Методическая разработка программы кружка "Чудеса фантазий".
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. В маленьком возрасте рекомендуется уделить внимание всестороннему развитию, то есть развивать и литературные, и художественные, и музыкальные способности дошкольников. Лучше всего происходит развитие творческих способностей через игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 699.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка художественного творчества
«Чудеса фантазий»
для детей 4-6 лет
Срок реализации: 2012-2013, 2013-2014 уч.годы
Пояснительная записка
Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. По мнению Л. С. Выготского и Б. Г. Ананьева различные виды художественного творчества имеют тесную взаимосвязь, истолкование которой объясняется теорией о сензитивных (особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом) периодах детского развития. Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в дошкольном возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.
Программа построена с опорой на передовые образовательные технологии с использованием инновационных методов работы: квиллинг, декупаж, объемная аппликация, квилтинг и т.п.
Актуальность программы.
Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. В маленьком возрасте рекомендуется уделить внимание всестороннему развитию, то есть развивать и литературные, и художественные, и музыкальные способности дошкольников. Лучше всего происходит развитие творческих способностей через игру.
В результате проведенного опроса и анкетирования родителей («Выявление потребности в развитии творческих способностей детей») была выявлена потребность в углубленном и целенаправленном развитии творческих способностей детей старшей группы МБДОУ детского сада № 186.
Анализ результатов мониторинга образовательного процесса, проведенный в средней группе, выявил недостаточную динамику развития интегративных качеств образовательной области «Художественное творчество». Только 48 % воспитанников создают выразительные композиции, раскрывают тему в художественно-образной форме. Остальные (52 %) испытывают трудности в использовании креативных видов творчества и создают лишь детализированное изображение.
Психолог А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. Но невозможно что-то создать из материала, если не знаешь его свойств, качеств, не владеешь определенными способами его преобразования. Ребенок, ориентирующийся в свойствах и качествах материала, владеющий разными способами преобразования разных материалов, может в своей самостоятельной деятельности выбрать материал и способ его преобразования в зависимости от задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.
Все занятия кружка направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
Цель:
Содействовать развитию творчества, выдумки и инициативы детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной деятельности.
Задачи:
Интеграция образовательных областей
«Художественное творчество»
- Осуществлять развитие продуктивной деятельности детей через различные виды художественного творчества.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов в творчестве.
- Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов.
- Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
- Дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.
«Познание»
- Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
- Формировать целостной картины мир через художественные образы.
Социализация
- Развивать игровую деятельность посредством воплощения замыслов и фантазий в процессе совместной работы.
Коммуникация
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в процессе совместной творческой деятельности.
- Развивать связанную речь, посредством обсуждения художественных образов и творческих замыслов.
Чтение художественной литературы
- Формировать эстетическую сторону окружающей действительности через приобщение к словесному искусству
Музыка
- Формировать эмоционально-художественные образы через развитие музыкально-художественного вкуса.
- Настраивать на творческую активность посредством приобщения к музыкальному искусству.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
- Бумага разного формата и цвета.
- Цветной, гофрированный, люминесцентный, бархатный картон.
- Бумага для оригами.
- Гофрированная бумага.
- Цветные салфетки для декупажа.
- Акварельные краски.
- Тушь разноцветная.
- Пастель, сангина, уголь.
- Гуашь.
- Восковые мелки.
- Трубочки для коктейля.
- Ванночки с поролоном.
- Баночки для воды.
- Кисти круглые и плоские разного размера.
- Салфетки.
- Рамы разных размеров или пяльцы.
- Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
- Клей ПВА.
- Фен.
- Соль, сода.
- Аптечный парафин или восковые свечи.
- Краски по стеклу, пальчиковые краски.
- Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).
- Кнопки.
- Кусочки ткани для квилтинга.
- Полоски цветной бумаги для квилтинга.
- Поделочный бросовый материал.
- Пластилин.
- Тесто для лепки.
- Липкая, монтажная лента.
- Крупа разная, макароны фигурные.
- Фольга, паетки, бусины.
- Нитки для вышивания.
Срок реализации программы кружка:
Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух этапов. Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий). Первый этап рассчитан на детей 4,5-5,5 лет (старшая группа), второй – на детей 5,5-6,5 лет (подготовительная группа).
Организационно-методические пояснения по проведению занятий с детьми 5-7 лет
Занятия с детьми по программе проводятся в форме совместной партнёрской работы, в группе создаётся обстановка мастерской. Пособия и оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети свободно передвигаются по группе, берут тот или иной материал, тихо общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу.
Этапы обучения:
1 этап – (первый год обучения – старшая группа) «Фантазеры».
Цель:
Обучающая:
- Сформировать технические навыки и умения использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию;
- Познакомить с разнообразными изобразительными материалами;
- Дать основы живописи, декупажа, квиллинга;
- Показать нетрадиционные способы творчества.
Развивающая:
- Активизировать интерес к творческим занятиям;
- Формировать положительное отношение к различным видам искусств;
- Обогащать эмоциональную сферу ребенка.
Воспитывающая:
- Воспитывать эстетическое отношение к окружающему и развитие творчества.
2 этап – (второй год обучения – подготовительная группа)
«Маленькие волшебники»
Цель:
Обучающая:
- Знакомство с художественными особенностями квилтинка и видами апликации.
- Приобретение умений и навыков работы в разных видах декоративно-прикладного искусства (работа с бумагой, художественная обработка ткани);
- Применение различных видов декоративно-прикладного искусства в оформительской практике.
Развивающая:
- Развивать творческое воображение;
- Уметь пользоваться знакомыми способами изображения по бумаге и на ткани.
- Развивать умение строить композицию, сочетать различные виды материала и декоративно-прикладного искусства.
Воспитывающая:
- Воспитывать и развивать эстетической культуры;
- Приобщать к организации предметно-пространственной среды и приобретение художественных навыков в разных видах декоративно-прикладного и оформительского искусства.
В качестве основных тем выступают времена года, на основе которых осуществляется календарное планирование, где каждое занятие является подтемой основной темы. Разбивка перспективного плана по тематическим блокам позволяет прослеживать динамику в развитии изобразительных навыков и умений, в усвоении техники рисования. Содержание тематики строится на обучении детей основам изобразительного искусства (цветоведении, композиции, формообразовании, изобразительным навыкам и умениям), обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования.
Программа рассчитана на 18 занятий в год (9 академических часов).
Занятия проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность занятий в старшей группе 20 - 25 минут, в подготовительной группе 25 –30 минут по подгруппам (8-10 человек).
Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.
Примерный перспективно - тематический план занятий кружка художественного творчества «Чудеса фантазий».
1 год обучения:
«Фантазеры»
II неделя | IV неделя | |
Сентябрь Октябрь | Тема: «Краска и цвет» (3 часа) | |
Почувствуйте себя волшебником (предметная монотипия) | «Духи осеннего леса» (поделки из природного материала) | |
«Шли по дорожке маленькие ножки» (печать кулачком, пальчиком) | «Осень золотая» (печать поролоном, кисть, гуашь) | |
Ноябрь | «Салют» (набрызг) | Зимняя сказка. (пейзажная монотипия) |
Пластилиновые фантазии | «Снежок» (работа с тканью, ватой, ПВА, манкой, солью) | |
Декабрь | Тема: «Линия» (1 час) | |
«Волшебные дорожки» (выдувание из трубочки) | «Узор на морозном окне» (восковые мелки, акварель) | |
Снежинки (квиллинг) | «Новогодняя игрушка» (аппликация с применением поделочного материала) | |
Январь | Тема: «Форма» (2 часа) | |
«Зима» (акварель по-сырому) | Витражи(рисование по стеклу) | |
Февраль | «В гостях у сказки» (пластилин) | Морские жители (кляксография) |
Март | Тема: «Композиция» (0.5 час) | Тема: «Развивающее задание» (0.5 час) |
«Бабочка» (печать ладошкой, рисование пальчиком) . | «Сказка в гости к нам пришла» (объемная аппликация) | |
«Подарок для мамы» (декупаж) | «Весенние цветы» (квилтинг) | |
Апрель | Тема: «Ритм» (1 час) | |
«Цветение вишни» (печать пальчиком, кисть, гуашь) | «Веселые плоды» (пластилин) | |
«Моя семья» (карандаши, фламастеры) | «Аквариум» (акварель губкой) | |
Май | ||
«В цирке» (рисование стружкой, клей, трафарет, паетки, нитки) | «Радужные рыбки» (печать ладошкой, пальчиком, фольга) | |
«Волшебные горы» (размазывание слоев гуаши линейкой) | «Конкурс шляпок» (аппликация, художественное оформление) |
Основные требования к уровню подготовки детей 4.5-5.5 лет по программе.
В старшей группе были поставлены такие критерии выявления уровней усвоения умений и навыков кружковых занятий по изобразительной деятельности:
- Умение смешивать краски;
- Наличие элементарных композиционных умений;
- Изображение предметов и объектов разных форм;
- Владение способами нестандартного раскрашивания;
- Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
- Умение работать с пластилином.
- Умение составлять аппликацию.
- Умение использовать трафареты и печати при работе;
- Умение декоративно оформлять готовую работу;
- Использование навыков в самостоятельной деятельности;
- Интерес к изобразительной деятельности.
2 год обучения:
«Маленькие волшебники»
II неделя | IV неделя | |
Сентябрь | Тема: «Осень» (3 часа) | |
«Натюрморт» (солевая техники) | «Угадай и дорисуй» (ниткография) | |
Октябрь | Знакомство с техникой «Батик» «Цветы» | Продолжение работы в технике «Батик» «Цветы» |
Ноябрь | «Сказочный замок» (рисование ребром линейки) | Поздняя осень в парке |
Декабрь | Тема: «Зима» (3 часа) | |
«Медведи на льдине» (ПВА, крупа, фольга, вата) | Попугаи | |
Январь | Береза, белая подруга (граттаж) | Пейзаж зимы холодной… (акварель по сырому) |
Февраль | «Зимний ковер» (штамп) | «Звезды» (трафарет) |
Март | Тема: «Весна» (2 часа) | |
«Художественная утварь» (декупаж) | «Замок Весны» (восковые мелки, акварель) | |
Апрель | Живая клякса (кляксография) | Рождение весны (монотипия) |
Май | Тема: «Итоги» (1 час) | |
Коллективная работа «Дерево желаний» (пальчикография) | Пейзаж |
Основные требования к уровню подготовки детей 5.5-6.5 лет по программе
В подготовительной к школе группе были поставлены такие критерии выявления уровней усвоения умений и навыков кружковых занятий по изобразительной деятельности:
- Смешивание красок одновременно из 2-3 основных цветов в палитре или по сырому слою;
- Владение способами нестандартного раскрашивания;
- Умения самостоятельно экспериментировать с изобразительными материалами;
- Умение воспроизвести в материале задуманный образ, композицию;
- Умение применять клей в нетрадиционных видах творчества;
- Композиционные умения;
- Проявление фантазии, художественного творчества;
- Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
- Использование навыков в самостоятельной деятельности;
- Умение декоративно оформлять готовую работу;
- Интерес к изобразительной деятельности.
Форма подведения итогов по реализации программы кружка: выставка детских работ, участие в конкурсах детского творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Программа деятельности кружка по ручному труду"
Направление моей работы заключается в том, чтобы через продуктивную деятельность поближе познакомить детей с культурой нашего края, нашей Кубани....
Методическая разработка: "Программа деятельности кружка по ручному труду"
Направление моей работы заключается в том, чтобы через продуктивную деятельность поближе познакомить детей с культурой нашего края, нашей Кубани....
Методическая разработка программы бесплатного кружка по валеологии "Здоровишка"
Методическая разработка программы бесплатного кружка по валеологии "Здоровишка"...
Методическая разработка на тему: "Фантазии из соленого теста"
Создание поделок из соленого теста уже давно стало одним из излюбленных видов работ на уроках труда в школе, да и просто приятным провождением времени с детьми. Соленое тесто - очень доступный материа...
Методическая разработка программы по изодеятельности
Методическая разработка программы по изодеятельности, может быть использованна как программа по дополнительному образованию....
методическая разработка "Путешествие с Фантазией"
конспект образовательной деятельности в старшей группе...
Рецензия на методическую разработку «Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами)»
Разработка предназначена для воспитанников (обучающихся) старшего дошкольного возраста, 5-7 лет. Разработка в полной мере соответствует ФГОС и требованиям ГОСТ к структуре и оформлению работ данного т...