Введение ребенка в мир культуры взаимоотношений со взрослыми и сверстниками – основа духовно – нравственного воспитания
материал

Рябова Любовь Николаевна

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konferentsii_mbdou_no_111_1.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме:

Введение ребенка в мир культуры взаимоотношений со взрослыми и сверстниками – основа духовно – нравственного воспитания

        Рябова Л.Н. – педагог - психолог

        МБДОУ «Детский сад № 111»

«Детский мир – это мир особенный.

Дети живут своими представлениями о добре и зле,

чести и бесчестии, человеческом достоинстве»

В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство- это время активного вхождения ребёнка в социальный мир, время установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Это время, когда в душе ребёнка пробуждаются нравственные чувства, которые являются основой нравственных норм.

Введение ребенка в мир культуры взаимоотношений начинается с первых дней пребывания в дошкольном учреждении и начинается оно с накопления положительного опыта взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Наше дошкольное учреждение с 2013года реализует программу социокультурного развития детей дошкольного возраста «Мир на моей ладошке» под ред. Серебряковой Т.А., Удовика А.В.. Цель этой программы: сформировать у детей основы взаимодействия с окружающим миром на основе социокультурных норм и правил, которые основываются на таких понятиях как добро, справедливость, сочувствие, сопереживание, милосердие.

Представляем вашему вниманию наиболее эффективные способы, которые используют педагоги нашего дошкольного учреждения в формировании у детей доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками.

В становлении культуры взаимоотношений  большое значение имеют ритуалы. Ритуальность важна для ребенка, она помогает поддерживать эмоционально – положительный настрой, осознать ценность совместного общения ребенка с педагогами и сверстниками, обогащает  способы взаимодействия  на основе социокультурных норм. В каждой группе есть свои ритуалы, среди которых ключевыми являются:

- ритуал приветствия – проводится в утреннее время, когда все дети пришли в группу. Может проводиться как посредством игр («Доброе словечко», «Пожелание другу», «Волшебный мешочек» и пр.), так и с рассказыванием стихотворений с движениями («Утро солнышко проснулось», «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», «С добрым утром !», «Солнечные лучики в ладошках у ребят»)

- совместное обсуждение планов на предстоящий день – педагог рассказывает детям, какие интересные дела  их ждут, что нового они сегодня узнают. В свою очередь дети делятся со взрослым своими пожеланиями – в какие игры им хочется поиграть, какую книгу почитать. На основе всех пожеланий принимается совместное согласованное решение.

- обсуждение результатов прошедшего дня «Поговорим о хорошем» - детям предлагается вспомнить, чем им запомнился день, что хорошего произошло с ним, как они помогли своим друзьям, что нового узнали за прошедший день;

- ритуал «Наши добрые дела»: дети рассказывают о том, что полезного они сегодня сделали. При проведении этого ритуала акцент делается на оказание любой помощи взрослому (эмоциональной, практической): мы поблагодарили поваров за вкусный обед, сверстнику: рассказал Саше о том, как можно сделать машину из кубиков; природным объектам: наполнили кормом кормушки; игрушкам: постирали кукольное белье; книгам: отремонтировали книгу и т.д.

- ритуал «Приятные минутки встречи с книгой». Книга для детей – это друг, советчик, помощник. Каждый день дети встречаются с литературными персонажами, а затем рассуждают об их действиях и поступках.

- ритуал «Смешинки – веселинки», Значение этого ритуала в эмоциональной  разрядке, совместное проживание «веселых минуток»;

- ритуал «Минутки тишины» - так приятно послушать как звучит тишина. Для каждого малыша она бывает разной: тишина может быть наполнена солнечным светом, весенним воздухом,  журчащим ручейком. В минутки тишины проходит релаксация.

- ритуал «Я хочу поделиться своим открытием!». Каждый день – это познание нового и интересного. Каждому ребенку предоставляется возможность поделиться со сверстниками своими новыми достижениями, успехами, открытиями.

В процессе выполнения ритуалов дети учатся оценивать свое поведение, свои эмоции. А также формируется доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, расширяются способы взаимодействия с окружающим миром, т.е. формируется культура взаимоотношений ребенка со взрослыми, сверстниками и окружающей действительностью.

Для того, чтобы ребенок освоил социокультурные нормы в образовательной работе с детьми используются разнообразные правила. Для малышей это, в первую очередь, правила обращения с игрушками. Педагогами групп разработаны правила «Что нравится кукле», «Что куклу огорчает» , «Что нравится машинке», «Что машинку огорчает». От правил взаимодействия с игрушками переходим к правилам взаимодействия со взрослыми «Что нравится маме ( папе, бабушке, дедушке)», «Что огорчает маму (папу, бабушку,дедушку)»,  правила взаимодействия со сверстниками «Правила дружбы», «Правила обращения с просьбой», «Правила «Как помириться с другом». В каждой группе существуют свои правила: их особенностью является то, что они разрабатываются совместно с детьми. В старших и подготовительных группах дети их могут разработать самостоятельно. Так в подготовительной группе используются правила «Как не поссориться с другом», а если ссора все- таки произошла, то следующее правило «Как помириться с другом». Перед праздниками разрабатываются правила общения с игровыми персонажами (как положительными, так и отрицательными), которые дети пригласили к себе на праздник. В правилах общения с отрицательными игровыми персонажами  закладываются способы оказания им помощи в том, чтобы они перестали совершать плохие поступки и стали хорошими. Дети разрабатывают правила общения не только со взрослыми и сверстниками, но и природными объектами, обращения с предметным миром. В каждом разработанном правиле заложены социокультурные нормы взаимодействия, которые дети знают и используют в своей практической деятельности.

Помочь освоить сложную структуру взаимоотношений помогают ребенку разнообразные ситуации, которые конструируются воспитателем. Среди всего многообразия ситуаций педагогами широко используются ситуации гуманного выбора. дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её? Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития. Всегда поддерживается инициатива детей, направленная на оказание помощи и проявления сочувствия к взрослому или сверстнику, объекту природы.

Волонтерское движение – один из методов формирования нравственных норм (оказание помощи тем, кто в этом нуждается). Стало традиционным участие в благотворительной акции «Подарок ветерану» (приуроченная ко Дню Победы), акция «Новогодние подарки бабушкам и дедушкам» (для пожилых людей, живущих в домах престарелых). Дети с огромным удовольствием рисуют поздравительные открытки, своими руками изготавливают подарки-сувениры, а также записывают видеопоздравления для людей старшего поколения.

 Работа по социокультурному развитию осуществляется в тесном взаимодействии с родителями.

Родители наших воспитанников, также как и их дети, активно занимаются волонтерской деятельностью. В рамках районной благотворительной акции «Игрушка в подарок ребенку-инвалиду» было собрано необходимое количество настольных и дидактических игр для нуждающихся детей. Совместно с благотворительной организацией «Территория добра» в помощь домам престарелых Нижегородской области родители оказывают гуманитарную помощь: гигиенические принадлежности, лекарственные средства, диабетический шоколад и т.д.. А для приюта животных «Сострадание» покупают корма для собак, игрушки и одежду для животных.

В течение нескольких лет работает «Школа общения ребенка и взрослого», целью которой является повышение компетентности родителей в вопросах социокультурного и  духовно-нравственного воспитания детей. Встречи в «Школе общения» проходят как в традиционном формате, так и с помощью компьютерных технологий в формате ZOOM.  «Дети – мастера общения», «Учимся, играя», «О чем и как разговаривать с детьми», «Копилка домашних игр» - вот лишь небольшая часть тем, которые рассматриваются в рамках наших встреч. Так в «Копилке домашних игр» мы демонстрируем видеозаписи игр, в которые родители могут играть с детьми в домашних условиях. Эти игры направлены не только на улучшение коммуникации между ребенком и взрослым, а также на взаимную эмоциональную поддержку, проявление творчества и фантазии. В теме «Дети – мастера общения» родители совместно с педагогом-психологом разбирают практические ситуации, которые наиболее часто происходят в детском коллективе. Они включают реальные события, произошедшие в детском саду.  В рамках «Школы общения» родители получают практические навыки взаимодействия не только с детьми, но и друг с другом, что способствует успешному формированию детско – родительского сообщества. Наиболее популярными темами являются: «Уроки толерантности», «Как помирить мальчиков и девочек», «Почему возникают детские ситерики: как вести себя родителям», «Как научиться понимать ребенка»).  В «Школе общения» происходит не только повышение компетентности родителей в вопросах социокультурного воспитания детей, но и обмен уникальным опытом семейного воспитания, который является очень ценным для родителей: это семейные праздники и традиции, сохранение памяти об истории своей семьи,  особенно о военных и трудовых подвигах членов семьи.

Подводя результаты работы можно отметить:

- У детей старшего дошкольного возраста сформированы навыки общения со взрослыми и сверстниками на основе социокультурных норм и правил: понимают эмоциональное состояние взрослого и сверстника,  всегда готовы прийти на помощь, умеют договариваться.

- Дети понимают желания других, умеют соотносить их с собственными желаниями, а также договариваться и уступать в случае необходимости; проявляют толерантность.

- Дети умеют замечать эмоциональные состояния взрослых, сверстников, объектов природы и проявлять сочувствие к ним, готовность помочь.

- Дети стараются осознанно следовать правилам культуры поведения и общения.

- У детей сформированы основы ценностного отношения к миру природы и предметному миру, основы природоохранной деятельности.

Родители воспитанников – это наши единомышленники, что является одним из важнейших факторов в нравственном воспитании подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции русской народной культуры как основа духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружающим миром. Именно поэтому становится всё в...

«Православная культура как основа духовно – нравственного воспитания»

Материал о духовно-нравственном воспитании детей...

«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно- нравственного воспитания, через построение целостного педагогического процесса»

Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам  духовно- нравственного воспитания,  средствами народной культу...

Статья"Приобщение детей к истокам русской культуры основа духовно - нравственного воспитания дошкольников"

В статье описана система работы по приобщению дошкольников к народным традициям....

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через построения целостного педагогического процесса"

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через постр...