Мастер-класс «Образовательная технология «Детский совет», как условие индивидуализации детей»
учебно-методический материал по теме
Поиск новых форм работы и способов применения технологии "Детский совет" в дошкольной организации в условиях ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 277.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Образовательная технология «Детский совет»,
как условие индивидуализации детей».
Цель: поиск новых форм работы и способов применения технологии «Детского совета» в дошкольной организации в условиях ФГОС ДО.
План проведения мастер-класса:
1.Вступительное слово.
2.Практические игровые упражнения.
3.Подведение итогов, обмен мнениями.
Количество участников: 20 человек.
Длительность проведения: до 50 минут.
Ведущий: На сегодняшний день, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас, педагогу, стоящему у истоков детства, необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок. Одна из основных составляющих педагогической компетентности воспитателя, на мой взгляд, это уважение и признание личности воспитанника, поддержка детской уникальности. Оттого насколько мы взрослые, будем этим руководствоваться, зависит будущее развитие ребенка-дошкольника. Помочь педагогам в этом, призвана образовательная технология «Детский совет».
Уважаемые коллеги, что такое совет?
Совет — наставление, напутствие, рекомендация (ответы коллег)
Что такое Детский совет? (ответы коллег)
Уважаемые коллеги, кто из вас знаком и работает по этой технологии?
Я думаю, вы со мной согласитесь, что детский совет - это место и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл всей жизни группы. Смысл детского совета – объединить детей и взрослых вокруг событий, совместных дел, действий.
«Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.
Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.
Детский совет может выглядеть так:
Задачи «Детского совета»:
- Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».
- Создать условия для межличностного и познавательно- делового общения детей и взрослых.
- Развивать эмпатию.
- Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
- Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
- Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта./
- Разработать план действий.
- Учить детей делать осознанный ответственный выбор.
- Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.
Итак, Детский совет подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых планируются предстоящие занятия, устанавливаются групповые правила, проводятся разного рода игры и упражнения.
Для того чтобы осознать, что такое детский совет, необходимо определить для себя понимание данной формы взаимодействия.
Приглашаю для участия в мастер-классе коллег и предлагаю объединиться в две группы.
Начинаем!
Вашему вниманию предлагаю следующие упражнения:
1 группе участников
«Продолжи предложение»
Первой группе участников:
•Детский совет – это…. (ваши варианты ответов).
2 группе участников:
•Детский совет не…………………(ваши варианты ответов).
Регламент: Время на выполнение задания 3минуты
Детский совет – это….
-выбор
-участие
-соучастие
-новости
-инициатива
-сотрудничество
-обсуждение
-взаимодействие
-общение
-содействие
-планирование
-активность
-коммуникация
-объединение
Детский совет не…
-занятие
-образовательная деятельность
-имеет регламента
-имеет единых правил
-обязательное участие
-принуждение
-имеет структуры
-единичная акция
И так команды готовы озвучить свои ответы.
Ведущий: Время проведения детского совета обусловлено главным его предназначением-включением детей в управление событиями и временем. Какова же роль взрослых и детей во время организации и проведения детского совета?
Вашему вниманию предлагаю первой группе участников написать цели и задачи детского совета для взрослых.
Для взрослых:
- создать эмоциональный настрой на весь день- «задать тон дня»;
- создать условия для межличностного и познавательно-делового общения;
- развивать навыки ведения коммуникации, планирования собственной деятельности;
- развивать эмпатию;
- развивать умения договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
Второй группе участников написать цели и задачи детского совета для детей.
Для детей:
- учиться выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, логично и последовательно.
- учиться внимательно слушать, высказывать конструктивное отношение к высказываниям других детей;
- учиться делать собственный выбор;
- учиться планировать свою собственную деятельность;
- учиться рассказывать о своих действиях: удачах и неудачах, чувствах и желаниях;
- учиться формулировать свои суждения, отстаивать свою точку зрения;
Регламент: Время на выполнение задания 5 минут
Ведущий: И так команды готовы озвучить свои ответы. Подведение итогов.
Ведущий: Детский совет подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться своими желаниями, а также получить возможность рассказать о событиях в своей жизни.
ВИДЕО № 1 Утренний совет
Предлагаю Вашему вниманию первой группе участников ответить на вопрос:
- Как Вы думаете, с чего начать подготовку к проведению детского совета?
Ответ: с выбора удобного места, такого, где вы можете поместиться всей группой, где достаточно места для размещения демонстрационных материалов.
Предлагаю Вашему вниманию второй группе участников ответить на вопрос:
Как правильно рассадить детей и создать комфортные условия? (варианты ответов)
Во-первых: определить способ рассаживания детей. Как? (предложить свои варианты)
Регламент: Время на выполнение задания 3 минуты
Ведущий: Вернемся к заданиям наших групп и выслушаем их ответы.
Подведение итогов.
Ведущий: Место удобное мы выбрали. Но нас волнует вопрос, Как вы будете сообщать о начале общего сбора? Предлагаю Вашему вниманию ответить на вопрос первой и второй группе участников (варианты ответов)
Регламент: Время на выполнение задания 3 минуты
Показ слайда из опыта работы МДОУ д/с № 98
Предлагаю свой вариант воспользоваться способами социометрии: подготовить на меловой доске или листе бумаги таблицу, в которую будут вписаны все идеи детей и предложить каждому отметить то, что кажется наиболее интересным.
Имена детей | Колокольчик | Хлопки | Песенка «Улыбка» | Песенка «Ушастый нянь» |
Дарья | + | |||
Сергей | + | |||
Милана | + | |||
Алексей | + | |||
Всего |
Ведущий: Подробнее хотелось бы остановиться на структуре детского совета.
Единственно верной структуры НЕТ.
Детский совет НЕ занятие.
Участие в нем НЕ может быть принуждением.
Что есть?
Приветствие (инвариант: пожелания, комплименты, подарки).
Игра (инвариант: тренинг, пение, слушание).
Обмен новостями.
Планирование дня (инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности).
Подведение итогов (работы в центре, проекта, дня). Задачи развития детей. Правила, принятые в субкультуре группы. Право принимать / не принимать участие в общем деле/.
Общее время детского совета может длиться от 5 до 20 минут. Жесткого регламента нет.
Все будет зависеть от того, насколько вам хорошо вместе, насколько обсуждаемая тема интересна и важна, насколько живо и весело вы ведете коммуникацию и, наконец, от возраста детей.
А сейчас хотелось бы поделиться из опыта работы МДОУ д/с № 98
ВИДЕО ДЕТСКОГО СОВЕТА № 2, №3
Мнения участников. Высказывания.
Ведущий: Детский совет может быть посвящен разработке плана проекта. Для этого накануне или утром можно опросить желающих поделиться своими соображениями о том, что они знают, хотят узнать по выбранной теме, что предполагают сделать, чтобы узнать. Эти высказывания станут основой плана образовательной работы, совместно выработанного детьми и взрослыми. Все идеи вносятся в общий план наравне с идеями взрослых. Наш опыт подсказывает обязательность соблюдения некоторых правил ведения записей: прежде всего записи идей детей нужно делать в тот момент, когда они озвучат; делать записи нужно печатными буквами, так, чтобы дети могли использовать для чтения. Для ведения записей в план обязательно привлекать помощников, т. к одному педагогу сложно вести разговор и одновременно записывать. Обязательно помечать автора того или иного предложения. Все идеи детей вносятся в общий план с идеями взрослых.
ПОКАЗ ПЛАНА ПРОЕКТА
Ведущий: А теперь я предлагаю Вашему вниманию разработать
примерный совместный план работы над проектом «Птицы» (первой группе участников)
примерный совместный план работы над проектом «Динозавры» (второй группе участников)
Регламент: Время на выполнение задания 5 минут.
Ведущий: Вернемся к заданиям наших групп и выслушаем их ответы.
Подведение итогов.
Ведущий: Право ребенка быть услышанным и серьезно воспринятым составляет одну из основных жизненных ценностей наряду с правом на жизнь и развитие. Участие каждого ребенка в принятии решений, затрагивающих его интересы, приобретают особую важность для достижения социальной справедливости и социальной включенности, для равенства возможностей.
Ведущий: Уважаемые коллеги, Вы были активными участницами мастер-класса. Мне было очень приятно с Вами работать.
Рефлексия «Пять пальцев»
С помощью рефлексии «Пять пальцев» каждый участник выразил свое мнение о встрече.
М (мизинец) — МЫСЛИ, знания, информация. Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрел? В чем возросла моя компетентность, усилился профессионализм? Какие новые и важные идеи сегодня меня озарили?
Б (безымянный) — БЛИЗОСТЬ к цели. Что я сегодня сделал и чего достиг?
С (средний палец) — СОСТОЯНИЕ духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией?
У (указательный) — УСЛУГА, помощь, сотрудничество. Чем я сегодня помог другим? Познакомился ли я с новыми людьми? Улучшились ли мои взаимоотношения?
Б (большой палец) — БОДРОСТЬ, физическое состояние. Что я сделал сегодня для моего здоровья, поддержания моих физических сил? Что позволило отдохнуть, восстановить силы? Что сделано сегодня мною для поддержания здоровья, физической формы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Технология «детская журналистика» как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста"
В условиях реализации в образовательной деятельности ФГОС ДО особое значение занимает выбор эффективных технологий. Сегодня я хочу познакомить вас с технологией «детская журналистика» как средством со...
Мастер-класс на РМО « Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Цель: повышение компетенций педагогов при оказании недирективной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.Задачи:1. Познакомить педагогов с технологией «Детский сове...
Мастер-класс "Образовательная технология "Детский совет", как условие индивидуализации детей".
Цель мастер-класса - поиск ровых форм работы и способов применения технологии "Детского совета" в дошкольной организации в условиях ФГОС ДО....
Мастер-класс «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с использованием метода интеллект – карты»
Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода интелект - карт Тони Бьюзена в вопр...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА отражающая эффективность применения образовательной технологии «Детский совет» (воспитатель Кузнецова Н.Г.)
Технология «Детский совет», позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, создает условия для межличностного ...
Мастер-класс для педагогов Технология «детская журналистика» как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Мастер-класс для педагоговТехнология «детская журналистика» как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.Цель: Ознакомление педагогов с технологие...
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Образовательная технология Детский совет
Мастер - класс для педагогов "Детский совет"...