Мастер-класс на РМО « Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»
учебно-методический материал
Цель: повышение компетенций педагогов при оказании недирективной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с технологией «Детский совет» или «Групповой сбор».
2. Создавать условия для отработки навыков проведения «Детского совета» .
3. Развивать коммуникативность педагогов, вербальные и невербальные способы
общения.
4. Способствовать развитию эмпатии, снижению эмоционального напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_rmo.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс « Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Воспитателя МБДОУ «Детский сад №5 «Радость» Романовой Натальи Викторовны
«Если хочешь воспитать
в детях самостоятельность,
смелость ума, вселить в них
радость сотворчества,
то создай такие условия,
чтобы искорки их мыслей
образовывали царство мысли,
дай им возможность почувствовать
себя в нём властелином».
Цель: повышение компетенций педагогов при оказании недирективной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с технологией «Детский совет» или «Групповой сбор».
2. Создавать условия для отработки навыков проведения «Детского совета» .
3. Развивать коммуникативность педагогов, вербальные и невербальные способы
общения.
4. Способствовать развитию эмпатии, снижению эмоционального напряжения.
Оборудование – колокольчик ,альбомы, д\игры
Содержание мастер-класса.
Подготовительно – организованная часть.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер- классе. Сегодня мы с вами поговорим о использовании технологий развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности. Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер - класса.
Основная часть
Наш диалог я хочу начать с причты .Психологический настрой: «Все в твоих руках».
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу».Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
Вот и в наших руках есть возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».
В детском саду живут озорные мальчишки и девчонки, неугомонные«почемучки». Благополучие маленьких детей зависит от тех, кто их любит и ценит, оттого, как радостно и комфортно им живется. Поэтому наша главная цель - создать условия для поддержки детской инициативы и самостоятельности, а это немыслимо без педагогических технологий.
Идеологией современного дошкольного образования, заданной Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада - поддержка разнообразия детства.
Инициатива от латинского initium (начало)- это почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
1.Формирование установок: «Я могу», «Я сумею»;
2.Создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе
помогу»;
3.Предвосхищающая положительная оценка: «Ты очень творческий ребенок, у тебя
все получится»
Но как же быть, как всё таки поддержать инициативу ребёнка…
Наша задача – создать ситуацию, побуждающую детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.
Существует несколько форм поддержки детской инициативы .
Но одной из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы и самостоятельности является педагогическая технология «Детский совет» или Групповой сбор ,которую мы представляем вашему вниманию.
Цели:
1.Создать эмоциональный настрой на весь день;
2.Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
3. Активизировать у детей навыки планирования и организации собственной деятельности.
4. Прививать навыки культуры общения.
Структура группового сбора:
1. Начало группового сбора
2. Приветствие
3. Игра
4. Обмен новостями
5. Презентация воспитателем центров активности
6. Определение темы работы
7. Выбор и планирование детьми содержания и форм работы по теме - если тема новая, работа в центрах - если тема продолжается.
Звенит три раза колокольчик- позывные для утреннего сбора.
Можно выбрать свою собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: весёлая музыка, звон колокольчика, речёвка, любимая песня группы, сюрпризный момент, дидактическая игра, любимая игра, звуковые сигналы, подвижная игра. Позывные возможно связать с требуемой темой.
Приветствие – один из компонентов Утреннего сбора. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Поэтому приветствие адресовано каждому, кто находится в круге.
Групповой сбор проводится в кругу, сидя на ковре или индивидуальных подушечках ,или на стульчиках. Групповой сбор проводится для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день,. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.
В течение дня групповых сборов может быть несколько:
-1-ый утренний сбор — после завтрака, перед занятиями ;
-2-ой утренний сбор - после деятельности в центрах активности для подведения итогов;
-3-ий — после дневного сна.
Детский совет НЕ занятие. А участие в нем НЕ может быть принуждением. В целом Детский совет может длиться, в зависимости от возрастной группы и ситуации от 5 до 20 минут. Жесткой рамки нет. Все зависит от того, насколько всем хорошо вместе, насколько Детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна .В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календари природы, погоды, правила группы, распорядок дня — все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения.
Также для группового сбора необходима доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми — карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.
После того, как дети выбрали центры и спланировали работу в них, групповой сбор заканчивается и каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности.
Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в центре искусства (математики, строительства, игры, песка и воды, науки и т. п.). Его основная задача – анализ деятельности: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. И еще одна задача воспитателя, не менее важная, но скрытая от детей, – заразить энтузиазмом («Смотри, какие интересные работы получились у Ани и Юры») -вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят.
Практическая часть.
-Итак, уважаемые коллеги для проведения мастер-класса мне понадобятся помощники и я приглашаю выйти желающих(6 человек.)
- Звенит три раза колокольчик- позывные для утреннего сбора. Поставьте стульчики в круг и займите место перед стульчиком.
-Я вам предлагаю погрузиться в атмосферу детства. Вы сейчас дети.
Приветствие-стих
-Здравствуйте, я рада Вас видеть.
-Но я смотрю вы еще не проснулись? Поднять подняли, в детский сад собрали, а разбудить забыли?!
Давайте, чтобы поскорей проснуться скажем: «С Добрым утром!»
Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука.
Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг.
Я люблю свой детский сад, в нём полным – полно ребят,
Может - сто, а может – двести,
Хорошо когда мы вместе.
-Ну что ребята вы проснулись? (да) (сели на стульчики)
-Вы обратили внимание перед вами лежат карандаши? (да) Возьмите, пожалуйста из коробочки такого цвета карандаш, какого цвета у вас настроение? (достают карандаши) -(имя), какого цвета ты достала карандаш? (желтого) -Очень хорошо, значит у (имя) солнечное настроение? (да, солнечное настроение)-И у (имя) и (имя) тоже солнечное настроение? (да, солнечное)-Посмотрите, а в руках у (имя) какого цвета карандаш? (красного)- У (имя) сегодня клубничное настроение? (да, клубничное)
- Настал новый день. Нам будет сегодня вместе хорошо . Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелаем друг другу хорошего дня. (все друг другу улыбаются).
- Ребята сегодня я хочу взять у вас интервью на тему «Что ты знаешь о правилах дорожного движения?»
1. Как ты считаешь, для чего людям нужны правила дорожного движения?
2. Как ты думаешь, если бы таких правил не было совсем, лучше или хуже жилось бы людям?
3. Расскажи о сигналах светофора. Что они означают?
4. В каком месте можно переходить улицу?
5. Можно ли детям играть на проезжей части?
6.А на тротуаре?
7.Что такое пешеходный переход?
-У меня есть интересная «Дорожная игра».Давайте поиграем? Я буду вам задавать вопросы, а вы думайте и отвечайте на них.
Выходя на улицу приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное - …(Внимание.)
На дороге встал в дозор
Пучеглазый? (Светофор)
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята… (Могут!)
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь…( Закрыт!)
И зверята даже знают:
На дороге не…( Играют!)
-Правила поведения на дороге вы знаете, а что вы будете делать, если вдруг потеряетесь?
Физкультминутка «Я однажды потерялся»(встали около стульчиков)
Я однажды потерялся – (изобразить испуг)
Только быстро догадался (слегка стукнуть себя по лбу, улыбнуться)
Посмотрел туда- сюда (повороты)
Нету мамы ,вот беда (развести руки в стороны, внизу)
Побежал направо я (бег на месте)
Мама не нашлась моя (руку козырьком)
Побежал налево я (бег на месте)
Мама не нашлась моя (руку козырьком)
Повернулся я вокруг (повороты вокруг себя)
Может быть, увижу вдруг (руку козырьком)
Нет, я решил стоять (руки скрестить на груди)
И на месте маму ждать.(сели на стульчики)
-Сегодня мы с вами узнаем что делать «Когда мы с вами пассажиры», познаем секреты дорожных знаков ,поиграем в игры.
