Проект по формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста «Дружба народов мира»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект по формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста.
«Дружба народов мира»
Актуальность
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство и необходимое условие толерантного воспитания дошкольников.
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Детьми данные правила и нормы усваиваются через художественное слово, народных персонажей из сказок, песен, совершающих те или иные поступки. По поступкам персонажи делятся на положительных и отрицательных — это и является эталоном для формирования образцов поведения у дошкольников.
Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей. К четырем годам ребенок учится видеть свою отличность от других и отличность других от себя.
Через знакомство с фольклором (сказками, песнями, поговорками и др.) разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов происходит постепенное понимание, принятие другой культуры. Знакомство детей с традициями не только своей, но и другой национальности, безусловно, положительно повлияет на восприятие родной культуры, своим предкам, традициям.
Еще одним важным средством формирования межэтнической толерантности является общение. Ребенок по своей сущности всегда испытывает потребность в общении. Систематическое непосредственное живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность выразить свою симпатию к представителям другой национальности — сверстникам и взрослым, и сохранить такое отношение ко всем народам.
В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Одним из важных звеньев по формированию толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
Цель проекта: формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности.
2. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ
4. Пополнение материальной базы ДОУ.
5. Создание условий для развития толерантных отношений у детей младшего дошкольного возраста.
6. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Вид проекта:
- информационно – творческий,
- групповой.
Срок реализации:
- с марта по май 2022г.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:
Подготовительный этап:
- Изучение методической и педагогической литературы по темам межнациональной толетарности и культуры межнационального общения ДОУ и семьи.
- Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.
- Разработать план работы по формированию толерантности и культуры межнационального общения.
- Внедрение дидактических, настольно – печатных игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов.
- Создание картотеки подвижных игр народов мира.
- Оснащение предметно – развивающей среды в группе, отвечающей принципам культур сообразности, индивидуальности.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности.
Основной этап:
- Реализация плана работы с детьми второй младшей группы «Солнышко», направленного на развитие толерантности и культуры межнационального общения ДОУ и семьи.
- Изготовление дидактических игр.
- Создание картотеки подвижных игр «Народов мира».
- Выставка рисунков" "Мы такие разнын"
- Выставка рисунков "Человек другого государства"
Заключительный этап:
- НОД по развитию межнациональной толетарности и культуры межнационального общения через творчество.
- Презентация с представлением результатов реализации проекта по во второй младшей группе «Солнышко».
Ожидаемый результат:
- У детей младшего дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
- Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
- Стратегия достижения поставленной цели и задач - воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, праздники.
Для педагога:
Повышение уровня педагогического мастерства. Освоение новых форм работы с детьми.
Формы образовательной работы с детьми:
- индивидуальная работа с детьми;
- развлечения, досуги;
- дидактические игры;
- настольно – печатные игры;
- подвижные игры;
- чтение художественной литературы;
- просмотр презентаций, мультфильмов;
- пополнение развивающей среды;
- выставки детских работ и семейных.
Формы работы с педагогами, родителями:
- Консультация;
- Буклеты, памятки;
- Беседы;
- Фотоотчет.
Реализация проекта:
- Совместную деятельность с детьми 3 – 4 лет второй младшей группы «Солнышко» планируется проводить 1 раз в 2 недели в формате НОД по 10 – 15 минут. Ежедневно во второй половине дня проведение режимных моментов 5 – 10 мин.
- Работа будет проводиться с небольшими подгруппами (3 – 6 детей) с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
I – этап подготовительный
- Изучение методической литературы по формированию толерантности и культуры межнационального общения. (Приложение 1 стр. 7)
- Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения. (Приложение 2 стр. 8)
II – этап основной
- План работы с детьми второй младшей группы «Солнышко» по формированию толерантности и культуры межнационального общения. (Приложение 3 стр. 10)
- План работы с родителями по формированию толерантности и культуры межнационального общения ДОУ и семьи. (Приложение 4 стр. 19)
III – заключительный этап
- Выступление на педсовете с результатами о проделанной работе по формированию толерантности и культуры межнационального общения.
Заключение
Подводя итоги, проведенной работы, мы можем сказать, что, воспитанники, с одной стороны, расширили свой кругозор и пополнили словарный запас об окружающем мире, с другой стороны, развили эмоционально-творческие навыки. Имеют представления о традициях, обычаях, праздниках народов России, знакомы с национальными играми, сказками.
В результате использования познавательной выставки дети познакомились с национальностями разных народов мира. Воспитанники с уважением и интересом относятся к традициям других народов.
Приложение 1.
Список использованной литературы:
- Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2001. - С. 204-205.
2. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания / Г.Н. Волков // Мир образования - образование в мире. - 2002. - № 1. - С. 11.
3. Кожанова, М.Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М.Б. Кожанова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 120-123.
- Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации – М., ТЦ Сфера, 2008.
- Сафина, Н. М.» Башкирские костюмы» / Н. М. Сафина. – Уфа, 2009.
- Строгонова Л.В. «Воспитание толерантности» М. 2007 г.
7. Тенькова, А.Н. Работа по нравственно-эстетическому обогащению личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры / А.Н. Тенькова [Электронный ресурс] Режим доступа // http://festival.1september.ru/articles/314680/?num...
8. Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова, Л. Дедешко // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 127-128.
Приложение 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
На нашей планете живут многочисленные народы, разные национальности и расы. Все мы отличаемся друг от друга. Но есть какие-то общие черты, которые можно найти у представителя любого народа. Ведь все мы - люди. Мы хотим формировать у наших детей толерантное отношение к людям других национальностей, но для этого нам нужна ваша помощь. Для изучения вашего отношения к людям своей и других национальностей мы предлагаем анкету, результаты которой помогут нам выявить причины существующей отрицательной оценки детьми различных национальных групп. На каждый вопрос отвечаете, недолго думая, выбирая один из вариантов ответа. Рядом с выбранным вариантом поставьте галочку.
1. Как вы относитесь к тому, что в мире все люди разные?
- положительно;
- отрицательно;
- равнодушно.
2. Вы радуетесь, когда обнаруживаете, что в чем-то похожи на других людей?
- да;
- нет;
- не знаю.
3. Довольны ли вы тем, что в чем-то отличаетесь от остальных?
- да;
- нет;
- не знаю.
4. На каком языке вы произнесли первые слова?
5. А на каком говорите сейчас?
6. Какие песни и танцы вам больше нравятся?
- соседних народов;
- национальные;
- эстрадные;
- зарубежные.
7. Какие национальные блюда вы пробовали хотя бы один раз?
8. Какую национальную одежду вы носили (или, по крайней мере, видели)?
9. Что вы можете отнести именно к национальным особенностям?
10. Когда вы разговариваете с ребенком о представителях другой национальности, вы советуете:
- быть терпимыми к их национальным особенностям;
- быть с ними настороже.
11. Раздражает ли вас, когда люди другой национальности говорят на своем языке, а остальные их не понимают?
- нет;
- да.
12. У нас в группе появился беженец из другой республики вы:
- говорите своему ребенку, чтоб помогал ему влиться в коллектив;
- чтоб он не общался с ним.
13. Что такое толерантность?
- позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- готовность быть терпимым, снисходительным;
- прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться
с мнением других, быть снисходительным.
14. Можете ли вы сказать, что вы толерантный человек?
- да;
- нет;
- не знаю.
15. Для того чтобы не было войны…
- нужно понимать, почему они происходят;
- нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
16. Что необходимо сделать для того, чтобы Ваш ребенок вырос добрым, честным и радостным человеком?
- говорить об азбучных истинах: живи так, поступай так, иди туда и т.д.;
- предлагать ему свое видение мира – ведь наша взрослость и жизненный опыт дают нам право на это;
- или, наоборот, сделать его центром Вселенной, и пусть он в будущем попробует сказать, что был обделен внимание;
- а может, стать ему другом? Надежным, сильным, умным – старшим.
Заранее благодарим за сотрудничество! Спасибо.
Приложение 3
Перспективный план работы с детьми 2- ой младшей группой.
