Проект экологической направленности "Ребятам - о зверятах"
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме
Проект предназначен для воспитателей, работающих с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Цель проекта - создание условий для расширения и обогащения знаний детей о домашних и диких животных, бережное отношение и развитие интереса к окружающему миру, уточнение и закрепление названий домашних и диких животных и их детенышей (чем питаются, где живут, как передвигаются, какие звуки издают).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
markaryan_proekt_rebyatam_o_zveryatah.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
экологической направленности
«Ребятам - о зверятах»
Автор проекта: Маркарян Л.В., старший воспитатель
Любовь, понимание и забота - это то, что ждет живая природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.
Педагогический опыт показал мне наиболее успешную для моей педагогической деятельности технологию экологического воспитания - метод проектов. Эта технология имеет, на мой взгляд, ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.
Актуальность проекта:
Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.
Проведенная диагностика показала, что проблемой в общении детей раннего возраста с домашними животными является незнание правил этого общения.
Для достижения цели и реализации задач, поставленных в проекте, я провела анкетирование родителей по теме: "Воспитание любви к животным". Анкета позволила сделать следующие выводы: в большинстве семей нашего Центра домашних животных нет (74%), а с дикими животными дети иногда знакомятся, посещая передвижные зоопарки (3%).
Следовательно, не созданы условия для воспитания и любви к животным, общения с ними. Также было выяснено, что дети желали бы завести дома какое-нибудь домашнее животное, но из-за родительских опасений о возможности нанесения животным вреда ребенку, дети получали отказ.
Не следует забывать, что домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.
Привлечение внимания к вопросу о важности домашнего животного в семье вызвал к жизни наш проект «Ребятам - о зверятах», цель которого формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным. Параллельно идёт знакомство с дикими животными.
Цель:
Создание условий для расширения и обогащения знаний детей о домашних и диких животных, бережное отношение и развитие интереса к окружающему миру, уточнение и закрепление названий домашних и диких животных и их детенышей (чем питаются, где живут, как передвигаются, какие звуки издают).
Задачи:
- Формировать у детей элементы экологической культуры;
- Дать представления о потребностях животных для их роста и развития;
- Учить узнавать животных, живущих рядом с человеком и обитающих в лесу, запоминать общеупотребительные слова, обозначающие животных;
- Обращать внимание на внешний вид животных и их различия, на части тела;
- Формировать понятия: домашние и дикие животные, ввести в активный словарь существительные: животные, звери;
- Учить рассказывать о знакомых животных строя предложение из 3-4 слов, согласуя их в роде, числе, падеже;
- Воспитывать добрые чувства и гуманное отношение к живым объектам фауны;
Вид: информационно-практический, игровой.
Участники: педагоги, дети, родители.
Уровень: подражательно-исполнительский.
Данный уровень характеризуется отсутствием у ребенка жизненного опыта, недостаточным уровнем развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит взрослому. Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности).
Осуществление проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне. Его увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
Первые попытки детей самостоятельно решить проблему нужно замечать и поощрять: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!», «Молодец! Правильно ответил».
Продолжительность: долгосрочный - 6 месяцев.
Характер контактов: среди детей одной группы.
Возраст детей: от 2-х до 3-х лет.
Методическая работа по проекту:
- Повышать профессиональную компетенцию используя интеграции образовательных областей «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
- Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.
- Внедрять новые формы организации детской деятельности в соответствии с ФГТ.
Взаимодействие с музыкальным руководителем:
имитация звуков, издаваемых животными, разучивание потешек, пение песен о домашних и диких животных.
Взаимодействие с детьми:
в непосредственно образовательной деятельности, в том числе с использованием ИКТ, в играх.
Взаимодействие с родителями:
Анкетирование; знакомство с планом работы по проекту; беседы; создание альбомов: «Домашние животные», «Дикие животные»; оформление фотовыставок, сбор информации о домашних и диких животных, подготовка информационных стендов, папок-передвижек и стенгазет по теме проекта; покупка муляжей и фигурок животных.
Продукт деятельности:
наглядные пособия, альбомы, коллажи, рисунки, аппликация, поделки, создание макетов, стенгазета, презентации, картотеки стихов, загадок.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
- Составление паспорта проекта.
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Проведение непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с животными.
- Изготовление дидактических игр.
- Подбор сюжетных картинок, иллюстраций, открыток.
- Создание медиатеки о домашних и диких животных.
