Для родителей «Ой! Смотрите! Я расту!»
консультация (младшая группа) на тему
Роль родителей не раз подчеркивается. Так или иначе они влияют на становление своего ребенка в физическом, эмоциональном, психологическом и интеллектуальном плане. Чем лучше разбираются родители в особенностях развития своего малыша на каждом этапе его жизни, тем грамотнее будет их влияние на него, тем надежнее и крепче будет связь родителей с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_ya_rastu_nsna_sayt.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Ой! Смотрите! Я расту!»
Роль родителей не раз подчеркивается. Так или иначе они влияют на становление своего ребенка в физическом, эмоциональном, психологическом и интеллектуальном плане. Чем лучше разбираются родители в особенностях развития своего малыша на каждом этапе его жизни, тем грамотнее будет их влияние на него, тем надежнее и крепче будет связь родителей с ребенком.
Уже на первый или второй день после своего рождения маленький человечек делает слабые, неуклюжие движения головой и пробует смотреть на предметы и людей, которые приближаются к нему. Дети с самого рождения наделены способностью через органы чувств воспринимать воздействие окружающего мира и реагировать на него. Новорожденный уже может выборочно останавливать свой взгляд на том, что его заинтересовало.
Однако он еще полностью зависит от своих родителей. Даже животные не такие беспомощные в свои первые дни, как ребенок. Существует предположение, что в первые дни своей жизни ребенок улыбается инстинктивно, потому что должен понравиться всем окружающим, которые полюбят его и не смогут оставить.
Первый месяц жизни ребенка считается критическим и переходным. Ведь то, что он родился, достаточно взволновало и его, и всех родных. Для ребенка это ужасный стресс, который он должен пережить. И ваша задача — дать понять малышу, что он попал в добрый мир.
Только что родившись, ваш малыш уже многое умеет делать. Ученые называют это рефлексами, имеющими значение для выживания вида в ходе эволюции. Большинство таких умений исчезает к концу второго или четвертого месяца жизни.
Одно из таких удивительных умений — это врожденная вестибулярная реакция на ускорение, вызываемая сотрясением головы ребенка. Ученый Моро вызывал этот рефлекс, ударяя руками по подушке, на которой спал малыш. При этом руки ребенка, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются.
Реакция ног выражается менее отчетливо. Создается впечатление, что ребенок пытается схватиться за что-то или кого-то. Кстати, долгое время существовало мнение, что подобное умение детей вызвано происхождением человека от обезьяны, детеныши которой при угрозе падения цеплялись за шерсть матери.
Наши дети уже в таком малюсеньком возрасте умеют шагать. Ученые назвали такое умение «рефлексом шагания». Если взять новорожденного за туловище и удерживать вертикально над столом так, чтобы его ступни опирались на твердую поверхность, то ребенок сгибает ногу в колене и тазобедренном суставе и, если помочь ему переместить туловище вслед за движением ноги, продвигает ее вперед и вниз — как бы шагает.
Кроме этого, существует немало фактов, свидетельствующих о способности младенца к обучению. Новорожденный успокаивается, слыша привычные звуки. Это может быть даже музыка, которую мать часто слушала во время беременности. А умение новорожденного подражать мимике родителей? Его способность перенимать эмоциональное состояние матери? Разве это не прямое свидетельство того, что маленький человечек учится?
Дело в том, что период младенчества для каждого человека — это период открытий в сфере восприятия и действия.
Младенцы учатся распознавать лица, привыкают к пище и установленному распорядку дня. Каждый день для них приносит новые знания о людях, предметах и событиях, составляющих окружающий мир. В движении ребенок осваивает пространство и учится владеть своим телом.
Чтобы этот процесс шел более успешно, используйте все возможности. Пеленая малыша, оставляйте его ручки свободными. Ни в коем случае не пользуйтесь распашонками с зашитыми рукавами! Занимайтесь с ним плаванием во «взрослой» ванне. От таких занятий ваш малыш получит просто неимоверное удовольствие.
Наконец, тренируйте врожденные рефлексы новорожденного. Вот несколько полезных упражнений, которые можно начинать буквально с самого рождения.
Сначала поработаем пальчиками. Указательным и средним пальцами своей руки захватите ножки крохи под пяточку. Затем большим пальцем нажмите на подушечку у основания пальчиков малыша — он тут же их согнет. Для того, чтобы разогнуть детские пальчики, проведите штриховыми движениями своего большого пальца по внутреннему краю стопы ребенка в направлении к пятке, затем по наружному краю — к мизинцу. И так повторите 2 — 3 раза.
