Индивидуальная работа психолога с агрессивными детьми в детском саду
рабочая программа (младшая группа) на тему
Индивидуальная работа психолога с агрессивными детьми в детском саду
Введение.
В настоящее время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество. Большинство ученых считают, что агрессия влечет за собой злонамеренное поведение. Само понятие "агрессия" происходит от латинского слова "agressio" - нападение, приступ. В психологическом словаре "агрессия" - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными и проявляться уже в детстве. Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление: стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека); повсеместная демонстрация сцен насилия; нестабильная социально-экономическая обстановка; социально-культурный статус семьи; низкий уровень эмоционально-волевой сферы; негативное отношение педагога к ребенку; несформированность механизмов саморегуляции поведения и др.
Анализ основных причин, ведущих к становлению агрессивного поведения ребенка, позволяет с большой уверенностью предполагать, что решающее значение здесь играет семейная среда и воспитание. У детей в возрасте 5-7 лет агрессия часто становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Поэтому он начинает искать способы привлечения внимания, не всегда понятные родителям и педагогам, но для данного ребенка это единственное известное средство. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено, чаще это защитные реакции. И, кроме того, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому основной задачей педагогов, специалистов и родителей является оказание посильной и своевременной помощи ребенку-дошкольнику. Именно поэтому возникла необходимость в разработке курса коррекционных занятий, способствующих оказанию психолого-педагогической помощи детям 5-6 лет по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения.
Цель: помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Задачи:
· Развитие умения понимать состояния другого человека;
· Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
· Обучение способам снятия напряжения;
· Развитие навыков общения;
· Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
Принципы психолого-педагогического сопровождения:
· обеспечение психологического комфорта;
· уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
· предоставление самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами ребенка;
· соблюдать равенство и сотрудничество с детьми (взрослый - образец творческого поведения);
· не фиксировать внимание на неудачах (сохранение положительного представления ребенка о себе);
· использовать разные формы вербальной и невербальной поддержки (поощрение словом, улыбкой, подбадривающим пожатием руки, поглаживанием по голове).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_rabota_psikhologa_s_agressivnymi_detmi_v_detskom_sadu.docx | 47.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная работа психолога с агрессивными детьми в детском саду
Введение.
В настоящее время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество. Большинство ученых считают, что агрессия влечет за собой злонамеренное поведение. Само понятие "агрессия" происходит от латинского слова "agressio" - нападение, приступ. В психологическом словаре "агрессия" - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными и проявляться уже в детстве. Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление: стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека); повсеместная демонстрация сцен насилия; нестабильная социально-экономическая обстановка; социально-культурный статус семьи; низкий уровень эмоционально-волевой сферы; негативное отношение педагога к ребенку; несформированность механизмов саморегуляции поведения и др.
Анализ основных причин, ведущих к становлению агрессивного поведения ребенка, позволяет с большой уверенностью предполагать, что решающее значение здесь играет семейная среда и воспитание. У детей в возрасте 5-7 лет агрессия часто становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Поэтому он начинает искать способы привлечения внимания, не всегда понятные родителям и педагогам, но для данного ребенка это единственное известное средство. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено, чаще это защитные реакции. И, кроме того, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому основной задачей педагогов, специалистов и родителей является оказание посильной и своевременной помощи ребенку-дошкольнику. Именно поэтому возникла необходимость в разработке курса коррекционных занятий, способствующих оказанию психолого-педагогической помощи детям 5-6 лет по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения.
Цель: помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Задачи:
- Развитие умения понимать состояния другого человека;
- Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
- Обучение способам снятия напряжения;
- Развитие навыков общения;
- Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
Принципы психолого-педагогического сопровождения:
- обеспечение психологического комфорта;
- уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
- предоставление самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами ребенка;
- соблюдать равенство и сотрудничество с детьми (взрослый - образец творческого поведения);
- не фиксировать внимание на неудачах (сохранение положительного представления ребенка о себе);
- использовать разные формы вербальной и невербальной поддержки (поощрение словом, улыбкой, подбадривающим пожатием руки, поглаживанием по голове).
Первым шагом в работе с данной категорией детей стало выяснение возможных причин агрессивного поведения. Для сбора наиболее полной информации о поведении ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах использовались следующие диагностические методы:
1. Анкета для воспитателей (Лаврентьев Г.П., Титаренко Т.М., 1992);
2. Тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля;
3. Тест Розенцвейга для изучения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях;
4. Тест "Руки" (Hand-Test) Э.Вагнера;
5. Анкета "Признаки агрессивности";
6. Тест "Несуществующее животное". Данные диагностические методики с большей вероятностью позволяют разобраться в причинах агрессивного поведения ребенка и наметить дальнейшую работу с ним.
Методические рекомендации к проведению занятий.
Подгрупповые занятия для детей 5-7 лет. Численность детей, посещающих занятия, составляет 5-8 человек. Периодичность занятий один раз в неделю, продолжительность каждого занятия от 20 до 30 минут. В состав коррекционной группы кроме агрессивных детей могут входить и неагрессивные. Общаясь со сверстниками, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар, а, видя в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети начнут понимать, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться.
Структура занятий.
Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других. Ритуал можно менять, но не слишком часто. Я предлагаю несколько вариантов начала коррекционного занятия, но можно использовать и другие.
Волшебный клубочек. Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Педагог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит "волшебное вежливое слово" и т.п. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до педагога.
Доброе животное. Участники встают в круг и берутся за руки. Педагог тихим голосом говорит: "Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!" Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. "А теперь послушаем вместе!" Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. "Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.
Дружба начинается с улыбки. Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
Комплименты. Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении педагог может сделать комплимент или предложить сказать что-то "вкусное", "сладкое", "цветочное". Во время ритуала педагог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.
Основное содержание занятия - это совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего цикла (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, психогимнастика, дискуссии, имитационные игры, примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке). Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.
Рефлексия занятия - оценка занятия (две оценки: эмоциональная: понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; смысловая - почему это важно, зачем мы это делали).
Окончание занятия - это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим. Примерные варианты таких ритуалов:
Круг друзей. Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
Эстафета дружбы. Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: "Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!"
Солнечные лучики. Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Речевка. Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо. Будет радостно, светло!
Важным условием повышения эффективности коррекционно - развивающей работы является активное взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитателей - родителей - специалистов ДОУ. Это предполагает консультативно - педагогическую помощь родителям агрессивных детей, а также рекомендации воспитателям по планированию работы с данной категорией детей в группе.
Тематику занятий можно расширять и дополнять с учетом проблем конкретных детей.
Игры для развития
коммуникативных качеств и эмоциональной сферы у детей.
Игры, в которые играют агрессивные, гиперактивные, тревожные дети
(игры, способствующие снижению негативных проявлений
в поведении дошкольников)
Категории детей | Название игры | Цель игры |
агрессивные | «Обзывалки» (Кряжева Н.Л.) | Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме |
«Два барана» (Кряжева Н.Л.) | Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло | |
«Доброе животное» (Кряжева Н.Л.) | Способствовать сплочению детей, учить понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать | |
«Тух – тиби - дух» (Фопель К.) | Снятие негативных настроений и восстановление сил | |
«Попроси игрушку» (Карпова Е.В., Лютова Е.К.) | Обучение детей эффективным способам общения | |
«Прогулка с компасом» (Коротаева Е.В.) | Формирование у детей доверия к окружающим | |
«Зайчики» (Бардиер Г.Л.) | Дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их | |
«Ласковые лапки» (Шевцова И.В.) | Снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым. | |
«Рубка дров» (Фопель К.) | Помочь детям переключиться на активную деятельность, прочувствовать свою накопившуюся энергию и «истратить» ее во время игры | |
«Бумажные мячики» (Фопель К.) | Дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение | |
гиперактивные | «Кричалки-шепталки-молчалки» (Шевцова И.В.) | Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции |
«Разговор с руками» (Шевцова И.В.) | Научить детей контролировать свои действия | |
«Говори!» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) | Развитие умения контролировать импульсивные действия | |
«Броуновское движение» (Шевченко Ю.С.) | Развитие умения распределять внимание | |
«Передай мяч» (Кряжева Н.Л.) | Снять излишнюю двигательную активность | |
«Зеваки» (Чистякова М.И.) | Развитие быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции | |
«Запрещенное движение» (Кряжева Н.Л.) | Развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем | |
«Слушай хлопки» (Чистякова М.И.) | Тренировка внимания и контроль двигательной активности | |
«Давайте поздороваемся» | Снятие мышечного напряжения, переключение внимания | |
тревожные | «Волшебный стул» (Шевцова И.В.) | Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. |
«Слепой танец» | Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения | |
«Водопад» | Снятие мышечного напряжения | |
«Насос и мяч» | Расслабить максимальное количество мышц тела | |
«Винт» | Снять мышечные зажимы в области плечевого пояса | |
«Дудочка» | Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ | |
«Воздушный шарик» | Снять напряжение, успокоить детей |
Игры и упражнения для малоподвижных детей
Название игры | Содержание |
«Догнать соперника» | Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу педагога дети выполняют задания в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии зала, учащенная ходьба, медленный бег (2-3 минуты), ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения заданий каждая колонна старается догнать друг друга; та, которой это удается, побеждает. |
