Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности в группе старшего возраста «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование с неживой природой».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ферулёва Юлия Викторовна

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях.  Экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. В дошкольном возрасте оно является одним из ведущих, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema.docx57.96 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности

в группе старшего возраста

Название методической темы:

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование с неживой природой».

Пояснительная записка

        В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

        Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.

        В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества.

        Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.   Для того чтобы заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

        Реализация такого подхода к развитию восприятия детей позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.  Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме:

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование с неживой природой».

Цель работы: способствовать формированию у детей познавательной активности при ознакомлении   неживой природой в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи: 

  1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
  •         выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;
  •         развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень).    
  1. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
  2. Развитие у детей познавательных способностей:
  • мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
  • способов познания путем сенсорного анализа.
  1. Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
  • развитие коммуникативных умений (умения развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать  

            в сотрудничестве, слушать собеседника; формирование оценочной самостоятельности воспитанников);

  • совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
  • развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
  • Развитие свободной творческой личности ребенка.
  • желания принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность;
  • использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций.

5.  Развитие у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Требования к воспитательно-образовательному процессу.

1. Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

2. Сталкивать воспитанников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.

3. Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.

4. Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и непринужденной обстановке,

   особенно — путем обсуждений в малых группах.

5. Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций — так,

    чтобы они могли оценить их прикладное значение.

Структура проведения опытов:

  1. Постановка проблемы;
  2. Поиск путей решения проблемы;
  3. Проверка гипотез, предположений;
  4. Обсуждение увиденных полученных результатов;
  5. Формулировка выводов;
  6. Зарисовка результатов наблюдений.

Месяц

Содержание работы по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с родителями

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное

развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

                                  Сентябрь

Дидактическая игра «Что? Для чего? Зачем?».

 Цель: уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), о способе познания мира – эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории. Познакомить детей с оборудованием для исследовательской деятельности. Поддержать и развивать интерес у детей к исследованиям, открытиям.

 

Дидактическая игра «Волшебные стеклышки".

Цель: познакомить и продемонстрировать детям особенности увеличительных приборов, микроскопом. Дать представление для чего они нужны.

Разучивание физ. минутки «Вот помощники мои». Цель: побуждать детей к повторению текста и правильному выполнения движений.

Беседа с обсуждением «Что такое опыты и для чего они нужны?».

Цель: развитие интереса у старших дошкольников к экспериментированию. Формирование у детей старшего дошкольного возраста потребности в познании объектов окружающего мира посредством экспериментирования.  

Способствовать развитию диалогической речи.

Рассматривания картинок с обсуждением «Опасные ситуации вовремя экспериментирова-ния».

Цель: познакомить детей с правилами поведения во время экспериментов. Способствовать развитию диалогической речи у детей для обмена информацией, ведения творческих споров,

Л. Толстой «Галка»

Н. Носов «Мишкина каша».

Цель: помочь сформировать представление о том, для чего нужны опыты, знания. Учить понимать содержание произведения, отвечать на вопросы о действиях и персонажей, выражать свое эмоциональное отношение к прочитанному.

Рисование на тему: «Эти удивительные помощники» 

Цель: поддержание у детей интереса к помощникам для исследований.

Учить детей передавать в рисунке форму, пропорции, характерные особенности, прибора-помощника, упражнять в закрашивании карандашом в одном направлении.

Физ. минутка «Вот помощники мои».

Цель: развивать мелкую моторику, учить выполнять упражнение правильно.

Выставка детских рисунков

«Эти удивительные помощники».

Создание

 центра

«экспериментирования» - в целях развития дошкольников и познания ими окружающего мира.

Привлечь родителей к созданию Центра

«экспери-ментирова-ния»

Цель:  Активизация родительского внимания к жизни детей в детском саду.

Месяц

Содержание работы по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с родителями

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Октябрь

ОПЫТ «Исследование свойств природных материалов».

Цель: установить, какие материалы имеют природное происхождение. Исследовать: поверхность природного материала методом отпечатков, взаимодействие природных материалов с водой.

ОПЫТ «Вот какой песок!».

Цель: учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с природным материалом; выяснить  состав песка, исследовать взаимодействие песка с водой, в сравнении взаимодействия глины с водой.

Рассматривания картинок на тему «Опасные ситуации во время экспериментирования».

Цель: провести инструктаж детей по правилам безопасного поведения во время опытов.

Чтение рассказа

А. Низовой «Интересное рядом».

Цель: прививать интерес к художественной литературе, учить передавать содержание отрывков по вопросам воспитателя. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать интерес к исследовательской деятельности.

поиска объяснений, формулировки вывода.

Беседа с обсуждением «Свойства природных материалов»

Цель: познакомить детей со свойствами природных материалов. Обсудить с детьми, почему материалы называют природными. Развивать любознательность, логическое мышление и речь.

Сочинение рассказов «Что нам ….  рассказал(а)?».

Цель: формировать умение детей составлять рассказы из своего опыта, передавая хорошо знакомые события,  развитие связной и монологической речи, фантазии, воображения.

Зарисовка опыта «Причудливые отпечатки».

Цель: приучать детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Закреплять навыки работы карандашом, оформления изображений в цвете. Развивать интерес к исследовательской деятельности.

Физ. минутка «Буратино». Цель: повысить умственную работоспособ-ность детей на занятиях, обеспечить кратковремен-ный активный отдых детей во время ннод.

Создание макета «Зона пустыни».

Цель: обобщить знание детей о песке и его свойствах. Дать детям первоначаль-ное представле-ние о пустыне. Учить детей участвовать в коллективном преобразовании, доводить работу до конца.

«Построим город из песка».

Цель: учить детей участвовать в коллективном преобразовании; закрепить знания детей о свойствах песка.

Иллюстриро-ванный материал (посройки из песка, природные материалы), песочные часы, мелкие игрушки, картотека опытов, совки, формочки, лейки с водой, клеенчатые фартуки, лупы, пипетки, природный материал (камни, желуди, семечки, веточки, ракушки, цветные карандаши), таз, одноразовые стаканчики, пластилин, бумага для рисования, простые карандаши, детская познавательная худ.литература.

Эксперимен-тируем дома вместе с родителями «Цветной песок».

Цель: предложить родителям изготовить дома вместе с детьми декоративное украшение для дома из песка, гуаши, мела. Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком.

Месяц

Содержание работы по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с  родителями

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Ноябрь

ОПЫТ «Исследование свойств воздуха».

Цель: познакомить детей с основными свойствами воздуха. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с воздухом. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь. Воспитывать бережное отношение к воздушному пространству в природе.

ОПЫТ «Обнаружение воздуха в пространстве. Помощник - веер» Цель: предложить детям самостоятельно найти способы "ловли"

воздуха в помещении.

Активизировать мыслительную деятельность, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Составление рассказов по картинке «Воздух - невидимка».

Цель: систематизировать знания детей воздухе и его свойствах. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; учить детей отвечать на вопросы полным предложением.  Развивать устную речь детей, познавательные процессы.

Коллективное сочинение «Истории про воздух».

Цель: продолжать формировать у детей целостную естественно-научную картину мира с опорой на личный опыт детей, их исследовательские действия, аналитические способности;

формировать независимость в мышлении, способствовать развитию диалогической речи для обмена информацией, ведения творческих споров, поиска объяснений, формулировки вывода.

Рисование «Воздух, ты какой?».

Цель: продолжать учить детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Закрепить знания об основных свойствах воздуха.

Конструирование из бумаги «Волшебник из бумаги - веер».

Цель: расширять опыт и знания детей по заданной теме; формировать умения и навыки работы по использованию техник исполнения; развивать творческие способности, воображение, фантазию.

Стихи М. Андреева-Доглядная «Стихи для детей обо всём на свете. Воздух».

Цель: развивать, мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.

Физ. минутка «Ветер».

 Цель: повысить, удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых детей во время занятий.

Создание стенгазеты «Дети говорят о воздухе» 

Цель: продолжать формировать элементы поисковой деятельности. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, продолжать учить детей участвовать в коллективном преобразовании, доводить работу до конца, создать доброжелательный настрой.

Иллюстрации по теме воздух, листы бумаги разного формата (по количеству детей), простые карандаши, перышки, кубики, книги, воздушные шарики, воронки, стаканы с водой, трубочки для коктейля, стаканы с почвой, ложечки, цветные карандаши, мыльные пузыри, детская познавательная худ. литература, цветная бумага, краски.

Предложить родителям вместе с детьми изготовить оборудование для наблюдения за ветром на участке в детском саду «Кручусь, верчусь…».

Цель: Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком.

Активиза-ция включенно-сти родителей в работу детского сада.

Месяц

Содержание работы по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с  родителями

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Ноябрь

Наблюдение

за воздухом на улице «Шалунишка воздух – ветер».

Цель: формировать понятие у детей ветер – воздух.  Учить детей определять силу и направление ветра различными способами (по воздействию на деревья, по движению облаков, опавшей листвы, при помощи вертушек и ленточек). 

Игровое упражнение «Продолжи фразу…».

Цель: способствовать развитию диалогической речи и связной речи. Упражнять детей в образовании прилагательных. Учить детей работать в парах; предлагать свои варианты.

Этюд:

«Надуем шар».

Цель: формировать у детей интерес к театрализованной деятельности; вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой. Тренировать артикуляционный аппарат детей, способствовать укреплению круговой мышцы рта. 

Игровое упражнение «Ветер, ветер…».

Цель: развитие дыхательного аппарата. Учить детей имитировать движения по заданному запросу.

Прослушивание звуков природы «Шум ветра».

Цель: обогащать детей музыкальными впечатлениями: звуки природы (шум ветра)

 Развивать танцевальное творчество, формировать умение придумывать танцевальные движения. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.  Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Игровое упражнение «На медведя мы пойдем…».

Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Продолжать учить выполнять дифференцированные движения. Побуждать детей к повторению текста и правильному выполнения движений.

Встреча за круглым столом «Возмож-ные способы очищения воздуха».

Цель:

повышение педагогической культуры родителей; изучение и обобщение лучшего семейного опыта;  приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффектив-ных форм работы.

Месяц

Содержание работы по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с  родителями

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Декабрь

ОПЫТ «Исследование свойств воды (вкус, цвет, форма)».

Цель: познакомить детей с основными свойствами воды. Учить детей способам исследования окружающего мира. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь. Воспитывать бережливое отношение к воде.

ОПЫТ «Взаимодействие воды с другими веществами»

Цель: продолжать формировать у детей понятие о взаимодействии воды с другими веществами. Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать,

обобщать, устанавливать причинно-следственные

Разучивание пальчиковой гимнастики «Водичка»

Цель: развивать  у детей силу мышц кистей и подвижность суставов пальцев рук, учить выполнять дифференцированные движения. Побуждать детей к повторению текста и правильному выполнения движений.

Речевая логическая задача «Где снежинки?».

Цель: развитие логического мышления, умений сравнивать, анализировать,

обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Дидактическая игра

«Тонет – не тонет; растворяется или нет».

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воды. Формировать у детей понятие о взаимодействии воды с другими веществами. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.

 

Беседа с обсуждением на тему «Экологическая сказка».

Цель: формировать у детей осознанное отношение к воде, стремление беречь ее. Объяснить детям, хорошее состояние воды является важным фактором для сохранения здоровья людей, экологической обстановки окружающей среды. Способствовать развитию у детей диалогической речи

Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Снегурочка»; И. Белоусова «Первый снежок».

Цель: формировать у детей умение понимать и чувствовать образный язык произведений. Учить детей находить в тексте ответы на поставленные вопросы.

Зарисовки «Где окажется вода?», «Какая бывает вода?», «Что загрязняет воду?».

Цель: продолжать учить детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Закрепить знания об основных свойствах воды.

Физ.минутка «По морю, по океану…».

Цель: снятие психического напряжения детей путем переключения на другой вид деятельности.

Коллективная работа на улице «Цветные украшения для участка».

Цель: продолжать знакомить детей с агрегатными состояниями воды – жидким и твердым; показать с помощью опытов, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска. Предложить детям украсить участок изготовленными цветными фигурками. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.  

Иллюстрации и репродукции по теме «Вода», стаканчики одноразовые, сахар, соль, лимон, молоко, подносы, ложки, губки, цветные карандаши, тазы, палочка деревянная, монетка, гвоздь, кусочек ваты, пенопласт, пластмассовая крышка, лупа, термос с горячей водой, зеркало, друшлаг, пипетки, ложки, палочки, краски, песок, кусочек сахара, соль, пластилин, бумага, салфетки, целлофан, ткань, тетрадный лист, картон,  

Создание макета «Ледяная зона».

Цель: закрепить знания детей о воде и ее свойствах. Познако-мить детей с природными условиями и особенностями Арктики и Антаркти-ды, их обитателями

Распростра-нение педагогических знаний среди родителей. Формирова-ние положи-тельного имиджа, доброжела-тельного отношения родителей к детскому саду.

Месяц

Содержание работы по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с  родителями

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Декабрь

зависимости и делать выводы.

ОПЫТ «Состояние воды».

Цель: познакомить детей с различным состоянием воды; формировать знания детей о том, что пар, снег, лед состоит из воды. Учить детей последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас, побуждать интерес к природе, ее явлениям.

 

Учить детей аргументирован-ным ответам на вопросы воспитателя, активизировать словарный запас детей. Способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира.

для обмена информацией, ведения творческих споров, поиска объяснений, формулировки вывода.

Просмотр презентации с обсуждением «Откуда грязь в снежинках».

Цель: дать детям представление откуда берется грязь в воде, снежинках, снеге. Развитие познавательного интереса в познании окружающего мира, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков. Развивать коммуникативные умения развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; формирование оценочной самостоятельности воспитанников.

Чтение познавательного рассказа Н. Абрамцева «Про снежинку».

Цель: продолжать формировать представление детей о воде и ее свойствах, закономерных изменений в природе. Добиваться понимания смысла прочитанного, отвечать на вопросы по тексту.

Рисование-экспериментирова-ние «Чудесные превращения кляксы».

Цель: создавать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами. Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать у детей интерес к «оживлению» необычных форм.

Игровое упражнение «Море волнуется…».

Цель: снятие психического напряжения детей путем переключения на другой вид деятельности. Вызвать интерес к совместному выполнению упражнений, создать эмоционольно-доброжелательный настрой в коллективе.

КВН «В гостях у Капитошки».

Цель: закрепить знания детей о воде, используя игровые ситуации, приобщать детей к организации собственного досуга, способствовать их творческому развитию. Развивать социальные навыки у детей: умение работать в команде, договаривать-ся, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

снег, лед, камешки, листья, фантики, фильтры, воронки, черная краска, детская познавательная худ. литература.

Месяц

Содержание работы по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с  родителями

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Январь

ОПЫТ «Где рождается снег».

Цель: формировать представление детей об образовании снежинок, снега в природе, умение различать строение и формы снежинок, упавших с малых и больших высот, знания о происхождении снежинок и инея, умение пользоваться критериями сравнения. Развивать любознательность, логическое мышление, доказательную речь.

 

ОПЫТ «Какого цвета зима?».

Цель: сформировать представление детей о свойствах льда и снега, знания о происхождении снежинок, их форме. Продолжать формировать умение сосредоточиваться на выполнении заданий и поручений. Развивать наблюдательность, любознательность, умение устанавливать причинно-следственные связи. Учить детей читать схемы и рисунки.

Сочинение коротких рассказов «А что было бы, если…».

Цель: создавать условия для творческого сочинительства коротких рассказов на заданную тему. Содействовать проявлению норм этикета, соблюдению правил культуры речевого общения. Способствовать воспитанию чувственной сферы, эмоциональной чуткости.

Беседа с обсуждением по прочитанному рассказу Н. Калинина «История про снежный колобок».

Цель: формировать умения детей делать выводы, продолжать формировать умения устанавливать причинно-следственные связи. Продолжать развивать мотивацию желания исследовательской деятельности, наблюдательность, доказательную речь.

Сравнительное рассматривание «Снежинок».

Цель: продолжать формировать умение составлять рассказ о личных наблюдениях за снежинками. Развивать любознательность, логическое мышление, доказательную речь, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков. Развивать коммуникативные умения развитие

Чтение познавательного рассказа А. Тринова «Почему снежинки такие разные».

Цель: формировать представление детей о значении снега в жизни растений, закономерных изменений в природе. Стимулировать детей выражать свои мысли, по прочитанному тексту, отвечать на вопросы по тексту.

Изобразительная деятельность «Здравствуй снежинка!».

Цель: закреплять знания о происхождении снежинок, их форме. Продолжать развивать воображение, эстетический вкус, творческую мысль, интерес к опытам.  Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, чувство любви к окружающей природе. Активизировать словарь.

Подвижная игра «Кружилиха».

Цель: учить детей действовать в команде, начинать одновременно по сигналу, выполнять задания согласно правилам. Развивать ловкость, силу, воспитывать доброжелательность, дисциплиниро-ванность.

Викторина по сказкам с образами воды, снега.

Цель: формировать умение анализировать, сравнивать, абстрагиро-вать, обобщать результаты проводимых опытов, формировать умения принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность. Активно стимулировать умственную деятельность, активно включать детей в опытническую деятельность. Развивать речь, воображение.

Иллюстрации, репродукции, рисунки по теме зима, к сказкам; маски-шапочки; разрезные картинки по теме «Зима и зимние явления»; чтение книг: «Снегурочка», «Мороз Иванович» (в обр. В. Одоевского), С. Маршак «Двенадцать месяцев», «Заюшкина избушка» (в обр. О. Капицы), В. Архангельский «Значение снега»; панно «Зимний пейзаж». Оборудование: подносы, вата, небольшие различные емкости, пластиковые стаканчики и небольшие палочки

Конкурс совместных работ «Зимние забавы детей».

Цель: внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком. Активиза-ция включен-ности родителей в работу детского сада.

Месяц

Содержание работы по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с  родителями

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Февраль

ОПЫТ «Кому снег друг, а кому - недруг».

Цель: формировать знания детей о значении снега в жизни растений. Учить детей читать схемы и рисунки. Стимулировать детей к высказыванию. Развивать наблюдательность, воображение, память, органы зрения и осязания, умение говорить связно и внятно. Создавать эмоционально-положительную атмосферу.

Разучивание текста к театральной постановке «Мороз Иванович». Цель: учить детей сопереживать героям сказки. Развивать память, учить детей внятно и связно

проговаривать текст, развивать эмоциональную чуткость.

умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; формирование оценочной самостоятельности воспитанников.

Чтение познавательного рассказа В. Архангельский «Значение снега».

Цель: формировать представление детей о значении снега в жизни растений, закономерных изменений в природе. Стимулировать детей выражать свои мысли, по прочитанному тексту, отвечать на вопросы по тексту.

Динамическая пауза «Мы катали снежный ком…».

Цель: снятие психического напряжения детей путем переключения на другой вид деятельности. Вызвать интерес к совместному выполнению упражнений, создать эмоционольно-доброжелательный настрой в коллективе.

Соблюдать внимательное, чуткое отношение к товарищам, педагогу.

Постановка для младших воспитанни-ков детского сада по сказке «Мороз Иванович».

Цель:  воспитывать интерес к художественным и музыкальным произведениям, развитие эстетического вкуса.

(по кол-ву детей), соль, салфетки, белые альбомные листы, цветные карандаши.

Привлечь родителей к коллективному строительству снежного городка «Строим снежный город».

