Семинар «Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с помощью технологии сотрудничества».
методическая разработка на тему

Каблучко Людмила Борисовна

Цель семинара - практикума - мотивировать педагогов изучать и применять технологию развития навыков сотрудничества для формирования социально-коммуникативной компетентности у дошкольников.

Задачи:

- обосновать роль технологии сотрудничества в условиях  реализации ФГОС ДО;

 - определить понятие «социально-коммуникативная компетентность» и «сотрудничество»;

-  познакомить с этапами развития сотрудничества у дошкольников и способами организации совместной деятельности;

- Стимулировать педагогов к самоанализу своей деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМИНАР Тема « Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с помощью технологии сотрудничества ». Подготовила: старший воспитатель МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области» Каблучко Л.Б.

Слайд 2

Цель семинара - практикума - мотивировать педагогов изучать и применять технологию развития навыков сотрудничества для формирования социально-коммуникативной компетентности у дошкольников. Задачи: - обосновать роль технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС ДО; - определить понятие «социально-коммуникативная компетентность» и «сотрудничество»; - познакомить с этапами развития сотрудничества у дошкольников и способами организации совместной деятельности; - Стимулировать педагогов к самоанализу своей деятельности.

Слайд 3

Что мешает общению детей? определить, что нужно, чтобы сформировать дружеские взаимоотношения в детском коллективе, научить детей сотрудничать.

Слайд 4

Умение выстраивать отношения со сверстниками развивается в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом дальнейшего развития личности ребенка. Что является положительным показателем во взаимодействии ребенка с окружающими? Как ребенок должен относиться к себе? Ответ: позитивно; ребенок должен иметь положительное представление о собственном «я»: кто я? какой я? Что должен испытывать ребенок, когда решает разнообразные задачи? Ответ: быть уверенным в себе, верить в свои силы, чувствовать поддержку. Какую позицию должен занимать ребенок в системе взаимодействия с другими детьми? Ответ: ребенок должен побывать в разных позициях: руководитель, подчиненный, равноправный партнер

Слайд 5

Каким должно быть отношение ребенка к партнеру по совместной деятельности Ответ: дружелюбным, добрым, открытым Как ребенок должен реагировать на действия других детей, в том числе недружелюбные ? Ответ: не бояться, реагировать спокойно Что лежит в основе взаимодействия ребенка с другими детьми и взрослыми? Ответ: уважение Какие умения нужно сформировать у ребенка, чтобы он мог сотрудничать? Ответ умения уважительно относиться к окружающим; соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; понимать их эмоциональное состояние

Слайд 6

Сотрудничество - один из типов взаимодействия индивидов, возникающий в совместной деятельности, при котором участники: осознают общую цель; планируют процесс ее достижения; распределяют функции между собой с учетом желания или возможностей партнера; осуществляют взаимоконтроль; несут коллективную ответственность за полученный результат. Сотрудничество возможно только на фоне развивающихся личных контактов между всеми участниками деятельности . СОТРУДНИЧЕСТВО

Слайд 7

Взаимодействие и сотрудничество - это одно и то же? С какого возраста можно целенаправленно обучать детей сотрудничеству? В каких видах деятельности можно организовывать взаимодействие детей с целью развития у них социально-коммуникативных навыков? Какова должна быть степень овладения детьми материалом в период обучения сотрудничеству: хо­рошо знакомый материал, новый материал? Какова должна быть численность детских микрогрупп? - Какую форму взаимодействия нельзя назвать сотрудничеством? САМОДИАГНОСТИКА

Слайд 8

—— определение и принятие общей для партнеров цели деятельности как единой —— предварительное обсуждение и планирование совместной деятельности —— выполнение общей работы ≪вместе≫, осуществление текущего контроля, помощь и взаимопомощь детей —— обсуждение результатов совместной деятельности — итоговый контроль —— презентация совместного результата — совместный рассказ о том, что у них получилось и как работали ≪вместе≫ Обобщённая модель сотрудничества Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников.

Слайд 9

—— принятия общей цели —— предварительное обсуждение и планирование сов- местной деятельности —— выполнение каждым партнером ≪своей≫ части общей работы, осуществление текущего контроля выполнения задания — самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь детей —— итоговый самоконтроль, взаимоконтроль результата выполнения задания —— презентация совместного результата Совместно-индивидуальная модель сотрудничества

Слайд 10

—— —— одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными —— планирование, координация и оценка как промежу-точного, так и итогового результатов При организации взаимодействия детей часто возникает необходимость оказания детьми помощи друг другу и исправление ошибок. Для этого мы используем наглядную модель ≪алгоритм помощи≫. Введение ≪алгоритма помощи≫ осуществляется в соответствие с представленными подходами. Совместно-действующая модель сотрудничества

Слайд 11

Постепенное дозирование помощи с целью обеспечения максимальной самостоятельности в исправлении ошибки —— заметить ошибку —— предложить помощь —— показать где ошибка —— исправить Алгоритм помощи

Слайд 12

Таким образом, использование моделирования способствует: осознанию дошкольниками структуры деятельности , освоению действий по ее планированию , организации рефлексии. Важно, чтобы методика руководства детьми учитывала логику освоения детьми знаково-символических средств; стимулировалась инициатива и самостоятельность детей по использованию наглядных моделей при организации и осуществлении совместной деятельности по решению различных задач.

Слайд 13

Как влияет сотрудничество на самих детей и на образовательную деятельность: возрастает объем усваиваемого детьми материала и глубина его понимания; повышается их познавательная активность и творческая самостоятельность; снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами мотивации; меняется характер взаимоотношений между детьми; дети приобретают важные социальные навыки: умение слушать, строить свое поведение с учетом интересов другого, помогать; педагог получает возможность индивидуализировать образовательную деятельность, учитывать склонности детей, их уровень подготовки, темп работы при делении на группы .

Слайд 15

КРАСНАЯ шляпа - выражает чувства и интуицию. Надев красную шляпу, вы можете высказать чувства, которые испытываете, когда решаете проблему формирования у детей дружеских чувств.

Слайд 16

ЗЕЛЕНАЯ шляпа - креативность. Как можно использовать технологию сотрудничества в режиме дня? Покажите на примере опыта работы.

Слайд 17

БЕЛАЯ шляпа - информационная.

Слайд 18

Желтая шляпа - логический позитив. Сформулируйте преимущества использования технологии сотрудничества в образовательном процессе ДОО и в работе по формированию социально-коммуникативной компетентности у детей.

Слайд 19

ЧЕРНАЯ шляпа - критика. Говоря о положительных сторонах, невозможно обойтись и без критического взгляда. Примерив черную шляпу, поговорим о факторах, которые негативно влияют на формирование навыка сотрудничества у детей.

Слайд 20

Проблемы, которые возникают при организации образовательной деятельности на основе технологии сотрудничества, связаны со следующими причинами: задания, которые педагоги дают детям на занятиях, фактически не предусматривают возможности для их совместного выполнения; преобладают фронтальные формы организации дошкольников; совместная деятельность строится по принципу: воспитатель показывает образцы взаимодействия, дети повторяют, не осознавая смысла сотрудничества; педагоги не уделяют должного внимания формированию групп для совместной деятельности, что вызывает эмоциональные переживания у детей; ■ исполнительская модель, отсутствие взаимосвязи между формами организации воспитанников на занятии препятствует формированию опыта детского сотрудничества.

Слайд 21

СИНЯЯ шляпа - обобщение. Говоря о положительных сторонах, невозможно обойтись и без критического взгляда. Примерив черную шляпу, поговорим о факторах, которые негативно влияют на формирование навыка сотрудничества у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "НОД «Я здоровье берегу - сам себе я помогу» с детьми младшей группы с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». (с использованием здоровьесберегающих технологий)"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по физическому развитию детейКалининского района Санкт-П...

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с помощью игр».

Развитие социально-коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность....

"Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с помощью игр"

quot;Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с помощью игр"...

Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с помощью игр».

Основные качества личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.В связ...

Педагогические технологии, направленные на развитие социально-коммуникативной и речевой сферы дошкольников

Педагогические технологии, направленные на развитие социально-коммуникативной и речевой сферы дошкольников...