазин», «Встречаем гостей»

-воспитание культуры поведения в общественных местах, Рассматривание

Иллюстраций к книгам, рисунков на темы:

 -посетители в магазине

-на приеме у врача

-как сервировать стол

-как вести себя за столом

-ты пришел в гости

-принимаем гостей

Чтение

С. Михалков « Дядя Степа», В. Осеева «Печенье», «Отомстила», «Три товарища»

Май

Ситуации

«В кино, театре»

-закрепить правила поведения в общественных местах

«Школа рыцарей»

-продолжать знакомить с правилами этикета для мальчиков и девочек

 «А у нас порядок»

-закреплять правилам бережного отношения к вещам.

Беседы

«Расскажи о хорошем поступке друга»

-упражнять в умении видеть и оценивать поступки товарищей

 «Как и чем порадовать друга, близких»

-воспитывать желание проявлять личную инициативу приносить радость окружающим

«Почему с жадным никто не дружит»

-вызвать осуждение жадности как черты характера

Д/ игры и упражнения

«Шкатулка добрых дел»

-упражнять в умении и желании делать добрые дела «Объясни поступок»

-упражнять в оценке правил поведения 

«Рыцари и дамы»

-упражнять в правилах этикета для мальчиков и девочек Сюжетно- ролевые игры 

«Театр», «Зоопарк»

-воспитание, культуры поведения в общественных местах. 

Рассматривание

Иллюстраций к книгам, рисунков, схем на темы:

-как вести себя в театре

-мы пришли в зоопарк

-правила этикета для девочек и мальчиков

 «Вечер вежливости»

 Цель: - упражнять в вежливости

Занятие

«Рыцарский этикет»

Цель: знакомить с правилами этикета для мальчиков и девочек

Чтение

К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Благинина «Если был бы я девчонкой»

        

Конспект занятия в старшей группе

«Не хочу быть неряхой»

Цель: расширить представления детей об опрятности и аккуратности, продолжать закреплять знания культурно - гигиенических правил, воспитывать умение быть опрятным, аккуратно относиться к вещам, следить за своим внешним видом, соблюдать знакомые правила гигиены.

Материал: кукла Степка-растрепка, умывальные принадлежности, грамзапись сказок Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе».

Предшествующая работа: чтение сказки Чуковского «Мойдодыр» игры и что нужно чтобы быть чистым, игра «Чистюлькин спрашивает», беседы.

Ход:

В: Ребята, отгадайте загадку:

  Я молча смотрю на всех

  И смотрят все на меня

  Веселый видят смех,

        С печальными плачу я.

    Глубокая, как река,

   Я дома на вашей стене.

 Увидит старик старика

 Ребенок ребенка во мне.

Д: Это зеркало.

Я - рыцарь! У меня все для этого есть: и шлем и меч! Вот я какой. Правда, все это тяжело носить, ну, ничего, зато я рыцарь. (Кряхтит, показывает, что ему тяжело)

В: Верно. А для чего нужно зеркало человеку?

Д: Чтобы видеть себя, свое отражение.

В: Да, каждый раз, глядя в зеркало вы думаете: «Как я выгляжу? Поправить ли прическу, что - то в одежде, за этим мы всегда обращаемся к зеркалу.

Кажется, за дверью шум, посмотрю.

(Вносит куклу растрепанную, с испачканным лицом)

Ой, ты кто?

(озвучивает воспитатель)

  • Я, Степка - растрепка. Привет всем. Чего это вы со мной не здороваетесь?
  • В:  Степка, а ты себя в зеркало видел?
  • Конечно. Ну и что.

-С: И вещи с ним не дружат! Помните мальчика, от которого одеяло убежало, улетело простыня?

-Д: Это герой из сказки Чуковского «Мойдодыр». Есть еще и Федора, из

сказки «Федорино горе» , от нее посуда убежала.

  • С: Почему?
  • Д: Она ее не мыла.
  • (Звучат короткие отрывки из этих сказок в грамзаписи)
  • В: Так как же должен относиться к своей внешности человек, если он хочет
  • быть культурным?
  • Д: Следить за своим внешним видом, одеждой, обувью.
  • С: Содержать в чистоте и тело и одежду, чистить зубы два раза в день.
  • В: Все вместе давайте скажем слова Мойдодыра:

-Надо, надо умываться,

 По утрам и вечерам!

А не чистым трубочистам-Стыд и срам! Стыд и срам!

  • (Степка появляется чистым, расчесанным):
  • Спасибо, ребята, я все понял. Я всегда буду теперь стремиться быть культурным, аккуратным и опрятным. Я дарю вам красивые салфетки, чтобы вы не забывали ими пользоваться за столом и вспоминали меня.

ДО встречи!

Конспект занятия в старшей группе

«Чтобы счастье и радость людям дарить нужно добрым и вежливым быть»

Цель: упражнять в употреблении различных форм приветствия, прощания, благодарности, извинения, закрепить знания о правилах культуры поведения и культуры общения; умение оценивать положительные и отрицательные поступки; воспитывать положительные черты характера: доброту, заботу, внимание, вежливость.

Предшествующая работа: беседы на темы: «Зачем нужны правила поведения», «Сила вежливого слова», «Чтобы ты сделал доброго для людей»; игры: «Цветик - семицветик», «Волшебный сундучок»; чтение: К. Шим «Шар в окошке», С. Погореловский «Вежливый», Мексиканская сказка «Вежливый кролик», Э. Малиновская «Вежливое слово», С. Маршак «Правила приличия».

Оборудование: плоскостное изображение солнца с лучами, сундучок «Волшебных слов»,картинки хороших и плохих поступков, цветок-макет «Цветик-семицветик», поляна с красивыми цветами, детские работы (эмблема солнца), «Волшебные палочки» по кол-ву детей, грамзапись песни Кота Леопольда из мультфильма «Приключения кота Леопольда» («Если добрый ты...)

Ход:

(на доске прикреплено солнышко с лучиками)

В- Ребята, сегодня у нас непростое занятие, а волшебное, а знаете почему? Потому, что сегодня мы с вами попробуем стать добрыми волшебниками. Хотите? А как вы думаете, каким должен быть такой волшебник?

Д- Добрым, вежливым, хорошим.

В- Помогать добрым людям мешать проявлению зла

Д- Помогать взрослым, играть с малышами и т.

В- Значит вы можете быть волшебниками. Ведь главное волшебство-это доброта. А доброта- это стремление человека дарить людям радость. Народная мудрость гласит, доброта- это солнце. В каждом из вас есть маленькое солнце. Это-доброта. Добрый человек любит людей, помогает им, любит природу, бережет ее, заботится о ней. А любовь и помощь всегда согревают, как солнце. Вот и к нам заглянуло солнышко. Каждый лучик этого солнышка - волшебный. Он дарит тепло, заботу, ласку, любовь. Я беру волшебную палочку, взмахиваю ею, и волшебный лучик летит к Настеньке. Он делает тебя, Настенька внимательной и заботливой. К кому бы ты проявила заботу, Настенька?

Д- К маме, папе, брату...

В- Что бы ты для них сделала?

Д- Сказала бы доброе слово, помогла что-нибудь, поцеловала.

В-  почему бы ты это сделала?

Д- Я их люблю, они заботятся обо мне и я о них.

В- Кто хочет взмахнуть палочкой и поймать волшебный лучик и послать его кому- нибудь?    (раздает волшебные палочки).

В- Теперь пусть каждый совершит свое волшебство. Встали.

Приготовились...Взмахнули палочкой! Да свершится чудо! Какое?

Какое каждый из вас захочет. Я прочту вам, какие добрые дела вы хотите совершить. Я записала ваши желания, которые вы мне говорили перед занятием, (читает некоторые из них)

Д- Хочу всегда радовать маму, -хочу чтобы дети не ссорились, -чтобы не обижали животных.. .и т. п.

