«Обучение детей пересказу сказки «Заюшкина избушка» с помощью наглядного моделирования с опорой на мнемотаблицу»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Тема «Обучение детей пересказу сказки «Заюшкина избушка» с помощью наглядного моделирования с опорой на мнемотаблицу»
Задачи:
Образовательные
Формировать навыки связного, последовательного пересказа сказки с опорой на мнемотаблицу.
Совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения, путём ответа на вопросы.
Развивающие
Развивать словесно- логическое мышление, речь, умение рассуждать.
Развивать навыки самостоятельного пересказа.
Воспитывающие
Воспитывать интерес к художественной литературе, через сказку, прививать любовь к добру, не проходить мимо чужой беды.
Интеграция областей: «познавательное развитие», «физическая культура», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Словарная работа: «доверчивый», «плутовка».
Предварительная работа: чтение сказок «Лиса и козел», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и петух», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Колобок», беседа по их содержанию, пересказ, рисование мнемодорожек к сказкам.
Оборудование:
игрушки (лиса, зайчик);
книга - сказок;
конверт;
мнемотаблица.
Ход деятельности
Вводная часть
Ритуал вхождения в занятие «Подари улыбку»
Дети стоят в кругу, берутся за руки, смотрят в глаза друг друга, дарят самую добрую улыбку (по очереди).
Воспитатель. - Дети вы любите сказки?
Дети. - Да
Воспитатель: - Ребята, срочно нужна ваша помощь! В сказочном лесу случилась беда.
Сказочная фея прислала посылку в которой находиться волшебная книга, с помощью этой книги мы поможем зайчику вернуться в избушку.
Воспитатель: – Ну, что, поможем зайчику?
Дети. – Да.
Воспитатель: - Как мы можем ему помочь?
Дети. – Выгнать лису из домика зайца.
Воспитатель: - Куда мы должны попасть, чтобы помочь зайчику?
Дети. – В сказку.
Воспитатель: – Вспомните, как называется сказка, в которой лиса выгнала зайчика из избушки.
(Ответы детей)
Воспитатель: – Правильно, ребята, это сказка «Заюшкина избушка».
(Воспитатель открывает волшебную книгу, листает страницы.) Сейчас мы поищем нужную нам сказку.
Воспитатель - Какую?
Дети. – «Заюшкину избушку».
Воспитатель – молодцы!
Отправляемся в путешествие.
Основная часть.
Дидактическое упражнение: «Назови сказку по картинке».
Воспитатель. – Правильно, ребята, вы нашли сказку «Заюшкина избушка», а теперь отгадайте загадки о героях этой сказки.
(Воспитатель читает загадки.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её … лиса
(воспитатель демонстрирует игрушку лису).
Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку (заяц)
(воспитатель демонстрирует игрушку зайца).
Игра имитация «Доверчивый зайчик», игра имитация «Хитрая лиса»
Первичное рассказывание воспитателем сказки «Заюшкина избушка» (адаптированный текст) с опорой на мнемотаблицу.
Воспитание речевого слуха.
Беседа по содержанию.
Вопросы:
Вы запомнили, как называется сказка?
Какую избушку построила лиса?
Почему она называется ледяная?
Какую избушку построил зайка?
Какая беда случилась с зайчиком?
Как можно назвать поступок лисы?
Кто хотел помочь зайчику?
Почему собака и медведь не помогли ему?
Пересказ сказки детьми по цепочке.
Кто же помог зайчику выгнать лису?
Почему петуху это удалось?
Посмотрите на зайчика. Как вы думаете, ему понравились ваши ответы?
Физминутка.
Подвижная игра «Зайцы в огороде»
Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде, а воспитатель – сердитую хозяйку.
- Зайки, где вы пропадали?
- Мы в капусте отдыхали
(трясутся от страха).
- А капусту вы не ели?
- Только носиком задели.
- Вас бы надо наказать.
- Так попробуй нас догнать.
Дыхательная гимнастика
«Понюхаем цветочки».
Вдох – нос, выдох – рот.
