Конспект НОД по формированию культуры межнационального общения для детей старшей группы.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект занятия в ДОУ для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_tsvetok_druzhby.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по формированию культуры межнационального общения для детей старшей группы.

«Цветок дружбы»

Цель: развитие дружеских отношений в детском коллективе через освоение воспитанниками культуры межнационального общения.

Задачи:
• Образовательные: расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России; актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей РФ.

• Воспитательные: продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения: знакомить с обычаями и традициями народов России, воспитывать доброжелательное отношение к ним; воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.


• Развивающие: развивать познавательный интерес. Стимулировать желание узнавать о жизни народов России; расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.

Предварительная работа: посещение краеведческого музея, экскурсия в музей-экспозицию детского сада «Моя многонациональная Удмуртия», чтение тематических стихов, отгадывание загадок, пословиц, рассматривание иллюстраций детей разных национальностей,

Мотивационно - побудительный этап

Воспитатель приглашает детей в круг радости.

Воспитатель:

Сколько добрых лиц вокруг

Приглашаю я всех в круг.

Давайте за руки возьмем,

Слова любви произнесем.

Дети: Любим, любим всех вокруг,

Как хорошо, что рядом друг!

Звучит музыка и на экране появляется цветок.

Воспитатель:

Ребята, что это такое? (цветок).

На экране поднимается сильный ветер, и цветок остаётся  без лепестков.

Цветок с экрана:

Здравствуйте, ребята! Со мной вот какая беда приключилась:  подул сильный ветер, и  лепестки разлетелись по всей нашей стране. Помогите, пожалуйста, мне их найти.

Воспитатель:

Ну, что, ребята, поможем цветку? (Да). А  в какой стране мы живём?  (В России). А вы знаете, что Россия очень большая и многонациональная страна? (Да). А какие национальности проживают на территории России? (перечисляют)

Звучит музыка (русская плясовая). На экране появляется девочка в национальном русском костюме.

Воспитатель:

Ребята, вы не знаете, кто это и откуда она? (русская девочка из России) А как вы догадались, что она русская? (по костюму, по музыке)

Русская девочка:

Ребята, ко мне прилетел лепесток красного цвета?

Воспитатель:

Ах, это же лепесток от нашего цветка дружбы, лепестки разлетелись по всей нашей стране, и мы их ищем.

Русская девочка:

Но, чтобы получить первый лепесток нужно вспомнить русские народные пословицы о дружбе.

На экране появляются пословицы о дружбе:

  1. Нет друга – ищи……(а нашёл, береги).
  2. Не имей сто рублей…..(а имей сто друзей).
  3. Один за всех……(и все за одного).
  4. Человек без друзей…(что дерево без корней).
  5. Дружба не стекло…(разобьёшь – не сложишь).
  6. Дружба – самое….(дорогое сокровище).
  7. Дружба……(дороже денег).
  8. Без друга …(в жизни туго).
  9. Дружбой дорожи….. (забывать её не спеши).
  10.  Недруг поддакивает, а ......  (друг спорит).

На экране появляется цветок с одним лепестком.

Воспитатель:

Молодцы, ребята! У нашего цветка дружбы появился первый лепесток.

Звучит татарская народная песня.

Появляется мальчик в национальном татарском костюме.

Воспитатель:

Ой, ребята, а это кто к нам пришел? (татарин из Татарстана) А  как вы догадались, что он татарин? (по национальному костюму, по музыке)  Как  вы думаете, его зовут? (Тимербай).

Тимербай:

Ребята, ко мне прилетел синий лепесток, я вам отдам его, если вы поиграете со мной в татарскую народную игру.

Физминутка – игра «Тимербай»
Дети образуют круг, водящий (воспитатель) – Тимербай, надевает тюбетейку и становится в центре. Звучит музыка, воспитатель говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались.

Нашалились, наплескались.
Хорошенько отмылись,
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить, не стали,
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!


Слова сопровождаются имитацией движений по тексту (воспитатель показывает, дети повторяют), на словах «вот так!» Тимербай делает какое-либо движение (например, поднять большой палец руки, обхватить себя руками и др.). Все повторяют движение, водящий выбирает того, кто быстрее и лучше сделал, передает ему тюбетейку. Затем игра проводится с новым водящим, уже без повторения движений по тексту, дети просто идут по кругу. Уже показанные движения повторять нельзя. Игра повторяется с несколькими водящими.

На экране появляется цветок с двумя лепестками.

Воспитатель:

Ребята, смотрите, у нашего цветка дружбы появился второй лепесток.

Звучит удмуртская народная песня «Ялыке». На экране появляется девочка в удмуртском национальном костюме.

Воспитатель:

Ребята, кто к нам пришел в гости?  (удмуртка)

Удмуртка:

Ребята, ко мне прилетел жёлтый лепесток, я знаю, что вы ищете их. Я вам отдам его после того как вы ответите на мои вопросы:

  1. В какой республике мы живём?
  2. Назовите столицу нашей республики?
  3. Что изображено на экране?

На экране появляется цветок с тремя лепестками.

Воспитатель:

 Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что на нем изображено? (флаг нашей республики) Каких он цветов?  (черный, белый, красный). А в центре флага изображён восьмиконечный солярный знак. Удмурты считают, что этот знак защищает их от бед. Хотите, попробуем сделать его своими руками? (да). Внимательно посмотрите на этот солярный знак, из каких элементов он состоит? (из 2 перекрещенных полосок красного цвета, на белом фоне). Пожалуйста, присаживаемся  за столы. Возьмите необходимые принадлежности и приступайте к изготовлению оберега.

Дети набирают нужные канцелярские принадлежности, приступают к работе.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, у нашего цветка дружбы появился третий лепесток. Мы помогли нашему цветку найти свои лепестки. Вы очень большие молодцы. С кем мы сегодня подружились? (с русской, удмуртской девочками, татарским мальчиком).  Что сегодня вам показалось наиболее трудным?  (ответы детей).

Что больше всего нам понравилось в нашем сегодняшнем путешествии? (ответы детей).

 

На экране появляется цветок с тремя лепестками, он благодарит детей за помощь.  

Все персонажи появляются на экране – русская, удмуртская девочки и татарский мальчик они держат в руках цветок дружбы, приглашают детей в следующее путешествие за цветами дружбы, чтобы собрать большой букет дружбы.

Воспитатель:

Ребята, а к кому бы вы хотели съездить в следующий раз? (к армянам, азербайджанцам, казахам). Хорошо ребята,  мы начинаем готовиться к следующему путешествию.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.

Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждени...

Этнопедагогика как средство формирования культуры межнационального общения и гармонизации отношений в обществе

laquo;Зачатки педагогической культуры является общими у всехкультурных групп»Г.С.Волков          Россия является многонациональным государством...

Формирование культуры межнационального общение детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст - период формирования начальных представлений о дружбе и зарождения дружеских отношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском...

Формирование культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтническом детском саду

В статье анализируются результаты исследования и описан опыт работы по формированию межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях полиэтнического детского сада...

Конспект по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы тема: «Приключения весны»

Цель: Повышать у детей старшего дошкольного возраста интерес к математике.Программное содержание: Упражнять в прямом и обратном счете; закреплять знания детей о временах года, месяцах и их последовате...

Занятие по «развитию речи и культура речевого общения» для детей старшей группы «О цветах»

Занятие по «развитию речи и культура речевого общения» для детей старшей группы «О цветах»...

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  Аннотация. В статье раскрыта значимость воспитания культуры межнационального общения в воспитании детей дошкольного...