Семинар для родителей «Зачем ребенку нужны родители, или что значит «растить ребенка?»
методическая разработка (средняя группа)

Высоцкая Анастасия Михайловна

Формирование у родителей представлений о способах  содержательного общения с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема семинара:

«Зачем ребенку нужны родители, или что значит «растить ребенка?»

Цель: Формирование у родителей представлений о способах  содержательного общения с ребенком.

Задачи:

  1. заинтересовать родителей темой семинара;
  2. познакомить со способами содержательного общения;
  3. включить в практические действия по теме семинара;
  4. создать атмосферу доверия и эмоционального комфорта.

Актуальность: Для полноценного развития личности ребенка очень важно участие родителей в жизни ребенка, их сопричастность к его интересам, его активности в окружающем мире, понимание его желаний, поддержка его устремлений и развитие  возможностей. Родители заинтересованы в успехе детей, но достаточно ли прикладывают усилий для познания внутреннего мира ребенка, его потребностей. Конечно же, родители хотят общаться с ребёнком ,  выстраивать доверительные, уважительные отношения. При этом взрослый, общаясь с ребенком уважительно, заинтересованно и на равных, остаётся главным: он несёт ответственность за маленького человека и за взаимоотношения с ним.
           Как же правильно общаться с ребенком, чтобы  услышать и  понять его?

Предварительная работа: Детям задан вопрос - «Что значит растить ребенка?». Авторизованные ответы зафиксированы воспитателями для  использования на семинаре.

Размещение объявление для родителей. Уважаемые родители!

Мы предлагаем Вам поговорить на тему: «Нужен ли я своему ребенку, зачем ребенку нужны родители?»

Приглашаем вас поговорить на эту тему в пятницу 20.11.2020г. в 18.00 (Приложение 1)

        Для создания благоприятного микроклимата  организовать чаепитие, где в непринужденной обстановке предложить открытое искреннее общение.

Ход семинара:

Слайд 1:

«Здравствуйте, уважаемые родители. Располагайтесь удобнее, наливайте чай, угощайтесь».

Слайд 2:

«Как прошел Ваш день? С самого утра и до этого момента. Оцените пожалуйста его по пяти-бальной шкале»

(Предложить  родителям вспомнить свой день и оценить его по шкале от  (-2) до  (2):

 (2)- очень хорошо; (1)-хорошо; 0-так себе; (-1)-бывало и хуже; (-2)-хуже не бывает).

                       -2____________-1_____________0___________1_____________2

(Оценка фишками синего цвета)

           Скажите себе: «что было главным со знаком (+), а что со знаком (-), где место Ваших отношений с  ребенком (не только с тем, кто ходит в группу к нам, но и с другимих, если они есть) на этой шкале?

          Кто-то хочет сказать об этом вслух, если нет, добавьте на эту шкалу фишки красного цвета.(5-мин.)

        Здесь следует сделать фиксацию о связи  (+)  и (–) дня с ребенком., чтобы в конце встречи к этому вернуться.

Слайд 3:

        Далее предложить родителям ответить на вопрос: «Что значит для них понятие «Растить ребенка?»

Дать  время для фиксации своего понимания на стикерах.(2-3 мин.)

Далее сказать, что детям мы тоже задали этот вопрос и  получили ответы. Хотите знать, что ответил Ваш ребенок?

Слайд 4:

Тогда выберите ответ Вашего ребенка из всех ответов на экране.(1-2 мин.). Запомните выбранный ответ.

А теперь выберите  ответ своего ребенка на стикерах, они подписаны. (Приложение 2)

«Выразите пожалуйста свое отношение к ответу ребенка: удивлены, огорчены (расстроены), обрадовались, восхитились».

Обсуждаем (по желанию) ответы детей.

Мы обратили внимание, что во многих ответах детей  общение с вами, ситуации «вместе» очень важны для ребенка.

Слайд 5:

«Сколько времени вы уделяете именно ребенку? Не между какими-то домашними или рабочими делами, не в ходе общения  всей семьи, а именно ребенку, только ему. Посчитайте, сколько минут, часов на это уходит в день, неделю»(2-3 мин.)

         Родители отвечают, фиксируют для себя, возможно, обсуждают это с кем-то, кто рядом, кто ближе, с кем знакомы не только по общей группе сада.

Слайд 6:

«Что является содержанием вашего общения с ребенком?» (Приложение 3)

«Прикрепите стикеры, на которых напишите,  сколько времени вместе с ребенком вы уделили тому или иному занятию. Например: играли – 20 мин/нед., читали – 50 мин/нед., и т.д.» (2 мин.)

«Как  мы видим,  ваше общение с ребенком происходит…(Отмечаем те места, где большее количество стикеров).

Слайд 7:

«А сейчас мы  хотим познакомить вас с некоторыми приемами общения с детьми, которые помогут вам лучше услышать и понять своего ребенка.»

