Программа кружка "Детская фантазия" для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Телегина Наталия Валентиновна

 

Цель программы:  Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием - и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.

Задачи программы:

Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

В программе подробно представлено учебно-тематическое планирование, описание тем, ожидаемые результаты, критерии диагностики уровня освоения программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_detskaya_fantaziya.doc297 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 Концепция программы.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

 Актуальность.

Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.

Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

 Новизна.

Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста вышиванию (см. список литературы), опыт работы детских садов города, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.

Программ работы кружка по данному виду труда - вышиванию - не найдено.

Многолетний опыт работы с детьми педагога Никитченко Л.И. позволил систематизировать и обобщить “наработанный” материал в программу кружка вышивания “Волшебная иголочка” для детей 5-7 лет. Предлагается форма организации ручного труда детей в мини-группах.

 Цель программы.

Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.

 Задачи программы.

Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

 Возраст детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 6-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

 Продолжительность реализации программы.

  Программа рассчитана на год  с детьми подготовительной группы. (6 -7 лет)

 Преемственность.

Программа кружка предполагает:

- сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки;

- развить личностные качества;

- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;

- основу для дальнейшего знакомства детей 1 класса с художественным трудом.

В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения. А школа, как приемник дошкольной ступени, не строит свою работу с “нуля”, а “подхватывает” достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Программа 1 класса начального обучения строится на владении детьми определенными умениями и навыками, в том числе – и вышивания [6.].

 Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов вышивания), моделирование (пооперационные карты), игровой метод.

Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы.

Из словесных приемов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения, педагогической оценки.

Применяются и наглядные методы и приемы:

- наблюдение;

- рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;

- показ образца;

- показ способа вышивания (или другого действия) и другие.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

 Дидактический материал и техническое оснащение занятий

Техническое оснащение.

  1. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.(на каждого ребенка).
  2. Нитки катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные).
  3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
  4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
  5. Пяльца пластмассовые (на каждого ребенка).
  6. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
  7. Кусочки трикотажного полотна разных размеров.
  8. Карандаши (на каждого ребенка) простые.
  9. Калька (на каждого ребенка).
  10. Копировальная бумага (на каждого ребенка).

Дидактические материалы.

  1. Подборка готовых вышивок.
  2. Образцы рисунков для вышивания.
  3. Пооперационные карты.
  4. Иллюстрации вышивок в различной технике.

                                   

 Учебно-тематический план.


занятия


Перечень тем

Количество занятий


теоретич.


практич.



     1.




2.


3.


4-5.




6.



7.


8-9.




10-13.




14-15.



16-17.




18-21.




22.


23-25.




26.



27-29.

1 этап  (5-6 лет)

                                          Сентябрь

Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями, сотрудниками детского сада.

Всего:

Октябрь

Вводное занятие. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места.

Практическое занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.

Практическое занятие. Шов «вперед иголку». Использование модели шва.

Всего:

Ноябрь

Практическое занятие. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение.

Теоретическое + практическое занятие.

Запяливание ткани. Правила работы с пяльцами. Пооперационная карта.

Практическое занятие. Шов «строчка». Использование модели шва.

всего:

Декабрь

Практическое занятие. Вышивание «Снеговик». Шов «строчка».

Всего:

Январь

Теоретическое + практическое занятие. Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление «полупомпона».

Практическое занятие. Вышивание салфетки «Подарок маме». Шов «строчка».

всего:

Февраль

Практическое занятие. Вышивание салфетки «Подарок маме». Шов «строчка».

всего:

Март

Завершение вышивания салфетки «Подарок маме». Анализ результатов.

Теоретическое и практическое занятие. Бахрома на салфетке как способ оформления изделия.

всего:

                                             Апрель

Теоретическое и практическое занятие. Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами – закрепление.

Практическое занятие. Вышивание салфеток по желанию детей. Бахрома. Индивидуальная поддержка детей. Использование пооперационных карт.

всего:

                      Общее количество занятий




-

1



1


-


-

4



-



0,5


-

4


-


4




0,5


-

4



-

4



0,5


0,5

4



0,5



-


4

29




1




      -


1


2




1



0,5


2



4






1,5


2




4




0,5


2,5




0,5



3

Краткое описание тем.

1 занятие. Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями детей, сотрудниками детского сада. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.

2 занятие. Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке [5., 92-9], нитке [5., 120-121]. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.

3 занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой.

4-5 занятие. Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.

6 занятие. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение. Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания. Обратить внимание на свойство растягивания по ширине. Сравнить с хлопчатобумажной тканью – не растягивается. Формировать умение из трикотажных ниток скатывать “комочки”, “шарики”, “колбаски” и составлять элемент “цветок”, сочетая нитки по цвету [8., 54].

7 занятие. Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами [3., 15].

8-9 занятие. Шов “строчка”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда.

10-13 занятие. Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда.

14-15 занятие. Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление “полупомпона”. Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании петли, работая парами. Приклеивать готовый полупомпон к картонным куклам, подбирая по цвету [8., 57].

16-17 занятие. Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “строчка”. Предоставить возможность каждому ребенку выбрать рисунок и нитки самостоятельно.

18-21 занятие. Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “строчка”. Оказывать индивидуальную поддержку каждому ребенку. Индивидуальный темп деятельности.

22 занятие. Завершение вышивания салфетки “Подарок маме”. Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели.

23-25 занятие. Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Демонстрация действия воспитателем. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте.

26 занятие. Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами – закрепление. Демонстрация действия воспитателем. Учить соблюдать правила работы с ножницами, порядок на рабочем месте.

27-29 занятие. Вышивание салфеток по желанию детей. Бахрома. Индивидуальная поддержка детей: помочь каждому обдумать путь и осуществить замысел, оценить результат работы. Использование пооперационных карт.

 Ожидаемые результаты.

После окончании работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;

- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- разрезают ткань по нанесенным меткам;

- делают бахрому на салфетке;

- закрепляют ткань в пяльцах;

- вдевают нитку в иголку;

- завязывают узелок;

- шьют швами “вперед иголку”, “строчка”;

- используют пооперационные карты.

- пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;

- переводят рисунок на ткань;

- принимают участие в оформлении вышивок на выставку (умеют располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);

- владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса:

  1. экономное расходование материала;
  2. бережное обращение с инструментами;
  3. поддержание порядка на рабочем месте;

- используют пооперационные карты;

- эпизодически включают ручной художественный труд в игровой сюжет, например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.;

- используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;

- проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании;

- полностью реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали.

 Педагогическая диагностика

                                                                                                                                       

       Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками воспитатель фиксирует в таблице  на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализу детских работ, бесед с детьми, с целью внесения корректив в дальнейшую работу, планирования индивидуальной поддержки детей.

         


Содержание деятельности

Количество детей, овладевших содержанием деятельности

Декабрь

2011 года

май

2012 года

1.

Умение принять цель деятельности.

2.

Умение планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла.



3.

Организует рабочее место, выбирает материалы и инструменты, убирает рабочее место.



4.

Использование пооперационных карт.

5.

Разрезают ткань по меткам.

6.

Закрепляют ткань в пяльцах.

7.

Делают бахрому на салфетке.

8.

Вдевают нитку в иголку.

9.

Завязывают узелок.

10.

Шьют швом «вперед иголку».

11.

Шьют швом «строчка»

12.

Интерес к вышиванию.

 Формы и режим занятий.

При наполняемости группы 20 детей занятия кружка проводятся 1 раз в неделю

1,3 недели – четверг

2,4 недели - среда

Продолжительность занятий 25 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

Уровни освоения программы.

Уровни

Декабрь 2011г.

Май

2012г.

Низкий  – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.



         

Средний  – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера; качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.



Высокий  – дальний перенос, развитые комбинаторные умения, использование пооперационных карт, общественный способ конструирования; полная самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.



 Формы проведения итогов реализации программы:

- выставки детских работ в детском саду;

- участие в городской выставке декоративно-прикладного творчества;

- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);   

- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете

 Список литературы.

1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное.–224с.–СПб.: Детство–Пресс, 2003.

2. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.

3. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.

4. Новотворцева Н.В. Учимся писать: Обучение грамоте в детском саду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К, Академия Холдинг, 2000.-240с.

5. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия   развития, Академия К, 1998.-287с.

6. Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырехлетней начальной школы; Под ред. Б.И. Фоминых.- М.: Просвещение, 1986. – 288с.

7. Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.

8. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.

9. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дошкольного образования детей // Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 - 02-484/16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по физкультурно-оздоровительному кружку «Крепыш» (программа разработана для детей старшего дошкольного возраста)

Программа «Крепыш» имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Данная программа ориентирована на закон РФ «Об образовании», санитарные нормы и правила, утверждённые совместным постановлением Ми...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...

КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие

Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обус...

КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)

Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...