«Найди пару в кругу» | Дети стоят парами по кругу лицом по направлению движения, в центре круга – водящий. По первому сигналу педагога дети внутреннего круга быстро подбегают к любому, стоящему во внутреннем круге, берут его за руку и вместе идут шагом по кругу. Водящий по второму сигналу педагога также старается найти себе пару из внешнего круга. Ребенок, оставшийся без пары, становится водящим. |
«Быстро переложи мяч» | Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч. По сигналу быстро перекладывает мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя. |
«Перебрось мяч» | Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки согнуты в локтях, держат мяч в одной руке. По сигналу перебрасывают мяч из одной руки в другую движением кисти, энергично ее поворачивая. |
«Кто дальше» | Проводятся несколько параллельных стене линий на расстоянии 30 см одна от другой. Дети встают перед первой к стене линией и бросают мяч о стену, ловят и отходят на следующую линию. Далее так же бросают и ловят мяч, постепенно отступают от стены. Побеждает тот, кто поймает мяч, находясь дальше всех от стены. |
«Кто скорее с мячом» | Дети стоят в шеренге по 5-7 человек, у каждого в руках мяч. По сигналу, ударяя мяч об землю (одной, двумя руками, чередуя руки), дети продвигаются вперед быстрым шагом или бегом к финишу (расстояние между стартом и финишем 8-10 м). Выигрывает тот, кто раньше дойдет до финиша, не уронив мяч. |
«Догони мяч» | Несколько детей перебрасывают мяч через веревку, натянутую на высоте 1,5 ми на расстоянии 50-60 см. Догоняют и ловят его, не давая коснуться земли. Стараются бросить мяч повыше, но не далеко. |
«Ударь мяч и догони» | Дети ударяют по мячу ногой, догоняют его, берут в руки и бегом возвращаются на место. |
«Не урони мяч» | У центральной линии встают несколько детей. Бросают мяч вверх и ловят его, а после этого ударяют мяч о землю и снова ловят. Затем повторно подбрасывают мяч вверх и, сделав хлопок, ловят его. Каждое упражнение выполняется с продвижением на один шаг вперед. В случае падения мяча ребенок возвращается к центральной линии и начинает упражнение снова. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до финиша (флажка), расстояние до которого – 5-8 м. |
«Оттолкни и поймай мяч» | Дети играют парами, находясь на расстоянии 3-3,5 м. Один ребенок стоит, второй сидит на корточках с мячом в руках. Сидящий отталкивает мяч по полу стоящему, после этого быстро встает, делает поворот вокруг себя и ловит брошенный ему стоящим ребенком мяч. По сигналу педагога дети меняются местами. |
«Поймай мяч» | Дети играют по трое. Двое стоят на расстоянии 3 м и перебрасывают друг другу мяч разными способами, а третий ребенок находится между ними и старается его поймать. Если он поймает мяч, то встает на место ребенка, бросившего мяч, а тот занимает его место. |
«Задержи мяч» | Дети образуют круг, в центре которого стоит ведущий с мячом. Он по очереди прокатывает ногой мяч каждому из стоящих по кругу. Тот, к кому попал мяч, должен быстро остановить его ногой и оттолкнуть обратно ведущему. |
«Не давай мяч» | Играют все дети. Один из них – ведущий. Все, кроме ведущего, произвольно размещаются по площадке и перебрасывают друг другу мяч. Ведущий пытается его перехватить. Перехватив мяч, он быстро бросает его в любого игрока, не сходя с места. Ребенок, в которого попал мяч, становится ведущим, а прежний водящий занимает его место. |
«Догони обруч» | Дети ставят обруч ободом на землю, энергично отталкивают его, догоняют и снова отталкивают, не допуская падения. |
«Скорее в обруч» | На земле произвольно разложены большие обручи. Около каждого стоит по двое детей. По сигналу «Беги!» они бегут вокруг своего обруча, по сигналу «В обруч!» - впрыгивают в него и приседают. |
«Юла» | Ребенок ставит обруч ободом на землю, придерживая его сверху рукой. Резким движением закручивает обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, затем быстро отпускает руку и ловит его. |
«Не теряй домик» | На площадке в произвольном порядке лежат обручи, число которых равно числу играющих детей. В каждом обруче стоит ребенок. По первому сигналу дети выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения. В это время педагог убирает один обруч. По второму сигналу дети в определенной последовательности выполняют двигательные задания: ходьба приставным шагом по кругу, спортивная ходьба со сменой положения рук и т.д. На слова педагога «Все в домик!» дети должны быстро впрыгнуть в любой обруч. Не успевший занять обруч считается проигравшим. |
«Схвати шнур» | Двое детей сидят на корточках спиной друг к другу. По сигналу встают и быстро бегают по кругу, догоняя и выдергивая шнур, который тянет педагог. Выигрывает тот, кто первым выдернет шнур. |
«Удочка» | Дети стоят по кругу. В центре круга находится педагог и вращает веревку по земле вокруг себя. Дети перепрыгивают через нее, стараясь не коснуться. Тот ребенок, которого коснется веревка, выбывает из игры. |
«Не урони кольцо» | Дети стоят по кругу. В центре круга находится педагог, в руках которого резиновое кольцо. Поочередно он бросает кольцо каждому ребенку. Ребенок ловит летящее кольцо, затем подбрасывает его, быстро поворачивается вокруг себя, ловит кольцо и, поймав, бросает его педагогу. |
Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении
Название игры | Содержание |
«Клубочек» | Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры. Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.). Тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются. Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. |
«Ветер дует на...» | Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому. |
«Найди друга» | Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями. |
«Секрет» | Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет. Замечание: Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником. |
«Рукавички» | Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. |
«Утка, утка, гусь» | Участники игры встают в круг. Ведущий внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка... гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Их задача – быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься свободному месту. |
«Сочиним историю» | Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается. |
«Дракон» | Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях. «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи» (для детей с 5 лет) Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол. |
«Поварята» | Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение. |
«Дотронься до...» | Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Замечание: Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника. |
«Дружба начинаешься с улыбки...» | Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди. |
«Комплименты» | Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, За что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. Предупреждение: 2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами. |
«На что похоже настроение?» | Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь» хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии. |
«Строим цифры» | Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т. д.)», дети выполняют задание. Замечание: Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения. |
«Строим ответ» | Вариант предыдущей игры. Ведущий усложняет задание: «Пока я буду считать до 10, вы сделаете в уме сложение или вычитание и построите из себя все вместе цифру-ответ. Например: 5 + 2, вы построите 7; 8 – 3, вы построите цифру 5». |
«Ворона» | Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев: «Ворона сидит на крыше, Ощипывает она свои крылышки. Сирлалала, сирлалала!» Затем очень быстро и неожиданно: «А кто раньше сядет?» Затем: «А кто раньше встанет?» Кто опоздал выполнить команду, выбывает из игры. |
«Есть или нет?» | Играющие встают в круг и берутся за руки ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!» |
«Тень» | Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется. |
«Живая скульптура» | Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий. Замечание: 2. Следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа. |
«Психологическая лепка» | В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: «морскую звезду» (можно лежа на ковре) и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности. |
«Гуляем по парку» | Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку, птичку, игрушку и т. д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями. Замечание: |
«Запрещенное движение» | Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим» прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше. Замечание: Запрещенных движений может быть около 7. |
«Прогулка по ручью» | На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи. |
«Гнездышко» | Дети присели в кругу, взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел ведущий. |
«Передай мячик» | Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил – выбывает. Замечание: Усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза. |
«Зеркало» | Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая разные зверушки. |
«Сиамские близнецы» | Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д. Совет: Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой. |
«Поводыри» | Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, Затем траектория и скорость движения увеличивайся. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями. |
Методические рекомендации для родителей и педагогов при общении с агрессивными детьми.
Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе? Р. Кэмпбелл выделяет пять способов контроля поведения ребенка: два из них - позитивные, два - негативные и один - нейтральный. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т.д.).
Модификация поведения - нейтральный способ контроля - предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.
Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Что же такое пассивная агрессия, и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, ее цель - вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице безо всякой причины. Главное - вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, не через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.
Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Нужно быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
Демонстрировать модель неагрессивного поведения. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки. Наказания не должны унижать ребенка. Обучать приемлемым способам выражения гнева. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. Развивать способность к эмпатии. Расширять поведенческий репертуар ребенка. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях. Учить брать ответственность на себя. Вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.
Список литературы:
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004. -160с.
- Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998.-176с.
- Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб.: Речь, 2002.-160с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000. -192с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999.-456с.
- Осипова А.А. Общая Психокоррекция. - М.: ТЦ "Сфера", 2002.-512с.
- Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. - М.: АРКТИ, 2003. - 80 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. Буянова М.И. - М.: Просвещение,1995.-165с.
- Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004. - 320с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми в детском саду
Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и это неслучайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым д...
Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.
Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности ...
Консультация для педагогов. «Особенности работы с интеллектуально – одаренными детьми в детском саду».
Воспитание ребенка как личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей максимально приближенными к целевым ориентирам, знаниями и умениями, приобретѐнными в результате пост...
И.Л. Арцишевская Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду
И.Л. Арцишевская Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду...
Индивидуальная работа психолога с агрессивными детьми в детском саду
Особенности индивидуальной работы с агрессивными детьми...
Индивидуальная работа психолога с агрессивными детьми
Индивидуальная работа психолога с агрессивными детьми...
Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.
Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду....