Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности в группе старшего возраста «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование с неживой природой».
методическая разработка (старшая группа) на тему
Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. В дошкольном возрасте оно является одним из ведущих, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_tema.docx | 57.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности
в группе старшего возраста
Название методической темы:
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование с неживой природой».
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.
В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Реализация такого подхода к развитию восприятия детей позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме:
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование с неживой природой».
Цель работы: способствовать формированию у детей познавательной активности при ознакомлении неживой природой в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;
- развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень).
- Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
- Развитие у детей познавательных способностей:
- мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- способов познания путем сенсорного анализа.
- Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
- развитие коммуникативных умений (умения развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать
в сотрудничестве, слушать собеседника; формирование оценочной самостоятельности воспитанников);
- совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
- развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
- Развитие свободной творческой личности ребенка.
- желания принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность;
- использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций.
5. Развитие у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Требования к воспитательно-образовательному процессу.
1. Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
2. Сталкивать воспитанников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.
3. Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.
4. Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и непринужденной обстановке,
особенно — путем обсуждений в малых группах.
5. Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций — так,
чтобы они могли оценить их прикладное значение.
Структура проведения опытов:
- Постановка проблемы;
- Поиск путей решения проблемы;
- Проверка гипотез, предположений;
- Обсуждение увиденных полученных результатов;
- Формулировка выводов;
- Зарисовка результатов наблюдений.
Месяц | Содержание работы по направлениям | Формы работы с детьми | Организация среды | Формы работы с родителями | |||||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |||||||
Сентябрь | Дидактическая игра «Что? Для чего? Зачем?».Цель: уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), о способе познания мира – эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории. Познакомить детей с оборудованием для исследовательской деятельности. Поддержать и развивать интерес у детей к исследованиям, открытиям.Дидактическая игра «Волшебные стеклышки".Цель: познакомить и продемонстрировать детям особенности увеличительных приборов, микроскопом. Дать представление для чего они нужны. | Разучивание физ. минутки «Вот помощники мои». Цель: побуждать детей к повторению текста и правильному выполнения движений. | Беседа с обсуждением «Что такое опыты и для чего они нужны?». Цель: развитие интереса у старших дошкольников к экспериментированию. Формирование у детей старшего дошкольного возраста потребности в познании объектов окружающего мира посредством экспериментирования. Способствовать развитию диалогической речи. Рассматривания картинок с обсуждением «Опасные ситуации вовремя экспериментирова-ния». Цель: познакомить детей с правилами поведения во время экспериментов. Способствовать развитию диалогической речи у детей для обмена информацией, ведения творческих споров, | Л. Толстой «Галка» Н. Носов «Мишкина каша». Цель: помочь сформировать представление о том, для чего нужны опыты, знания. Учить понимать содержание произведения, отвечать на вопросы о действиях и персонажей, выражать свое эмоциональное отношение к прочитанному. Рисование на тему: «Эти удивительные помощники» Цель: поддержание у детей интереса к помощникам для исследований. Учить детей передавать в рисунке форму, пропорции, характерные особенности, прибора-помощника, упражнять в закрашивании карандашом в одном направлении. | Физ. минутка «Вот помощники мои». Цель: развивать мелкую моторику, учить выполнять упражнение правильно. | Выставка детских рисунков «Эти удивительные помощники». | Создание центра «экспериментирования» - в целях развития дошкольников и познания ими окружающего мира. | Привлечь родителей к созданию Центра «экспери-ментирова-ния» Цель: Активизация родительского внимания к жизни детей в детском саду. | |||
Месяц | Содержание работы по направлениям | Формы работы с детьми | Организация среды | Формы работы с родителями | |||||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |||||||
Октябрь | ОПЫТ «Исследование свойств природных материалов». Цель: установить, какие материалы имеют природное происхождение. Исследовать: поверхность природного материала методом отпечатков, взаимодействие природных материалов с водой. ОПЫТ «Вот какой песок!». Цель: учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с природным материалом; выяснить состав песка, исследовать взаимодействие песка с водой, в сравнении взаимодействия глины с водой. | Рассматривания картинок на тему «Опасные ситуации во время экспериментирования». Цель: провести инструктаж детей по правилам безопасного поведения во время опытов. Чтение рассказа А. Низовой «Интересное рядом». Цель: прививать интерес к художественной литературе, учить передавать содержание отрывков по вопросам воспитателя. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать интерес к исследовательской деятельности. | поиска объяснений, формулировки вывода. Беседа с обсуждением «Свойства природных материалов» Цель: познакомить детей со свойствами природных материалов. Обсудить с детьми, почему материалы называют природными. Развивать любознательность, логическое мышление и речь. Сочинение рассказов «Что нам …. рассказал(а)?». Цель: формировать умение детей составлять рассказы из своего опыта, передавая хорошо знакомые события, развитие связной и монологической речи, фантазии, воображения. | Зарисовка опыта «Причудливые отпечатки». Цель: приучать детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Закреплять навыки работы карандашом, оформления изображений в цвете. Развивать интерес к исследовательской деятельности. | Физ. минутка «Буратино». Цель: повысить умственную работоспособ-ность детей на занятиях, обеспечить кратковремен-ный активный отдых детей во время ннод. | Создание макета «Зона пустыни». Цель: обобщить знание детей о песке и его свойствах. Дать детям первоначаль-ное представле-ние о пустыне. Учить детей участвовать в коллективном преобразовании, доводить работу до конца. «Построим город из песка». Цель: учить детей участвовать в коллективном преобразовании; закрепить знания детей о свойствах песка. | Иллюстриро-ванный материал (посройки из песка, природные материалы), песочные часы, мелкие игрушки, картотека опытов, совки, формочки, лейки с водой, клеенчатые фартуки, лупы, пипетки, природный материал (камни, желуди, семечки, веточки, ракушки, цветные карандаши), таз, одноразовые стаканчики, пластилин, бумага для рисования, простые карандаши, детская познавательная худ.литература. | Эксперимен-тируем дома вместе с родителями «Цветной песок». Цель: предложить родителям изготовить дома вместе с детьми декоративное украшение для дома из песка, гуаши, мела. Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком. | |||
Месяц | Содержание работы по направлениям | Формы работы с детьми | Организация среды | Формы работы с родителями | |||||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |||||||
Ноябрь | ОПЫТ «Исследование свойств воздуха». Цель: познакомить детей с основными свойствами воздуха. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с воздухом. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь. Воспитывать бережное отношение к воздушному пространству в природе. ОПЫТ «Обнаружение воздуха в пространстве. Помощник - веер» Цель: предложить детям самостоятельно найти способы "ловли" воздуха в помещении. Активизировать мыслительную деятельность, умение устанавливать причинно-следственные связи. | Составление рассказов по картинке «Воздух - невидимка». Цель: систематизировать знания детей воздухе и его свойствах. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Развивать устную речь детей, познавательные процессы. | Коллективное сочинение «Истории про воздух». Цель: продолжать формировать у детей целостную естественно-научную картину мира с опорой на личный опыт детей, их исследовательские действия, аналитические способности; формировать независимость в мышлении, способствовать развитию диалогической речи для обмена информацией, ведения творческих споров, поиска объяснений, формулировки вывода. | Рисование «Воздух, ты какой?». Цель: продолжать учить детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Закрепить знания об основных свойствах воздуха. Конструирование из бумаги «Волшебник из бумаги - веер». Цель: расширять опыт и знания детей по заданной теме; формировать умения и навыки работы по использованию техник исполнения; развивать творческие способности, воображение, фантазию. Стихи М. Андреева-Доглядная «Стихи для детей обо всём на свете. Воздух». Цель: развивать, мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру. | Физ. минутка «Ветер». Цель: повысить, удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых детей во время занятий. | Создание стенгазеты «Дети говорят о воздухе» Цель: продолжать формировать элементы поисковой деятельности. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, продолжать учить детей участвовать в коллективном преобразовании, доводить работу до конца, создать доброжелательный настрой. | Иллюстрации по теме воздух, листы бумаги разного формата (по количеству детей), простые карандаши, перышки, кубики, книги, воздушные шарики, воронки, стаканы с водой, трубочки для коктейля, стаканы с почвой, ложечки, цветные карандаши, мыльные пузыри, детская познавательная худ. литература, цветная бумага, краски. | Предложить родителям вместе с детьми изготовить оборудование для наблюдения за ветром на участке в детском саду «Кручусь, верчусь…». Цель: Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком. Активиза-ция включенно-сти родителей в работу детского сада. | |||
Месяц | Содержание работы по направлениям | Формы работы с детьми | Организация среды | Формы работы с родителями | |||||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |||||||
Ноябрь | Наблюдение за воздухом на улице «Шалунишка воздух – ветер». Цель: формировать понятие у детей ветер – воздух. Учить детей определять силу и направление ветра различными способами (по воздействию на деревья, по движению облаков, опавшей листвы, при помощи вертушек и ленточек). | Игровое упражнение «Продолжи фразу…». Цель: способствовать развитию диалогической речи и связной речи. Упражнять детей в образовании прилагательных. Учить детей работать в парах; предлагать свои варианты. | Этюд: «Надуем шар». Цель: формировать у детей интерес к театрализованной деятельности; вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой. Тренировать артикуляционный аппарат детей, способствовать укреплению круговой мышцы рта. Игровое упражнение «Ветер, ветер…». Цель: развитие дыхательного аппарата. Учить детей имитировать движения по заданному запросу. | Прослушивание звуков природы «Шум ветра». Цель: обогащать детей музыкальными впечатлениями: звуки природы (шум ветра) Развивать танцевальное творчество, формировать умение придумывать танцевальные движения. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. | Игровое упражнение «На медведя мы пойдем…». Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Продолжать учить выполнять дифференцированные движения. Побуждать детей к повторению текста и правильному выполнения движений. | Встреча за круглым столом «Возмож-ные способы очищения воздуха». Цель: повышение педагогической культуры родителей; изучение и обобщение лучшего семейного опыта; приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффектив-ных форм работы. |
Месяц | Содержание работы по направлениям | Формы работы с детьми | Организация среды | Формы работы с родителями | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | ||||
Декабрь | ОПЫТ «Исследование свойств воды (вкус, цвет, форма)». Цель: познакомить детей с основными свойствами воды. Учить детей способам исследования окружающего мира. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь. Воспитывать бережливое отношение к воде. ОПЫТ «Взаимодействие воды с другими веществами» Цель: продолжать формировать у детей понятие о взаимодействии воды с другими веществами. Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные | Разучивание пальчиковой гимнастики «Водичка» Цель: развивать у детей силу мышц кистей и подвижность суставов пальцев рук, учить выполнять дифференцированные движения. Побуждать детей к повторению текста и правильному выполнения движений. Речевая логическая задача «Где снежинки?». Цель: развитие логического мышления, умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. | Дидактическая игра «Тонет – не тонет; растворяется или нет». Цель: систематизировать знания детей о свойствах воды. Формировать у детей понятие о взаимодействии воды с другими веществами. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
Беседа с обсуждением на тему «Экологическая сказка». Цель: формировать у детей осознанное отношение к воде, стремление беречь ее. Объяснить детям, хорошее состояние воды является важным фактором для сохранения здоровья людей, экологической обстановки окружающей среды. Способствовать развитию у детей диалогической речи | Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Снегурочка»; И. Белоусова «Первый снежок». Цель: формировать у детей умение понимать и чувствовать образный язык произведений. Учить детей находить в тексте ответы на поставленные вопросы. Зарисовки «Где окажется вода?», «Какая бывает вода?», «Что загрязняет воду?». Цель: продолжать учить детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Закрепить знания об основных свойствах воды. | Физ.минутка «По морю, по океану…». Цель: снятие психического напряжения детей путем переключения на другой вид деятельности. | Коллективная работа на улице «Цветные украшения для участка». Цель: продолжать знакомить детей с агрегатными состояниями воды – жидким и твердым; показать с помощью опытов, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска. Предложить детям украсить участок изготовленными цветными фигурками. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой. | Иллюстрации и репродукции по теме «Вода», стаканчики одноразовые, сахар, соль, лимон, молоко, подносы, ложки, губки, цветные карандаши, тазы, палочка деревянная, монетка, гвоздь, кусочек ваты, пенопласт, пластмассовая крышка, лупа, термос с горячей водой, зеркало, друшлаг, пипетки, ложки, палочки, краски, песок, кусочек сахара, соль, пластилин, бумага, салфетки, целлофан, ткань, тетрадный лист, картон, | Создание макета «Ледяная зона». Цель: закрепить знания детей о воде и ее свойствах. Познако-мить детей с природными условиями и особенностями Арктики и Антаркти-ды, их обитателями Распростра-нение педагогических знаний среди родителей. Формирова-ние положи-тельного имиджа, доброжела-тельного отношения родителей к детскому саду. |
Месяц | Содержание работы по направлениям | Формы работы с детьми | Организация среды | Формы работы с родителями | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | ||||
Декабрь | зависимости и делать выводы. ОПЫТ «Состояние воды». Цель: познакомить детей с различным состоянием воды; формировать знания детей о том, что пар, снег, лед состоит из воды. Учить детей последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас, побуждать интерес к природе, ее явлениям.
| Учить детей аргументирован-ным ответам на вопросы воспитателя, активизировать словарный запас детей. Способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира. | для обмена информацией, ведения творческих споров, поиска объяснений, формулировки вывода. Просмотр презентации с обсуждением «Откуда грязь в снежинках». Цель: дать детям представление откуда берется грязь в воде, снежинках, снеге. Развитие познавательного интереса в познании окружающего мира, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков. Развивать коммуникативные умения развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; формирование оценочной самостоятельности воспитанников. | Чтение познавательного рассказа Н. Абрамцева «Про снежинку». Цель: продолжать формировать представление детей о воде и ее свойствах, закономерных изменений в природе. Добиваться понимания смысла прочитанного, отвечать на вопросы по тексту. Рисование-экспериментирова-ние «Чудесные превращения кляксы». Цель: создавать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами. Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать у детей интерес к «оживлению» необычных форм. | Игровое упражнение «Море волнуется…». Цель: снятие психического напряжения детей путем переключения на другой вид деятельности. Вызвать интерес к совместному выполнению упражнений, создать эмоционольно-доброжелательный настрой в коллективе. | КВН «В гостях у Капитошки». Цель: закрепить знания детей о воде, используя игровые ситуации, приобщать детей к организации собственного досуга, способствовать их творческому развитию. Развивать социальные навыки у детей: умение работать в команде, договаривать-ся, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. | снег, лед, камешки, листья, фантики, фильтры, воронки, черная краска, детская познавательная худ. литература. |
Месяц | Содержание работы по направлениям | Формы работы с детьми | Организация среды | Формы работы с родителями | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | ||||
Январь | ОПЫТ «Где рождается снег». Цель: формировать представление детей об образовании снежинок, снега в природе, умение различать строение и формы снежинок, упавших с малых и больших высот, знания о происхождении снежинок и инея, умение пользоваться критериями сравнения. Развивать любознательность, логическое мышление, доказательную речь.