В центре творчества у нас есть раскраски по правилам дорожного движения и по безопасности дома ;шаблоны для аппликации транспорта; листы для рисования
В Познавательном центре новые игры «Опасные предметы», «Спички детям не игрушка»,альбом в форме машины по теме
В книжном уголке иллюстрации по ПДД; картинки с изображением переходов, светофора. Можно посмотреть комплект картинок о приключениях различных героев в большом городе.
Вас всегда ждёт центр игр и строительства ,в котором можно построить машины.
-Уважаемые коллеги, подумайте, пожалуйста, какой из центров привлёк ваше внимание больше всего? А поможет нам спланировать вашу деятельность информационная доска.
-Итак. Кто будет познавать секреты дорожных знаков? (отмечаем на доске). Кто будет рассказывать другу о том ,что делать когда мы с вами пассажиры ? А кого ты пригласишь с собой? (отмечаем на доске) Кто хочет научиться делать аппликацию с видами транспорта ? (отмечаем на доске). Кто хочет поиграть в новые игры? А кто будет рассматривать альбом? (отмечаем на доске).
В процессе деятельности перехожу от группы к группе, помогаю, подсказываю, направляю деятельность.
-Звенит колокольчик, а это значит, что мы снова возвращаемся на стульчики, в наш круг. Подведение итога деятельности :
- Кто хочет рассказать о своей работе?
- О чем нам расскажет команда, которая работала в центре творчества?
- Что ты нарисовала – (имя)? Кого ты можешь научить делать аппликацию с видами транспорта ?Если захочешь, ты можешь научить своих друзей, близких.
-Кому ты можешь подарить красивый рисунок( или аппликацию)? - «Довольна ли ты результатом своей работы», (имя)? - Где ее можно поместить?
- Смотрите, какие интересные работы получились у (имя) и( имя).
-Кому ты можешь рассказать о светофоре?
-Какие интересные открытия вы сделали, играя в новые игры? Кому вы можете рассказать об этом?
- Получилось ли у тебя то, что ты задумала, (имя)?
- Какие трудности вы встретили?
- Эта работа (имя) для тебя была интересной?
- Вам было трудно?
Заключение
Для меня тема создания условий для поддержки детской инициативы современна и актуальна. Наше будущее за самостоятельными инициативными детьми.
В результате проведенной работы заметила, что дети стали более самостоятельными и инициативными, повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей. Могут анализировать информацию, делать выводы. Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность, инициативность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду,
покажи – и я запомню, дай
попробовать - и я пойму.»
Рефлексия.
Уважаемые коллеги, Вы были активными участницами мастер-класса. Мне было очень приятно с Вами работать.
Если Вы считаете эту технологию актуальной- прикрепите свой стикер к улыбающемуся смайлику, а если не актуальна, то к грустному.
Спасибо большое за участие и внимание и примите от меня эти буклеты. Желаю вам творческих успехов!
Мастер-класс
«Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»
воспитателя МБДОУ «Детский сад №5 «Радость»
Романовой Натальи Викторовны
Базарный Карабулак 2019г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для воспитателей ДОУ по теме "Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников
Мастер класс учит создавать картину с помощью нетрадиционной техники рисования - пластилинографии золотую рыбку....
Буклет "Технология "Детский совет" как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности"
quot;Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Технология создания мультфильмов как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов...
Детский совет – как средство развития и поддержки детской инициативы, самостоятельности.
Данный проект является результатом применения педагогической технологии «Детский совет» как средства развития и поддержки детской инициативы, самостоятельности....
Буклет "Технология "Детский совет как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности"
Представлена технология "Детский совет". Данная технология позволяет достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развивает у детей способность управлять своей свободой и выбирать содержан...
Технология "Детский совет" как одна из форм поддержки детской инициативы
Технология "Детский совет", применение на практике, советы по внедрению в практическую деятельность....