Тема мероприятия | цель | примечание |
14 – 25 марта 2022г. | ||
НОД «О дружбе» Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира. | уточнить представления о том, что значит «уметь дружить» научить осмысливать и оценивать ситуацию; познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.
| |
Беседа «Люди бывают разные» с рассматриванием серии картинок с изображением людей разных национальностей. | расширять представления детей о том, что в нашей стране живут много людей разных национальностей. |
|
Русская народная игра «Гуси-лебеди» Игра народов севера «Рыбалка» | упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. |
|
Игры и игровые упражнения «Ласковое имя», «Комплименты»
| развитие чувства близости с другими детьми: Гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?», «Кто тебя по имени позвал?». |
|
Чувашская народная игра «Хищник в море» | упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. |
|
Конкурс рисунков на тему: «Подарок другу» | воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми. |
|
Башкирская народная игра «Липкие пеньки»
| упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. |
|
Прослушивание песни «От улыбки хмурый день светлей». | доставить радость детям.
|
|
28 марта – 8 апреля 2022г. | ||
НОД по изобразительной деятельности «Коллективная работа по рисованию эмблемы группы».
| воспитать трудолюбие, уважение к своему труду и труду своих товарищей, развить чувство общности детей группы, навыки сотрудничества. | |
Дагестанская народная игра «Надень папаху» | упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. |
|
Тренинг общения на тему: «Подарок на всех». Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира. | развитие чувства коллектива, умения дружить, сотрудничать со сверстниками. | |
Калмыцкая народная игра «Прятки» | упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.
|
|
Игра «Клубочек».
| воспитание чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе, чувство единства, сплоченности, умения действовать согласованно. | |
Художественное творчество. Лепка «Дружный хоровод». | развивать интерес к лепке, мелкую моторику, вызвать радость от совместного творчества. |
|
Игра «Веселые шарики»
Игра народов коми «Ловля оленей» | учить детей действовать дружно, получая общую оценку за совместные действия; упражнять в игре с воздушными шариками. Развивать ловкость, смекалку, активность. | |
Рассматривание альбома «Моя семья».
С/р игра «Устроим чаепитие». | Расширять представления о близких людях, истории семьи. развивать умение вести ролевое взаимодействие, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | |
11 апреля – 22 апреля 2022г. | ||
НОД рисование, на темы: «Моя семья» Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира. Мордовская народная игра «Круговой» | Расширять представления о близких людях, истории семьи. | |
Пальчиковая игра «Дружба»
| Развитие мелкой моторики пальцев. Развивать умение загибать пальчики, проговаривать текс. |
|
Просмотр презентации «Что мы знаем о народах». | познакомить с особенностями национального состава России. |
|
Д/и «Добрые слова».
| Закреплять навыки употребления добрых слов по отношению к близким людям. |
|
Прогулка.
| Вызвать интерес к совместным играм других детей. упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. |
|
Чтение художественной литературы Шотландские народные сказки. | Прививать любовь к чтению. Развивать умение внимательно слушать произведение. |
|
Д/и «Кто в какой стране живет?». | расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом. |
|
25 апреля – 6 мая 2022г. | ||
НОД путешествие на тему: «Москва – столица России».
| познакомить детей с главным городом России – Москвой, формировать представление о Москве, как о столице нашей Родины, воспитывать патриотические чувства. | |
Дидактическая игра «Города России» | познакомить детей с крупными городами России. | |
Игра «Иностранец»
Дагестанские нар. игры «Слепой медведь» | в игровой форме закрепить знания детей о России, о Москве, Санкт – Петербурге. В конце игры «иностранец» благодарит детей и дарит сладкий приз. упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. |
|
Дидактическая игра: «Дети России» Использование худ. слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира. Игровое упражнение «Вежливые слова». | познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу. | иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах |
НОД «Мир, в котором мы живем» Использование худ. слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира. Башкирские нар. игры «Поймай воробья» | сформировать у детей представления о мире, о странах мира.
упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. | |
Дидактическая игра: «Кто в какой стране живет»
| закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран. | |
Беседа с детьми на тему: «Маленький путешественник» Игры народов Сибири и Дальнего востока «Олени и пастухи» | закрепить представление о мире и разных странах. упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. | |
Дидактическая игра «Дети Мира» | познакомить детей с многонациональным составом населения Земли, воспитывать дружелюбные чувства к людям разных национальностей. | |
Просмотр презентации «Страны и народы». | расширять представление детей о странах Земли и их народах; прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициям; воспитывать уважение к культуре и традициям разных народов мира. | |
9 мая – 20 мая 2022г. | ||
Игра – упражнение «Знакомство в аэропорту»
Марийская народная игра «Колышки» | дать детям представление о церемониях приветствия в разных странах. упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. |
|
Д/и «Подбери наряд кукле». | Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю. |
|
Этюды и упражнения «Хоровод дружбы
Русская народная игра «Салки» | Хоровод воспитание уважения к людям различных национальностей и рас. упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. |
|
Беседа «Люди каких национальностей живут в нашей стране».
| расширять и закреплять представления детей о национальностях народа, формировать положительное отношение к людям других национальностей, активизировать и обогащать словарь.
упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.
|
|
Дидактические игры: «Поезд» | закрепить представление о мире и разных странах. |
|
Чтение художественной литературы: Индийские народные сказки | Прививать любовь к чтению. Развивать умение внимательно слушать произведение. |
|
НОД «Мы дети разных национальностей»
| через знакомство с правом воспитывать уважение к национальным к культурам разных народов, к различным языкам; воспитывать гордость за неповторимость своей национальной культуры; способствовать развитию национальной толерантности. |
|
Загадки о дружбе.
Хороводная игра «Дружба» | Учить понимать смысл загадки и находить на нее отгадку. Формировать умение играть в хороводные игры. |
|
Пословицы о дружбе
Русская народная игра «Змейка» | Познакомить с пословицами о дружбе. Развивать активность и смекалку. |
|
Приложение 4
Перспективный план работы с семьей.
П/№ | Тема мероприятия | примечание |
1.
2.
3.
4.
5. 6. 7.
| Консультация для родителей «Воспитываем толерантность в себе и в детях» Буклет. Консультация для родителей «Толерантность в детском саду» Памятка для родителей «Как воспитывать толерантного человека» Рекомендации для родителей по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у дошкольников Памятка для родителей «Толерантность – дорога к миру» Буклет. «Толерантность начинается в семье» Папка передвижка. «Толерантное отношение к детям».
|
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект по формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста.
«Дружба народов мира»
Актуальность
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство и необходимое условие толерантного воспитания дошкольников.
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Детьми данные правила и нормы усваиваются через художественное слово, народных персонажей из сказок, песен, совершающих те или иные поступки. По поступкам персонажи делятся на положительных и отрицательных — это и является эталоном для формирования образцов поведения у дошкольников.
Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей. К четырем годам ребенок учится видеть свою отличность от других и отличность других от себя.
Через знакомство с фольклором (сказками, песнями, поговорками и др.) разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов происходит постепенное понимание, принятие другой культуры. Знакомство детей с традициями не только своей, но и другой национальности, безусловно, положительно повлияет на восприятие родной культуры, своим предкам, традициям.
Еще одним важным средством формирования межэтнической толерантности является общение. Ребенок по своей сущности всегда испытывает потребность в общении. Систематическое непосредственное живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность выразить свою симпатию к представителям другой национальности — сверстникам и взрослым, и сохранить такое отношение ко всем народам.
В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Одним из важных звеньев по формированию толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
Цель проекта: формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности.
2. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ
4. Пополнение материальной базы ДОУ.
5. Создание условий для развития толерантных отношений у детей младшего дошкольного возраста.
6. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Вид проекта:
- информационно – творческий,
- групповой.
Срок реализации:
- с марта по май 2022г.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:
Подготовительный этап:
- Изучение методической и педагогической литературы по темам межнациональной толетарности и культуры межнационального общения ДОУ и семьи.
- Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.
- Разработать план работы по формированию толерантности и культуры межнационального общения.
- Внедрение дидактических, настольно – печатных игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов.
- Создание картотеки подвижных игр народов мира.
- Оснащение предметно – развивающей среды в группе, отвечающей принципам культур сообразности, индивидуальности.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности.
Основной этап:
- Реализация плана работы с детьми второй младшей группы «Солнышко», направленного на развитие толерантности и культуры межнационального общения ДОУ и семьи.
- Изготовление дидактических игр.
- Создание картотеки подвижных игр «Народов мира».
Заключительный этап:
- НОД по развитию межнациональной толетарности и культуры межнационального общения через творчество.
- Презентация с представлением результатов реализации проекта по во второй младшей группе «Солнышко».
Ожидаемый результат:
- У детей младшего дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
- Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
- Стратегия достижения поставленной цели и задач - воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, праздники.
Для педагога:
Повышение уровня педагогического мастерства. Освоение новых форм работы с детьми.
