«Ребята и зверята» (анималотерапия)
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Понятие анималотерапии. Анималотеррапия как один из эффективных методов психокоррекции.

4 занятия по программе анималотерапии с умственно отсталыми детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл animaloterapiya_rebyata_i_zveryata.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Ребята и зверята»

(анималотерапия)

Составитель: Каменцева Т.А.

г. Тюмень


Анималотерапия — эмоционально-личностное

развитие детей.

Цель: Эмоционально-личностное развитие детей.

Развитие коммуникативных способностей.

Развитие самостоятельности и умения присоединяться к

коллективу.

Из глубины веков берет свои истоки анималотерапия (от англ. Animal - животное) - созданный реальной жизнью метод оказания психологической помощи людям через взаимодействие с животными. Анималотерапия - это раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности детей, обогащение социально адоптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособится к условиям жизни, находится в сбалансированном взаимодействии с окружающими. Каждый из нас в своей жизни так или иначе общается с домашними животными. Дети, живущие в сельской местности, имеют возможность взаимодействовать с более широким кругом “братьев наших меньших”. Городское население чаще контактирует с собаками, кошками, рыбками, птичками, хомячками, комарами. Общение с одними приносит удовлетворение и радость, другая живность неприятна. При выборе определенного животного невольно задумываешься, есть ли психологический смысл в общении с каждым из них: как можно, используя наблюдения за поведением и повадками животных, научить ребенка эффективным способам взаимодействия с окружающим, преодоление страхов, одиночества, замкнутости, агрессивности и беспокойства. Подражая повадкам зверей, раскрашивая тело подобно окраске животных, надевая их маски, издавая похожие звуки и повторяя движения, дети максимально приспосабливаются к окружающей среде и обучаются у животных эффективным способам адоптации.

Анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции - сказотерапией, куклотерапией игротерапией и другими. Как у всякого метода, у анималотерапии есть широкий инструментарий - это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.

2


В анималотерапии предпочтение отдается “социализированным”, домашним животным: лошадям, кошкам, собакам, свинкам, курам - всем, кто научился прилично вести себя в человеческом обществе. Замкнутым, робким, нерешительным детям они нередко заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости, демонстрируют свои достижения и способности. Своим существованием рядом с ребенком животные сглаживают его проблемы, страхи, помогают общаться с окружающими. Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, то есть эмпатия - качество, необходимое для успешного общения.

Ребенок четко улавливает настроение животного, так как оно всем видом: позой, движениями, взглядом - его показывает. Такие наблюдения за поведением животного расширяют репертуар эмоций: радость, доброжелательность, грусть, обида.

Наблюдая за животными и взаимодействие с ними положительно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, необходимых для успешной адаптации в социуме. Находя сходство в строении и поведении животных и человека, ребенок убеждается в том, что все живое требует питания, ухода; растет и развивается.

Изменение - движение, активность и отдых - это универсальные свойства живых существ. Получая знания об этом через общение с животными, ребенок учится общаться, сопоставлять и сравнивать.


Занятие по программе анималотерапии с умственно отсталыми детьми.

Занятие 1.

Задача: Знакомство с домашними и дикими животными. Учить издавать звуки животных.

Упражнение 1. По картинкам назвать животных. Предлагают детям рассказать, какие домашние животные живут в их доме.

Упражнение 2. Поза доброй кошки.

Ребенок встает на колени, руки и бедра надо поставить перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в пояснице. Необходимо удерживать позу 10-15 секунд. Дыхание ровное, спокойное. Попросите ребенка подумать о чем-то добром и радостном.

Упражнение 3. Поза сердитой кошки.

Полезно чередовать с позой доброй кошки. Исходное положение то же. Далее ребенок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыхание произвольное. Ребенка просят подумать о том, что его сердит и злит. Удерживать позу 10-15 секунд.

Упражнение 4. Поза ласковой кошки.

Ребенок, лежа на животе, медленно наклоняет корпус, вытянув руки вперед ладонями вниз. Подбородок касается пола, грудь прижата к коврику, спина плавно прогнута. При этом бедра должны быть перпендикулярны полу. Дыхание спокойное, выдох глубокий, долгий. Удерживать позу 10-15 секунд. Затем предложите ребенку отдохнуть, лежа на животе, расслабившись, и потянуться, как это делают кошки.


Занятие 2.

Повадки домашних животных.

Задача: Ознакомить детей с повадками домашних животных. Учить издавать звуки.

  1. Упражнение. Петушиные бои.

Игра способствует эмоциональной разрядке, выходу агрессии, учить соблюдать правила, снимает телесные зажимы.

Дети в парах встают друг против друга на одной ноге. Руки спрятаны за спину. По команде ведущего они начинают наскакивать друг на друга, толкаться плечами, туловищем, головой, стараясь заставить соперника встать на обе ноги. Воспитатель следит за соблюдением «бойцами» правил.

  1. Упражнение. Зверинец.

Игра развивает коммуникативные способности, умение распознавать язык мимики и жестов.

Одна группа детей изображает движения, повадки, позы разных животных. Другая группа - зрители. Они гуляют по зверинцу, отгадывают «зверей», хвалят их и «фотографируют». Угадав всех, группы меняются ролями.

  1. Упражнение.

Детям предлагается по шаблону обрисовать и раскрасить животных подобно их окраске.


Занятие 3.

Повадки диких животных.

Задача: познакомить детей с дикими животными.

  1. Упражнение - игра. “Крокодил”

В игре развивается ловкость, наблюдательность, внимание, снимаются страхи.

Выбирается водящий - он будет «крокодилом», - вытягивает вперед руки одна над другой, изображая зубастую пасть. Остальные дети просовывают руки в «пасть». «Крокодил» с невозмутимым видом отвлекает детей, поет песни, притопывает ногами, подпрыгивает и неожиданно смыкает руки - «пасть». Кто попался, становится «крокодилом».

  1. Упражнение - игра. “Сороконожка”.

Игра развивает коммуникативные навыки, умение работать в общем режиме группы, снимает телесные зажимы.

Выбирается «голова». Остальные дети приседают на корточки, берут друг друга за пояс и, следуя за «головой», стараются передвигаться всем «телом», обходя препятствия, падая на бок, замедляя или ускоряя движение, заворачиваясь в кольцо. Задача каждого - не выбиться из общего ритма, не оторваться от частей тела.

  1. Упражнение.

Дети по шаблону выстригают и по контуру склеивают животных, (шаблоны прилагаются).


Занятие 4.

Снятие негативных эмоций.

Задача: Способствовать выходу психо-физического напряжения, агрессивности, страхов и поднятию настроения.

  1. Упражнение - игра. “Динозаврики”.

Детям предлагается превратиться в динозавриков: сделать страшные мордочки и, высоко подскакивая, бегать по залу, издавая душераздирающие крики.

  1. Упражнение - игра. “Шаловливые обезьянки”.

Договориться с детьми, что они будут двумя обезьянами- подружками. Одна будет показывать движения, а другая передразнивать, в точности копируя ее. Условия - не сбиваться. Можно включить веселую музыку. Порядок движений: присесть, сделать смешную рожицу, надуть щеки, улыбнуться начать быстро растирать уши, затем нос с боков - по 10 раз. Похлопать себя по щекам, с шумом выпуская воздух, повращать головой 5-6 раз, попрыгать на месте 3-4 раза, сесть, изобразить смешную рожицу. Потереть живот по часовой стрелке, положив одну руку на другую. Лечь на спину, поднять вверх руки и ноги, подергать ими, издавая при этом какие-нибудь смешные звуки. Поднять руки вверх и попрыгать, издавая победный клич. Таким образом делается массаж, развивается внимание и наблюдательность.


Список литературы.

  1. Княжева H.JI. Анималотерапия для детей. - 2000 г.
  2. Рыжкова З.Л. Изучение взаимодействия с домашними животными как фактор изучения психического развития и социальной адаптации ребенка. - 1996 г.
  3. Макаров И. Домашний зоопарк. - 2000 г.
  4. Детский журнал “Миша” - 1998 г.
  5. Детский журнал “Мурзилка” - 1997 г.
  6. Княжева H.JI. Кот и пес спешат на помощь. – 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Ребятам о зверятах"

Проект« Ребятам о зверятах»с детьми группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в рамках лексической темы «  Дикие животные наших лесов»...

Ребятам о зверятах

Музыкальное развлечение...

Консультация для родителей "Ребята и зверята"

Примерно с 3-х с половиной лет ребенок начинает формироваться уже как личность, и, если родители сумели заложить в фундамент сознания понятия добра и зла, любви к маленьким обитателям улицы, то можно ...

РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ!

занятие по развитию речи во второй младшей  группе детского сада...

Проект экологической направленности "Ребятам - о зверятах"

Проект предназначен для воспитателей, работающих с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Цель проекта - создание условий для расширения и обогащения знаний детей о домашних и диких живо...

Конспект 5 физкультурного занятия в младшей группе «Уточка с утятами играют с ребятами" из цикла занятий "Ребята и зверята"

Конспект занятия на упражнение детей в разных видах ходьбы и бега, ползании, метании в горизонтальную цель, ходьбе по канату приставным шагом....