Как вы уже заметили, все малыши в таком возрасте очень гибкие и подвижные. Можно поддерживать эту гибкость посредством различных упражнений. Положите малыша на стол к себе лицом. Затем поверните на бочок и погладьте спинку, водя параллельно двумя пальцами справа и слева от позвоночника вверх и вниз, кроха при этом прогибает спинку и откидывает голову.
А если малыша положить на животик, он обязательно повернет голову в сторону. Используя этот рефлекс, подставьте свои ладони под его пяточки, и вы обнаружите, что малыш пытается ползти.
Первые два дня, а иногда и больше, новорожденный ничего не слышит из-за скопившейся во внутреннем ухе жидкости. Но как только она впитается, у него устанавливается прекрасный слух. Самые приятные для ребенка звуки — это нежный звон колокольчиков или бубенцов. Поскольку все малыши любят висячие игрушки над кроватками, вы можете занять его рассматриванием этих игрушек, слегка коснувшись их руками.
Второй месяц жизни ребенка тоже полон новых и удивительных вещей и явлений. К началу второго месяца родители обнаруживают, что их малыш издает протяжные звуки. Попробуйте понять, что хочет сообщить вам кроха.
Скажите и сами что-нибудь в ответ. При этом можете даже специально вытягивать губы и показывать язык. Ребенок начнет инстинктивно подражать вам, постепенно обретая вкус к звучанию родной речи.
Однако в любой игре старайтесь учитывать настроение и самочувствие своего маленького ученика. Для игры ведь тоже нужно настроение. Только то, что делается с удовольствием, может принести хорошие плоды. Ваш кроха уже умеет различать основные цвета: желтый, синий, красный и зеленый. Первые игрушки малыша должны быть яркого или пастельного цвета, но обязательно чистых, несмешанных тонов.
Лучший способ узнать, чего достиг ребенок в своем развитии, — это сесть рядом и наблюдать за ним. Примерно в 8 — 10 недель кроха пробует тянуться к предметам. Он дотрагивается до игрушек, сначала случайно, а затем уже целенаправленно. Малыш учится понимать, что может делать что-то сам.
И, безусловно, из всех движущихся объектов наиболее привлекательным для ребенка является мама. Учитывая это, давайте ему возможность наблюдать за вами, даже когда у вас нет времени на игры. Разговаривайте с крохой, когда проходите мимо его кроватки, напевайте, насвистывайте — малыши любят слушать человеческие голоса, шумы и звуки в доме.
Третий месяц отмечен выдающимся открытием. Малыш обнаруживает свои руки, и это прекрасный повод для различных игр. Вы смело можете положить его на животик и дать игрушку в руки. Он будет рассматривать ее, пробовать на вкус, ударять его и кидать.
В этом возрасте груднички уже умеют различать звуки, в том числе высокие и низкие. Прижмите к себе малютку и ласково произнесите его имя. А затем повторите это нежным, но низким голосом. Крошки любят и настоящую музыку, особенно ритмичную. При этом не важно, какой именно она будет — громкой или тихой. Гораздо важнее то, что скоро малыш научится замечать изменения в ритме. И эту способность можно развить с помощью игры. Попробуйте хлопать детскими ладошками в такт музыке или подчеркните ритм с помощью деревянных ложек, бубна, даже обычных прищепок.
На четвертом месяце ваш малыш уже полон желания поддерживать с вами разговор. Услышав обращенную к нему речь, он издает ответные звуки, причем его «репертуар» весьма разнообразен. Это звуки, напоминающие «а», «э», «ю», «я», «м», «п», «б», «д». Кроха повторяет их и в те минуты, когда предоставлен самому себе.
Если говорить о каком-то общем принципе, которым следует руководствоваться, играя с малышом, то он заключается в следующем: дайте возможность ребенку самому перейти к очередному этапу развития. Пусть он играет сколько хочет и как хочет. В то же время всегда имейте наготове игру, к которой он смбжет перейти в благоприятный для этого момент. Кроме разнообразных игрушек для хватания, ребенка стоит обеспечить и предметами, которые он мог бы жевать — сейчас он любит знакомиться с миром не только руками, но и ртом.
К пяти месяцам ребенок учится управлять движениями рук, определять их положение и дотягиваться до предметов. Одно из достижений этого возраста — умение захватить игрушку точным движением пальчиков и удержать ее в ладони не менее 15 секунд. Малыш манипулирует своей «добычей» и при этом не перестает следить за ней глазами, то есть зрительно контролирует события.
