«Предметно-пространственная развивающая среда как основа эмоционального благополучия ребенка»
презентация
Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, эмоционального благополучия ребенка, его развития, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-prostranstvennaya_sreda.docx | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №21»
(МБДОУ «Детский сад №21»)
«Предметно-пространственная развивающая среда
как основа эмоционального благополучия ребенка»
(консультация для воспитателей)
Подготовила педагог-психолог
Мухтарова Ирина Валентиновна
г. Троицк, 2020
1 слайд
В последнее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.
2 слайд
Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия — без него не сложится нормальная личность ребенка. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояния эмоционального благополучия.
Эмоциональное благополучие ребенка является залогом формирования нормальной личности в будущем.
Именно комфортность самочувствия дошкольника обязана занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. Эмоциональная сфера и является ведущей в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основной для осознания ребенком себя.
Эмоциональная сфера это важная составляющая развития дошкольника. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых управлять своими эмоциями. Компетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно.
3 слайд
Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, эмоционального благополучия ребенка, его развития, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста.
4 слайд
Компетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно.
Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ должна включать в себя создание определенных условий эмоционально-психологического благополучия каждого ребенка, а значит и группы в целом.
5 слайд
В связи с эти можно выделить следующие условия:
* Быстрая адаптация ребенка к условиям детского сада;
* Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его отношений со сверстниками. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе;
* Важным и необходимым условием является стиль общения воспитателя с ребенком. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, радуются успехом, помогают преодолевать трудности. Воспитатель в общении с ребенком – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза.
* Предметно-развивающая среда, которая служит интересом и потребностям каждого ребенка.
* Большую роль в эмоциональном благополучии ребенка играет тон воспитателя, он должен быть доброжелательным, располагающим к общению.
* Проведение в группе «Утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания.
* Обстановка в семье, характер семейных отношений часто влияют на эмоциональное благополучие и на развитие ребенка.
Все эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.
Сегодня предлагаю вам более подробно рассмотреть важнейшее условие - создание предметно-пространственной развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию ребенка.
Создание и обновление предметно – развивающей среды связано с ее влиянием на физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребенка, с развитием самостоятельности детей, включенностью в игровую или другую детскую деятельность, их эмоциональным комфортом, а также с реализацией ФГОС ДО.
Развивающая среда по содержанию соответствует реализуемой программе, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психическую комфортность.
Поэтому, создавая развивающую среду, необходимо учитывать такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка. Это должно быть место, куда ребенок идет с радостью и удовольствием.
6 слайд
Предметно - развивающая среда организуется на основе следующих принципов:
1. Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды группы. Для этого в группе постоянно оформляются выставки фотографий "Вот мы какие", семейные альбомы.
2. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, половой принадлежности, периода обучения, образовательной программы.
Организация предметно - пространственной развивающей среды в группе детей дошкольного возраста должна быть направлена на удовлетворение трех основных потребностей: потребность в общении, в движении, в познании.
7 слайд
Развивающяя предметно - пространственная среда должна быть :
- содержательно - насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию примерной
общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой ДОУ.
8 слайд
Образовательное пространство оснащается:
1) Средствами обучения. С целью создания эмоционального фона, изменения звуковой среды, обогащения познавательного мира ребенка в процессе игровой совместной и самостоятельной деятельности в группе должны быть магнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель, интерактивная доска.
2) Игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.
9 слайд
3) Разнообразным материалом, оборудованием и инвентарем обеспечивающим:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.
- возможность самовыражения детей: имеется необходимые атрибуты для театрализованной игры, драматизации, ролевых игр (маски, различные виды театров, одежда для ряженья детей, костюмы разных профессий и т.п.)
10 слайд
С целью полифункциональности пространство группы разделено (условно) на три части:
- «Спокойная» - для спокойной деятельности: настольных игр, рассматривания книг, картинок, творческой деятельности, уединения.
11 слайд
- «Активная», связанная с активным движением, возведением крупных игровых построек, сюжетно-ролевых, подвижных и других групповых игр.
12 слайд
- «Рабочая» - для организации партнерских форм занятий детей.
Разделение группового пространства зависит от образовательной ситуации, вида детской деятельности, используемых материалов. Материалы могут использоваться как для игровой, так и для продуктивной и исследовательской деятельности.
Все части пространства должны обладать возможностью изменяться, иметь подвижные, трансформируемые границы. Пространство группы должно быть «живым» и «пульсирующим», изменяется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей малышей. Для этого используются мягкие модули, маркеры игрового пространства, столы - трансформеры, различные ширмы, раздвижные столы.
Составляющие предметной среды не обладающие жёстко закреплённым способом употребления и могут быть использованы в разных видах деятельности детей: природные материалы, пригодных для использования в разных видах детской активности; предметы-заместители, детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы.
В группе должно быть разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающее свободный выбор детей. Маленький ребенок постоянно изменяется, развивается. И вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. быть вариативным. Игровой, дидактический, наглядный материал периодически изменяться (в зависимости от темы недели, времени года, интересов детей в данный период, реализации проекта, в соответствии со вкусами и настроением детей) с целью стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.
Доступ детей дошкольного возраста к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности должен быть свободным, функциональным, а не витринным, находится на уровне роста детей: надо, чтобы ребенку было удобно их взять, перенести с места на место. Материалы для детских игр следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках и т.п.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор.
Предметно-развивающая среда должна способствовать раскрытию индивидуальных возможностей малыша, которые даны ему природой.
Предметно-развивающая среда группы оснащается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков (полоролевое воспитание): куклы, машины, одежда для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, книги, материал для творчества и т.п. Центры, созданные для мальчиков способствуют воспитанию мужских начал: выносливости, силы, воли, уважения к противоположному полу, сверстникам; развитию самостоятельности, справедливости, взаимопомощи. Для девочек формированию женских начал: аккуратности, бережливости, этики общения, эстетических качеств, нравственности, любви к ближнему, женственности, умению выглядеть красиво и опрятно.
В группе должен быть создан центр для детей, где они получат первые представления о родном городе, республике, стране. Познакомятся с природой родного края, бытом, костюмом, игрушкой, предметами обихода, народами, проживающими на территории города. Родители должны стать не только помощниками воспитателей, но и активными участниками в оформлении предметно-развивающей среды, конструкторами и дизайнерами группы.
13 слайд
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность педагогов группы, музыкального работника, инструктора по физическому воспитанию. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.
Создавая предметно-развивающую среду группы необходимо учитывать все требования ФГОС ДО, отображая их во всех центрах.
Необходимо стараться сделать ее разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, чтобы создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развития ребенка.
14 слайд
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Приложение
Примерный перечень оборудования, пособий, игр для развивающих центров в младшей группе детского сада с учетом требований ФГОС ДО
Физическое развитие:
Двигательный центр «Юные спортсмены»
- Мешочки для метания
- Комплект элементов полосы препятствий
- Кольцеброс
- Комплект разноцветных кеглей
- Скакалка детская
- Мячи резиновые (комплект)
- Обруч пластмассовый малый
- Палка гимнастическая
Центр здоровья
- Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»
- Схема: «Как правильно чистить зубы»
- Альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.)
- Дидактические игры: «Составь портрет», «Какую пользу приносят?», «Угадай настроение», «Собери фигуру человека»,«Что полезнее?»
- Навесное пособие для развития дыхания, султанчики .
Познавательное развитие
Центр математики «Я учусь считать»
- Раздаточный материал по ФЭМП на каждого ребёнка (Набор карточек с изображением количества и цифр и т.д.)
- Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
- Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках», набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета), наборы для сериации по величине (6-8 элементов).
- Блоки Дьенеша.
- Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов)
- Часы с круглым циферблатом и стрелками.
Центр конструктивной деятельности «Маленькие строители»
- Крупный строительный конструктор.
- Средний строительный конструктор
- Конструкторы «Лего»
- Игровые наборы (транспорт и строительные машины; фигурки животных, людей.
- Мозаика с картинками - образцами
- Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек.
- «Автосалон»: игрушечный транспорт средний и крупный.
- Машины грузовые и легковые, пожарная машина, машина «скорой помощи», подъемный кран, железная дорога, кораблики, лодки, самолеты, ракета-робот (трансформер).
Центр науки и экспериментирования «Начинающий исследователь»:
- Набор пластмассовый для экспериментирования (Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры;
- Зеркальце для игр с солнечным зайчиком, ёмкости разной вместимости и т.д.)