 В-  Видите, ребята, как много доброго вы хотите сделать по отношению к сверстникам, близким, животным. А когда хочешь сделать добро, оно исполнится. Такова волшебная сила добра. Старайтесь быть полезными людям. Давайте произнесем клятву добрых волшебников.:

Не стой в стороне равнодушно

Когда у кого-то беда

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Будь счастлив, что день не напрасно ты прожил

Что годы живешь ты не зря. В- Доброта тесно связана с вежливостью. Вежливый человек умеет не только культурно себя вести, но и вежливо общаться. И делает это он с помощью чего?

Д- Волшебных слов.

В- Кстати, к нам пришла в детский сад посылка от феи Вежливости. Фея заметила, что не все дети в группе вежливы. Поэтому она прислала волшебный сундучок, который поможет все стать вежливыми.

В- Открыть этот сундучок можно с помощью волшебных слов, которые вы сейчас назовете. Каждый называет слово и при этом касается волшебной палочкой крышки сундучка.

В-  С какими словами мы приветствуем друг друга?

Д- Доброе утро , добрый день, добрый вечер, здравствуйте, рад тебя видеть, какая приятная встреча.

В- А с какими словами прощаемся?

Д-До свидания, до встречи, всего доброго.

В- Любим мы всегда при встрече

 Всем знакомым и родным

«С добрым утром!» «Добрый вечер!»

«Доброй ночи» - говорить.

 И живется вроде лучше

 И на сердце веселей

 Коль другим благополучья

      Пожелаешь на земле.

В- Ой, ребята, волшебная сила доброго слова действует! Сундучок открылся! И что же в нем?

Д- Картинки.

В- На них Фея запечатлела разные поступки жителей своей страны. Героями здесь являются животные, но может среди них кто- то узнает себя. Фея предлагает оценить поступки на картинках, разобрав их на хорошие и плохие.

(дети вместе распределяют картинки и дают им оценку)

В- Почему этот поступок вы осуждаете? Что хорошего совершил этот герой? Молодцы, ребята вы прекрасно оценивали поступки. Эти картинки Фея дарит нам, чтобы мы не забывали делать хорошие дела и не совершали плохих, глядя на эти картинки.

В- А теперь я предлагаю поиграть в игру» Дружные пары». Нужно стать парами спиной друг к другу и перенести мяч между вашими спинами до этого стула. Пара, которая донесет мяч, не уронив - дружная пара.

(Играют 1-2 раза)

 В- Дружные ребята у нас. А в сундучке есть еще кое-что (достает перо).

Это перо вежливости. Фея предлагает нам его запустить и отправиться вслед за ним.  Когда вы пойдете в школу,  ребята, у каждого из вас будет такое перо, которым вы научитесь писать волшебные слова, а какие вы сейчас их назовете (запускает перо, дети стоят за воспитателем и досказывают слова и делают шаг вперед на каждый ответ)

  • растает даже ледяная глыба от слова теплого.. . Спасибо
  • зазеленеет старый пень, когда услышит.. . Добрый день
  • нечайно мы толкнули Витю и все сказали ...Извините.
  • достать мне шарик на кустах прошу я брата Митю и говорю ... Пожалуйста
  • готов я добраться до вершины горы, если услышу слова будьте ...                            Добры

  • в России и в Дании на прощанье говорят.. .До свидания

В- ребята, смотрите, волшебное перо привело нас на волшебную поляну. Давайте присядем, как много красивых цветов здесь. А этот особенный. Это Цветик-семицветик. На его лепестках написаны вопросы, на которые нам предстоит ответить.

  • встречаются два друга. Кто поздоровается первым? (кто вежливее)
  • вы пришли в гости, там уже собрались приглашенные. Как вы поздороваетесь? С каждым отдельно или всем скажете ...( здравствуйте)

можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

-что нужно сделать, прежде чем войти в комнату взрослого, в кабинет врача? (постучать и спросить разрешения войти)

