Программа кружка "Пластилиновая фантазия" для детей старшей группы
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Цель кружковой деятельности: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinovaya_fantaziya.docx45.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 74 городского округа Самара

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ № 74

______________ Сильванович Т.П.

«____» _____________ 2012 г.

Программа

кружка «Пластилиновая фантазия»

(для детей старшей группы 5-6 лет)

Срок реализации – 1 год

Автор-составитель:

Сидоренко И.В.

воспитатель МБДОУ № 74

г.Самара 2012

  1. Пояснительная записка

«Я леплю из пластилина,
Пластилин нежней, чем глина,
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак…»

                       Н.Матвеева

"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" – утверждал В.А.Сухомлинский.

Пластилин – это прекрасный и доступный материал для воплощения самых разных творческих замыслов и фантазий и работа с ним – это прекрасное развивающее занятие для любого ребенка. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином,  напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с  ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Направленность дополнительной образовательной программы

Цель кружковой деятельности: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Необходимо научить детей видеть прекрасное в простом. Взращивать в детских сердцах чувство к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками, что принесёт им  чувство удовлетворения. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Успехи в простом придают уверенность в своих силах,  и ведет к сотворению более сложного. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, дает возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Кроме того, работа с пластилином  имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

Задачи:

1.Образовательные:

  • ознакомление со способами деятельности – лепка из пластилина;
  • овладение основами, умениями работы из целого куска пластилина, из отдельных частей, создание образов;
  • формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
  • активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире;
  • способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из  пластилина;
  • содействовать развитию интереса детей к  художественному творчеству.

2. Развивающие:

  • развитие мелких и точных движений пальцев рук;
  • развитие способности к личному самоопределению и самореализации;
  • развивать память, внимание, воображение, фантазию;
  • активизация творческого мышления;
  • развитие пространственного воображения, глазомера.
  • развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
  • овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности.

3. Воспитательные:        

  • воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
  • понимание необходимости качественного выполнения образа;
  • конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
  • воспитание аккуратности, старательности;
  • воспитание коммуникативных способностей детей;
  • воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.

Срок проведения: сентябрь -  май

Возрастная группа: дети 5-6 лет

Количество занятий в год: 34

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Форма организации: подгрупповая

Длительность занятий: 20 минут

Место проведения кружка: групповая комната

В основу работы положены следующие принципы: 

  • систематичности и последовательности: материал подобран в определённом порядке, системе;
  • доступности: характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;
  • наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения;
  • сезонности: построение программы  с учётом природных особенностей в данный момент времени;
  • обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

уважение к личности каждого ребенка.

Методы работы:

  • Метод сенсорного насыщения (без сенсорного основы немыслимо приобщение к художественной культуре).
  • Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.
  • Метод разнообразной художественной практики.
  • Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
  • Метод эвристических и поисковых ситуаций.
  • Метод игровых, творческих ситуаций.

Особенной ценностью кружковой  деятельности является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных требований. Согласно новым ФГТ, наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Занятия лепкой и пластилинографией   интегрируют  в  себе  следующие                образовательные области:

«Познание». Углубляются знания детей  о лепке как о виде творческой деятельности, расширяется кругозор.

«Коммуникация». Происходит развитие всех сторон речи.

«Чтение художественной литературы». Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Художественное творчество». В процессе лепки ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения, в результате происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.

 «Социализация». Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев, создается ситуация, стимулирующая эмоциональный отклик на событие.

Материалы, приспособления, инструменты:

  •  Пластилин (разных цветов)
  • Пластиковые дощечки для выполнения работ
  • Стеки
  • Цветной картон
  • Салфетка

Основные приемы лепки пластилином

  • Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
  • Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
  • Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
  • Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
  • Оттягивание. Похоже  на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
  • Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
  • Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
  • Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Предполагаемые результаты

  1. Умение свободно владеть лепным материалом.
  2. Знание исходных форм и умение их выполнять любого размера.
  3. Правильное понятие о пропорции и соразмерности.
  4. Умение использовать плоские рисованные изображения для создания объёмных форм.
  5. Развитие фантазии и творческого мышления.
  6. Укрепление мелкой моторики рук.

