тема проекта: «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада»
проект (подготовительная группа)
Проект «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада» разработан в рамках Программы развития МДОУ детский сад «Золотой ключик» и реализуемой в учреждении программы патриотического воспитания «Я рожден в России», ключевой задачей которых является комплексная работа педагогов по формированию актуальных социальных компетентностей дошкольников, социализацию образовательного процесса. Проект направлен на решение задач ФГОС ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 89.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотой ключик» Купинского района
Проект
Тема: «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада»
Разработала:
Жорова Расмия Газанфаровна
воспитатель 1 категории
Описание проекта
Проект «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада» разработан в рамках Программы развития МДОУ детский сад «Золотой ключик» и реализуемой в учреждении программы патриотического воспитания «Я рожден в России», ключевой задачей которых является комплексная работа педагогов по формированию актуальных социальных компетентностей дошкольников, социализацию образовательного процесса. Проект направлен на решение задач ФГОС ДОО.
Дошкольный возраст - это период, когда закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.
Реализация проекта позволяет:
- Расширить знания детей о малой Родине, Купинском районе и людях, его населяющих через интерактивные формы образовательного процесса;
- Формировать у воспитанников основы толерантного поведения путём объединения этнографической культуры с актуализацией жизненного опыта детей;
- Воспитать у старших дошкольников гордость за свою страну- Россию, стремление жить в мире и дружбе, уважительно относиться к людям различных национальностей через сотрудничество с семьями воспитанников, использование технологий музейной педагогики, возможностей художественной литературы, декоративно прикладного творчества.
- Расширить знания педагогов о формах и методах работы по воспитанию у детей дошкольного возраста норм толерантного поведения, развитию познавательной активности и любознательности.
- Повысить уровень взаимодействия родителей и дошкольного учреждения
Актуальность
Сохранения национального мира, взаимопонимания – важнейшая задача построения межэтнических отношений на любой территории нашей страны. Актуальна эта задача и для многонационального Купинского района. Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.
Наш детский сад посещают 77 детей, из которых - 59% русские ,41% - дети других национальностей, из татарских, узбекских, казахских, ингушских, немецких семей. Соответственно, в группах представлены разные традиции семейного воспитания и культуры.
Вместе с тем, изучение методической литературы показало, что научно – обоснованных технологий и методик формирования у детей, именно дошкольного возраста, интереса и уважительного отношения к культуре других народов, толерантного взаимодействия разработано недостаточно.
В дошкольном учреждении не в полной мере создана предметно - пространственная среда для этого направления деятельности.
Беседы с родителями и проведённое анкетирование также показали, что в семьях уделяется недостаточное внимание формированию мировоззрения детей, вопросам их социального воспитания.
В связи с этим остаётся не разрешенным противоречие между потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, понимающей и принимающей моральные принципы поведения, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании этих качеств у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость разрешения выявленного противоречия обусловила выбор темы проекта:
«Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада».
Объект проектной деятельности: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважительного отношения к людям разных национальностей и их культуре, норм толерантного поведения.
Предмет проектной деятельности: организационно – педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважительного отношения к различным национальным культурам и норм толерантности.
Цель проекта: Воспитание у старших дошкольников уважения к людям разных национальностей и основ толерантного поведения через расширения знаний детей о культуре и быте разных народов.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с культурой и традициями людей разных национальностей, проживающих на территории Купинского района.
2. Создать в группе предметно - развивающую среду, способствующую формированию толерантного поведения у детей.
3. Закрепить навыки нравственного поведения, такие как доброжелательность, честность, отзывчивость, справедливость.
4. Расширить знания детей о Купинском районе и его достопримечательностях.
5. Развивать у детей коммуникативные навыки, познавательную активность, творческие способности.
6. Привлечь к сотрудничеству родителей, коллег.
Термин выполнения: Долгосрочный, групповой, познавательно-творческий (сентябрь 2015 – февраль 2016года).
Участники проекта:
Воспитанники, родители, педагоги, музыкальный руководитель и специалисты детского сада, а так же работники РДК, представители Центров казахской и немецкой национальных культур, районного Краеведческого музея.
Предполагаемые продукты проекта:
- родительское собрание « Что такое толерантность и как её воспитать?»
- создание совместно с детьми путеводителя по районному краеведческому музею « Все что неизвестно – будет интересно!»
- создание родителями и детьми семейных альбомов « А рассказать мы вам хотим…»
- выставка «Родословное древо моей семьи»
- творческая работа детей - коллективная аппликация из ткани «Национальные костюмы разных народов
- просмотр и обсуждение сборника мультфильмов « Гора самоцветов»
- итоговая игра путишествие « Мы шагаем по планете» с детьми и совместно с родителями.
Содержание проекта по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО:
Познавательное развитие
- Расширение знаний о культуре и традициях людей разных национальностей, проживающих на территории России (беседы, знакомство с национальным фольклором, обычаями, костюмами, чтение и обсуждение сказок разных народов, просмотр мультсборника «Гора самоцветов», экскурсии в районный краеведческий музей, Центры национальных культур, музей – мастерскую глиняной игрушки).
- Знакомство с лексическим значением новых слов: толерантность, национальность и др.
- Ознакомление детей с разными видами музеев: краеведческий музей, музей – мастерская глиняной игрушки, мини - музеи в ДОУ
Речевое развитие
- Расширение активного словаря детей на занятиях и в свободной деятельности
- Формирование звуковой стороны речи, памяти, мышления через разучивание пословиц, поговорок, потешек, чистоговорок разных народов
- Развитие связной речи через описание образов героев сказок и оценке их поступков. Развитие умения задавать и отвечать на вопросы, составлять рассказ - описание, рассказ по впечатлениям (на всех мероприятиях проекта)
Социально-коммуникативное развитие
- Формирование коммуникативных навыков, самостоятельности в разучивании и проведении национальных игр
- Развитие умения работать в команде и отвечать за совместный результат деятельности (проведение этапной игры »мы шагаем по планете», создание путеводителя по районному краеведческому музею)
- Осуществление взаимосвязи общественного и семейного воспитания (создание семейных альбомов «А рассказать мы вам хотим…», генеалогического древа семьи, участие родителей в этапной игре , проведение родительского собрания «Что такое толерантность и как ее воспитать», проведение входного и итогового анкетирования с родителями в рамках проекта
Физическое развитие
- Развитие координации движений, ловкости, увеличение времени двигательной активности (проведение национальных игр, этапной игры, разучивание элементов национальных танцев)
Художественно – эстетическое развитие
- Развитие воображения, фантазии, навыков рисовании и аппликации (рисование национальных узоров, создание аппликаций из ткани «Национальные костюмы», рисунки детей к путеводителю по краеведческому музею, раскрашивание национальных костюмов по образцу)
- Знакомство с народными промыслами и декоративно- прикладным искусством разных народов (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций в тематических альбомах)
- Знакомство с музыкой разных народов
Этапы реализации проекта
Проект состоят из 3-х этапов:
1.Организационно - подготовительный (сентябрь - октябрь).
2.Основной (ноябрь - декабрь)
3.Заключительный итоговый (яварь- февраль).
1.Организационно – подготовительный этап | Сентябрь-октябрь | Изучение литературы сбор информации, определение общего замысла проекта механизмов его реализации. Беседа с детьми о разных народах, с целью выяснения уровня их знаний по теме и их отношения к проекту. Мотивирование детей, педагогов, родителей на активное участие в проекте
|
2.Основной этап | Ноябрь - декабрь | Родительское собрание « Что такое толерантность и как её воспитать?» Экскурсии в районный краеведческий музей, центры национальных культур, музей – мастерскую глиняной игрушки с последующей рефлексией. Создание совместно с родителями и детьми альбома « А рассказать мы вам хотим…». Выставка «Родословное древо моей семьи». Творческая работа детей коллективная аппликация из ткани « Национальные костюмы разных народов». Просмотр и обсуждение сборника мультфильмов « Гора самоцветов». Создание совместно с детьми путеводителя по Краеведческому музею « Все что неизвестно – будет интересно! ». |
3.Заключительный этап | Январь - февраль | Итоговая игра совместно с родителями: « Мы шагаем по планете». Анкетирование для родителей. |
Оценка результатов деятельности
Для оценки результатов были использованы следующие формы и методы:
- наблюдения и беседы с детьми;
- анализ творческих работ детей;
- анализ анкетирования родителей;
- собеседование с родителями и коллегами.
Эффективность реализации проекта подтверждается следующими результатами:
1. Расширились знания детей о национальных обычаях и традициях, фольклору и декоративно - прикладному творчеству
2. Повысился уровень навыков работы в группе, сопереживания и ответственности за результаты коллективного труда
3. Возросла любознательность и творческая активность детей.
4. Возрос интерес и включенность педагогов в деятельность по реализации проекта
5. Результаты итогового анкетирования родителей показали позитивное отношение родителей к совместной деятельности с детским садом, заинтересованность проблемой проекта и желание его продолжить.
Планируемое продолжение проекта и распространение его наработок:
Мероприятия по теме проекта будут продолжены до конца учебного года. Планируется провести Фестиваль национальных культур с участие родителей и детей других групп, организовать в помещении подготовительной группы этнографический уголок.
Заключение
В дошкольном детстве - происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во взаимоотношениях с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Таким образом, воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения является необходимым условием формирования личности ребенка в современном обществе. И значительная роль в этом принадлежит дошкольному учреждению.
Ключевые понятия:
Межнациональное воспитание - это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью приобщения их к богатому культурному наследию, накопленному человечеством, формирования дружественных взаимоотношений, позитивного межнационального общения, проявления дружелюбия и симпатии к своему и другим народам, толерантности и деликатности по отношению к ним.
Толерантность - это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Традиции –
Обычаи –
Национальная культура -
Список используемой литературы:
1. ФГОСДО
2. Программа
3.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004.
4.Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Дошкольное воспитание, 1992. № 5.6.
5. Дошкольная педагогика № 4\2013 г. Стр.13
6. Вареничева, Т. В. Т. В. Ставропольская слобода «Богатырь» на территории детского сада: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. В. Вареничева. – Тольятти, 2010.
7. Заббарова, М. Г. Поликультурное воспитание в технологическом образовании школьников / М. Г. Заббарова // Современное образование: реалии, традиции, инновации, перспективы: мат. междунар. науч. конф. отв. ред. Е. А. Гринёва. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. - С. 527 - 530.
8. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. М.: 1998.
9. Кутьина Н.Б. Программа “Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой” СПб.: Детство-Пресс, 2004
10. Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011
Информационные ресурсы:
1.www\https://Nsportal.ru/detskiy-sad.
3.www\ https://tc-sfera.ru/posts/
4. www \https:/\Ped-kopilka/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада
Цель: Обогащение и систематизация знаний родителей о работе воспитателя в формировании КГН у детей младшего дошкольного возраста через информационное просвещение (папка - передвижка)Наряду с организац...
Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада
Цель: Обогащение и систематизация знаний родителей о работе воспитателя в формировании КГН у детей младшего дошкольного возраста через информационное просвещение (папка - передвижка)Наряду с организац...
Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада
Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере...
Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада
Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере...
Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада
Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере...
Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада
Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере...
Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержанию порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослы...