Современные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
статья на тему
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_v_rabote_muzykalnogo_rukovoditelya_dou.docx | 25.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения
Автор работы: Донская Виктория Александровна
Занимаемая должность: музыкальный руководитель
Место выполнения работы:
МБДОУ «Детский сад №3 села Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
С. Перелюб
2018 г.
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – это источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей. Есть ещё pяд принципов, которых я придерживаюсь на музыкальных занятиях:
- Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков.
- Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам.
- Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки.
Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, также я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.
Что такое педагогическая технология? Это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности.
Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило мне значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.
Я хочу поделиться опытом использования ИКТ в своей работе.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности:
- Слушания музыки
- Пения
- Музыкально-ритмических движений
- Музыкально-дидактических игр,
- Игры на детских музыкальных инструментах.
Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.
Так, в разделе «Слушание музыки»
использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я создала электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла» детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», также и с непонятными словами в попевках, поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слов.
Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.
Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, например, « Танцы для детей + детская мультдискотека» для детей от 2-х лет. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям. Широко использую специальный компакт-диск для занятий по музыкальному воспитанию : Программы. Планирование. Конспекты занятий. Музыка в ДОУ.
Музыкально-дидактические игры также провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл? », «Характер и настроение в музыке», «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.
При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомлю с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению. В процессе работы мы создали свой мини-оркестр, где дети обучаются слаженно подыгрывать на музыкальных инструментах различным мелодиям.
Видеоролики позволяют интересно, ярко и понятно знакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера.
Практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.
Внедряем в своем саду мы и здоровьесберегающие технологии. Музыкальное воспитание в нашем ДОУ параллельно решает и задачи сохранения укрепления здоровья детей.
Мы в детском саду используем такие виды оздоровления как:
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- речь с движением или игры со словом.
Дыхательная гимнастика:
Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, помогает выработать силу и правильное распределение выдоха.
В начале обучения главная задача – научиться правильно дышать. Этому разделу я отводила особое внимание, продвигаясь вперед, периодически возвращаясь к нему, повторяя дыхательные упражнения, в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. На занятиях должен применяться комплекс упражнений для постановки дыхания:
Дыхательная гимнастика, способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служит охране его от заболеваний.
Примеры дыхательной гимнастики:
«пушинки» – легкий выдох, будто сдуваем пушинку;
«муха» или «пчела» – резкий выдох.
«маленький хомячок» – надуть щеки, разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух;
«тпрунюшки» – с силой выдыхаем воздух, копируя отфыркивание лошадей;
«горячий чай» - дуем на изготовленные чашки чая и т.д.
Примеры артикуляционной гимнастики:
· работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
· с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
· Высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до все более далеко отстоящей поверхности.
· Покусывание языка боковыми зубами;
· Покусывание внутренней поверхности щек;
· Круговые движения языком между зубами и щеками;
· Цоконье и пощелкивание языком и мн.др.
"Зевота". Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызовите несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
"Трубочка". Вытяните губы трубочкой. Повращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки, потянитесь губами до носа, потом - до подбородка. Повторить 6-8 раз.
"Смех". Во время смеха положите ладонь на горло, прочувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение можно ощутить при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно, ведь с точки зрения работы мышц не имеет значения, смеётесь вы по-настоящему или просто произносите "ха-ха-ха". Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение.
Упражнение «Жаба Квака»
Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки
Жаба Квака с солнцем встала, - потягиваются, руки в стороны
Сладко-сладко позевала. - дети зевают
Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения,
Да водички поглотала. - глотают
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! - произносят звуки отрывисто и громко
Квээ-э-э!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
Речь с движением или игры со словом:
· стимулирует развитие речи;
· развивает пространственное мышление;
· развивает внимание, воображение;
· воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Игра-упражнение «У мишки дом большой»
Цель: развитие подражательных движений
У мишки дом большой, – дети поднимаются на носки, руки тянут
вверх.
У зайки домик маленький. – дети присаживаются на корточки, руки
опускают к полу.
Мишка наш пошёл домой, – шагают как мишки, переваливаясь.
А за ним и заинька. – прыгают на двух ногах - «зайчики».
Музыкально-оздоровительная работа:
повышает уровень развития музыкальных и творческих способностей детей;
стабилизирует эмоциональное благополучие каждого ребенка;
повышает уровень речевого развития;
снижает уровень заболеваемости;
стабилизирует физическую и умственную работоспособность во всех сезонах года, не зависимо от погоды.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость. Применение мной на музыкальных занятиях в комплексе передовых технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста и их родителями
В статье предоставлены материалы из опыта педагогов детского сада №40 Колпинского района по взаимодействию и сотрудничеству в области музыкального воспитания детей. Перечислины принципы для дост...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
В данном докладе предоставлены материалы из опыта работы педагогов детскогосада по взаимодействию и сотрудничеству с семьёй в области музыкаль-ного воспитания детей....
ОТЧЁТ об использовании современных технологий в работе музыкального руководителя Найфоновой Светланы Керменовны.
ОТЧЁТоб использова...
«Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интел...
Доклад на августовскую конференцию "Куклотерапия-современная технология в работе музыкального руководителя"
Доклад и презентация...
«Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»
Презентация, скоторой я выступала на педагогической конференции "Педагог и инновации:идеи, опыт, практика" в 2016 году...
Опыт работы «Современные технологии в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ»
Этот проект направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир...