Мастер-класс «Образовательная технология «Детский совет», как условие индивидуализации детей»
учебно-методический материал по теме

Кудряшова Наталья  Алексеевна

 

Поиск новых форм работы и способов применения технологии "Детский  совет" в дошкольной  организации в  условиях ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx277.88 КБ

Предварительный просмотр:

        Мастер-класс         

«Образовательная технология «Детский совет»,

как условие индивидуализации детей».

Цель: поиск новых форм работы и способов применения технологии «Детского совета» в дошкольной организации в условиях ФГОС ДО.

План  проведения мастер-класса:
1.Вступительное слово.
2.Практические игровые упражнения.
3.Подведение итогов, обмен мнениями.
Количество участников: 20 человек.
Длительность проведения: до 50 минут.

Ведущий: На сегодняшний день, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас, педагогу, стоящему у истоков детства, необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок. Одна из основных составляющих педагогической компетентности воспитателя, на мой взгляд, это уважение и признание личности воспитанника, поддержка детской уникальности. Оттого насколько мы взрослые, будем этим руководствоваться, зависит будущее развитие ребенка-дошкольника. Помочь педагогам в этом, призвана образовательная технология «Детский совет». 

Уважаемые коллеги, что такое совет?

Совет — наставление, напутствие, рекомендация (ответы коллег)

Что такое  Детский совет? (ответы коллег)

Уважаемые коллеги, кто из вас знаком и работает по этой технологии? 
Я думаю, вы со мной согласитесь, что детский совет - это место и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл всей жизни группы. Смысл детского совета – объединить детей и взрослых вокруг событий, совместных дел, действий. 

«Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.

Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.

Детский совет может выглядеть так:

C:\Users\user_vs\Downloads\P1241541.JPGC:\Users\user_vs\Downloads\P2011585.JPG

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=2fliq-cwlt4ydi2y4liuhzyax89b6jk4bn2qm0l7p3k2zqimqzn31xt04xwejd4xe9jkblk9oybcm23kow6wmob73gum3d20e0guv50gg&name=image-syzXnLn7Yu7fl8ufLy.jpg&uid=0 

Задачи  «Детского совета»:

  1. Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».
  2. Создать условия для межличностного и познавательно- делового общения детей и взрослых.
  3. Развивать эмпатию.
  4. Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
  5. Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
  6. Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта./
  7. Разработать план действий.
  8. Учить детей делать осознанный ответственный выбор.
  9. Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

Итак, Детский совет подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых планируются предстоящие занятия, устанавливаются групповые правила, проводятся разного рода игры и упражнения.

Для того чтобы осознать, что такое детский совет, необходимо определить для себя понимание данной формы взаимодействия.

Приглашаю для участия в мастер-классе коллег и предлагаю объединиться в две группы.

Начинаем!

Вашему вниманию предлагаю следующие упражнения:

1 группе участников


«Продолжи  предложение» 
Первой группе участников:
•Детский совет – это…. (ваши варианты ответов).


2 группе участников:
•Детский совет не…………………(ваши варианты ответов).
Регламент: Время на выполнение задания 3минуты

Детский совет – это….

-выбор
-участие
-соучастие
-новости
-инициатива
-сотрудничество
-обсуждение
-взаимодействие
-общение
-содействие
-планирование
-активность
-коммуникация
-объединение

Детский совет не…

-занятие
-образовательная деятельность
-имеет регламента
-имеет единых правил
-обязательное участие
-принуждение
-имеет структуры
-единичная акция

И так команды готовы озвучить свои ответы.

Ведущий: Время проведения детского совета обусловлено главным его предназначением-включением детей в управление событиями и временем. Какова же роль взрослых и детей во время организации и проведения детского совета?

Вашему вниманию предлагаю первой группе участников написать цели и задачи детского совета для взрослых.

Для  взрослых:

  • создать эмоциональный настрой на весь день- «задать тон дня»;
  • создать условия для межличностного и познавательно-делового общения;
  • развивать навыки ведения коммуникации, планирования собственной  деятельности;
  • развивать эмпатию;
  • развивать умения договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;

Второй группе участников написать цели и задачи детского совета для детей.

Для  детей:

  • учиться выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, логично и последовательно.
  • учиться внимательно слушать, высказывать конструктивное отношение  к высказываниям других  детей;
  • учиться делать собственный  выбор;
  • учиться  планировать свою собственную  деятельность;
  • учиться рассказывать о своих действиях: удачах и неудачах, чувствах и желаниях;
  • учиться формулировать свои суждения, отстаивать свою точку зрения;

Регламент: Время на выполнение задания 5 минут

            Ведущий: И так команды готовы озвучить свои ответы. Подведение итогов.

Ведущий:  Детский совет подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться своими желаниями, а также получить возможность рассказать о событиях в своей жизни.

ВИДЕО № 1 Утренний совет

Предлагаю Вашему вниманию первой группе участников ответить на вопрос:

- Как Вы думаете, с чего начать подготовку к проведению детского  совета?

Ответ: с выбора удобного места, такого, где вы можете поместиться всей группой, где достаточно места для размещения демонстрационных материалов.

Предлагаю Вашему вниманию второй группе участников ответить на вопрос:

Как правильно рассадить детей и создать комфортные условия? (варианты ответов)

Во-первых: определить способ рассаживания детей. Как? (предложить свои варианты)

Регламент: Время на выполнение задания 3 минуты

Ведущий: Вернемся к заданиям наших групп и выслушаем их ответы.

Подведение итогов.

Ведущий: Место  удобное мы выбрали. Но нас волнует вопрос, Как вы будете сообщать о начале общего сбора? Предлагаю Вашему вниманию ответить на вопрос первой и второй группе участников (варианты ответов)

Регламент: Время на выполнение задания 3 минуты

Показ слайда из опыта работы МДОУ д/с № 98

Предлагаю свой вариант воспользоваться способами социометрии: подготовить на меловой доске или листе бумаги таблицу, в которую будут вписаны все идеи детей и предложить каждому отметить то, что кажется наиболее интересным.

Имена детей

Колокольчик

Хлопки

Песенка «Улыбка»

Песенка

«Ушастый нянь»

Дарья

+

Сергей

+

Милана

+

Алексей

+

Всего

Ведущий: Подробнее хотелось бы остановиться на структуре детского совета.

Единственно верной структуры НЕТ.

Детский совет НЕ занятие.

Участие в нем НЕ может быть принуждением.

Что есть?

Приветствие (инвариант: пожелания, комплименты, подарки).

 Игра (инвариант: тренинг, пение, слушание).

Обмен новостями.

Планирование дня (инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности).

 Подведение итогов (работы в центре, проекта, дня). Задачи развития детей. Правила, принятые в субкультуре группы. Право принимать / не принимать участие в общем деле/.

Общее время детского совета может длиться от 5 до 20 минут. Жесткого регламента нет.

Все будет зависеть от того, насколько вам хорошо вместе, насколько обсуждаемая тема интересна и важна, насколько живо и весело вы ведете коммуникацию и, наконец, от возраста детей.

А сейчас хотелось бы поделиться из опыта работы МДОУ д/с № 98

ВИДЕО ДЕТСКОГО СОВЕТА № 2, №3

Мнения участников. Высказывания.

Ведущий: Детский совет может быть посвящен разработке плана проекта. Для этого накануне или утром можно опросить желающих поделиться своими соображениями о том, что они знают, хотят узнать по выбранной теме, что предполагают сделать, чтобы узнать. Эти высказывания станут основой плана образовательной работы, совместно выработанного детьми и взрослыми. Все идеи вносятся в общий план наравне с идеями взрослых. Наш опыт подсказывает обязательность соблюдения некоторых правил ведения записей: прежде всего записи идей детей  нужно делать в тот момент, когда они озвучат; делать  записи нужно печатными буквами, так, чтобы дети могли использовать для чтения. Для ведения записей в план обязательно привлекать помощников, т. к одному педагогу сложно вести разговор и одновременно записывать. Обязательно помечать автора того или иного предложения. Все идеи детей вносятся в общий план с идеями взрослых.

ПОКАЗ ПЛАНА ПРОЕКТА

Ведущий: А теперь я предлагаю Вашему вниманию разработать

примерный совместный план работы над проектом «Птицы» (первой группе участников)

примерный совместный план работы над проектом «Динозавры» (второй группе участников)

Регламент: Время на выполнение задания 5 минут.

Ведущий: Вернемся к заданиям наших групп и выслушаем их ответы.

Подведение итогов.

Ведущий: Право ребенка быть услышанным и серьезно воспринятым составляет одну из основных жизненных ценностей наряду с правом на жизнь и развитие. Участие каждого ребенка в принятии решений, затрагивающих его интересы, приобретают особую важность для достижения социальной  справедливости и социальной включенности, для равенства возможностей.

Ведущий: Уважаемые коллеги, Вы были активными участницами мастер-класса. Мне было очень приятно с Вами работать.

Рефлексия «Пять пальцев»

С помощью рефлексии «Пять пальцев» каждый участник выразил свое мнение о встрече.

М (мизинец) — МЫСЛИ, знания, информация. Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрел? В чем возросла моя компетентность, усилился профессионализм? Какие новые и важные идеи сегодня меня озарили?

Б (безымянный) — БЛИЗОСТЬ к цели. Что я сегодня сделал и чего достиг?

С (средний палец) — СОСТОЯНИЕ духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией?

У (указательный) — УСЛУГА, помощь, сотрудничество. Чем я сегодня помог другим? Познакомился ли я с новыми людьми? Улучшились ли мои взаимоотношения?

Б (большой палец) — БОДРОСТЬ, физическое состояние. Что я сделал сегодня для моего здоровья, поддержания моих физических сил? Что позволило отдохнуть, восстановить силы? Что сделано сегодня мною для поддержания здоровья, физической формы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Технология «детская журналистика» как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста"

В условиях реализации в образовательной деятельности ФГОС ДО особое значение занимает выбор эффективных технологий. Сегодня я хочу познакомить вас с технологией «детская журналистика» как средством со...

Мастер-класс на РМО « Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»

Цель: повышение компетенций педагогов при оказании  недирективной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.Задачи:1. Познакомить педагогов с  технологией «Детский сове...

Мастер-класс "Образовательная технология "Детский совет", как условие индивидуализации детей".

Цель мастер-класса - поиск ровых форм работы и способов применения технологии "Детского совета" в дошкольной организации  в условиях ФГОС ДО....

Мастер-класс «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с использованием метода интеллект – карты»

Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода интелект - карт Тони Бьюзена в вопр...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА отражающая эффективность применения образовательной технологии «Детский совет» (воспитатель Кузнецова Н.Г.)

Технология «Детский совет», позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, создает условия для межличностного ...

Мастер-класс для педагогов Технология «детская журналистика» как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Мастер-класс  для педагоговТехнология «детская журналистика» как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.Цель: Ознакомление педагогов с технологие...