Развитие умственных способностей детей путем использования заместителей и наглядных моделей.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Данная разработка включает в себя: типы моделирования, последовательность обучения премам моделирования и предполагаемый результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.odt | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие умственных способностей детей 6-7 лет путем использования заместителей и наглядных моделей.
Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. Игровое замещение – начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, нотных знаков, программ для вычислительных машин, главное , к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные существенные признаки.
Человечество выработало большое количество знаков. Главная трудность состоит не в том, чтобы усвоить правила, по которым их употребляют, а в том чтобы понимать и учитывать, что именно они обозначают, какая сторона действительности за ними спрятана.Так, исследования психологов, посвященные усвоению математики шестилетними школьниками, показывают, что затруднения, возникающие у детей, связаны с недостаточным пониманием смысла чисел и арифметических знаков (+,-,=), невозможностью четко выделить те стороны объектов, к которым они относятся.
Но понимания обозначений отдельных предметов еще недостаточно для решения умственных задач. Любая задача требует анализа ее условий, выделения отношений между объектами, которые необходимо учитывать при решении. В арифметических задачах это отношения между количествами, в задачах на пространственную ориентировку- отношения мест, занимаемых предметами в пространстве, к местам, занимаемым другими предметами (сзади, спереди, слева от…), и к системе пространственных координат и т.п. Такие отношения могут выражаться либо в словесной форме, либо с помощью наглядной модели, где сами предметы обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения- при помощи расположения этих заместителей в пространстве (в объеме или на плоскости). И как подтверждает практика, именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста.
Л.А.Венгер выделяет следующие типы моделирования:
1. Действия замещения.
В младшем возрасте замещение осуществляется по внешним признакам заместителя (лиса - оранжевая), либо по размеру (три медведя – большой, поменьше, самый маленький круг или столбик). В 5-6 лет заместители становятся более условными.
2. Использование самих моделей, которые дает взрослый в готовом виде.
С их помощью ребенок решает познавательные задачи.
3. Построение модели.
Сначала - на основе анализа уже готовых моделей, а в дальнейшем становится возможным построение моделей по собственному замыслу.
Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица предложенная Т.В. Большевой. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Таким образом, у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.
Приступая к внедрению метода моделирования в практику своей работы, предлагаются следующие ориентиры ее результативности.
Цель работы:
Повысить уровень интеллектуального развития детей.
Задачи.
I. Познавательная:
- Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.
П. Развивающие:
- Увеличить объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
- Развить аналитическую (выделение существенных признаков и атрибутов предметов и явлений, отгадывание загадок) и символическую (кодирование и декодирование информации с помощью базисных знаков) функции мышления, понятийное мышление, внимание, воображение.
- 3. Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
III. Воспитательные:
- Развивать самостоятельность в сборе информации и подготовке мини-докладов.
- Вызывать удовлетворение от результатов умственной работы.
- Учить детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.
Предполагаемый результат.
- Ребенок владеет высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности на познавательных занятиях.
- Умеет анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета.
- Самостоятельно кодирует и декодирует информацию о предмете, окружающей действительности с помощью мнемотаблиц. Составляет небольшие рассказы-загадки по пройденной теме (планеты, животные, растения, человек, и т.д.).
- Умеет рассказывать по теме, обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.
- Совместно с родителями выполняет домашнее задание по предложенной теме, самостоятельно отбирает в энциклопедии нужную информацию для мини - докладов.
Последовательность обучения дошкольников приемам моделирования:
1 этап. Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу).
1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.
2. Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации.
3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя.
4. Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей
2 этап. Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.
1. Сообщение темы.
2. Рассматривание общей схемы кодирования.
Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие (игрушки, животные, растения, времена года, строение человека, профессии, птицы, и т.п.)
3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (машинка, медведь, ромашка и т.п.)
Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?
4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных воспитателем с опорой на общие схемы (О ком или о чем идет речь?)
3 этап. Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.
1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.
2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.
4 этап. Цель: отработать навыки кодирования в разных видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Роль замещения и наглядного моделирования в развитии умственных способностей детей".
В области развития мышления, воображения основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование? Моделирование рассматривается ...
Использование наглядного моделирования в логопедической работе как основы развития умственных способностей детей с общим недоразвитием речи
представлена попытка систематизации работы по наглядному моделированию в логопедической практике по преодолению ОНР у дошкольников на основе анализа сущности и способов моделирования речевых проявлени...
Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"
Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...
Развитие умственных способностей дошкольников посредством использования интерактивного оборудования
С данной статьей выступала на городском семинаре "Опыт применения интерактивных технологий в коррекционной работе"...
Совместная деятельность педагогов и родителей в развитии умственных способностях детей через использование занимательного математического материала.
Совместная деятельность педагогов и родителей в развитии умственных способностях детей через использование занимательного математическогоматериала....
Консультации «Использование технологии «Нейроигра» для развития умственных способностей детей дошкольного возраста»
Занятия для детей дошкольного возраста у которых наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость — это тяжелый труд. Использование в пе...