Перспективный план работы по воспитанию культуры речевого общения
статья по развитию речи по теме
Перспективный план работы по воспитанию культуры речевого общения у старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_po_vospitaniyu_kultury_rechevogo_obshcheniya.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы "Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста»
Месяц | Регламентированная деятельность | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями |
Сентябрь |
Цель:
Методы и приемы: Беседа, игровые упражнения на развитие чувства близости "Ласковое имя", художественное слово, проигрывание игровых ситуаций "Знакомство". | Чтение художественных произведений: Г. Остер "Будем знакомы". Игры: "Молчок", "Снежный ком", "Кто к нам пришел", "Вежливый котик". Игровые ситуации знакомства.
| Включение в ролевые игры детей игровых ситуаций знакомства; Игра "Лучшее знакомство". | Разговор с родителями о необходимости и важности умения расширять круг знакомств, рекомендации по использованию реальных жизненных ситуаций для обучения ребенка этикетному правилу знакомства. |
Цель:
Методы и приемы: Беседа; игра на раскрепощение детей; проигрывание проблемных ситуаций, игровое упражнение. | Игра "Подари движение", "Покажи настроение", "Настроение". Рассматривание и обсуждение фотографий, иллюстраций. Игровое упражнение "Мимическая гимнастика". | Включение в ролевые игры детей игру "Придумай и покажи". Драматизация знакомых художественных произведений без слов с помощью мимики и жестов. | Предложить воспитанникам рассказать близким об играх без слов. Придумать, как можно изобразить без слов одного из животных. | |
Октябрь |
Цель:
Методы и приемы: Игровое упражнение; разъяснение; моделирование и анализ ситуаций; рассматривание фотографий. | Беседа с детьми. Игры: "Чудесные превращения", "Вежливые отгадки", "Комплимент", "Бояре", "Эхо", "Вежливый котик", "Волшебные очки". Игровые ситуации "Озвучь картинку", др. | Рисуем автопортрет "В подарок другу". Дидактические настольные игры, игры парами, побуждающие детей к воспроизведению известных им формул одобрения. | Вместе с родителями придумать и записать в альбом детского словотворчества формулы комплиментов на: Одобрение внешности; Одобрение личных качеств; Одобрение деловых качеств. |
Цель:
Методы и приемы: Беседа; разъяснение; моделирование и анализ ситуаций приветствия; игровое упражнение, художественное слово. | Чтение художественных произведений: А. Кондратьева "Добрый день", А.Барто "Шла вчера я по садовой", М. Дружининой "Кто знает волшебное слово". Игры: "Кто первым поздоровается", "Скажем, здравствуй". Игра-драматизация "Страна вежливости". | Использование этикетных формул во время приветствия. Игра "Займи место". Игры-драматизации стихотворений. Использование этикетных формул приветствия в ролевых играх. | Придумать маленькую вежливую сказку "Здравствуй". | |
Ноябрь |
Цель:
Методы и приемы: Слушание отрывков из художественных произведений; моделирование и анализ ситуаций прощания; этюд на расслабление; игра-драматизация. | Чтение художественных произведений "Пора прощаться". Игра "До свидания". Игровое упражнение "Карлсон". Моделирование ситуаций прощания. | Использование этикетных формул при прощании. Использование этикетных формул прощания в ролевых играх. Игра "Факиры" | Чтение художественных произведений. Игра "Кто больше знает слов прощания" (соревновательного характера). |
Цель:
Методы и приемы: Моделирование, проигрывание и анализ ситуаций; прием ТРИЗ "Что было бы, если…"; чтение отрывков из художественных произведений, игровые упражнения. | Игра-драматизация "Добрый день". Игры: "Походки", "У нас в гостях кукла Таня", "Вежливый котик", "Подарки" Чтение художественных произведений. Проигрывание ситуаций. | Использование различных формул благодарности в ролевых играх. Дидактические игры, игры парами. | Предложить придумать "Вежливую сказку", нарисовать к ней иллюстрации. Использовать ситуации собственного примера. | |
Декабрь |
Цель:
Методы и приемы: Беседа; художественное слово; прием ТРИЗ "Что было бы, если…"; проигрывание ситуаций; игровые упражнения; рассматривание фотографий, иллюстраций. | Чтение художественных произведений С. Маршака "Ежели вы вежливы", "Знал одного ребенка я", И. Пивоваровой "Был ослик очень вежливый, С. Погореловского "Что значит быть вежливым". Игры-драматизации "Как Буратино стал вежливым". "Вежливое слово". Литературная викторина "Здравствуйте, пожалуйста, спасибо…". Сочинение этикетной сказки. | Драматизация сказки "Колобок". Использование форм выражения просьб в дидактических, ролевых играх. Упражнение "Пожалуйста". | Обсудить в родительском коллективе вопрос о важности соблюдения вежливости в семье, ее значения для формирования у ребенка убеждения о необходимости культурно говорить. |
Январь |
Цель:
Методы и приемы: Беседа; художественное слово; моделирование и проигрывание ситуаций; игровые упражнения; прием ТРИЗ "Цепочка слов". | Чтение художественных произведений о дружбе. Игра-драматизация "Катание кукол на санках". Этюд "Кто виноват". Упражнение "Волны", "Передай другому". | Игры парами "Мозаика в парах", "Рукавички", "Рисуем домики". Игра "Старенькая бабушка", "На мостике". Подвижная игра "Не намочи ноги". | Предложить родителям консультацию "Нужно ли уступать ребенку". Предложить родителям отметить, осторожны ли они в высказываниях критических замечаний, делают ли они замечание ребенку в резкой форме, оскорбляют ли они ребенка, других членов семье в речевой форме. |
Цель:
Методы и приемы: Дидактическая игра; слушание музыкального произведения; рисование своего настроения; беседа, этюды на выражение эмоций; рассматривание фотографий. | Упражнение "Настроение", Игра "Покажи настроение". Этюды: "Облака", "Любопытный", "Сосредоточенный", "Усталость", "битва", "Солнышко", другие. Рассматривание и обсуждение фотографий, пиктограмм. | Применение разученных этюдов в ролевых играх. Дидактические игры "Узнай, кто это", "Найди меня". Этюд "Мои эмоции". | Предложить родителям завести "Дневник настроения ребенка". | |
Февраль |
Цель:
Методы и приемы: Беседа; художественное слово; игра-драматизация; дидактическая игра. | Чтение произведений устного народного творчества. Игра-обсуждение "Взаимоотношения", "Воздушный шарик, прилетай". Дидактическая игра "Скажи наоборот". Драматизация сказок. | Упражнения "Часы", "Лего", "Черепашки Нинзя". Использование в свободной речи скороговорок, потешек, прибауток. | Предложить воспитанникам рассказать своим близким о правилах культурного поведения при общении. Предложить родителям анкету. |
Цель:
Методы и приемы: Игровое упражнение; артикуляционная гимнастика; упражнения на регуляцию дыхания; художественное слово. | Артикуляционная гимнастика. Упражнения на регуляцию дыхания. Чтение художественных произведений с последующей беседой. Этюд "Кому как можно подражать", Игра-драматизация "Черепаха и заяц". Сочинение сказок-перевертышей. Игры: "Конкурс хвастунов", "Испорченный телефон", "Эхо", "Бабушка Маланья". | Подвижные, дидактические игры со словами. | Провести круглый стол "Развитие речевых умений вашего ребенка", предоставить рекомендации по употреблению речевых этикетных формул, неупотребление неэтичных выражений. | |
Март |
Цель:
Методы и приемы: Игровые упражнения; моделирование и проигрывание ситуаций; слушание отрывка из художественного произведения; игры парами. | Чтение художественных произведений: В. Катаев "Цветик-семицветик", Осеевой "Три товарища", Игровые упражнения: "Опиши друга", "подари подарок другу", "Сравнения", "Волшебный магазин", Игра-драматизация "Три товарища". Совместное рассказывание сказки "Продолжай рассказывать". | Игры парами, Игры-драматизации, кукольные спектакли по желанию детей (по подгруппам: одни дети показывают - артисты, другие - зрители). Сюжетные творческие игры с повторением сцен | Предложить родителям рассказать детям о своей дружбе. На собственном примере показать, как нужно дружить. Познакомить родителей с социометрией |
Март - апрель |
Цель:
Методы и приемы: Беседа; художественное слово; моделирование и проигрывание ситуаций; прием ТРИЗ "Хорошо-плохо"; рассматривание иллюстраций; игра-драматизация. | Использование приема ТРИЗ "Хорошо-плохо". Знакомство и обсуждение пословиц и поговорок. Упражнения: "Связующая нить", "Цветок вежливости". Игры: "Добрые волшебники", "Царевна Несмеяна", "Утка с утятами", "На мостике", "Старенькая бабушка". Чтение сказки "Кукушка", рассказа Р. Зернова "Как Антон полюбил ходить в детский сад". | Дидактические игры, изготовление различных поделок для детей младших групп. Игры-драматизации сказок. Игры с детьми младших групп (взаимопосещение). | Круглый стол "Формирование культуры речевого общения в семье". Участие в выставке семейных работ "Украсим нашу группу". Чтение художественных произведений. |
Апрель |
Цель:
Методы и приемы: Рассматривание иллюстраций; беседа; сочинение сказок-перевертышей; этюд; игровое упражнение. | Сочинение сказок-перевертышей, вежливых сказок. Игры: "Улыбка", "Комплимент", "Добрые мысли", "Воздушный шарик, прилетай", "Весенняя веточка". Разъяснение вежливых обращений. Моделирование и анализ ситуаций. | Сделать своими руками подарки для детей младших групп, родителей. Обыгрывание волшебных слов в ролевых, творческих играх. | Предложить родителям написать мини-сочинение на тему "Я как родитель". Консультация "Знакомство с играми, способствующими становлению у детей культуры речевого общения". |
Май |
Цель:
Методы и приемы: Игровое упражнение; прием ТРИЗ "Цепочка слов"; моделирование и проигрывание ситуаций; игра-драматизация. | Чтение художественных произведений Б. Житкова "Как слон спас хозяина от тигра", "Л. Квитко "Два друга". Игры: "Ситуации", "Морозко", "Узнай, кто это", "Волшебное зеркало". | Подвижные игры, Ролевые игры, дидактические игры, игры парами. | Родительское собрание "Роль и значение воспитания культуры речевого общения в развитии личности старшего дошкольника" |
Май |
Цель:
Методы и приемы: По желанию педагога. | По желанию педагога, направлена на закрепление знаний детей. | По желанию детей, направляя ее на закрепление полученных навыков. | Индивидуальные беседы по правилам поведения родителей в процессе общения с детьми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание культуры речевого общения.
Воспитание культуры речевого общения – одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами (фонет...
Перспективный план работы по воспитанию культуры речевого общения
Перспективный план работы по воспитанию культуры речевого общения у старших дошкольников...
Перспективный план работы кружка «Говорушки» по воспитанию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Знакомить детей с основными целями общения....
Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения в подготовительной группе
В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Главным в целенаправленной воспитательной дея...
Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения (старшая группа)
Целью учебно-воспитательного процесса является: всестороннее развитие ребенка как личности, что полностью соответствует Конвенции о правах ребенка: воспитание должно быть направл...
Анализ образовательных программ по вопросу воспитания культуры речевого общения как составляющей культуры поведения детей в средней группе ДОО
В презентации рассматриваются понятия "культура поведения дошкольника", "культура общения", их взаимосвязь. Рассмотрены задачи, содержание образовательной деятельности по вопросу в...
Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения и общения (старшая группа)
План направлен на развитие у детей знаний, умений и навыков культуры поведения и общения в процессе занятий, повседневной жизни, игровой и трудовой деятельности....