Слайд 8:

«Правило трех минут»

После ознакомления родителей с приемом  «Правила трех минут», предлагаем им объединиться в пары, распределить роли «родитель-ребенок», обыграть следующие ситуации в течении трех минут (песочные часы)

Родитель забирает ребенка из детского сада

Вопрос родителя (реплика родителя)

Ответ (реплика) ребенка

?

  1.  «Ваня меня ударил! Я не дал ему машинку»

?

  1. «Мама, смотри что я сделал(-а)»

?

  1. «У меня сломалась машинка»

?

  1. «Папа, а где мама? Почему ты за мной пришел?»

?

  1. «Я не хочу домой, я еще не доиграл(-а)»

?

  1. «Я потерял(-а) свою игрушку! Не пойду домой, пока не найду!»

Выясняем, какие вопросы задавали «родители», что хотели узнать и что узнали у «детей»

Слайд 9:

«Для более эффективного общения предлагаем использовать разные приемы активного слушания».

Слайд 10:

«Еще один прием - перефразирование — пересказ услышанного своими словами. Его цель — убедиться, что вы правильно поняли человека, а также дать ему понять это»

Слайд 11:

«Следующий прием – Резюмирование».

Слайд 12:

Прием «Отзеркаливание»

Слайд 13:

«Следующий способ – «Я-сообщения»»

«Используя все перечисленные приемы общения, предлагаем вам проиграть предложенные ранее ситуации, но при этом поменяться ролями»

Проигрывание, обсуждение.

Слайд 14:

«Какие приемы вы использовали в проигрывании ситуации? Какие ситуации из жизни  ребенка эти приемы помогли Вам  лучше раскрыть,  понять его проблемы?»

Слайд 15: ВЫВОДЫ

В ходе нашей встречи и нашего общения Вы познакомились с приемами активного слушания;

Вы попробовали на практике смоделировать применение этих приемов;

«Сегодня мы с вами увидели, что ребенку необходимо общение с Вами, Ваше участие в их интересах, замыслах, тревогах, сомнениях – ребенок хочет, чтобы родители слышали именно его, а не то, что удобно слышать родителям….

Какие вопросы  общения  с ребенком Вы бы хотели еще  рассмотреть на наших встречах?

«Спасибо за ОБЩЕНИЕ»!До новых встреч!»

приложение 1

        

Приложение 2

-хорошо кормить, вместе смотреть «Карусель», поболтать;

-лечить, мыть, чтобы был здоровый;

-чтобы было хорошее настроение поиграть, посмотреть мультики;

-гладить рукой, покупать одежду, конфетки, разговаривать;

-играть , раскрашивать, шарики лопать на улице, дарить подарки, успокаивать, говорить;

-надо любить, делать с ними уроки, вместе сделать и придумать что-нибудь;

-учить включать стиральную машинку;

-учить все делать по правилам;

-не ходить без меня в магазин;

-знать чувства, помогать, разговаривать

Приложение 3

ИГРАЛИ

ЧИТАЛИ

ГОТОВИЛИ

УБИРАЛИСЬ

СМОТРЕЛИ фильм(мультфильм)

ГУЛЯЛИ

СОВЕРШАЛИ ПОКУПКИ

ДРУГОЕ

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вас приветствует группа «Солнышко»!!!

Слайд 2

Как прошёл Ваш день?

Слайд 3

Что означает понятие « растить ребёнка»?

Слайд 4

«Растить ребёнка» – это как, это про что»? - хорошо кормить, вместе смотреть «Карусель», поболтать ; -лечить, мыть, чтобы был здоровый; -чтобы было хорошее настроение - поиграть, посмотреть мультики; -гладить рукой, покупать одежду, конфетки, разговаривать ; -играть , раскрашивать, шарики лопать на улице, дарить подарки, успокаивать, говорить ; -надо любить, делать с ними уроки, вместе сделать и придумать что-нибудь; - учить включать стиральную машинку; - учить все делать по правилам; -не ходить без меня в магазин; - знать чувства , помогать, разговаривать .

Слайд 5

Сколько времени в день, неделю Вы уделяете своему ребенку?

Слайд 6

Что является содержанием вашего общения с ребенком? ИГРАЛИ ЧИТАЛИ ГОТОВИЛИ УБИРАЛИСЬ СМОТРЕЛИ фильм(мультфильм) ГУЛЯЛИ СОВЕРШАЛИ ПОКУПКИ ДРУГОЕ

Слайд 7

Способы эффективного общения с ребёнком Современные родители хотят общаться с ребёнком и выстраивать доверительные, уважительные отношения. Что же необходимо для того, чтобы взрослый остался главным в ответственности за взаимоотношения с маленьким человеком, и равным в самих взаимоотношениях с ним . Как же правильно общаться с ребенком, чтобы услышать и понять его???