Формы образовательной работы с детьми:
- индивидуальная работа с детьми;
- развлечения, досуги;
- дидактические игры;
- настольно – печатные игры;
- подвижные игры;
- чтение художественной литературы;
- просмотр презентаций, мультфильмов;
- пополнение развивающей среды;
- выставки детских работ и семейных.
Формы работы с педагогами, родителями:
- Консультация;
- Буклеты, памятки;
- Беседы;
- Фотоотчет.
Реализация проекта:
- Совместную деятельность с детьми 3 – 4 лет второй младшей группы «Солнышко» планируется проводить 1 раз в 2 недели в формате НОД по 10 – 15 минут. Ежедневно во второй половине дня проведение режимных моментов 5 – 10 мин.
- Работа будет проводиться с небольшими подгруппами (3 – 6 детей) с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
I – этап подготовительный
- Изучение методической литературы по формированию толерантности и культуры межнационального общения. (Приложение 1 стр. 7)
- Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения. (Приложение 2 стр. 8)
II – этап основной
- План работы с детьми второй младшей группы «Солнышко» по формированию толерантности и культуры межнационального общения. (Приложение 3 стр. 10)
- План работы с родителями по формированию толерантности и культуры межнационального общения ДОУ и семьи. (Приложение 4 стр. 19)
III – заключительный этап
- Выступление на педсовете с результатами о проделанной работе по формированию толерантности и культуры межнационального общения.
Заключение
Подводя итоги, проведенной работы, мы можем сказать, что, воспитанники, с одной стороны, расширили свой кругозор и пополнили словарный запас об окружающем мире, с другой стороны, развили эмоционально-творческие навыки. Имеют представления о традициях, обычаях, праздниках народов России, знакомы с национальными играми, сказками.
В результате использования познавательной выставки дети познакомились с национальностями разных народов мира. Воспитанники с уважением и интересом относятся к традициям других народов.
Приложение 1.
Список использованной литературы:
- Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2001. - С. 204-205.
2. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания / Г.Н. Волков // Мир образования - образование в мире. - 2002. - № 1. - С. 11.
3. Кожанова, М.Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М.Б. Кожанова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 120-123.
- Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации – М., ТЦ Сфера, 2008.
- Сафина, Н. М.» Башкирские костюмы» / Н. М. Сафина. – Уфа, 2009.
- Строгонова Л.В. «Воспитание толерантности» М. 2007 г.
7. Тенькова, А.Н. Работа по нравственно-эстетическому обогащению личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры / А.Н. Тенькова [Электронный ресурс] Режим доступа // http://festival.1september.ru/articles/314680/?numb_artic=314680
8. Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова, Л. Дедешко // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 127-128.
Приложение 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
На нашей планете живут многочисленные народы, разные национальности и расы. Все мы отличаемся друг от друга. Но есть какие-то общие черты, которые можно найти у представителя любого народа. Ведь все мы - люди. Мы хотим формировать у наших детей толерантное отношение к людям других национальностей, но для этого нам нужна ваша помощь. Для изучения вашего отношения к людям своей и других национальностей мы предлагаем анкету, результаты которой помогут нам выявить причины существующей отрицательной оценки детьми различных национальных групп. На каждый вопрос отвечаете, недолго думая, выбирая один из вариантов ответа. Рядом с выбранным вариантом поставьте галочку.
1. Как вы относитесь к тому, что в мире все люди разные?
- положительно;
- отрицательно;
- равнодушно.
2. Вы радуетесь, когда обнаруживаете, что в чем-то похожи на других людей?
- да;
- нет;
- не знаю.
3. Довольны ли вы тем, что в чем-то отличаетесь от остальных?
- да;
- нет;
- не знаю.
4. На каком языке вы произнесли первые слова?
5. А на каком говорите сейчас?
6. Какие песни и танцы вам больше нравятся?
- соседних народов;
- национальные;
- эстрадные;
- зарубежные.
7. Какие национальные блюда вы пробовали хотя бы один раз?
8. Какую национальную одежду вы носили (или, по крайней мере, видели)?
9. Что вы можете отнести именно к национальным особенностям?
10. Когда вы разговариваете с ребенком о представителях другой национальности, вы советуете:
- быть терпимыми к их национальным особенностям;
- быть с ними настороже.
11. Раздражает ли вас, когда люди другой национальности говорят на своем языке, а остальные их не понимают?
- нет;
- да.