  • -        как вести себя за столом? (есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, не расставлять локти, не ставит их на стол, если что-то нужно передать со стола- вежливо об этом попросить, не разговаривать с набитым ртом)
  • —вы идете с другом по улице. Он приостанавливается и здоровается с незнакомым вам человеком. Надо ли вам здороваться? (да, это знак вежливости) - вы пришли в кино. Нашли свой ряд, как прийти к своему месту, мимо сидящих в этом ряду зрителей? (следует извиниться за беспокойство и проходить, повернувшись лицом к сидящим.) Будет вежливо если сидящие привстанут и пропустят вас.
  • В- Какие вы у меня знатоки вежливости. И я думаю, вы сможете стать добрыми волшебниками. Эти волшебные палочки теперь ваши. Они помогут вам быть добрыми обрести много друзей. Ведь у добрых и вежливых людей всегда много друзей.
  • Быть добрым волшебником только попробуй
  • Тут хитрости вовсе не надо особой
  • Понять и исполнить желанье другого,
  • Одно удовольствие - честное слово! Советую вам, ребята, как можно чаще говорить волшебные слова, чтобы от них теплее и светлее было окружающим вас людям, как от солнышка.
  • Ведь ежели вы вежливы и к совести не глухи
  • Вы место без протеста уступите старухе
  • И ежели вы вежливы, поможете вы маме
  • И помощь ей предложите без просьбы, т.е. сами
  • И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей
  • И с бабушкой, и с дедушкой вы их не перебьете.
  • И лучик солнца доброго всем людям вы пошлете! И сейчас дорогие мои волшебники, я предлагаю вам подарить ваши солнышки, которые вы изготовили на предыдущем занятии, малышам. И пусть их лучики согреют теплом и лаской наших малышей, порадуют их.
  • (звучит песня кота Леопольда «Если добрый ты...» из мультфильма «Приключения кота Леопольда»
  • В- ль раздает солнышки и дети идут дарить их малышам)

Конспект занятия в старшей группе

 «Поговорим о настроении».

Цель: Обобщить и расширить представления детей о настроении и его влиянии на поведение людей; показать, как проявляется настроение у добрых, злых, угрюмых и т.п. людей; показать изменчивость настроения, побуждать понимать настроение другого человека, познакомить со способами регуляции и управления настроения.

Материал: карточки с изображением доброго и злого гномиков, цветы из цветной бумаги разных цветов, карточки с изображением разных состояний погоды, пиктограммы, кружки(ё - 5 см) из белой бумаги по количеству детей; кружки из цветного картона разного цвета, фломастеры, фланелеграф.

Организационный момент: Дети сидят полукругом перед фланелеграфом. На фланелеграфе - силуэты доброго и злого гномика.

Ход:

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли гномы Ах и Ух. Посмотрите на них

внимательно. Какие они?

Дети: Один добрый, другой злой.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: По их лицам.

Воспитатель: Верно. По выражению их лиц, по мимике, т.е. по их настроению. Какое

настроение у доброго гнома Ах!

Дети: веселое, доброе, светлое, радостное.

Воспитатель: а у злого Ух?

Дети: мрачное, сердитое, угрюмое.

Воспитатель: А как вы думаете, почему у сердитого такое настроение? Дети: Его кто-то обидел, он злится на что-то. Воспитатель: А как же его нам развеселить?

Веселый гном  Ах предлагает поиграть в игру «Угадай настроение» Воспитатель показывает пиктограмму, а дети называют соответствующее настроение.

Воспитатель: Смотрите, Ух продолжает сердиться. Что же делать? А вы знаете, ребята, наше настроение можно сравнить с определенным запахом. Хорошее настроение пахнет цветами, а плохое, наверное, горьким перцем.

А еше, настроение можно обозначить цветом. Желтый - веселое настроение, оранжевый радостное,  розовый - состояние покоя, красный - смущение, синий - печаль, а гневное настроение? Дети: Черный.

Воспитатель: А давайте выберем цветы, цвет которых поднимет настроение сердитого гнома.

(Дети выбирают цветы теплых, ярких тонов).

(Воспитатель меняет злого гнома на угрюмого) Воспитатель: Изменилось настроение Уха?

Дети: Стало угрюмым.

Воспитатель: Гном огорчен тем, что у вас, ребята, не у всех хорошее настроение, верно?

 Дети: Да.

Воспитатель: Тогда выберите цветок, цвет которого соответствует вашему настроению. (Дети выбирают).