2 этап. Реализация (выполнение) проекта
Формы организации образовательного процесса | Дидактическое обеспечение |
- Проведение с детьми бесед о домашних и диких животных; | «О братьях наших меньших», «Загадки животного мира», «Домашние животные», «Дикие животные нашего края» |
- Рассматривание иллюстраций, наборов открыток к темам: «Домашние животные», «Дикие животные» | «Чей домик» - автор-художник И.Першина; «Лесные друзья» - художники Н. и А.Снегирёвы; «Что любят животные» - художник М.Бондаренко. «Кошкин дом» - художник С.Михайлов; «Запомни картинки» - художник И.Дорошенко. |
- Проведение пальчиковых, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр: | Игры с пальчиками: «Козочка», «Белочка», «Киска», «Лужок», «Лошадка», «2 котёнка». Подвижные игры: «Кто как кричит», «Лошадка», «Гуси-гуси», «Кот Васька и мыши», «Заяц и капуста», «Теремок», «Медведь и добрые зайчата», «Кошечка», «Пчёлки и медведь». Дидактические игры: «Кто где живёт», «Мама, папа, я», «На скотном дворе», «Помоги животным найти свой завтрак», лото «Домашние животные», «Зоологическое лото», «Кто что ест?», разрезное лото «Животные». Игровые упражнения: «Дорисуй животное», «Выбери животное», «Обведи животное по точкам», «Ветеринар», «Магазин игрушек». |
- Чтение художественной литературы: | «Узнай меня» - С.Подгорная; «Идёт бычок качается», «Сторож», «Котёнок», «Лошадка», «Козлёнок» - А.Барто; «Милые сони» - О.Александрова; «Бульдог и Таксик» - Д.Хамс; «Забавы зверят» - В.Лясковский; «Три медведя» - Л.Толстой; «Разные собачки» - Б.Заходер; «Телефон», «Котауси и Мауси» - К.Чуковский; «Детки в клетке», «Усатый-полосатый», «Воробей в зоопарке» - С.Маршак; «Что ни страница – то слон, то львица» - В.Маяковский; «Как Хома зарядкой занимался» - А.Иванов; «Лесной гость» - В.Чернобаев; «Катя и бычок» - Л.Воронкова; «Про Томку» - Е.Чарушин; «Про зайца» - Н.Рубцов; «Лис и мышонок», «Первая охота», - В.Бианки; «Аккуратные зайчата» - Г.Лагздынь; «Это кто?» - Т.Лопухина; «Слонёнок в зоопарке» - А.Парчинская; «Щенок» - Ю.Разумовский; «Кто это?», «Находчивый бобр» - В.Степанов; «Песенка друзей», «Бараны», «Трезор», «Фома» - С.Михалков; «Кто сказал мяу», «Кошкин дом» - Н.Носов; « Приключение котика и пёсика» - И.Чанек. |
- Чтение русских народных сказок: | «Колобок, «Репка», «Баба Яга», «Кот и лиса», «Козлятушки», «Теремок». |
- Чтение авторских сказок: | «Котенок, который забыл, как надо просить есть», «Козленок, который умел считать до десяти» - А.Прейсен, «Курочка» - Е.Чарушин , «Кто самый красивый» - Е.Карганова, «Котик и козлик» - В.Жуковский; «Котята» - И.Токмакова. |
- Слушание и пение русских народных и колыбельных песен: | «Козочка», «Сидит белка на тележке», «Ладушки». |
- Слушание и заучивание потешек и считалок: | «Котик с пряником», «Жили у бабуси», «Скок – поскок», «Ёжик», «Как у нашего кота», «Киска», «Зайка», «Коза», «Упрямые козлы», «Пошёл котик на терлок», «Ходит кот по лавочке», Котенька – коток», «Кот на печку пошёл». «Считалки малыша» - Е.Благининой. |
- Загадывание и отгадывание загадок | «Лесные загадки» - П.Синявский. |
- Проведение физкульт-минуток: | «Зайка», «Кот», «Конь», «Игра с зайкой». |
- Изобразительная деятельность: | Лепка – «Покормим кошечку», «Звериные тропинки», Рисование – «Щеночек», «Спрячем мышку» (рисование карандашом), «Угостим козлёнка травкой» (рисование зубной пастой), «Следы» (рисование пальчиком), «Шубки для зверей» (рисование клеевой кистью), «Волшебные картинки» (рисование свечой). Аппликация – «Подарим овечке кудряшки», «Домик для собачки», «Заборчик для лошадки Аси». Коллаж – «Звери разные нужны, звери разные важны». |
- Художественно-продуктивная деятельность: | Выставка поделок: «Детишки – малышки»; выставка рисунков: «Пушистики». Фотовыставки: «Ребята и зверята», «Домашний любимец». |
- Совместная деятельность детей и родителей: | Досуг - «День именинника»; Праздник - Новогодний бал; Кукольный спектакль - «Репка», «Теремок», Настольный театр - «Кто сказал мяу»; Театр на фланелеграфе - «Под грибом», «Маша обедает». Игра-драматизация - «Колобок», «Тень, тень, потетень». |
- Деятельность родителей
| «На деревенском дворике» «Лесные жители» «Наши меньшие друзья» «С любовью к животным» |
3 этап. Заключительный (обобщающий).
Обобщение результатов работы в самой различной форме (мониторинг, диагностика, анкетирование), их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций и памяток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
Данный проект проходил летом во время работы в детском саду. Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...
презентация проекта "Ребятам о лесных зверятах"
Информационно-творческий проект для детей средней группы по ознакомлению с дикими животными лесов Республики Коми....
Сценарий экологической сказки "Как зверята речку спасали"
Экологическая сказка « Как речку спасли». Декорации: Речка – синяя ткань,...
Проект «ТВОИ ВЕСЕЛЫЕ ДРУЗЬЯ ЗВЕРЯТА». (для детей старшего дошкольного возраста)
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, каки...
Экологический проект экологический проект в день синички «Покорми птиц» 2
Экологический проект в день синички «Покорми птиц» Совместное изготовление кормушки для птиц. Размещении кормушки на территории ДОУ. Цель проекта:Изучение образа жизни и поведени...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...
Сценарий экологической сказки "Как зверята речку спасли"
Богат и разнообразен животный мир нашего родного края. Здесь можно встретить лесных животных и речных обитателей....