Слайд 8

Правило 3 минут Правило 3 минут заключается в том, что все, с чем хочет поделиться ребенок с вами, он выдает в первые минуты встречи. Именно поэтому важно не упустить это время. Например: забирая ребенка из садика, вы присаживаетесь на уровне его глаз , обнимаете его, спрашиваете «как прошел день?», внимательно выслушиваете, задаете уточняющие вопросы. Если ребенок рассказывает о своих проблемах, предлагаете помощь в их решении. Ребенок никогда Вам не доверится, если видит, что Вы отвлекаетесь, Вам не интересно.

Слайд 9

Приёмы активного слушания - повернитесь к говорящему всем телом, смотрите в лицо, желательно, чтобы ваши глаза были на одном уровне; -кивайте или наклоните голову слегка на бок; -если ребёнок готов к телесному контакту, посадите его на колени, обнимите, поглаживайте, держите за руку или просто слегка касайтесь. Но не настаивайте, если почувствуете нежелание или сопротивление. Лучше просто сядьте рядом на комфортном расстоянии. -

Слайд 10

Перефразирование — пересказ услышанного своими словами. Его цель — убедиться, что вы правильно поняли человека, а также дать ему понять это. Можно использовать фразы: -«Другими словами, ты хочешь сказать…» -«Ты считаешь, что…» -«Как я тебя понял(а)…» В дополнение можно использовать уточняющие фразы и вопросы: -«Что ты имеешь в виду, когда говоришь…» -«Если я тебя правильно понял(а)…» Старайтесь использовать больше утвердительных предложений вместо вопросов. Они дают ощущение большего сопереживания и побуждают рассказывать дальше. Если вы ошибаетесь, ребёнок вас поправит.

Слайд 11

Резюмирование — это подведение итогов разговора, когда озвучиваются основные мысли и, возможно, договорённости. - «Вот, значит, что произошло…» - «Теперь я понимаю, что случилось…» - «Давай подумаем, что можно сделать в этой ситуации» - «Давай договоримся, что если…»

Слайд 12

Отзеркаливание В психологии так называют копирование жестов, позы, слов собеседника с целью вызвать его расположение и симпатию. Это возможность показать ребёнку вербально и невербально , что вы его понимаете, сопереживаете ему. На уровне тела: Повторите положение тела собеседника (например, сядьте напротив него на пол в той же позе). Повторяйте какие-то его движения, жесты, мимику (возможно, почёсывайте изредка нос, пожимайте плечами или вздыхайте). Делайте это не сразу, а не спеша и с промежутком. Подстраивайтесь под его дыхание. На уровне эмоций и речи: Говорите с той же скоростью, ритмом, интонацией. Присоединяйтесь и выражайте те же эмоции. Избегайте передразнивать детей. Следите за тем, чтобы ваше поведение не выглядело фальшиво и/или как насмешка. Это наверняка обидит и разозлит малыша, и скорее всего, он закроется. Осознанное отзеркаливание должно быть незаметным и выглядеть естественно.

Слайд 13

Я-сообщения В этих высказываниях от первого лица используются местоимения «я», «мне», «меня», «моё». Используя я-высказывания , вы создаёте пространство уважения, сохраняете дистанцию между говорящими. Если ребёнок видит ваше искреннее проявление чувств, он лучше узнаёт вас и ему проще выражать свои переживания. В любой конфликтной ситуации говорите прежде всего о своих чувствах и видении ситуации. «Мне неприятно, когда мне приходится повторять свою просьбу» вместо «Сколько раз тебе повторять, сделай это немедленно!» «Я устала и хочу побыть в тишине» вместо «Ты прекратишь шуметь или нет!». «Как мне нравится, когда стол чистый и опрятный» вместо «Ну что ты за поросёнок!».

Слайд 14

Приемы активного слушания: - перефразирование; - резюмирование ; -я-сообщение; - отзеркаливание ;

Слайд 15

Спасибо за общение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Зачем ребенку нужны танцы?"

В консультации описывается, что представляет собой искусство танца, значение танцев для детского здоровья, формирования личности....

Консультация для родителей « Зачем ребенку нужна математика»

Консультация для родителей « Зачем  ребенку нужна математика»...

Консультация для родителей "Зачем ребенку нужны танцы?"

Танцы не менее важны, чем точные науки. Искусство танца - великолепное средство воспитания и развития маленького человека....

Семинар для родителей «Зачем ребенку нужны родители, или что значит «растить ребенка?»

Формирование у родителей представлений о способах  содержательного общения с ребенком....

Консультация для родителей по вопросам правовой помощи защиты интересов ребенка "Зачем ребенку нужны родители".

Консультация для родителей по вопросам правовой помощи защиты интересов ребенка "Зачем ребенку нужны родители"....