ОПЫТ «Какого цвета зима?». Цель: сформировать представление детей о свойствах льда и снега, знания о происхождении снежинок, их форме. Продолжать формировать умение сосредоточиваться на выполнении заданий и поручений. Развивать наблюдательность, любознательность, умение устанавливать причинно-следственные связи. Учить детей читать схемы и рисунки. | Сочинение коротких рассказов «А что было бы, если…». Цель: создавать условия для творческого сочинительства коротких рассказов на заданную тему. Содействовать проявлению норм этикета, соблюдению правил культуры речевого общения. Способствовать воспитанию чувственной сферы, эмоциональной чуткости. | Беседа с обсуждением по прочитанному рассказу Н. Калинина «История про снежный колобок». Цель: формировать умения детей делать выводы, продолжать формировать умения устанавливать причинно-следственные связи. Продолжать развивать мотивацию желания исследовательской деятельности, наблюдательность, доказательную речь. Сравнительное рассматривание «Снежинок». Цель: продолжать формировать умение составлять рассказ о личных наблюдениях за снежинками. Развивать любознательность, логическое мышление, доказательную речь, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков. Развивать коммуникативные умения развитие | Чтение познавательного рассказа А. Тринова «Почему снежинки такие разные». Цель: формировать представление детей о значении снега в жизни растений, закономерных изменений в природе. Стимулировать детей выражать свои мысли, по прочитанному тексту, отвечать на вопросы по тексту. Изобразительная деятельность «Здравствуй снежинка!». Цель: закреплять знания о происхождении снежинок, их форме. Продолжать развивать воображение, эстетический вкус, творческую мысль, интерес к опытам. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, чувство любви к окружающей природе. Активизировать словарь. | Подвижная игра «Кружилиха». Цель: учить детей действовать в команде, начинать одновременно по сигналу, выполнять задания согласно правилам. Развивать ловкость, силу, воспитывать доброжелательность, дисциплиниро-ванность. | Викторина по сказкам с образами воды, снега. Цель: формировать умение анализировать, сравнивать, абстрагиро-вать, обобщать результаты проводимых опытов, формировать умения принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность. Активно стимулировать умственную деятельность, активно включать детей в опытническую деятельность. Развивать речь, воображение. | Иллюстрации, репродукции, рисунки по теме зима, к сказкам; маски-шапочки; разрезные картинки по теме «Зима и зимние явления»; чтение книг: «Снегурочка», «Мороз Иванович» (в обр. В. Одоевского), С. Маршак «Двенадцать месяцев», «Заюшкина избушка» (в обр. О. Капицы), В. Архангельский «Значение снега»; панно «Зимний пейзаж». Оборудование: подносы, вата, небольшие различные емкости, пластиковые стаканчики и небольшие палочки | Конкурс совместных работ «Зимние забавы детей». Цель: внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком. Активиза-ция включен-ности родителей в работу детского сада. |
Месяц | Содержание работы по направлениям | Формы работы с детьми | Организация среды | Формы работы с родителями | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | ||||
Февраль | ОПЫТ «Кому снег друг, а кому - недруг». Цель: формировать знания детей о значении снега в жизни растений. Учить детей читать схемы и рисунки. Стимулировать детей к высказыванию. Развивать наблюдательность, воображение, память, органы зрения и осязания, умение говорить связно и внятно. Создавать эмоционально-положительную атмосферу. | Разучивание текста к театральной постановке «Мороз Иванович». Цель: учить детей сопереживать героям сказки. Развивать память, учить детей внятно и связно проговаривать текст, развивать эмоциональную чуткость. | умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; формирование оценочной самостоятельности воспитанников. | Чтение познавательного рассказа В. Архангельский «Значение снега». Цель: формировать представление детей о значении снега в жизни растений, закономерных изменений в природе. Стимулировать детей выражать свои мысли, по прочитанному тексту, отвечать на вопросы по тексту. | Динамическая пауза «Мы катали снежный ком…». Цель: снятие психического напряжения детей путем переключения на другой вид деятельности. Вызвать интерес к совместному выполнению упражнений, создать эмоционольно-доброжелательный настрой в коллективе. | Соблюдать внимательное, чуткое отношение к товарищам, педагогу. Постановка для младших воспитанни-ков детского сада по сказке «Мороз Иванович». Цель: воспитывать интерес к художественным и музыкальным произведениям, развитие эстетического вкуса. | (по кол-ву детей), соль, салфетки, белые альбомные листы, цветные карандаши. | Привлечь родителей к коллективному строительству снежного городка «Строим снежный город». Цель: Активиза-ция родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду. Формирова-ние положитель-ного имиджа детского сада в сознании родителей. |
Месяц | Содержание работы по направлениям | Формы работы с детьми | Организация среды | Формы работы с родителями | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | ||||
Март | ОПЫТ «Что такое бумага и ее свойства». Цель: познакомить детей с основными свойствами бумаги. Исследовать звук, который издает бумага, занимаемое ее пространство. Выяснить взаимодействие с бумагой пишущих инструментов (карандаш, кисточка). ОПЫТ «Прочность бумаги». Цель: продолжать знакомить детей с основными свойствами бумаги. Продолжать приучать детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь. | Дидактическая речевая игра «Бумажная страна» Цель: продолжать развивать у детей речь, словесно-логическое мышление, внимание, воображение. Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах. Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований, опираясь на схемы. Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов. | Просмотр презентации с обсуждением «Из чего же, из чего же сделаны наши книжки и тетрадки…». Цель: продолжать формировать представления детей о бумаги, ее свойствах и происхождении. Активизировать самостоятельную познавательную деятельность через решение проблемных ситуаций. Формировать у детей желание обсуждать результаты просмотра и умение доказывать свое решение. | Конструирование из бумаги - коллективная работа «Бумажная поляна». Цель: продолжать знакомить детей с искусством оригами, различными способами складывания бумаги. Развивать эстетический вкус, внимание, память. Создавать ситуации, в которых ребенок может проявить себя активной личностью. | Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом». Цель: снятие психического напряжения детей путем переключения на другой вид деятельности. Вызвать интерес к совместному выполнению упражнений. | Конкурс рисунков «Что может бумага…». Цель: закрепление знаний детей о бумаги и ее свойствах. Формировать умение создавать мысленные образы, отражать результаты наблюдений в изобразитель-ной деятельности. | Различные виды бумаги (газета, тетрадный лист, кусок ткани, целлофановый пакет, альбомный лист, цветная бумага, картон, бумага для выпечки)по количеству детей), коробка из-под обуви, ножницы, цветные карандаши, кисточка, монетки, бруски, носовые платочки, горох или крупу, книги, пластилин. | Предложить родителям придумать вместе с детьми и оформить экологическую сказку «Что рассказал нам выброшенный на свалку полиэтиленовый пакет». Цель: воспитывать чувство ответственности за свое поведение в природе как у детей, так и у родителей. Распространение педагогических знаний среди родителей. |
Месяц | Содержание работы по направлениям | Формы работы с детьми | Организация среды | Формы работы с родителями | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | ||||
Апрель | ОПЫТ «Свет повсюду», «Свет сквозь предметы». Цель: объяснить детям, что свет – это поток световых лучей, познакомить их с тем, как можно увидеть луч света. Показать на опыте, что светлое пятно (или тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене и наоборот. ОПЫТ «Путешествие света», «Волшебный диск». Цель: продолжать знакомить детей со светом и его основными свойствами. Продолжать учить детей обследовать, анализировать и сравнивать различные предметы, явления. Продолжать учить детей высказывать свои предположения и догадки по заданной теме, самостоятельно делать выводы, искать ответы на вопросы. | Упражнения на развитие воображения «Что изменилось бы в жизни, если не стало солнышко». Цель: дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе. Продолжать учить детей размышлять, сознавать необходимость солнечного света, доказательно отвечать на вопросы воспитателя, активизировать словарный запас детей. Способствовать воспитанию интереса к миру природы. | Рассматривание картин и беседа с обсуждением «Кому и зачем нужен свет». Цель: поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру. Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту. Игровая обучающая ситуация «Солнышко и тучка». Цель: формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, стремление к творческому воображению. | Изобразительное творчество «Что будет, если наступит темнота?». Цель: развивать у детей интеллектуально-личностное, творческое развитие, воображение. Создавать ситуации, в которых ребенок может проявить себя активной личностью. Чтение художественной литературы и познавательных рассказов: сказка К. Чуковского «Краденное солнце», познавательные рассказы «Свет в лесу» А. Ломакина, К. Ушинский «Первое солнышко». Цель: добиваться понимания смысла прочитанного, отвечать на вопросы по тексту. Стимулировать детей выражать свои мысли, по прочитанному тексту, отвечать на вопросы по тексту. | Подвижная игра «Кто я?». Цель: развивать у детей выразитель-ность движений. Творчество в двигательной активности, ловкость, быстроту реакции. | Создание книжки - самоделки «Что будет, если наступит темнота?». Цель: развивать у детей творческое развитие, эстетический вкус. Развивать социальные навыки у детей: умение работать в команде, договаривать-ся, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. Вызвать интерес к выполнению совместного дела. | Иллюстрации и картинки по теме «Свет», детская познавательнаяи худ. литература, фонарик, коробка из-под обуви, свеча, зеркало, лампа настольная, фольга контейнер с водой, цветные карандаши, бумага, кувшин с водой, сетка, книги, разноцветная бумага, лупа, нтки, пуговицы, альбомные листы, пластилин. | Конкурс совместно-го творчества родителей и детей «Если только захотеть, можем в космос полететь...»
