ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
статья по теме
Статья посвящена воспитанию эмоциональной отзывчивости через обучение сочувствию, сопереживанию, взаимопомощи у детей младшего дошкольного возраста. Автором раскрывается необходимость согласования целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов его осуществления между педагогами и родителями дошкольников. Мотивированна важность вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_blagopoluchie_rebenka.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
А.С. Кузнецова
Е.А. Емельяненкова
Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений. Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада не могут воспитывать его изолированно друг от друга: необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов его осуществления. Разнобой в требованиях, в воспитательных воздействиях приводит к формированию у детей разных способов поведения, с помощью которых осуществляется их приспособление, «уравновешивание» со средой. Это важно знать всем членам семьи, педагогам дошкольного учреждения, чтобы совместными усилиями осуществлять единую линию воспитания. Предъявляя ребенку одни и те же требования и побуждая его к соответствующим ответным действиям, взрослые вырабатывают у него динамический стереотип, который обнаруживается в привычках поведения, в дисциплинированности и организованности. [2]
Известно, что за всю многолетнюю историю человечество выработало мораль, то есть совокупность норм, требований, запретов, правил поведения и межличностного общения, предъявляемых обществом каждому своему члену. Педагогическая функция морали состоит в том, что с ее помощью дети осваивают сложный мир социальных отношений.[2] Вся жизнь ребенка подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями они еще не могут, поэтому, дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко можно развеселить, но еще легко огорчить или обидеть, так как они совсем не знают и не умеют владеть собой. Поэтому актуальность нашей педагогической деятельности заключается в том, чтобы научить детей осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно их проявлять.
В соответствии ФГОС ДО, который ставит перед нами достаточное количество задач. Но мы хотим остановиться на двух задачах:
1. Охрана и укрепление физического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.
2. Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с этим целью нашего педагогического подхода является воспитание эмоциональной отзывчивости через обучение сочувствию, сопереживанию, взаимопомощи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачами нашей педагогической инициативы были:
1. Знакомить детей с эмоциями: грусть и радость.
2. Формировать у детей представления об изменениях настроения человека в зависимости от различных ситуаций.
3. Учить выражать свое эмоциональное состояние мимикой.
4. Учить определять эмоциональное состояние по изображениям.
5. Воспитывать доброту, чувство товарищества, взаимопомощь.
6.Повышение компетентности родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания.
Взаимодействие с семьей является важной составляющей. Семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребенка благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребенка могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он сталкивается с иными моральными ценностями и требованиями – в детском саду, школе, в жизни.[2]
И одна из главных задач педагогов – это создание условий для развития отношений в семье. Основным средством ее решения является организация совместная деятельность родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах. Педагоги сумели мотивировать родителей включать ребенка в общие семейные дела: помощь маме на кухне, полить комнатные растения, помочь в уборке комнаты и доказательством этого было создания родителями и детьми книжек «Как я помогаю дома» и рисование герба семьи. Наши родители были заинтересованы в работе педагогов, они участвовали в выполнении домашнего задания и занимались сбором фото и видеоматериалов.
Наша работа заключались в знакомстве с эмоциями, в выражении эмоционального состояния с помощью мимики, в формировании навыков взаимодействия. И все эти направления были нацелены на воспитание эмоциональной отзывчивости.
Первым этапом нашей работы было знакомство с эмоциями. За основу мы взяли две эмоции: радость и грусть. Рассматривали эмоции на лице взрослого человека, на картинках, где были изображены персонажи из мультфильмов, лица детей и взрослых с данными эмоциями.
В ходе работы мы учились выражать эмоциональное состояние мимикой, также мы решали конфликтные ситуации и оказывали помощь детям, если у них возникали затруднения.
Невозможно обойти вниманием и речевое развитие Напоминание детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи», обучение детей доброжелательно общаться друг с другом, формирование у детей потребность делиться своими впечатлениями с родителями и педагогами, является важной составляющей для духовно-нравственного воспитания и расширяет зону общения с взрослыми и сверстниками.[3]
Нашим детям было предложено рисовать красками на мыльной пене, рисовать на крупах, рисовать ладошками и лепить из соленого теста. Все эти действия вызывали положительные эмоции и радостные улыбки у детей.
В итоге мы научились различать определенные состояния взрослых и детей, выражать свое эмоциональное состояние мимикой и словом, разрешать конфликтные ситуации, оказывать помощь в трудной ситуации, сопереживать друг другу, дарить улыбки и просто радоваться.
В заключении хочется обратить внимание на то, что родителям и педагогам надо помнить, что ребенок, постепенно взрослея, запоминает, как ведут себя люди, которые находятся вокруг него. Он учится быть похожим на них. А это значит, что если в семье вошло в привычку обманывать, унижать друг друга, хвастаться, завидовать, то и растущий маленький человечек не представляет себе никаких других правил. Он тоже будет и обманывать, и хвастаться, и завидовать, ведь у него есть наглядный пример. Вот так и вырастают взрослые люди, которые равнодушно относятся ко всему, кроме себя самих. Чтобы этого не случилось, родители и педагоги должны взять на себя тяжелую и, может быть, неблагодарную роль – быть во всем ребенку примером. Главное – учить быть честным, открытым, душевным и щедрым человеком. Это и должен отличить родитель и педагог, понимающий ребенка и желающий ему добра.[1]
Список использованной литературы:
1. «Хорошие манеры» [Текст]/ сост. С.А.Мирошниченко. - М.: Мой мир, 2008. – 256 с.: ил. – (Азбука дошкольного воспитания).
2. Т. А. Куликова «Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 232 с.
3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций.
Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций....
Консультация для родителей: "РОЛЬ МАТЕРИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ РЕБЕНКА. ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ"
Создавая в себе физическое тело малыша до рождения, после рождения мама формирует его духовный мир. Она как будто на ладонях привносит то светлое, что может дать ребенку. «Привносит на ладонях&r...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский, О.С. Ильина, В.М. Меньшиков; Курский государственный университет
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, ми...
Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»
Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...
«Предметно-пространственная развивающая среда как основа эмоционального благополучия ребенка»
Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использовани...
Введение ребенка в мир культуры взаимоотношений со взрослыми и сверстниками – основа духовно – нравственного воспитания
выступление...
"Родной язык как основа духовно-нравственного воспитания ребенка в ДОУ".Курс повышения профессиональной квалификации
Курс повышения профессиональной квалификации.Автор Монгуш А.А.,старший методист лаборатории этнокультурного содержания образования....