Воспитатель: Да, вижу, что не всем весело. А как же можно поднять настроение человеку, который грустит, плачет?

Дети: Рассказать стихотворение, сказку, спеть, станцевать, пожалеть, приласкать.

 Воспитатель: Или поиграть в игру. Игра «Жмурки». (Дети в кругу, водящему завязывают глаза).

Воспитатель: Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал -

Подошел, и лапкой - ток!

А у кошки шарик-лоп! (Дети убегают от жмурки).

Воспитатель: Ну, если у всех теперь хорошее настроение, замечательно, и оба гнома наши тоже веселы! Ребята, а с чем еще можно сравнить наше настроение?

Дети: С погодой.

Воспитатель: Если весело - светит солнце. Солнышко за тучами, с каким можно сравнить настроением?

 Дети: Грустным.

Воспитатель: А ветер дует?

 Дети: Сердитое.

Воспитатель: Дождь - с плаксивым настроением. А злое? Когда пасмурно, черные тучи.

Воспитатель: Давайте поиграем, предлагают гномы. Я показываю карточки погоды, а вы жестами, мимикой передаете соответствующее настроение.

Воспитатель: Настроение мы выражает не только мимикой, но и словами. Хорошее настроение такими словами: светлое, радостное, праздничное, сказочное. А плохое?

 Дети: Сердитое, злое, мрачное, плаксивое, грустное, печальное.

Воспитатель: А еще настроение мы выражаем эмоциональными звуками и интонацией голоса. Гномы приготовили уже мне платок. Я буду прятать лицо за платок и произносить звуки, а вы угадывать по этим звукам настроение, мои эмоции. (Ого! Ух! Эхе-хе!  У-у-у)

Воспитатель: Молодцы! Скажите мне теперь, отчего же зависит наше настроение? Дети: От погоды.

Воспитатель: А еще и от наших хороших поступков. От них у нас и у окружающих нас людей всегда будет хорошее настроение. Я хочу предложить вам изобразить свое настроение и наклеить на кружок соответствующего цвета.

        

Настольная игра «Наше настроение»

Цель: побуждать определять по выражению лица настроение, подбирать мимику к названному настроению.

Ход: играют 2 игрока. Один называет настроение. Другой на фоне шаблона лица, подбирает выражения бровей, глаз, губ для этого настроения. Другой на другом шаблоне выкладывает противоположное настроение (веселое - грустное и т.п.) затем они меняются ролями.

Игра «Что такое хорошо, что такое плохо»

Цель: развивать умение оценивать поступки детей, воспитывать желание поступать хорошо.

Ход: участвуют 4 человека или парами. На лист с веселым солнышком выкладывают картинки с хорошими поступками и объясняют свой выбор. На лист с грустным солнышком - картинки с плохими поступками. Кто больше и правильно подобрал картинок, тот выиграл.

Настольная игра «Кому что нужно»

Цель: побуждать подбирать к карточкам, изображающим добрые дела, карточки с предметами, необходимыми для выполнения этих дел.

Ход: в игре участвуют 2-3 человека, игрокам раздаются по 3-4 карточки с добрыми делами. Ведущий показывает карточки предметов. Игроки выбирают нужную им для добрых дел карточку предметов и составляют пары из карточек. Кто первый и правильно составит их, тот и выиграл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по воспитанию "Культуры питания" - старшая группа

Воспитание культуры питания1.     Совершенствовать навыки еды:Правильно пользоваться столовыми приборами;Аккуратно и бесшумно есть, сохраняя правильную осанку за столом;Учить...

Перспективный план работы по воспитанию культуры речевого общения

Перспективный план работы по воспитанию культуры речевого общения у старших дошкольников...

Перспективный план работы по воспитанию культуры речевого общения

Перспективный план работы по воспитанию культуры речевого общения у старших дошкольников...

Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения в подготовительной группе

     В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Главным в целенаправленной воспитательной дея...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения и общения (старшая группа)

План направлен на развитие у детей знаний, умений и навыков культуры поведения и общения в процессе занятий, повседневной жизни, игровой и трудовой деятельности....