Повторное рассказывание сказки воспитателем с опорой на мнемотаблицу
Воспитатель - Я вам еще раз расскажу сказку, а вы внимательно ее послушайте.
Воспитатель читает сказку с установкой на запоминание.
Творческий пересказ детьми с опорой на мнемотаблицу.
«Мнемотаблица к сказке».
Пальчиковая гимнастика
В лубяной избушке
(«Домик»)
Жил заяц на опушке
(«Ушки»)
А в ледяной избушке
(«Домик»)
Лисица на горушке
(«Колечки»).
Растаяла весною
Избушка на горушке
(«Домик тает»)
Лисица побежала
(«Колечки»)
К зайцу на опушку
(«Ушки»).
Выгнала зайчишку
(«Ушки»)
Из лубяной избушки
(«Домик»)
Да сама жить стала
(«Колечки»)
В избушке на опушке
(«Домик»).
И ни собака, ни медведь
Не смогли помочь
(«Маятник»)
Петушок отважный
Прогнал лисицу прочь
(«Гребешок»).
Так остался петушок
У заюшки в избушке
(«Здравствуй»)
В лубяной избушке,
Избушке на опушке
(«Домик»).
Заключительная часть.
- Из какой сказки приходил к нам сегодня заяц и лиса?
-Что хотели бы пожелать зайцу и лисе?
- Какие новые слова вы сегодня узнали?
Ритуал завершения занятия. Ребята давайте улыбнёмся друг другу, и пожелаем доброго дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_razvitie_rechi_sredniy_vozrast.docx | 254.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Обучение детей пересказу сказки «Заюшкина избушка» с помощью наглядного моделирования с опорой на мнемотаблицу»
Задачи:
Образовательные
Формировать навыки связного, последовательного пересказа сказки с опорой на мнемотаблицу.
Совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения, путём ответа на вопросы.
Развивающие
Развивать словесно- логическое мышление, речь, умение рассуждать.
Развивать навыки самостоятельного пересказа.
Воспитывающие
Воспитывать интерес к художественной литературе, через сказку, прививать любовь к добру, не проходить мимо чужой беды.
Интеграция областей: «познавательное развитие», «физическая культура», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Словарная работа: «доверчивый», «плутовка».
Предварительная работа: чтение сказок «Лиса и козел», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и петух», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Колобок», беседа по их содержанию, пересказ, рисование мнемодорожек к сказкам.
Оборудование:
игрушки (лиса, зайчик);
книга - сказок;
конверт;
мнемотаблица.
Ход деятельности
Вводная часть
Ритуал вхождения в занятие «Подари улыбку»
Дети стоят в кругу, берутся за руки, смотрят в глаза друг друга, дарят самую добрую улыбку (по очереди).
Воспитатель. - Дети вы любите сказки?
Дети. - Да
Воспитатель: - Ребята, срочно нужна ваша помощь! В сказочном лесу случилась беда.
Сказочная фея прислала посылку в которой находиться волшебная книга, с помощью этой книги мы поможем зайчику вернуться в избушку.
Воспитатель: – Ну, что, поможем зайчику?
Дети. – Да.
Воспитатель: - Как мы можем ему помочь?
Дети. – Выгнать лису из домика зайца.
Воспитатель: - Куда мы должны попасть, чтобы помочь зайчику?
Дети. – В сказку.
Воспитатель: – Вспомните, как называется сказка, в которой лиса выгнала зайчика из избушки.
(Ответы детей)
Воспитатель: – Правильно, ребята, это сказка «Заюшкина избушка».
(Воспитатель открывает волшебную книгу, листает страницы.) Сейчас мы поищем нужную нам сказку.
Воспитатель - Какую?
Дети. – «Заюшкину избушку».
Воспитатель – молодцы!
Отправляемся в путешествие.
Основная часть.
Дидактическое упражнение: «Назови сказку по картинке».
Воспитатель. – Правильно, ребята, вы нашли сказку «Заюшкина избушка», а теперь отгадайте загадки о героях этой сказки.
(Воспитатель читает загадки.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её … лиса
(воспитатель демонстрирует игрушку лису).
Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку (заяц)
(воспитатель демонстрирует игрушку зайца).
Игра имитация «Доверчивый зайчик», игра имитация «Хитрая лиса»
Первичное рассказывание воспитателем сказки «Заюшкина избушка» (адаптированный текст) с опорой на мнемотаблицу.
Воспитание речевого слуха.
Беседа по содержанию.
Вопросы:
Вы запомнили, как называется сказка?
Какую избушку построила лиса?
Почему она называется ледяная?
Какую избушку построил зайка?
Какая беда случилась с зайчиком?
Как можно назвать поступок лисы?
Кто хотел помочь зайчику?
Почему собака и медведь не помогли ему?
Пересказ сказки детьми по цепочке.
Кто же помог зайчику выгнать лису?
Почему петуху это удалось?
Посмотрите на зайчика. Как вы думаете, ему понравились ваши ответы?
Физминутка.
Подвижная игра «Зайцы в огороде»
Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде, а воспитатель – сердитую хозяйку.
- Зайки, где вы пропадали?
- Мы в капусте отдыхали
(трясутся от страха).
- А капусту вы не ели?
- Только носиком задели.
- Вас бы надо наказать.
- Так попробуй нас догнать.
Дыхательная гимнастика
«Понюхаем цветочки».
Вдох – нос, выдох – рот.
Повторное рассказывание сказки воспитателем с опорой на мнемотаблицу
Воспитатель - Я вам еще раз расскажу сказку, а вы внимательно ее послушайте.
Воспитатель читает сказку с установкой на запоминание.
Творческий пересказ детьми с опорой на мнемотаблицу.
«Мнемотаблица к сказке».
Пальчиковая гимнастика
В лубяной избушке
(«Домик»)
Жил заяц на опушке
(«Ушки»)
А в ледяной избушке
(«Домик»)
Лисица на горушке
(«Колечки»).
Растаяла весною
Избушка на горушке
(«Домик тает»)
Лисица побежала
(«Колечки»)
К зайцу на опушку
(«Ушки»).
Выгнала зайчишку
(«Ушки»)
Из лубяной избушки
(«Домик»)
Да сама жить стала
(«Колечки»)
В избушке на опушке
(«Домик»).
И ни собака, ни медведь
Не смогли помочь
(«Маятник»)
Петушок отважный
Прогнал лисицу прочь
(«Гребешок»).
Так остался петушок
У заюшки в избушке
(«Здравствуй»)
В лубяной избушке,
Избушке на опушке
(«Домик»).
Заключительная часть.
- Из какой сказки приходил к нам сегодня заяц и лиса?
-Что хотели бы пожелать зайцу и лисе?
- Какие новые слова вы сегодня узнали?
Ритуал завершения занятия. Ребята давайте улыбнёмся друг другу, и пожелаем доброго дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей старшей группы по сказке: « Заюшкина избушка» с применением метода моделирования.
Конспект непосредственно образовательной деятельности...
Чтение народной сказки "Заюшкина избушка" с помощью наглядного моделирования с опорой на мнемотаблицу
Народная сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора. Потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствуе...
Конспект открытого занятия по развитию речи. Пересказ сказки "Заюшкина избушка" с использованием мнемотаблиц
Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинок - схем, продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь ...
Обучение детей пересказу сказки «Заюшкина избушка
Конспект Обучение детей пересказу сказки «Заюшкина избушка...
Речевое развитие «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»
Речевое развитие «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»...
Конспект занятие Тема:"Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования""Заюшкина избушка"
Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на модель - сюжетные картинки. Развивать - связанную монологическую речь, коммуникативные качества детей; сове...
Конспект НОД по рассказыванию сказки «Заюшкина избушка» с помощью моделей в средней группе «Путешествие в сказку»
Тема: «Путешествие в сказку»Цель: Обучение детей рассказыванию сказки с помощью моделей.Задачи:Образовательные: обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать ск...