«Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»
статья на тему

Вертинская Ольга Александровна

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.

Что такое педагогическая технология? Это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности.

При работе в условиях реализации ФГОС выделяется социо-игровой подход, основанный на глубокой заинтересованности детей, при которой они втягиваются в совместную работу, обучают друг друга, социализируются.

Для того, чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, музыкальному руководителю следует  использовать в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности. Например:

Восприятие (слушание) – можно использовать элементы программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Рекомендована Министерством образования РФ. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики.  Основной принцип программы – тематический. Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течении одного-двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:

  • Музыка выражает настроение, чувства, характер людей.
  • Песня, танец, марш.      
  • Музыка рассказывает о животных и птицах.
  • Природа и музыка.
  • Сказка в музыке.              
  • Музыкальные инструменты и игрушки. 

Элементы программы «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной. Основное направление этой программы - развитие способности «видеть» музыку, передавать в движениях ее характер, образ. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого. Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет. Опыт работы по программе А.И. Бурениной представлен на nsportal.ru

http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/12/04/opyt-raboty-po-programme-a-i-bureninoy-ritmicheskaya-mozaika

Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим  движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения.

«Танцевальная ритмика для детей» Суворовой Т.И. - учебное пособие включает репертуар для занятий ритмикой и хореографией с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Танцы, игры и упражнения, предлагаемые автором, отличаются доступностью для исполнения, яркостью музыкального сопровождения и могут использоваться на детских праздниках, конкурсах и концертах, а также музыкальных и физкультурных занятиях с детьми.

Пение. Программы по пению нет, поэтому в этом виде музыкальной деятельности используются в основном авторские программы и методики.

Методическое и практическое пособие «Учимся петь, играя!» А.А. Евтодьевой предлагает игровые практические приёмы, позволяющие развить музыкальный слух ребёнка при помощи игровых распевок.

Сборники «Учите детей петь» Т.М. Орловой и С.И. Бекиной - методика обучения пению детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

«Учим детей петь» С.И. Мерзляковой. Данное пособие соответствует ФГОС ДО. В этой книге представлены упражнения на развитие голоса и музыкального слуха детей 5-6 лет, песни первой и второй степени трудности. Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей. Тематический и обучающий диапазон упражнений и песен расширен за счет дополнительного материала.

Игра на детских музыкальных инструментах. Программа «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой разработана на основе сочетания принципов творческого импровизационного музицирования австрийского композитора К.Орфа с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики.

В этой программе представлен систематизированный материал. Интересными являются элементы «Звучащие жесты» и «Игра на музыкальных инструментах».

Технология программы Меркуловой Л.Р. «Оркестр в детском саду» и «Играем в оркестре по слуху» М.А. Трубниковой.

Интересна и хрестоматия «Детский оркестр» С. Бублей, с материалом разной степени трудности.

Театрализованная деятельность. В этом виде музыкальной деятельности можно использовать технологию программы С.И. Мерзляковой «Волшебный мир театра» и методическое пособие «Театр всевозможного» А.И. Бурениной.

Здоровьесбережение. При использовании здоровьесберегающих технологий можно обратиться к программе Е.Железновой «Музыка с мамой». Это: «Пальчиковые игры», «Игры для здоровья», «Аэробика для малышей», «Игровая гимнастика». Технология программы М.Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду».

Использование ИКТ на музыкальных занятиях. Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для  ребёнка, но и для музыкального руководителя.

Применение  на музыкальных занятиях современных технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания  с  нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а,  следовательно, решение главной цели  работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы»

Статья посвящена проблеме реализации информационно-коммуникационных технологий в системе музыкального образования детей. Рассматриваются возможности данных технологий на занятиях в процессе разных вид...

«Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»

Презентация, скоторой я выступала на педагогической конференции "Педагог и инновации:идеи, опыт, практика" в 2016 году...

Информационно-коммуникационные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения.

Информационно-коммуникационные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения....

Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения

Использование современных технологий в работе музыкального руководителя...

Использование цифровых технологий в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения

Муниципальные "Педагогические чтения 2021" по теме - «Цифровые технологии в детском саду. Педагогические находки»...

Игровые технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения

Применение инновационных программ и технологий позволяет повысить уровень музыкального развития детей.  Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, педагог способствует их воз...

Современные практики в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения

Музыкальное воспитание детей в дошкольных учреждениях является важной частью образовательного процесса и играет ключевую роль в развитии личности ребенка. В последние годы подходы к музыкальной деятел...