формирование культуры межнациональных отношений у дошкольников
статья на тему
В статье описывается реализация проекта о воспитании интереса и уважения к культурам народов, проживающих в городе Братске. Воспитатели познакомятся с различными формами работы с воспитанниками и родителями по реализации проекта в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у детей дошкольного возраста культуры межнациональных отношений
Шадова Юлия Петровна
старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №26»
Формирование у детей дошкольного возраста культуры межнациональных отношений приобретает в настоящее время особое значение.
В принятом Постановлении (№ 1532 от 29.12.2016г) «Об утверждении государственной программы РФ «Реализация государственной национальной политики» сформулированы важнейшие задачи государственной национальной политики:
-снижение конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений;
-гармонизация национальных и межнациональных отношений;
- обеспечение равенства прав и свобод человека независимо от расы, национальности, языка;
- сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10. 2000 г. N 751) говорится, что «Система образования призвана обеспечить:
- сохранение, распространение и развитие национальной культуры, - воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
-формирование культуры мира и межличностных отношений;
В нашем Учреждении реализуется долгосрочный социальный проект «Мы не одни в этом мире живем. В ходе реализации проекта воспитанники Учреждения знакомятся с географией, этносом культурными традициями, тех народов, представители которых проживают в городе Братске.
В нашем дошкольном учреждении контингент воспитанников почти на 100% состоит из детей, говорящих на русском языке, одной национальности: русской. И часто школа становится местом, где дети впервые непосредственно знакомятся с детьми другой национальности. Дети, не знакомые с иным образом жизни, поведением, обычаями, верованиями могут проявить детскую бестактность, неумение правильно вести себя с представителями другой национальности. Важной задачей становится предупреждение возможных конфликтов на почве национальной вражды.
У детей дошкольного возраста не сформирована четкая дифференциация людей по национальному признаку, не сформированы стереотипы с которыми сложно работать уже в школе, поэтому формировать интерес и уважение к национальным традициям значительно легче. Полученные в игровой форме знания помогут избежать проблем межнационального общения в будущем.
Наша работа по реализации проекта с ведется в разных направлениях.
В нашем Учреждении работают 13 групп. И каждая группа разработала свой мини – проект. Воспитанники познакомились с элементами
культуры литовского, татарского, азербайджанского, украинского, молдавского народов, бурятского народа;
Участниками проекта собран материал по темам: «Национальные костюмы», «Мотивы народных орнаментов в изобразительной деятельности», «Сказки и рассказы разных народов», «Спортивные народные игры».
Нашей гордостью стали национальные мини- музеи.
На сегодняшний день созданы 10 мини - музеев. Каждый музей представляет одну национальность и имеет свое название и расположены в помещении группы, где находятся дети.
Это мини-музей Литвы «Музей бересты и янтаря», сибирского казачества «Казачок»,
Татарстана «Татарская экият»(сказка), Бурятии «Ёхр»», мини-музей Азербайджана «Страна огней», Киргизии «Страна тюльпанов», Армении «Армянские мотивы», Украины «Будинок» ( будынок), Молдавии «Албинуца». Даже в группах раннего возраста созданы 4 мини-музея: музей «Русский кокошник», «Музей русской игрушки», «Музей погремушки», «Музей русского быта».
Что включили в себя мини-музеи нашего дошкольного учреждения?
Буклеты – представление мини-музея; Куклы в национальных костюмах и куклы-обереги;
предметы быта людей; символика: герб и флаг; национальная музыка на аудио-носителях;
дидактические игры, национальные костюмы для детей,продукты деятельности детей: рисунки, поделки, народные музыкальные инструменты
Для проведения тематических мероприятий в Учреждении силами педагогов и родителей созданы национальные костюмы.
Наши национальные костюмы участвовали в фотоконкурсе «Дети России». Наша фотография «Приглашаем в гости к нам» оценили почти 17 (16800) тысяч россиян.
В рамках реализации нашего проекта проводятся тематические мероприятия. Это мероприятия, посвященные какой-либо конкретной теме, событию. Она включает в себя и экскурсии, и встречи с интересными людьми, и выставки. Были проведены тематические мероприятия:
«Знакомство с русским самоваром и чаепитие на Руси»,
«Как встречают с Рождество в Литве»,
«Русские народные художественные промыслы»,
На мероприятия приглашаем представителями разных народов, носителей языка. Они знакомят воспитанников с национальными хороводными и подвижными играми, танцами, музыкальными инструментами. Со своими обычаями, традициями знакомили воспитанников представители литовского, армянского, татарского, азербайджанского, киргизского народов.
В нашем Учреждении используется такая форма работы с воспитанниками как Литературная гостиная.
Литературная гостиная, проведенная в рамках реализации проекта была посвящена литературным произведениям народов разных национальностей, проживающих в городе Братске.
В Учреждении ежегодно проводится Фестиваль национальных культур, где дети демонстрируют знания, полученные в результате реализации проекта
В рамках проведения Фестиваля состоялись
-выставки детского рисунка «Мы – разные, но Мы - вместе»
Дети представляли народные танцы, песни, инсценировки народных сказок
Мы вышли за рамки своего образовательного учреждения. Наши воспитанники приняли участие в V городском Фестивале национальных культур. Воспитанники на сцене Братск АРТа представляли Украину и Россию.
Еще одним результатом работы стало сотрудничество с социальными организациями города:
- Братским объединённым музеем «История освоения Ангары»,
- городской библиотекой имени Ю.Черных
Представляя работу по реализации проекта педагоги стали участниками в IX региональной научно-методической конференции «Аксиосфера современного образования»;
Участвовали в проведении круглого стола: «Мои секреты музейной педагогики»; подготовили четыре победителя муниципального конкурса «Музейный сувенир»
Представлен опыт работы на региональном этапе Международной Ярмарки социально – педагогических инноваций. Стали победителями проекта: «Мини – музеи как форма работы по ознакомлению воспитанников с культурами народов, проживающих в городе Братске»
Диплом призеров регионального конкурса научно – исследовательских, методических работ в инновационном проекте «Моя Иркутская область».
Проект был представлен на Форуме межнационального единства «Иркутская область – территория мира и согласия» в городе Иркутске при содействии управления губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям.
В реализации проекта участвуют не только воспитанники, но и с семьи воспитанников. А это примерно 400 человек.
По результатам анкетирования Положительное отношение к проекту высказали 92% из опрошенных родителей.
89% опрошенных родителей непосредственно участвовали в реализации проекта в разных формах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Система опытно-исследовательской деятельности – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника к природе»
Проект представляет систему работы ДОУ по формированию опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение про...
Конспект НОД по формированию культуры межнационального общения для детей старшей группы.
Конспект занятия в ДОУ для старшего дошкольного возраста...
Этнопедагогика как средство формирования культуры межнационального общения и гармонизации отношений в обществе
laquo;Зачатки педагогической культуры является общими у всехкультурных групп»Г.С.Волков Россия является многонациональным государством...
Формирование культуры межнационального общение детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст - период формирования начальных представлений о дружбе и зарождения дружеских отношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском...
Формирование культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтническом детском саду
В статье анализируются результаты исследования и описан опыт работы по формированию межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях полиэтнического детского сада...
тема проекта: «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада»
Проект «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада» разработан в рамках Программы развития МДОУ детский сад «Золотой ключик...
Проект по формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста «Дружба народов мира»
Проект по формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста. «Дружба народов мира» АктуальностьДошкольное детство &mdash...