Цель: Активиза-ция родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду.

Формирова-ние положитель-ного имиджа детского сада в сознании родителей.

Месяц

Содержание работы по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с  родителями

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Март

ОПЫТ «Что такое бумага и ее свойства».

Цель: познакомить детей с основными свойствами бумаги. Исследовать звук, который издает бумага, занимаемое ее пространство. Выяснить взаимодействие с бумагой пишущих инструментов (карандаш, кисточка).

ОПЫТ «Прочность бумаги».

Цель: продолжать знакомить детей с основными свойствами бумаги. Продолжать приучать детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь.

Дидактическая речевая игра «Бумажная страна»

Цель: продолжать развивать у детей речь, словесно-логическое мышление, внимание, воображение. Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах. Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований, опираясь на схемы.

Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.

Просмотр презентации с обсуждением «Из чего же, из чего же сделаны наши книжки и тетрадки…».

Цель: продолжать формировать представления детей о бумаги, ее свойствах и происхождении. Активизировать самостоятельную познавательную деятельность через решение проблемных ситуаций. Формировать у детей желание обсуждать результаты просмотра и умение доказывать свое решение.

Конструирование из бумаги - коллективная работа «Бумажная поляна».

Цель: продолжать знакомить детей с искусством оригами, различными способами складывания бумаги. Развивать эстетический вкус, внимание, память. Создавать ситуации, в которых ребенок может проявить себя активной личностью.

Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом».

Цель: снятие психического напряжения детей путем переключения на другой вид деятельности. Вызвать интерес к совместному выполнению упражнений.

Конкурс рисунков «Что может бумага…».

Цель: закрепление знаний детей о бумаги и ее свойствах. Формировать умение создавать мысленные образы, отражать результаты наблюдений в изобразитель-ной деятельности.

Различные виды бумаги (газета, тетрадный лист, кусок ткани, целлофановый пакет, альбомный лист, цветная бумага, картон, бумага для выпечки)по количеству детей), коробка из-под обуви, ножницы, цветные карандаши, кисточка, монетки, бруски, носовые платочки, горох или крупу, книги, пластилин.

Предложить родителям придумать вместе с детьми и оформить экологическую сказку «Что рассказал нам выброшенный на свалку полиэтиленовый пакет».

Цель: воспитывать чувство ответственности за свое поведение в природе как у детей, так и у родителей. Распространение педагогических знаний среди родителей.

Месяц

Содержание работы по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с  родителями

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Апрель

ОПЫТ «Свет повсюду», «Свет сквозь предметы».

Цель: объяснить детям, что свет – это поток световых лучей, познакомить их с тем, как можно увидеть луч света. Показать на опыте, что светлое пятно (или тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене и наоборот.

ОПЫТ «Путешествие света», «Волшебный диск».

Цель: продолжать знакомить детей со светом и его основными свойствами. Продолжать учить детей обследовать, анализировать и сравнивать различные предметы, явления. Продолжать учить детей высказывать свои предположения и догадки по заданной теме, самостоятельно делать выводы, искать ответы на вопросы.

Упражнения на развитие воображения «Что изменилось бы в жизни, если не стало солнышко».

Цель: дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе. Продолжать учить детей размышлять, сознавать необходимость солнечного света, доказательно отвечать на вопросы воспитателя, активизировать словарный запас детей.  Способствовать воспитанию интереса к миру природы.

Рассматривание картин и беседа с обсуждением «Кому и зачем нужен свет».

Цель: поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру. Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.

Игровая обучающая ситуация «Солнышко и тучка».

Цель: формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, стремление к творческому воображению.

Изобразительное творчество «Что будет, если наступит темнота?».

Цель: развивать у детей интеллектуально-личностное, творческое развитие, воображение. Создавать ситуации, в которых ребенок может проявить себя активной личностью.

Чтение художественной литературы и познавательных рассказов: сказка К. Чуковского «Краденное солнце», познавательные рассказы «Свет в лесу» А. Ломакина, К. Ушинский «Первое солнышко».

Цель: добиваться понимания смысла прочитанного, отвечать на вопросы по тексту. Стимулировать детей выражать свои мысли, по прочитанному тексту, отвечать на вопросы по тексту.

Подвижная игра «Кто я?».

Цель: развивать у детей выразитель-ность движений. Творчество в двигательной активности, ловкость, быстроту реакции.

Создание книжки - самоделки «Что будет, если наступит темнота?».

Цель: развивать у детей творческое развитие, эстетический вкус. Развивать социальные навыки у детей: умение работать в команде, договаривать-ся, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. Вызвать интерес к выполнению  совместного дела.

Иллюстрации и картинки по теме «Свет», детская познавательнаяи  худ. литература, фонарик, коробка из-под обуви, свеча, зеркало, лампа настольная, фольга контейнер с водой, цветные карандаши, бумага, кувшин с водой, сетка, книги, разноцветная бумага, лупа, нтки, пуговицы, альбомные листы, пластилин.

Конкурс совместно-го творчества родителей и детей «Если только захотеть, можем в космос полететь...»

  • Цель: обогащение педагогических умений родителей.
  • Активиза-ция включен-ности родителей в работу детского сада.  Развитие позитивных взаимоотношений работников ДОУ и родителей.

Привлечь родителей к изготовле- нию фигур для показа

теневого

Месяц

Содержание работы по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с  родителями

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Апрель

ОПЫТ «Солнечная лаборатория», «Загадочный кружок».

Цель: продолжать формировать представления о свете, о его взаимоотношениях с другими объектами. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы. Развивать внимание. Память, воображение, логическое мышление, речь. Социальные навыки, отстаивать свою правоту.    

Разгадывание логической речевой загадки «Волшебные лучики», «Радужные зайчики».

Цель: познакомить детей с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей света. Развивать любознатель-ность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность.

Дидактическая игра «Теневой театр».

Цель: помочь детям узнать, как образуется тень. Обсудить при помощи, каких приборов и материалов можно добиться желаемого результата – тень. Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.

Аппликация коллективная «Солнышко лучистое».

Цель: продолжать учить детей создавать и трансформировать выразительные образы. Показать приемы оформления аппликации дополнительными материалами. Поддерживать у детей инициативу, активность и самостоятельность; развивать личностные и интеллектуальные качества детей.

Упражнения-перевоплоще-ния.

Цель: снятие психического напряжения детей путем переключения на другой вид деятельности. Вызвать интерес к совместному выполнению упражнений.

Показ теневого театра «Три медведя» для детей младших групп.

Цель: развивать творческие способности, артикуляцион-ный аппарат. Формировать у детей стойкий интерес к театрализован-ной деятельности, желание участвовать в общем действии, побуждать детей к активному взаимодейст-вию. Развивать речь и умение активно строить диалог. Развивать игровое поведение, эстетические чувства, способности.

театра.

  • Цель: повышать компетент-ность родителей в той или иной области развития и обучения детей. Развитие творческого взаимо-действия родителей и детей. Активиза-ция включен-ности родителей в работу детского сада.

Месяц

Содержание работы по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с  родителями

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Май

ОПЫТ «Исследуем свойства почвы».

Цель: познакомить детей со свойствами природных материалов: почвы, песка, глины. Развивать внимание, любознательность, логическое мышление, речевую активность, интерес к исследовательской деятельности.

 

ОПЫТ «Глина, песок, почва».

Цель: выяснить состав песка, узнать состав почвы и глины. Сравнить сухую и мокрую почву, глинистую и песчаную почву. Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

 

ОПЫТ «Взаимодействие песка, глины и почвы с водой».

Цель:  исследовать взаимодействие песка, глины и почвы с водой.

Интеллектуальная игра «Что, где, когда?».

Цель: закрепить знания детей о природе; через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к ней. Развивать логическое мышление, доказательную речь, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков. Развивать коммуникатив-ные умения развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; формирование оценочной самостоятельности воспитанников.

Дидактическая игра «Туристы в лесу».

Цель: продолжать учить детей бережно относиться к природе, закрепить знания детей о поведении в лесу. Развивать любознательность, логическое мышление, доказательную речь, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков. Развивать коммуникативные умения развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; формирование оценочной самостоятельности воспитанников.

Зарисовка понравившегося опыта.

Цель: продолжать учить детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений, учить детей передавать в рисунке форму, пропорции, характерные особенности того или иного опыта. Развивать интерес к исследовательской деятельности.

Чтение художественной литературы:

В. Песков «Лоси»,

В. Танасийчук «Взрыв без шума», В. Бианки «Лесная газета», В. Танасийчук  «Кислый дождь»,  Т. А. Шорыгина «Родник», Я. Драгунский «Земля»,

 Л. Квитко «На песке», Т. А. Шорыгина «Волшебник с планеты Омега»,

 «Наша кормилица-Земля».

Динамическая пауза «Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять…».

Цель: повысить умственную работоспособ-ность детей на занятиях, обеспечить кратковремен-ный активный отдых детей во время ннод.

Упражнение «Зрительная гимнастика».

Цель: включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот - расслабить те глазные мышцы, на

которые падает

Экологичес-кий проект «Чистота планеты – в наших руках» и 

Конкурс поделок «Вторая жизнь брошенных вещей».

Цель: вовлекать детей в природоохранительную деятельность, выяснить с детьми последствия загрязнения почвы бытовым мусором. Развивать познаватель-ный интерес. Продолжать формировать навыки исследовательской деятельности. Развивать умение сравнивать и анализировать,

Иллюстрации по теме, детская познавательнаяи  худ. литература, природный материал (песок, глина, почва), емкости для природного материала, кувшин с водой, одноразовые стаканчики, ложки, лопатки, лупа, таз, сухие листья, веточки, цветная бумага, одноразовая посуда, пакет для мусора, альбомные листы, цветные карандаши.

Выставка совмест-ных работ родителей и детей: «Экологи-ческие знаки»;

Экологи-ческий десант

«Очистим детский сад от мусора»;

Создание

Информа-ционного стенда «Человек и природа».

Цель: распростра-нение педагогических знаний среди родителей.

Развитие позитивных взаимоотношений работников ДОУ и родителей. Формирова-ние положительного

Месяц

Содержание работы по направлениям

Формы работы с детьми

Организация среды

Формы работы с  родителями

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Май

Продолжать учить детей обследовать, анализировать и сравнивать различные предметы, явления. Продолжать учить детей высказывать свои предположения и догадки по заданной теме, самостоятельно делать выводы, искать ответы на вопросы.

Цель: формировать представление детей о значении чистой почвы в жизни растений, закономерных

изменений в природе.

Продолжать учить детей выражать свои мысли последовательно, по прочитанному тексту, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас, отвечать на вопросы по тексту.

 Рисование на тему «Какую пользу я принес планете».

Цель: продолжать расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; продолжать закреплять навыки работы карандашом, красками, оформления изображений в цвете. Развивать интерес к исследовательской деятельности.

основная нагрузка.

развивать первоначаль-ные умения и навыки экологически грамотного и безопасного

для природы и для самого ребенка поведения. Воспитывать коммуникатив-ные навыки, самостоятель-ность, трудолюбие, наблюдатель-ность и любознатель-ность, гуманное, эмоционально-положитель-ное, бережное, заботливое отношение к миру природы.

имиджа детского сада через демонстра-цию досуговой деятельнос-ти. Активиза-ция инициатив-ности родителей в благоуст-ройстве детских участков сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности на тему «Зимние забавы»

Развить у ребят творческий  потенциал  самостоятельность, умение на практике применять имеющиеся знания и умения....

Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности

Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности...

Познавательно-исследовательская деятельность детей через экспериментирование как средство стимулирования интеллектуальных способностей старших дошкольников

Познавательно-исследовательская деятельность детей через экспериментирование как средство стимулирования интеллектуальных способностей старших дошкольников...