Центр экологии и труда «Экология и природа»:
- Наборы для улицы: ведерко, формочки, совочек, лопатка, грабельки.
- Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.
- Картина сезона, модели года и суток.
- Календарь природы с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.
- Дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей малыш?»"Парные картинки", "Животные" и т.д.
- Наборы объемных и плоских игрушек "Ферма", «Зоопарк», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты»
- Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д.
Речевое развитие
Речевой центр «Говори красиво
- Дидактический материал на уточнение качеств предметов и явлений (Человек – бежит, мчится, несется; на антонимы – большой-маленький (парные картинки), на формирование обобщающих понятий.
- Дидактическое лото «Что для чего»; на сравнение (Куклы – подружки); картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная и прю).
- Наборы парных картинок из 6-8 частей
- Карточки на произнесение согласных звуков
- Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
- Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата и т.д.
Центр книги «Библиотека юного читателя»
- Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др.
- Детские книги по программе, любимые книжки детей.
- Портреты детских писателей
Художественно – эстетическое развитие
Центр изобразительной деятельности «Талантливые пальчики»
- Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок
- Раздаточный материал для художественного творчества (Карандаши, краски, кисти, альбомы и т.д.)
Центр музыки «Веселые нотки».
- Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино и т.д.
- Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.
- Аудиосредства (проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, музыкальный центр; наборы дискет с записями музыкальных произведений).
Центр театра «В гостях у Сказки»
- Различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный, теневой)
- Аудио - и видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов
- Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.)
Социально – коммуникативное развитие
Центр игры: «Мы играем»
- Игрушки и наборы для сюжетно – ролевых игр.
- Игровой модуль «Кухня» (соразмерная ребенку) с плитой, посудой и аксессуарами.
- Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Парикмахерская»
- Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Магазин».
- Штурвал для ролевой игры "Моряки".
Центр безопасности
- Уголок безопасности с дидактическими играми по данной тематике.
- Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт.
- Игрушки с изображением (сюжетно-ролевые игры), «Страна Безопасности», уголок уединения «Волшебный балдахин», «Мы дежурим».
В центре уединения - за ширмой, на мягких подушках, дети могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме, альбомы с иллюстрациями на определение эмоций чувств: различение и сравнение ярко контрастных эмоций (смех - слезы). Мама улыбается; Бабушка радуется; Я был маленький. Альбом эмоций с героями сказок (например: веселый колобок, хитрая лиса, злой волк, поросенок испугался) и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянная переносная ширма может служит у ребят и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, они делают комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства.
В группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
С этой целью используется различная мебель: всевозможные диванчики, кресла, пуфики. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность нам, педагогам, приблизиться к позиции ребенка.
В приемной комнате для родителей организуются выставки работ детского творчества, собирается «Портфолио» на каждого ребенка.
Все центры оборудованы таким образом, что ребенок в любое время может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной деятельностью.
С каждым годом содержание этих центров будет меняться, цели и задачи игр усложняться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместного семинара для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Решение проблем взаимодействия ДОУ и семьи как важный фактор комфортных развивающих условий для эмоционального благополучия ребенка».
ГБОУ детский сад №994, является учреждением комбинированного вида, где наряду с детьми групп общего развития сформированы группы детей с нарушениями в развитии ( ОНР и ДЦП). Данный факт накладывает оп...
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда, как условие социально-личностного развития ребенка"
презентация...
Практические рекомендации для педагогов «Организация режимного момента «Утро радостных встреч» как основы эмоционального благополучия воспитанников в ДОУ»
Пусть в этот день каждый ребенок почувствует свою нужность и значимость для детского коллектива, поймет свою сплоченность. Маленькому человеку очень важно знать и чувствовать, что его высоко ценят не ...
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Статья посвящена воспитанию эмоциональной отзывчивости через обучение сочувствию, сопереживанию, взаимопомощи у детей младшего дошкольного возраста. Автором раскрывается необходимость согласован...
Статья "Эмоциональное благополучие ребенка раннего возраста через создание развивающей предметно- пространственной среды"
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования направлены на решение определённых задач, в том числе, на «охрану и укрепление физического и психического здоро...
Роль педагога в организации предметно-пространственной среды для обеспечения эмоционального благополучия ребенка в ДОО.
В статье представлена роль педагога в организации предметно-пространственной среды для обеспечения эмоционального благополучия ребёнка в ДОО....