Привлечь родителей к изготовле- нию фигур для показа теневого |
Месяц | Содержание работы по направлениям | Формы работы с детьми | Организация среды | Формы работы с родителями | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | ||||
Апрель | ОПЫТ «Солнечная лаборатория», «Загадочный кружок». Цель: продолжать формировать представления о свете, о его взаимоотношениях с другими объектами. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы. Развивать внимание. Память, воображение, логическое мышление, речь. Социальные навыки, отстаивать свою правоту. | Разгадывание логической речевой загадки «Волшебные лучики», «Радужные зайчики». Цель: познакомить детей с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей света. Развивать любознатель-ность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность. | Дидактическая игра «Теневой театр». Цель: помочь детям узнать, как образуется тень. Обсудить при помощи, каких приборов и материалов можно добиться желаемого результата – тень. Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту. | Аппликация коллективная «Солнышко лучистое». Цель: продолжать учить детей создавать и трансформировать выразительные образы. Показать приемы оформления аппликации дополнительными материалами. Поддерживать у детей инициативу, активность и самостоятельность; развивать личностные и интеллектуальные качества детей. | Упражнения-перевоплоще-ния. Цель: снятие психического напряжения детей путем переключения на другой вид деятельности. Вызвать интерес к совместному выполнению упражнений. | Показ теневого театра «Три медведя» для детей младших групп. Цель: развивать творческие способности, артикуляцион-ный аппарат. Формировать у детей стойкий интерес к театрализован-ной деятельности, желание участвовать в общем действии, побуждать детей к активному взаимодейст-вию. Развивать речь и умение активно строить диалог. Развивать игровое поведение, эстетические чувства, способности. | театра.
|
Месяц | Содержание работы по направлениям | Формы работы с детьми | Организация среды | Формы работы с родителями | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | ||||
Май | ОПЫТ «Исследуем свойства почвы». Цель: познакомить детей со свойствами природных материалов: почвы, песка, глины. Развивать внимание, любознательность, логическое мышление, речевую активность, интерес к исследовательской деятельности.
ОПЫТ «Глина, песок, почва». Цель: выяснить состав песка, узнать состав почвы и глины. Сравнить сухую и мокрую почву, глинистую и песчаную почву. Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
ОПЫТ «Взаимодействие песка, глины и почвы с водой». Цель: исследовать взаимодействие песка, глины и почвы с водой. | Интеллектуальная игра «Что, где, когда?». Цель: закрепить знания детей о природе; через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к ней. Развивать логическое мышление, доказательную речь, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков. Развивать коммуникатив-ные умения развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; формирование оценочной самостоятельности воспитанников. | Дидактическая игра «Туристы в лесу». Цель: продолжать учить детей бережно относиться к природе, закрепить знания детей о поведении в лесу. Развивать любознательность, логическое мышление, доказательную речь, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков. Развивать коммуникативные умения развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; формирование оценочной самостоятельности воспитанников. | Зарисовка понравившегося опыта. Цель: продолжать учить детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений, учить детей передавать в рисунке форму, пропорции, характерные особенности того или иного опыта. Развивать интерес к исследовательской деятельности. Чтение художественной литературы: В. Песков «Лоси», В. Танасийчук «Взрыв без шума», В. Бианки «Лесная газета», В. Танасийчук «Кислый дождь», Т. А. Шорыгина «Родник», Я. Драгунский «Земля», Л. Квитко «На песке», Т. А. Шорыгина «Волшебник с планеты Омега», «Наша кормилица-Земля». | Динамическая пауза «Раз – два – три – четыре – пять – В лес отправимся гулять…». Цель: повысить умственную работоспособ-ность детей на занятиях, обеспечить кратковремен-ный активный отдых детей во время ннод. Упражнение «Зрительная гимнастика». Цель: включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот - расслабить те глазные мышцы, на которые падает | Экологичес-кий проект «Чистота планеты – в наших руках» и Конкурс поделок «Вторая жизнь брошенных вещей». Цель: вовлекать детей в природоохранительную деятельность, выяснить с детьми последствия загрязнения почвы бытовым мусором. Развивать познаватель-ный интерес. Продолжать формировать навыки исследовательской деятельности. Развивать умение сравнивать и анализировать, | Иллюстрации по теме, детская познавательнаяи худ. литература, природный материал (песок, глина, почва), емкости для природного материала, кувшин с водой, одноразовые стаканчики, ложки, лопатки, лупа, таз, сухие листья, веточки, цветная бумага, одноразовая посуда, пакет для мусора, альбомные листы, цветные карандаши. | Выставка совмест-ных работ родителей и детей: «Экологи-ческие знаки»; Экологи-ческий десант «Очистим детский сад от мусора»; Создание Информа-ционного стенда «Человек и природа». Цель: распростра-нение педагогических знаний среди родителей. Развитие позитивных взаимоотношений работников ДОУ и родителей. Формирова-ние положительного |
Месяц | Содержание работы по направлениям | Формы работы с детьми | Организация среды | Формы работы с родителями | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | ||||
Май | Продолжать учить детей обследовать, анализировать и сравнивать различные предметы, явления. Продолжать учить детей высказывать свои предположения и догадки по заданной теме, самостоятельно делать выводы, искать ответы на вопросы. | Цель: формировать представление детей о значении чистой почвы в жизни растений, закономерных изменений в природе. Продолжать учить детей выражать свои мысли последовательно, по прочитанному тексту, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас, отвечать на вопросы по тексту. Рисование на тему «Какую пользу я принес планете». Цель: продолжать расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; продолжать закреплять навыки работы карандашом, красками, оформления изображений в цвете. Развивать интерес к исследовательской деятельности. | основная нагрузка. | развивать первоначаль-ные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. Воспитывать коммуникатив-ные навыки, самостоятель-ность, трудолюбие, наблюдатель-ность и любознатель-ность, гуманное, эмоционально-положитель-ное, бережное, заботливое отношение к миру природы. | имиджа детского сада через демонстра-цию досуговой деятельнос-ти. Активиза-ция инициатив-ности родителей в благоуст-ройстве детских участков сада. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия Непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности на тему «Зимние забавы»
Развить у ребят творческий потенциал самостоятельность, умение на практике применять имеющиеся знания и умения....
Непосредственно- образовательная деятельность для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: Воздух - невидимка.
Цель деятельности: развитие познавательных интересов детей и любознательности....
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Коршуновой Нины Николаевны на 2016-2019 учебные года Методическая тема: Тема: «Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельно
Развитие6 познавательных интересов дошкольников является одной изактуальнеых проблем в педагогике....
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». «Познавательно - исследовательская деятельность» с детьми старшей группы Тема: «Зимняя лаборатория Мороза Ивановича»
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»...
Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности
Методическая разрабртка...
Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности
Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности...
Познавательно-исследовательская деятельность детей через экспериментирование как средство стимулирования интеллектуальных способностей старших дошкольников
Познавательно-исследовательская деятельность детей через экспериментирование как средство стимулирования интеллектуальных способностей старших дошкольников...