формирование культуры межнациональных отношений у дошкольников
статья на тему

В статье описывается реализация проекта о воспитании интереса и уважения к культурам народов, проживающих в городе Братске. Воспитатели познакомятся с различными формами работы с воспитанниками и родителями по реализации проекта в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей дошкольного возраста культуры межнациональных отношений

Шадова Юлия Петровна

старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №26»

Формирование у детей дошкольного возраста культуры межнациональных отношений  приобретает в настоящее время  особое значение.

В принятом Постановлении  (№ 1532 от 29.12.2016г) «Об утверждении государственной программы РФ «Реализация государственной национальной политики»  сформулированы важнейшие задачи государственной национальной политики:

 -снижение конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений;

        -гармонизация национальных и межнациональных отношений;

        - обеспечение равенства прав и свобод человека независимо от расы, национальности, языка;

 - сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10. 2000 г. N 751) говорится, что «Система образования призвана обеспечить:
- сохранение, распространение и развитие национальной культуры, - воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
-формирование культуры мира и межличностных отношений;

В нашем Учреждении реализуется долгосрочный социальный проект «Мы не одни в этом мире живем.  В ходе реализации проекта  воспитанники Учреждения знакомятся с географией, этносом культурными традициями, тех народов, представители которых проживают в городе Братске.

В нашем дошкольном учреждении контингент воспитанников почти на 100%  состоит из детей, говорящих на русском языке, одной национальности: русской. И часто школа становится местом, где дети впервые непосредственно знакомятся  с детьми другой национальности. Дети, не знакомые с иным образом жизни, поведением, обычаями, верованиями могут проявить детскую бестактность, неумение правильно вести себя с представителями другой национальности. Важной задачей становится  предупреждение возможных конфликтов на почве национальной вражды.

У  детей дошкольного возраста не сформирована четкая дифференциация людей по национальному признаку, не сформированы стереотипы с  которыми сложно работать уже в школе,  поэтому формировать интерес  и уважение к национальным традициям значительно легче. Полученные в игровой форме знания помогут избежать   проблем межнационального общения в будущем.

Наша работа по реализации проекта с ведется в разных направлениях.

В нашем Учреждении работают 13 групп. И каждая группа  разработала свой мини – проект. Воспитанники познакомились с элементами

 культуры  литовского, татарского, азербайджанского, украинского, молдавского народов, бурятского  народа;

Участниками  проекта собран материал по темам:  «Национальные костюмы», «Мотивы народных орнаментов в изобразительной деятельности»,  «Сказки и рассказы разных народов»,  «Спортивные народные игры».

Нашей гордостью стали  национальные мини- музеи.

На сегодняшний день созданы 10 мини - музеев. Каждый музей представляет одну национальность и имеет свое название и расположены в помещении группы, где находятся дети.  

Это мини-музей Литвы «Музей бересты и янтаря»,  сибирского казачества «Казачок»,

Татарстана «Татарская экият»(сказка), Бурятии «Ёхр»», мини-музей Азербайджана «Страна огней», Киргизии  «Страна тюльпанов», Армении «Армянские мотивы»,   Украины «Будинок» ( будынок), Молдавии «Албинуца». Даже в группах раннего возраста созданы  4 мини-музея: музей «Русский кокошник», «Музей русской игрушки», «Музей погремушки», «Музей русского быта».

Что включили  в себя мини-музеи нашего дошкольного учреждения?

Буклеты – представление мини-музея; Куклы в национальных костюмах и куклы-обереги;

предметы быта людей; символика: герб и флаг; национальная музыка на аудио-носителях;

дидактические игры, национальные костюмы для детей,продукты  деятельности детей: рисунки, поделки, народные музыкальные инструменты

Для проведения тематических мероприятий  в Учреждении силами педагогов и родителей созданы национальные костюмы.

Наши национальные костюмы участвовали в фотоконкурсе «Дети России». Наша фотография «Приглашаем в гости к нам» оценили почти 17 (16800) тысяч россиян.

В рамках реализации нашего проекта проводятся  тематические мероприятия. Это мероприятия, посвященные какой-либо конкретной теме, событию. Она включает в себя и экскурсии, и встречи с интересными людьми, и выставки. Были проведены тематические мероприятия:

«Знакомство с русским самоваром и чаепитие на Руси»,

«Как встречают  с Рождество в Литве»,

«Русские народные художественные промыслы»,

На мероприятия приглашаем представителями разных народов, носителей языка. Они знакомят воспитанников с  национальными  хороводными и подвижными играми, танцами, музыкальными инструментами. Со своими обычаями, традициями знакомили воспитанников представители литовского, армянского, татарского, азербайджанского, киргизского народов.

В нашем Учреждении используется  такая форма работы с воспитанниками как Литературная гостиная.

          Литературная гостиная, проведенная  в рамках реализации проекта была   посвящена литературным произведениям народов разных национальностей, проживающих в городе Братске.  

В Учреждении ежегодно проводится  Фестиваль национальных культур, где дети демонстрируют знания, полученные в результате реализации проекта

В рамках проведения Фестиваля состоялись  

-выставки детского рисунка «Мы – разные, но Мы - вместе»

Дети представляли  народные танцы, песни,  инсценировки  народных сказок

Мы вышли за рамки своего образовательного учреждения. Наши воспитанники приняли участие  в V  городском Фестивале национальных культур. Воспитанники на сцене Братск АРТа  представляли Украину и Россию.

Еще одним результатом работы стало сотрудничество с  социальными организациями города:

-  Братским объединённым музеем «История освоения Ангары»,

- городской библиотекой  имени Ю.Черных

Представляя работу по реализации проекта  педагоги стали участниками  в IX региональной научно-методической конференции «Аксиосфера современного образования»;

Участвовали в проведении круглого стола: «Мои секреты музейной  педагогики»; подготовили четыре победителя муниципального  конкурса «Музейный сувенир»

Представлен опыт работы на региональном этапе Международной  Ярмарки социально – педагогических инноваций. Стали победителями проекта: «Мини – музеи как форма работы по ознакомлению воспитанников с культурами народов, проживающих в городе Братске»

Диплом призеров регионального конкурса научно – исследовательских, методических работ в инновационном проекте «Моя Иркутская область».

Проект был представлен  на Форуме межнационального единства «Иркутская область – территория мира и согласия» в городе Иркутске при содействии управления губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям.

В реализации проекта участвуют  не только  воспитанники, но и с семьи   воспитанников. А это примерно 400 человек.

 По результатам анкетирования Положительное отношение к проекту высказали  92%  из опрошенных родителей.

89% опрошенных родителей непосредственно участвовали в реализации проекта   в разных формах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Система опытно-исследовательской деятельности – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника к природе»

Проект представляет систему работы ДОУ по  формированию опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение про...

Этнопедагогика как средство формирования культуры межнационального общения и гармонизации отношений в обществе

laquo;Зачатки педагогической культуры является общими у всехкультурных групп»Г.С.Волков          Россия является многонациональным государством...

Формирование культуры межнационального общение детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст - период формирования начальных представлений о дружбе и зарождения дружеских отношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском...

Формирование культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтническом детском саду

В статье анализируются результаты исследования и описан опыт работы по формированию межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях полиэтнического детского сада...

тема проекта: «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада»

Проект  «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада» разработан в рамках Программы развития МДОУ детский сад «Золотой ключик...

Проект по формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста «Дружба народов мира»

Проект по формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста.  «Дружба народов мира» АктуальностьДошкольное детство &mdash...