12. У нас в группе появился беженец из другой республики вы:
- говорите своему ребенку, чтоб помогал ему влиться в коллектив;
- чтоб он не общался с ним.
13. Что такое толерантность?
- позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- готовность быть терпимым, снисходительным;
- прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться
с мнением других, быть снисходительным.
14. Можете ли вы сказать, что вы толерантный человек?
- да;
- нет;
- не знаю.
15. Для того чтобы не было войны…
- нужно понимать, почему они происходят;
- нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
16. Что необходимо сделать для того, чтобы Ваш ребенок вырос добрым, честным и радостным человеком?
- говорить об азбучных истинах: живи так, поступай так, иди туда и т.д.;
- предлагать ему свое видение мира – ведь наша взрослость и жизненный опыт дают нам право на это;
- или, наоборот, сделать его центром Вселенной, и пусть он в будущем попробует сказать, что был обделен внимание;
- а может, стать ему другом? Надежным, сильным, умным – старшим.
Заранее благодарим за сотрудничество! Спасибо.
Приложение 3
Перспективный план работы с детьми 2- ой младшей группой.
Тема мероприятия | цель | примечание |
14 – 25 марта 2022г. | ||
НОД «О дружбе» Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира. | уточнить представления о том, что значит «уметь дружить» научить осмысливать и оценивать ситуацию; познакомить с пословицами и поговорками о дружбе. | |
Беседа «Люди бывают разные» с рассматриванием серии картинок с изображением людей разных национальностей. | расширять представления детей о том, что в нашей стране живут много людей разных национальностей. | |
Русская народная игра «Гуси-лебеди» Игра народов севера «Рыбалка» | упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. | |
Игры и игровые упражнения «Ласковое имя», «Комплименты» | развитие чувства близости с другими детьми: Гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?», «Кто тебя по имени позвал?». | |
Чувашская народная игра «Хищник в море» | упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. | |
Конкурс рисунков на тему: «Подарок другу» | воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми. | |
Башкирская народная игра «Липкие пеньки» | упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. | |
Прослушивание песни «От улыбки хмурый день светлей». | доставить радость детям. | |
28 марта – 8 апреля 2022г. | ||
НОД по изобразительной деятельности «Коллективная работа по рисованию эмблемы группы». | воспитать трудолюбие, уважение к своему труду и труду своих товарищей, развить чувство общности детей группы, навыки сотрудничества. | |
Дагестанская народная игра «Надень папаху» | упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. | |
Тренинг общения на тему: «Подарок на всех». Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира. | развитие чувства коллектива, умения дружить, сотрудничать со сверстниками. | |
Калмыцкая народная игра «Прятки» | упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. | |
Игра «Клубочек». | воспитание чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе, чувство единства, сплоченности, умения действовать согласованно. | |
Художественное творчество. Лепка «Дружный хоровод». | развивать интерес к лепке, мелкую моторику, вызвать радость от совместного творчества. | |
Игра «Веселые шарики» Игра народов коми «Ловля оленей» | учить детей действовать дружно, получая общую оценку за совместные действия; упражнять в игре с воздушными шариками. Развивать ловкость, смекалку, активность. | |
Рассматривание альбома «Моя семья». С/р игра «Устроим чаепитие». | Расширять представления о близких людях, истории семьи. развивать умение вести ролевое взаимодействие, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | |
11 апреля – 22 апреля 2022г. | ||
НОД рисование, на темы: «Моя семья» Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира. Мордовская народная игра «Круговой» | Расширять представления о близких людях, истории семьи. | |
Пальчиковая игра «Дружба» | Развитие мелкой моторики пальцев. Развивать умение загибать пальчики, проговаривать текс. | |
Просмотр презентации «Что мы знаем о народах». | познакомить с особенностями национального состава России. | |
Д/и «Добрые слова».
| Закреплять навыки употребления добрых слов по отношению к близким людям. | |
Прогулка.
| Вызвать интерес к совместным играм других детей. упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. | |
Чтение художественной литературы Шотландские народные сказки. | Прививать любовь к чтению. Развивать умение внимательно слушать произведение. | |
Д/и «Кто в какой стране живет?». | расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом. | |
25 апреля – 6 мая 2022г. | ||
НОД путешествие на тему: «Москва – столица России». | познакомить детей с главным городом России – Москвой, формировать представление о Москве, как о столице нашей Родины, воспитывать патриотические чувства. | |
Дидактическая игра «Города России» | познакомить детей с крупными городами России. | |
Игра «Иностранец» Дагестанские нар. игры «Слепой медведь» | в игровой форме закрепить знания детей о России, о Москве, Санкт – Петербурге. В конце игры «иностранец» благодарит детей и дарит сладкий приз. упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. | |
Дидактическая игра: «Дети России» Использование худ. слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира. Игровое упражнение «Вежливые слова». | познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать дружелюбные чувства к людям разных национальностей. Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу. | иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах |
НОД «Мир, в котором мы живем» Использование худ. слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира. Башкирские нар. игры «Поймай воробья» | сформировать у детей представления о мире, о странах мира. упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. | |
Дидактическая игра: «Кто в какой стране живет» | закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран. | |
Беседа с детьми на тему: «Маленький путешественник» Игры народов Сибири и Дальнего востока «Олени и пастухи» | закрепить представление о мире и разных странах. упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. | |
Дидактическая игра «Дети Мира» | познакомить детей с многонациональным составом населения Земли, воспитывать дружелюбные чувства к людям разных национальностей. | |
Просмотр презентации «Страны и народы». | расширять представление детей о странах Земли и их народах; прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициям; воспитывать уважение к культуре и традициям разных народов мира. | |
9 мая – 20 мая 2022г. | ||
Игра – упражнение «Знакомство в аэропорту» Марийская народная игра «Колышки» | дать детям представление о церемониях приветствия в разных странах. упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. | |
Д/и «Подбери наряд кукле». | Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю. | |
Этюды и упражнения «Хоровод дружбы Русская народная игра «Салки» | Хоровод воспитание уважения к людям различных национальностей и рас. упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. | |
Беседа «Люди каких национальностей живут в нашей стране».
| расширять и закреплять представления детей о национальностях народа, формировать положительное отношение к людям других национальностей, активизировать и обогащать словарь. упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. | |
Дидактические игры: «Поезд» | закрепить представление о мире и разных странах. | |
Чтение художественной литературы: Индийские народные сказки | Прививать любовь к чтению. Развивать умение внимательно слушать произведение. | |
НОД «Мы дети разных национальностей» | через знакомство с правом воспитывать уважение к национальным к культурам разных народов, к различным языкам; воспитывать гордость за неповторимость своей национальной культуры; способствовать развитию национальной толерантности. | |
Загадки о дружбе. Хороводная игра «Дружба» | Учить понимать смысл загадки и находить на нее отгадку. Формировать умение играть в хороводные игры. | |
Пословицы о дружбе Русская народная игра «Змейка» | Познакомить с пословицами о дружбе. Развивать активность и смекалку. |
Приложение 4
Перспективный план работы с семьей.
П/№ | Тема мероприятия | примечание |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Консультация для родителей «Воспитываем толерантность в себе и в детях» Буклет. Консультация для родителей «Толерантность в детском саду» Памятка для родителей «Как воспитывать толерантного человека» Рекомендации для родителей по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у дошкольников Памятка для родителей «Толерантность – дорога к миру» Буклет. «Толерантность начинается в семье» Папка передвижка. «Толерантное отношение к детям». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста «Дружба начинается с улыбки»
Методы и приёмы :психогимнастические игры, коммуникативные игры этнические беседы , анализ ситуаций, решение этических задач, эмоционально-символические методы.Направления: социализация, познани...
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Дружба народов» (посвященный ко Дню города Нижневартовска)
Воспитание в детях чувства патриотизма, толерантное, дружелюбное отношение к людям разных национальностей России, любовь к родному краю и городу....
формирование культуры межнациональных отношений у дошкольников
В статье описывается реализация проекта о воспитании интереса и уважения к культурам народов, проживающих в городе Братске. Воспитатели познакомятся с различными формами работы с воспитанниками и роди...
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Дружба народов"
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего возраста...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Система мероприятий по воспитанию положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) посредством познавательно-исследовательской деятельности».
Аннотация к проекту.Экологическое образование дошкольников это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываютс...
тема проекта: «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада»
Проект «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада» разработан в рамках Программы развития МДОУ детский сад «Золотой ключик...
Формирование положительного отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста
Материал является обобщением инновационного опыта поформированию положительного отношения младших дошкольников к своим сверстникам в детском саду...