Сценарий познавательно-непосредственной деятельности, " Мать - казачка" в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Вот уже более двух веков наше православное казачество 4 декабря отмечает “День матери - казачки”, который приурочен к великому православному празднику введения во храм Пресвятой Богородицы. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Её любовь к детям безгранична, бескорыстна. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_mat_kazachka.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий познавательно-непосредственной деятельности,
«Мать-казачка» в подготовительной группе.
Цель:
-приобщение детей к культурным ценностям казачества, сохранение исторической памяти, укрепление и развитие преемственности поколений;
-активизация деятельности по изучению истории и культуры кубанского казачества;
-воспитание любви к родному краю, гордости за его духовное и культурное наследие.
воспитывать чувства любви, уважения и чуткости к матери
Воспитатель: Вот уже более двух веков наше православное казачество 4 декабря отмечает “День матери - казачки”, который приурочен к великому православному празднику введения во храм Пресвятой Богородицы. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Её любовь к детям безгранична, бескорыстна. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу.
Давайте поиграем в игру «Мамочка любимая».
Кто приходит к нам с утра, говорит – «Вставать пора!»
Кто на завтрак варит кашу, наливает чаю в чашку.
Мамочка любимая.
Кто плетет косички дочке, моет пол, растит цветочки.
Кто ребячий любит смех, кто на свете лучше всех.
Мамочка любимая.
Кто нас нежно обнимает, баю – баю напевает,
Кто заботиться о нас, каждый день и каждый час.
Мамочка любимая.
Исполняется песня « Мамино сердечко».
Воспитатель: «Мама» – это первое слово, которое произносит маленький казачок. Пока ребенок маленький, мама кормит его, и поит, и укачивает в люльке. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на правильный путь. С матери начинается род казачий, и матерью он продолжается. Мать – это самое святое понятие на нашей земле.
Воспитатель: А знаете ли вы ребята-казачата, что в разные времена мамин день начинался по разному. В наше время мама бежит на работу, ведёт вас в детский сад, успевает создать уют в семье. На помощь маме пришла различная техника. Но давным –давно, когда ваши бабушки и прабабушки были маленькими, ничего этого не было, жизнь текла совсем по другому.
(Слайд 2 памятник)
Воспитатель: Даже памятник есть Матери-казачке и я сейчас вам расскажу об этом.
Рассказ с презентацией (Слайд 3)
История гласит, что 21 ноября 1774 года в турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию государства Российского на Тереке и окружил станицу Наурскую.
( Слайд 4) Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети.
( Слайд 5) Но казачки не испугались врагов-турок. Они решили защищать свою станицу. Женщины взяли в руки всё1 что могли: вилы, топоры, кинжалы, обливали турок кипятком.
( Слайд 6) И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери-казачки».
( Слайд 7) Мужчины-то постоянно были в походах, на кордонах. А дома оставались старики, дети и казачки. Они и возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они вырастили пышные сады, в которых утопали станицы.
(Слайд 8) Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить.
Давайте расскажем, как проходил мамин день много-много лет тому назад.
1 ребенок. На заре, на зорюшке, только рассветет,
Матушка - казаченька по воду пойдет.
На плечах у матушки тяжко коромысло.
Матушка - казаченька, дай воды напиться.
2 ребенок. Ой. Быстра ты реченька, реченька-Кубань.
Вышла к речке матушка в утреннюю рань.
Не боится матушка ледяной воды.
Постирает в реченьке белы рушники.
3 ребенок. Борщ на стол поставила,
Крынку с молоком.
Хлеб накрыла матушка
Чистым рушником.
Воспитатель: Вот как тяжело было матерям-казачкам. ( Слайд 9)
Большое значение имела в казачьей семье женщина - мать, которая умела посвящать себя семейной жизни, своим детям, прививая им чувство собственного достоинства, любовь к родной земле, родному краю, к своему народу, воспитывая уважение к человеку. На долю казачке выпадало самое главное – готовить свое дитя к своему казачьему предназначению.
(Слайд 10) В чём - же заключалась «Казачья доля»? В старинной казачьей песне «Любо, братцы, любо» есть такие слова: «Им досталась воля, да казачья доля». «Казачья доля» - это многовековая, наследственная, спартанская обязанность – от отца к сыну, от деда к внуку – быть всегда в полной готовности выполнить свое казачье предназначение – первыми выступить в бой, не думая о последствиях. Казак десятками лет находился бессменно на службе, и казачка-мать воспитывала сама будущих героев.
Как же мать – казачка переживает за своих детей, зная о нелёгкой, непростой казачьей судьбе. И это ли не её настоящий материнский подвиг!
Инсценировка стихотворения М.Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня».
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.
Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью…
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.
Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду –
Ты махнешь рукой…
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.
Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю…
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.
Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю
(Слайд 11) Пыль клубится по дороге,
Слышны выстрелы порой.
Из набега удалого
Едут казаки домой…
Вот они уж близ станицы
Едут, свищут и поют.
Жены, старцы и девицы
Все навстречу им идут.
( Слайд 12) Испытаний, расставаний и встреч женщине – казачке хватало.
На протяжении почти всей многовековой истории тяжело складывалась жизнь казачки, но сумела она взрастить новое, крепкое поколение сынов своих!
«Казачка, казачка» - желанное слово,
В нем музыка, радость, волненье и свет.
Пусть ДОЛЯ казачки бывает суровой,
Но СЛАВА не меркнет в мелькании лет.
( физкультминутка)
Воспитатель: А я хочу погутарить с вами. Хочу испытать вас, как вы знаете казачий говор:
Ядрёный — крупный,
Апосля - после, в конце.
Аккуратить – содержать в чистоте и порядке;
Баз – скотный двор;
Здорово дневали – здравствуйте.
Добре – хорошо.
Кочет – петух
Курень – круглый дом, на высоком фундаменте
Воспитатель: Мы уже сказали, что семья была основа казачества. И сейчас побываем в гостях в одной такой семье!
Сценка «В гостях у Казака»
Действующие лица:
Казак, Казачка, дочка, мальчик.
Все сидят за столом. Казак чинит обувь. Казачка за прялкой. Дочка вышивает.
Мальчик: Куда это я попал? В сказку что - ли?
Казак: Ты кто такой? Ты откуда взялся, дитятко?
Мальчик: Я – Вова.
Казак: Что за вид? Где твои шаровары и рубаха?
Мальчик: Вот это шорты, футболка у меня.
Казак: Это трусы у тебя! И дырка на носке!
Мальчик: Ничего страшного! У нас все так ходят.
Казак: Доня, возьми штопалку, помоги гостю. Заштопай носок!
Мальчик: Покажите, как это штопать?
(Дочка показывает)
Казачка: Ой, гости на пороге, к столу бы пригласить, чайку попить, да водицы нет.
Мальчик: У вас что, воды в кране нет?
Казачка: У нас колодец во дворе, там мы воду и берем. Доня, принеси водицы! (Казачка дает коромысло Дочке)
Мальчик: Что с этим делать?
Дочка показывает: вот так у нас воду носят.
Мальчик примеряет к себе коромысло: как у вас все сложно!
Дочка берет коромысло у Мальчика: по воду мальчики у нас не ходят, только девочки и женщины. Я сама принесу.
Казак: Не пущу в таком виде за стол!
Казачка: У меня в сундуке найдется для него одежда.
Вот шаровары. Вот рубаха. Примеряй!
Мальчик: Да я сейчас быстро!
Мальчик одевает казачью одежду.
Казак: Вот теперь видно, что ты настоящий казак!
Казачка: Приглашаю к столу!
Мальчик: Какая у вас интересная посуда!
Дочка: Это чугунок. В нем мы варим кашу.
Казачка: Это кувшин. В нем мы храним молоко, квас.
Дочка: Это ступка. В ней мы измельчаем зерно.
Мальчик: А это я знаю: Это самовар. В нем самый вкусный чай!
Все: угощайтесь, гости дорогие!
Воспитатель: Казаки – народ, имеющий свою культуру, историю и память. А больше всего казаки любили свободу и волю.
Воспитатель: Давайте мы знания свои закрепим. (вопросы по полученной информации).
Дети читают стихотворения:
1.Эх, нелегка казачья доля-
Хозяйство надо содержать-
Припасов на зиму сготовить Всех накормить и обстирать
2. Пока любимый муж в походе,
Бывать в походах много дней
А доля матери-казачки
Всегда была еще трудней!
3.Плетень поправить – коль придется,
А то и крышу подлатать,
Да и к ведению хозяйства
Подросших дочек приобщать…
4: Заветы старины в семье казачьей
Хранились свято испокон веков.
Обычай хлебосольства куреней богатых
Прославил Край родных отцов.
5: Заботливо хозяйка домом управляла,
Растила по старинке всех детей.
Работы все в полях справляла,
Кормила, холила коней.
6: Казачек все любили, уважали,
Как спутниц храбрых в жизни и в бою
Им почести повсюду воздавали
Так было на Кубани, Тереке, Дону!
7: До наших дней дошли сказанья
О славных прародительницах наших,
Отважно дом свой от набегов
Врагов коварных защищавших.
8: Прелестный образ казачки молодой
Воспет не раз поэтами в стихах.
С ее чарующей восточной красотой
Оставил след в восторженных сердцах!
Разные дети живут на планете,
Но мам своих любят все дети на свете.
Бывает, что мы и не слушаем мам,
А мамы нас учат хорошим делам.
Берегите своих мам, помните, что мама самый близкий человек в вашей жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Наш Белый город»
Перед педагогами часто стоит вопрос: как интересно рассказать о родном городе детям: какие красивые места в нем есть, какой транспорт в нем ходит, кто в нем живет и трудится? Закрепить знания де...
Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему:"Путешествие в страну Словандию"
Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Цель:способствовать развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей....
Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: "Путешествие по Самаре".
Цель: формировать нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей о истории города Самара, обогащать и углублять знания детей о достопримечательностях родного края....
Сценарий совместной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Небыличная страна»
Сценарий совместной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Небыличная страна»...
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Часы. Время» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Конспект занятия по познавательному развитию на ознакомление детей подготовительной группы с часами....
Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы « Путешествие на Чукотку»
Конспект по познавательно-речевому развитию в средней группе "Путешествие на Чукотку"...
Сценарий организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Весна»
Углубить представления детей о сезонных изменениях в природе; продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи; обогащать и активизировать словарный запас по теме...