Развиваем умственные способности детей с помощью наглядного моделирования
консультация на тему

Травкина Татьяна Геннадьевна

Обучение детей действиям с моделями проходит последовательно, в три этапа.

1. Научите действиям замещения.

Замещение — это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными.

Ваши задачи на этом этапе:

  • развить умение детей устанавливать отношение «обозначаемое — обозначающее»;
  • познакомить со способами замещения и его принципом — заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы;
  • обогатить опыт замещения объектов.

В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развиваем умственные способности детей с помощью наглядного моделирования

Обучение детей действиям с моделями проходит последовательно, в три этапа.

1. Научите действиям замещения.

Замещение — это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными.

Ваши задачи на этом этапе:

  • развить умение детей устанавливать отношение «обозначаемое — обозначающее»;
  • познакомить со способами замещения и его принципом — заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы;
  • обогатить опыт замещения объектов.

В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине.

2. Научите подбирать заместители и разыгрывать с ними основные действия.

Когда дети освоят действия с заместителями, перейдите к разыгрыванию с их помощью простых сюжетов. Для начала это могут быть бытовые сюжеты, знакомые ребенку по собственному опыту, а затем — разыгрывания с заместителями русских народных сказок. Вы медленно читаете сказку, а ребенок (дети) в это время разыгрывает ее. При этом очень важно, чтобы он понимал принцип замещения. Поэтому до начала разыгрывания обсудите, какой заместитель и почему замещает тот или иной объект сказки.

На этом этапе вы формируете у детей умение строить простейшие предметные модели.

Самый простой вид наглядных моделей — модель сериационного ряда, в котором предметы упорядочены по определенному признаку. Используйте эту модель, чтобы разыгрывать сказки «Репка» и «Теремок». Для сказки «Репка» нужен оранжевый кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей (рис. 1).

Рис. 1. Наглядная модель к сказке «Репка»

В сказке «Теремок» заместителями героев также могут быть полоски разной длины.

Наглядная модель помогает детям понять логику сказки. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета. Поэтому к одной и той же сказке можно возвращаться несколько раз.

После того как дети овладеют построением модели сериационного ряда, перейдите к изображению более сложных действий, которые совершают персонажи. Прежде чем разыгрывать сюжет, вместе с детьми постройте на фланелеграфе предметную наглядную модель исходной ситуации сказки. Если дошкольники сами не догадываются, как изобразить действие, покажите им.

Используйте сказки:

  • «Колобок» (Колобок — желтый кружок, заяц — маленький серый, волк — большой серый, медведь — коричневый, лиса — оранжевый, роли старика и старухи могут исполнять обычные куклы).
  • «Волк и семеро козлят» (волк — большой серый кружок, коза — большой белый, козлята — маленькие белые).
  • «Три медведя» Л.Н. Толстого (медведи — бумажные полоски разной длины, Маша — полоска, равная по длине «Мишутке», но другого цвета — «У Машеньки красное платьице»).

3. Научите использовать готовую модель для решения основной задачи.

На данном этапе вы формируете у детей умение применять модели для пересказа. Используйте для этого алгоритм:

  • предложите детям вспомнить знакомую сказку;
  • постройте вместе с ними наглядную модель исходной ситуации сказки — дети выбирают заместителей персонажей и «декорации», решают, где их расположить;
  • изобразите самые главные события сказки, перемещая заместители, — по характеру перемещения персонажей дети должны догадаться, какой эпизод знакомой сказки разыгрывается, и пересказать его.

Происходит постепенный переход от двигательного моделирования к действиям с моделью, которая воспроизводит основную смысловую структуру сказки. Такая модель представляет собой ряд блоков (квадратных или прямоугольных рамочек), соединенных стрелками. Каждый блок соответствует одному из основных эпизодов сказки. В нем вы размещаете заместители тех персонажей, которые участвуют в данном эпизоде, а также схематически изображаете некоторые «декорации». Стрелки обозначают последовательность перехода от одного эпизода к другому. Модель — наглядный план пересказываемого произведения.

Овладение внешними формами замещения и наглядного моделирования ведет к способности употреблять заместители и модели «в уме», представлять при помощи них то, о чем рассказывают взрослые, заранее предвидеть результаты собственных действий. А это есть понимание, мышление, воображение. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Роль замещения и наглядного моделирования в развитии умственных способностей детей".

 В области развития мышления, воображения основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование?   Моделирование рассматривается ...

Использование наглядного моделирования в логопедической работе как основы развития умственных способностей детей с общим недоразвитием речи

представлена попытка систематизации работы по наглядному моделированию в логопедической практике по преодолению ОНР у дошкольников на основе анализа сущности и способов моделирования речевых проявлени...

Развитие умственных способностей детей путем использования заместителей и наглядных моделей.

Данная разработка включает в себя: типы моделирования, последовательность обучения премам моделирования и предполагаемый результат....

«Обучение детей пересказу сказки «Заюшкина избушка» с помощью наглядного моделирования с опорой на мнемотаблицу»

Тема «Обучение детей пересказу сказки «Заюшкина избушка» с помощью наглядного моделирования с опорой на мнемотаблицу»Задачи:ОбразовательныеФормировать навыки связного, последов...

Речевое развитие «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»

Речевое развитие «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»...

Конспект занятие Тема:"Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования""Заюшкина избушка"

Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на модель - сюжетные картинки. Развивать - связанную монологическую речь, коммуникативные качества детей; сове...