Детская игра пока несложна. Не отличается она и разнообразием. Ребенок хватает предметы, но еще не может их бросать. Если вы понаблюдаете за его действиями, то убедитесь, что в течение 20 минут он будет увлеченно трясти, вертеть, нажимать и качать оказавшиеся в его досягаемости игрушки.
Каждый предмет малышу обязательно надо взять в рот, чтобы исследовать его при помощи губ, языка и десен. И это происходит не только потому, что у не- го режутся зубки. Пока что рот ребенка намного чувствительнее и более приспособлен для знакомства с предметами, чем пальчики.
О том, что игра доставляет малышу удовольствие, можно догадаться по нежным звукам, которые он издает. Малыш отвечает вам взглядом на взгляд, улыбкой на улыбку. Большинство этих навыков ребенок постигает в ходе самых простых игр. Например, такой, которая состоит из повторяющихся действий. Вы набрасываете на голову ребенка легкий платочек, а он после многочисленных попыток снимает его.
Понятно, что до шести месяцев ребенок особенно нуждается в родительской любви и не может быть наказан ни при каких обстоятельствах, независимо от поведения. Родители допускают серьезную ошибку, если начинают его шлепать, когда он чрезмерно кричит или взял в руки что-то ненужное. Дело в том, что в этом возрасте наши малыши просто не в состоянии оценить свои поступки и уж тем более связать их с последовавшим наказанием.
Дети этого возраста нуждаются в постоянной опеке и любви. Они должны чувствовать ласку и заботу. Если ребенок чрезмерно капризничает, возьмите его на руки, разговаривайте с ним ласковым и спокойным голосом. Если он любит какую-то определенную музыку, включите ее и продолжайте качать на руках. Все это важно, потому что фундамент психического и физического здоровья закладывается именно в первые шесть месяцев. Представляете, что будет с малышом, если его первые шесть месяцев окажутся очень беспокойными!
С другой стороны, не стоит перегибать палку. Ведь тогда ребенок может вырасти капризным и требовательным. Ох уж эти дети! Они быстро учатся манипулировать своими родителями, а заодно бабушками и дедушками. Для этого им достаточно заметить, что при определенном поведении они всегда достигнут желаемого.
Временами давайте своему малышу выплакаться, порой это даже полезно. Правда, в этом случае нужно разбираться в крике ребенка. Одно дело — крик от голода или болей в животе и другое — крик-требование, чтобы его взяли на руки.
В этом возрасте ребенок уже начинает испытывать родительскую власть на прочность. В возрасте восьми месяцев противодействие ребенка еще не такое сильное, да и случаи подходящие очень редки; однако они уже сигнализируют о скором появлении конфликтов между поколениями.
Когда ребенок перешагнул возраст восьми месяцев, самое время приучать его к дисциплине, порядку и послушанию. Здесь прежде всего необходимы ваши терпение и такт, ведь внимание ребенка до года очень неустойчиво. Он быстро отвлекается на посторонние предметы. Эту особенность можно использовать в нужном русле, отвлекая ребенка, когда он плачет.
В случае явных капризов родители могут проявлять строгость, но ни в коем случае не стоит использовать крик и шлепки. Не стоит бояться детских слез, но нужно хорошо знать и понимать причины их появления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Как смотреть мультики?».
Цель: - разъяснить родителям положительные стороны совместного просмотра мультфильмов.Задачи:- познакомить родителей с тем, что «телевизор» может быть как союзником, так и врагом детей;- рассказ...
Консультация для родителей: «Что смотрит Ваш ребенок (телевидение и дети)».
В данной работе, на основе зарубежных исследований, приводится информация о том, что вынуждены видеть на экранах телевизора дети, и убедительно доказана необходимость отслеживания и корректировки инфо...
Консультация для родителей «КАК СМОТРЕТЬ МУЛЬТИКИ»
«Мультики, мультики!»— эти слова действуют на детей магически, загоняют самых расшалившихся из них с улицы домой, и усаживают перед экраном телевизора. Да и взрослые не прочь посмотреть эти веселые, ...
Консультация для родителей "Как смотреть произведения искусства"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: «Мультфильмы –смотреть или не смотреть?»
Что такое мультфильмы? Рисованные истории, которые на время занимают ребенка? И да, и нет. По силе воздействия мультики можно сравнить с мощным психологическим оружием. Но вот добрым или злым?Как узна...
Семинар для родителей «Зачем ребенку нужны родители, или что значит «растить ребенка?»
Формирование у родителей представлений о способах содержательного общения с ребенком....
Семинар для родителей «Зачем ребенку нужны родители, или что значит «растить ребенка?»
Формирование у родителей представлений о способах содержательного общения с ребенком....