Перспективный план работы по патриотическому воспитанию в подготовительной группе.
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Елена Гаврилова

                                   Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

                       Задачи:

             1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:

                  - к семье, городу, стране;

                  - к природе родного края;

                 - к культурному наследию своего народа.

            2. Воспитывать чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

            3. Воспитывать толерантное отношения к представителям других национальностей

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 45 г. Саров, Нижегородской области

Перспективный план работы по патриотическому воспитанию

в  подготовительной группе.

Составила воспитатель: Гаврилова Е.В.

город Саров

2017 г.


Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Задачи:

1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:

- к семье, городу, стране;

- к природе родного края;

- к культурному наследию своего народа.

2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;

Месяц

Тема

Задачи

Формы работы с детьми

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Педагогическая диагностика (оценка эффективности педагогических действий)

«Моя семья»

  1. Уточнить приобретённые знания (представления) о  социальных функциях человека в семье;
  2. Расширить и дополнить первоначальные представления, о ценности и важности семейных  традиций;
  3. Дать  представления о традициях семейного уклада;
  4. Побуждать ребёнка к осознанному выражению заботы, уважения к членам своей семьи, родственникам;
  5. Воспитывать культуру взаимоотношений между близкими людьми на основе элементарных общепринятых норм и правил поведения в обществе;
  6. Вызвать познавательный интерес к традициям, истории и жизни своей семьи.

  • Рассказы из личного опыта дошкольников о своей семье по теме: «Любимое место нашей семьи в городе»
  • Обсуждение  «Как наша семья  отдыхала летом»,
  • Беседы с детьми об их обязанностях, о семейных традициях, праздниках.
  • Аппликация по теме «Дом, где будет жить моя семья».
  • Сюжетно- ролевая игра «Семейное чаепитие».
  • Разгадывание кроссворда «Семья».
  • В. Драгунский «Друг детства»
  • Обсуждение рассказа

«Бабушка отдыхает»

Василий Сухомлинский

  •  Чтение «Вот какая мама», стихотворение Е. Благинина «Бабушка – забота») Обсуждение отрывка из рассказа
  • Л. Толстой «Косточка» 
  • М. Бородицкая «Ждем брата» 
  • Аппликация и лепка предметов домашнего обихода для сюжетно – ролевой игры  «Семья»
  • Речевая игра «Родня».

Экскурсия по социально значимым местам города (Посещение Лыжной базы, Краеведческого музея)

Рисование  «Семейный портрет» совместно с родителями

Октябрь

«День Пожилого человека»

«Я люблю свой город»

  1. Выразить признательность старшему поколению;
  2. Преемственность поколений, возможность соединить старшее поколение умудрённое опытом и совсем юное поколение ребят

  1. Обобщить и систематизировать знания дошкольников о социально значимых местах, о любимых местах нашего города, о людях разных национальностей, живущих в родном городе, о природе родного края;
  2. Вызвать интерес к истории создания города;
  3. Вызвать эмоциональный отклик на полученные знания по теме: «Я люблю свой город»;
  4. Закреплять умения практического применения знаний в игровой, речевой деятельности.

  • Беседа о бабушках и дедушках
  • Чтение и обсуждение стихов и рассказов по теме

Тимур и его команда» Аркадий Гайдар (отрывок);

 «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» Анне-Катрине Вестли

  • Аппликация поделка на праздник

  • Д/и: «Кто кому приходится»; «Назови лаского»
  • С/р: «Семья»

  • Рассказ воспитателя о городе Саров (достопримечательности, социально значимые места).
  • Экскурсия по городу (Дом Молодёжи, Музей Ядерного оружия, Аллея Славы).
  • Рисование на тему «Город, в котором я живу»
  • Составление план –  схемы «По дороге в детский сад» (дорога из дома в детский сад).
  • Д/и «Саров», «Собери и назови»
  • Дидактические игры («Собери пазлы», «Ребусы о достопримечательностях города », «Да - нет», «Узнай по описанию место в городе»).

Досуг «Соединим сердца»

Консультация  «Родной город глазами детей»

Ноябрь

«День народного единства»

«День Матери»

  1. Расширить представление дошкольника о исторических событиях, связанных с праздником, с памятными местами, которые посвящены этому  празднику;
  2. Вызвать интерес  к истории своей малой Родине, своей страны;
  3. Формировать ценностные ориентиры у воспитанников, чувство гордости за свой народ (о победных днях России);
  4. Вызвать интерес к знаменитым землякам К. Минина и Д. Пожарского.

  1. Продолжать формировать любовь и уважение к маме;
  2. Воспитывать уважение и любовь к своим мамам; побуждать в желании заботиться о своих близких;
  3. Закреплять гуманные межличностные отношения ребёнка с близкими, окружающими их людьми;
  4. Создание положительной эмоциональной среды   общения  дошкольников
  • Беседа «День единения России», «История Нижегородского Кремля»
  • Аппликация «Нижегородский  Кремль»,
  • Рассматривание и обсуждение картины «За землю».(Ополчение Минина и Пожарского) Художник Ю. Пантюхин
  • Литография  памятника Минину К. и Д.Пожарскому. Рассматривание
  • Слушание «Гимн России»
  • Чтение Ю.Энтин «Край, в котором ты живёшь», К.Ушинский «Наше Отечество»
  • Конструирование «Башни Нижегородского Кремля»
  • Чтение и разбор стихотворения М. Кизлюк
  • «Волга как много в этом слове».
  •  Слушание песен о Нижнем Новгороде «Там. где Ока обнимается с Волгою» https://ok.ru/video/20746472065 

  • Беседа «Мама – самое прекрасное слово на планете»
  • Чтение и обсуждение рассказов и стихотворений о маме.
  • Рисование портрета мамы
  • Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды
  • Изготовление подарков для мам.
  • Рассматривание репродукций с картины («Мать и дитя»
  • Беседа «Известные женщины»

Консультация «День народного единства»

Проект «Знаменитые земляки»

Досуг «День матери»

Оформление газеты ко Дню Матери.

Выставка рисунков

Мастер – класс «Подарок для мамы»

Декабрь

«По Новогодней карте»

  1. Беседа о возникновении Новогоднего праздника, новогодних забавах;
  2. Рассказать, как называют Деда мороза в других странах;
  3. Беседа и обсуждение как встречают Новый год в разных странах (определить   сходства и различия);
  4.  Побуждать ребёнка оказывать помощь, воспитывать такие качества как бережное отношение к природе

 

  • Беседы «Новый год к нам в дом пришёл», «О  новогодних забавах».

  •    Рассказ воспитателя о встрече Нового года в других странах..

  •    Зимние постройки из снега для малышей.

  •  Создание совместно с родителями кормушек для птиц

  • Рисование «Новогодняя открытка»

Участие в выставке «Мастерская Деда Мороза»

Акция «Поможем птицам зимой».

Новогодний карнавал.

 «Новый год»

Январь

«Великий праздник «Рождество»

«Мы живем в России»

  1. Дать представление об  истории праздника;
  2. Вызвать интерес к традициям русского народа;
  3. Формировать чувство сопричастности к  традициям своей семьи.

  1. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов. Многонациональная Россия. Татары, чуваши, мордва, башкиры, удмурты, таджики, узбеки и др;
  2. Воспитывать познавательный интерес к культуре других народов;
  3. Расширять и углублять знания о сходстве и отличиях в традициях и  культуре наших народов.
  • Драматизация «Рождественские сказки»

  • Развлечение «Коляда»
  • Изготовление, Рождественской звезды и  открытки на Рождество из бумаги.

  • Беседа на тему: «Россия многонациональна» Обсуждение темы: «Что такое «гражданин»».
  • Слушание песен о Родине.
  • Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей
  • Составление рассказа о величии Родины.
  • Д/и «Расскажи кто твой друг» (народы России).

Помощь в изготовлении реквизита для сказки.

Рассматривание иллюстраций народов, живущих на территории России

 для создания газеты.

Февраль

День защитника Отечества

  1. Продолжать расширить знания дошкольников об армии России, о трудной, но почётной обязанности защищать Родину;
  2. Воспитывать чувство гордости и уважения за нашу армию;
  3. Продолжать знакомить с родами войск нашей армии;
  4. Чтить воинов, защищающих нашу Родину от захватчиков во все времена.

  • Рассматривание картины
  • Беседа о характере русского воина  защитника Родины.
  • . Разъяснение смысла пословиц о доблести, героизме, храбрости воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др.)
  • Изготовление подарков папам и дедушкам.
  • Спортивно – музыкальный  досуг «А ну – ка папы»
  • Дидактические игры («Кому что нужно», «Назови рода войск»),
  • сюжетно-ролевые игры («Я летчик», «Мы пограничники», «Танкисты»

Спортивно – музыкальный досуг«А ну – ка папы»

Март

Праздник мам «8 Марта»

«Климатические зоны России»

«Масленица»

  1. Воспитывать уважение и любовь к маме;
  2. Воспитывать культуру взаимоотношений между близкими людьми на основе общепринятых норм и правил поведения в обществе.

  1. Дать представления о народной традиции встречи весны;
  2. Расширять представления о территории нашей Родины;
  3. Познакомить с климатическими зонами: тундрой, тайгой, средней полосой, степью;
  4. Познакомить с «Красной Книгой»

  1. Расширять знания о русских народных праздниках на Руси;
  2. Закрепить знания о празднике «Масленица»

  • Беседа на тему: «Маму я свою люблю, помогаю, берегу»
  • Аппликация: «Открытка для мамы»
  • Чтение и обсуждение стихотворений и рассказов, посвящённых маме
  • Праздник мам
  • Драматизация «Сказка о глупом мышонке

  • Беседы: «Русский лес», «Что такое заповедник», «Полноводные  реки России», «Как живут люди на севере и на юге», «Такой разный климат»
  • Д/и: «Скажи по описанию», «Чьи припасы», «Кто, где обитает», «Правила поведения в лесу», «Угадай, с какого дерева семена»
  • Чтение Степанов В. «Байкал», «Праздник в тундре», «Таёжная картинка», «На Дальнем Востоке»
  • С/р игра «Путешествие в заповедник»
  • Чтение отрывка из Красной Книги.
  • Беседа «Масленичная неделя»
  • П/и «Перетягивание каната», «Гори-гори

ясно», «Карусель»

Создание видео фильма «Прекрасные слова для Мамы»

Внести книги в книжный уголок

Создание книги «Дикие животные на территории России»

Фото-выставка «Как мы встретили Масленицу»

Апрель

Народное творчество «Традиции русской культуры»

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о национальных народных промыслах;
  2. Рассказать о быте и укладе людей, живущих на Руси;
  3. Уточнить первоначальные представления об особенностях  русского традиционного наряда;
  4. Закрепить знания о народных промыслах Нижегородского края;
  5. Закреплять умения обращать на отличительных особенностей элементов одежды человека от места его проживания (город, деревня), рода деятельности, материального достатка, эпохи, в которую он жил.

  • Русские народные подвижные игры, игры(«Челнок», «Узелок», «Клубок», «Прялица»)
  • Дидактические игры «Народные промыслы», «Собери узор», «Что лишнее»
  • Конструктивные игры «Терем для красны девицы», «Крепость для защиты Родины», Дидактическая игра «Изба, терем и дворец»
  •  Настольно- печатные игры («Найди сходство», лото «Как построить терем» (материал, инструменты),
  • Рассказ «Как одевались люди на Руси»
  • Дидактические игры «Костюмы народов России», «Наряди матрёшку», «Подбери материал к русскому народному костюму», «Предметы быта на Руси», «Сложи узор», «Гостинцы для всей семье»
  • Сюжетно-ролевая игра «Праздники моей  Семьи»
  • Рассматривание иллюстраций народных промыслов, помещенных на «полочку красоты»
  • русская одежда»

Информация на флеш-карте «Промыслы народов России»

«Народные промыслы Нижегородского края»

Совместное с родителями посещение  «Музей народной игрушки»

Помощь в изготовлении карты «Промыслы Нижегородской области»

Май

«День Победы»

  1. Продолжать закреплять знания о том, как защищали Родину наши прадеды и дедушки в годы В.О.В., о детях – героях, о работниках тыла;
  2. Беседа, как помнят и чтят память погибших воинов в наше время;
  3. Рассказать о том, как в нашем городе проходит День Победы.

  • Экскурсия к Вечному Огню;
  • Рассказ  «Дети войны»
  • Аппликация: «Салют Победы»
  • Чтение и обсуждение С.Михалков «День Победы», А.Митяев«Землянка»
  • Д/и «Подбери эмблему солдату», «Города – герои»
  • Интервью с ветераном «Как вы защищали Родину»
  • П/и: «Разведчики», «Полоса препятствии», «Кто дальше бросит».

Пословицы «Один в поле не вон», «Мир строит, война разрушает», «Дружно за мир стоять, войне не бывать»

Помощь в проведении интервью , создании фильма

Мониторинг/

Опросный лист

.


Используемая литература:

  1. «Моя Родина Россия»- комплект из 5 книг для занятий с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации. Изд-во «Школьная пресса»- 2014г
  2. Запесочная Е.А. «Мы живем в России» М.:Дрофа 2013г-32ст.
  3. Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  4. .Ушакова Л.П. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями В.О.В. 1941-45гг..»
  5. Алешина «Знакомство дошкольников с родным городом и страной. Конспекты занятий.» .:М:УЦ «ПЕРСПЕКТИВА»2011г-296ст
  6. Шорыгина Т.А. «Беседы о детя-героях войны».-М.:ТЦ Сфера,2012г
  7. Знакомство срусским народным творчеством.Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников.Методическое пособие для педагогов./Сост.:Л.С.Куприна, Т.А.Бударина. изд.5-е переработанное СПб «Детство-Пресс» 2008г
  8. М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».
  9. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России» Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа.М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. — 112 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по патриотическому воспитанию детей в старшей группе

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы....

Перспективный план работы по патриотическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет...

Перспективный план работы по патриотическому воспитанию в подготовительной группе

Данное планирование поможет педагогам дошкольных учреждений в работе по патриотиескому воспитанию....

Перспективный план работы по патриотическому воспитанию детей старшей группы.

Расширять представления детей об истории традициях своей семьи, об истории своего края в контексте истории страны...

Перспективный план работы по патриотическому воспитанию детей средней группы.

Воспитывать интерес к окружающему, развивать чувство гордости за свою страну, воображение, фантазию, эстетические и патриотические чувства...

Перспективный план работы нравственно-патриотическое воспитание детей в старшей - подготовительной группе 2020-2021 учебный год

Познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем....

Перспективный план работы по патриотическому воспитанию в старшей группе

Перспективный план работыпо патриотическому воспитаниюв старшей группе  Цель: Формирование духовно-нравственного отношения к семье, городу, стране, природе родного края, культурному наследию...