  1. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы кружка «Пластилиновая фантазия»

Тема занятия

Задачи

Кол-во часов

Сентябрь

4 ч

У нас в гостях пластилин

Изучение интересов и возможностей детей в лепке; воспитывать положительный эмоциональный отклик на предложение лепить.

1

Клубничка

Знакомить детей с пластилином и его свойствами; научить детей разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Улитка

Учить детей вдавливать детали в пластилин; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; учить передавать в лепке впечатления от окружающего

1

Удавчик

Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить  отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к  поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Октябрь

4 ч

Корзинка с ягодами

Учить лепить предметы круглой формы, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы; формировать интерес к работе с пластилином; овладение приемом отщипывания; развивать мелкую моторику.

1

Осеннее дерево. Пластилинография

Обучение приемам работы с новой техникой «пластилинография»: знакомство с новыми приемами (скатывание, надавливание и размазывание);   формирование интереса к лепке;
обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
развитие мелкой моторики.

1

Гусеница

Научить ребенка отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Ёжик

Учить детей использовать в своей работе комбинированный способ лепки; передавать форму и пропорциональное соотношение частей тела; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Ноябрь

Гриб-мухомор

Совершенствовать технику скульптурной лепки; закреплять умение работать  с  пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности; развивать мелкую моторику и творческое воображение.

1

Осенние подарки  Пластилинография

Формировать умение создавать выразительный образ  посредством объёма и цвета новым способом изображения; продолжать учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с пластилином; способствовать развитию фантазии; развивать мелкую моторику.

1

Яблонька

Развивать умение задумывать содержание своей работы и доводить задуманное до конца; формировать  умение создавать объёмную композицию; воспитывать аккуратность; развивать мелкую моторику.

1

Букашка

Вызвать интерес к окружающему миру; формировать представления о природе;

закреплять знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых;

развивать творческие способности у детей; формировать интерес к работе с пластилином.

14

Декабрь

4 ч

Ёлочка

Формировать умение создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, сплющивания; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику

1

Чайная посуда

Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам; совершенствовать знакомые приёмы лепки: раскатывание, деление на равные части, сплющивание;

вызвать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Новогодняя  ветка.

Пластилинография

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии; формировать интерес к работе с пластилином; воспитывать аккуратность и усидчивость.

1

Снегурочка

Совершенствовать навыки рельефной лепки; учить лепить фигуру девочки в длинной шубе, передавая пропорции и форму тела; совершенствовать знакомые приёмы лепки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Январь

2 ч

Чебурашка

Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей;

развивать мелкую моторику рук;

доставить детям радость от встречи с любимым героем; формировать интерес к работе с пластилином.

1

Любимые игрушки

Продолжать работу по созданию любимого образа; совершенствовать навыки лепки;

воспитывать эстетический вкус, аккуратность; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Февраль

4 ч

Снежный кролик

Формировать умение создавать лепные образы конструктивным способом; развивать навыки планирования работы: задумывать образ, делить пластилин на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Жители зимнего леса

Вызвать у детей желание лепить знакомых им зверей; учить  передавать в лепке конструктивным способом строение разных животных; учить добиваться выразительных образов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Весёлый клоун

Формировать умение лепить фигуру конструктивны способом, передавая форму, величину, и пропорции тела; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к изготовлению игрушек своими руками; формировать интерес к работе с пластилином.

1

Подарок для папы (кружка)

Формировать умение лепить посуду конструктивны способом, передавая форму, величину, и пропорции предмета; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к изготовлению подарков своими руками; формировать интерес к работе с пластилином.

1

Март

4 ч

Цветочек

Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе; учить создавать выразительный образ посредством передачи цвета и объёма; закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приёмы; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Кораблик. Пластилинография

Продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на заданную поверхность, используя пластилин разных цветов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творчество.

1

Весёлый лягушонок

Вызвать интерес к окружающему миру; учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида животных в своей работе; упражнять в приемах скатывания, раскатывания и сплющивания; воспитывать аккуратность в работе с  пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Виноград

Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать пальцем; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.

1

Апрель

4 ч

Чудесные рыбки

Расширить представления и знания детей об особенностях внешнего вида рыб; совершенствование скульптурного способа лепки;  развивать глазомер, чувство пропорции; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Весёлая комета

Освоение техники рельефной лепки; познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой; развивать чувство формы и композиции; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Бабочка-красавица

Расширить представления и знания об особенностях внешнего вида бабочки; закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приёмы и способы (смешивание цветов);  формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Осьминожки

Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей;

развитие умения лепить фигуру из отдельных частей, передавая их форму и пропорции; упражнять в приемах скатывания и  раскатывания и соединения деталей в одно целое; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Май

4 ч

Качающиеся водоросли

Совершенствовать навыки рельефной лепки; закреплять знакомые приёмы лепки: раскатывание, расплющивание, скручивание, деление жгута на равные части; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творческое воображение.

1

Аквариум. Пластилинография

Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с пластилином; способствовать развитию фантазии; развивать мелкую моторику

1

Лепим сказку «Теремок» (коллективная работа)

Закреплять умение работать  с  пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности в создаваемых объектах; развивать умение согласованно выполнять общую работу;  формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику,  творчество, работать коллективно.

1

Выставка детских работ

Развивать эстетический вкус; вызвать у детей положительные эмоции от проделанной работы.

1

Список источников

  1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
  2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.
  3. Лыкова И.А. «Я будущий скульптор» – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.
  4. Комарова Т.С.  «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации»  – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  5. Колдина Д.Н. «Лепка сдетьми 5-6 лет»  -  М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  6. http://www.ruskid.ru/lepka/
  7. http://detsadmickeymouse.ru/load/detskoe_tvorchestvo/rabota_s_plastilinom/tekhnika_lepki_iz_plastilina/29-1-0-2138
  8. http://detskiysad.ru/izo/lepka.html

Приложение

Критерии

(индикаторы)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Творческая активность

Повышенный интерес,  творческая активность.

Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога

Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.

Новизна, оригинальность

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «индивидуальный» подчерк детской продукции.

Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога.

Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками.

Сенсорные способности

(чувство цвета, формы)

Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения.

Есть незначительные искажения. Отступления от окраски.

Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность.

Композиция.

По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами.

На полосе листа с незначительными элементами.

Не продуманно, носит случайный характер.

Общая ручная умелость

Хорошо развита моторика рук, аккуратность.  

Ручная умелость развита.

Слабо развита моторика рук.

Самостоятельность

Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца.

Требуется незначительная помощь.

Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка для детей старшей группы детского сада. "Школа юного книголюба"

Программа кружкадля детей старшей группы детского сада."Школа юного книголюба" ...

Рабочая программа по развитию детей старшей группы

Рабочая программа дает представление об организации режимных моментов в детском саду, об объеме образовательной нагрузки, о создании предметно-развивающей среды. Также знакомит с содержанием образоват...

Рабочая программа по развитию детей старшей группы.

Данная программа обеспечиваетразностороннее развитие детей в  возрасте от 5 до 6 лет с учетом ихвозрастных и  индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому,социаль...

Рабочая программа по развитию детей старшей группы 2016-2017 год

Рабочая программа по развитию детей старшей группы 2016-2017 год....

Аннотация к рабочей образовательной программе по развитию детей старшей группы (5 – 6 лет)

Рабочая образовательная программа по развитию детей общеразвивающей направленности определяет содержание и организацию образовательной деятельности в старшей группе...

Программа дополнительного образования детей, старшей группы дошкольного возраста по ФЭМП «Всезнайка».

Программа дополнительного образования детей, старшей группы дошкольного возраста  по ФЭМП«Всезнайка»....

Рабочая программа «Ладушки» для детей старшей группы.

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы....