Консультация для воспитателей "Организация индивидуальной работы в группе с детьми с ОВЗ"
консультация на тему

Бикмурзина Елена Михайловна

В консультации предлагается методика работы с детьми с расстройством аутистического спектра, особенности этих детей, приемы работы с ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №1 «Родничок»

Консультация

для воспитателей

«Организация индивидуальной работы  в группе

 с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Воспитатель: Бикмурзина Е.М.

2016-2017 уч.год

     Понятие дети с ограниченными возможностями здоровья подразумевает, что ребенок имеет какие-либо особенности в своем развитии, которые носят временный или постоянный характер. При правильном подходе к воспитанию и обучению, можно корректировать состояние ребенка, полностью или частично исправить дефекты.

     Специалисты классифицируют этих детей на несколько групп. Это дети:

  • с нарушениями слуха;
  •  с отклонениями в умственном развитии;
  •  с дисфункциями речи;
  •  с нарушением зрения;
  •  с расстройствами в поведении и эмоциональной сфере;
  •  с патологиями опорно-двигательного аппарата;
  •  с задержкой психического развития;
  •  с различными сочетаниями нарушений.

     В нашей группе есть  ребенок с ОВЗ, с диагнозом – ранний детский аутизм.

     Ранний  детский  аутизм - одно  из  самых  загадочных  нарушений  развития. Долгое время такого диагноза не было. Этих детей ошибочно причисляли, то к слабослышащим, то к умственно отсталым, то к категории детей с тяжелым нарушением речи (алалией).  Все от того, что дети с аутизмом полностью закрыты от внешнего мира, они живут в своем собственном пространстве, в которых свои законы, не понятные большинству людей.

     Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается как бы взгляд “сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких.

     Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий:

ДВИГАТЕЛЬНАЯ – прыжки, раскачивание туловища, взмахивание руками, бег на цыпочках по кругу и т.д. Все эти движения усиливаются при возбуждении и утомлении. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе, порой неудобной, вычурной.

РЕЧЕВАЯ – эхолалия, мутизм, набор штампованных фраз. Некоторые дети по развитию речи опережают сверстников в норме, другие отстают. Особенностью речи является речь о себе во II или III лице. Речь аутичного ребенка является речью для самого себя.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ – чрезвычайно сензитивны к перестановке предметов. Изменение в обстановке трактуется ими как нежелательное и вызывает чувство страха. Все изменения надо проводить, добившись их согласия. Испытывают большие трудности в копировании движений, путая верх-низ, право-лево, вперед-назад.

СОЦИАЛЬНЫЕ – наличие немотивированных страхов, избирательность в контактах или отказ от контактов, Чувство дискомфорта при взаимодействии с другими людьми.

ИГРОВЫЕ – использование необычного материала для игры (часто предметы домашнего обихода: обувь, веревки, выключатели, провода и т.д.). Играют крайне ригидно, однообразно. Сюжетно-ролевые игры, как правило, не развиваются; своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ. 

     Выделяют 4 группы детей с РДА по степени выраженности проявлений заболевания.

1 группа – наиболее тяжелая форма аутизма. Характеризуется  отсутствием эмоционального контакта со взрослыми,  слабой реакцией на внешние раздражители,  может присутствовать мутизм,  типична мимическая маска глубокого покоя, характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате), избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).

2 группа - присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод); в речи преобладают однотипные штампы-команды; возможно выполнение просьб матери; чремерная привязанность к матери;

сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери; стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.); стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.; ритуализация повседневной жизни.

3 группа         - наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;

способность выразить свои потребности посредством речи; конфликтность;

поглощенность одним и тем же занятием; большой словарный запас “книжного характера”; парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.

4 группа - способность к общению; интеллектуальные функции сохранны;

чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери; присутствие ритуальных форм поведения; круг общения ограничен близкими взрослыми; трудности в усвоении двигательных навыков.

     Особенности игровой деятельности помогают отграничить  РДА  от  других  состояний. Интересы  детей,  игры,  фантазии  оторваны  от  реальности. Игровая  деятельность  носит  стереотипный  монотонный  характер (стереотипно  перекладывают  предметы,  пересыпают  что – либо, включают,  выключают  свет,  открывают,  закрывают  воду,  наливают  в  посуду и  выливают  из  нее).  Дети  совершают  манипуляции  с  неигровыми  предметами,  при  этом  перекладывают  их  с  места  на  место, расставляют  в  определенном  порядке,  не  разрешая  никому  убирать  или  отодвигать  их. Дети совершают неигровые действия даже с игрушками (катают, крутят колечки пирамидок, стучат стержнем пирамидки, как палочкой).

  •      Одна из главных задач  – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления: установление контакта с аутичным ребенком, формирование целенаправленной деятельности. Дошкольнику с ранним детским аутизмом коррекционно-абилитационная работа призвана помочь: - организовать его поведение; - развить способности к коммуникативному взаимодействию; - обучить навыкам самообслуживания; - сгладить негативные проявления аутизма; -  усилить психическую активность ребенка; - научить проводить свободное время; - подготовить к обучению.

Индивидуализация помощи отражается в целях, которые охватывают следующие направления работы: формирование поведения; коррекцию эмоциональной сферы; формирование игровых действий, умений; социально-бытовую адаптацию.

     В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно 

попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием последовательных действий.

Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой. В процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:
● необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;
● по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;
● учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;
● помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

     На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания.

     На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.

Программно-методическое содержание индивидуальной работы с ребенком с РДА

Поведение

Цель

Методические

рекомендации

Реализация

Поведение, приносящее вред самому себе

Преодоление нежелательных реакций, предупреждение вспышек агрессии

Предупреждение психической истощаемости, «переключение»

Смена видов деятельности

Игры «Спрятался-появился», «Построим дом»

Прекращение

деятельности (крик)

преодоление коммуникативного барьера

ослабление фиксации внимания ребенка на моменте общения

использование игрушек, как отвлекающий маневр

Дефицит поведения (нежелание физического контакта)

развитие коммуникативного поведения;

использование недирективной гибкой тактики управления

снятие возбуждения

Игры с пирамидой, пазлами, пассивная пальчиковая гимнастика

  Страх, проявляющийся при реальной или воображаемой   ребенком опасности

 коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка для коммуникативного взаимодействия в игре

преобразование механических стереотипных действий в эмоциональную игру.

- создание спокойной обстановки

Используются картинки с эмоциональным фоном

- игры: «Покажи мне», «Дорисую, чтобы получилось веселое лицо», «Разговор с игрушкой», «Почувствуй чувство»

- прослушивание записей эмоций, умение изобразить, как рычит тигр и т.д.

     Большое значение имеет создание специальной предметно-развивающей среды для детей с аутизмом.  Это, прежде всего, разнообразный  конструкторский  материал,  дидактические пособия  и игрушки разборного характера,        всевозможные  двигательные  игрушки ( машинки,  волчки, мячи), а также мягкие игрушки, куклы-рукавички  для формирования социальных навыков.

      Рекомендованные игры:

- игры для установления эмоционального

             контакта:

  - игры с пуговицами (перекладывание),

 - игры с водой (разбрызгивание);

 - игры с вовлечением в бытовую жизнь: покормим куклу, оденем мишку и др.;

 -игры для совершенствования взаимодействия:«Ку-ку»,«Ладушки»

-игры для развития координации: «Сложи башню»

-игры с игрушками на выполнение цепочки действий: «Угости куклу чаем».

     Ранний детский аутизм – одно из сложнейших нарушений психического развития, при котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации

     Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность. Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение ребенка с РДА навыкам бытового поведения.

     Приобретение самостоятельных специальных умений способствует формированию у него положительных черт поведения, уменьшению аутичных проявлений и других недостатков развития.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа с часто болеющими детьми

упражнения для укрепления организма детей...

Индивидуальная работа психолога с агрессивными детьми в детском саду

Индивидуальная работа психолога с агрессивными детьми в детском саду Введение.В настоящее время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных ...

Методика проведения индивидуальной работы с детьми в ДОУ. Циклограмма индивидуальной работы на группах.

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение ...

Журнал учета индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми

В журнале учета индивидуальной работы удобно фиксировать дату проведения индивидуальных занятий, направления и содержание коррекционной работы...

План индивидуальной работы педагога-психолога с детьми «группы риска» по возникновению трудностей в обучении

Цель: психологическое сопровождение ребёнка дошкольного возраста, направленное на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности в период п...