Консультация по самообразованию педагогов.
консультация (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ» Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача руководителя школы молодого специалиста – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следующих принципах. Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
Оценить потребность педагогов в развитии возможно с помощью ряда анкет (приложение 1). Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами, решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:
Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя. Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя. В случае, если педагог в силу каких-либо причин не может самостоятельно сформулировать проблему, или тему самообразования, необходимо использовать специальную анкету для изучения его затруднений (приложение 2). Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу. Для молодых специалистов:
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
Для педагогов без специального образования:
Тематикой самообразования также может быть:
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:
Вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности. После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них. (Примерный план самообразования: Приложение 3). Предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога. Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации. На основе индивидуальный планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ. Результативность этапов работы по самообразованию:
По окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ). Сформированность определенных личностных качеств:
Повышение профессионального статуса педагога:
Современные требования к аттестации и оформлению портфолио педагога требуют подтверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме самообразования. Таким образом, предлагаемая система работы по самообразованию, во-первых, ставит каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт, наработанный не одним поколением педагогов, в-третьих, помогает педагогам постоянно быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества. Памятка для осуществления самоанализа
Информация для отслеживания результативности работы педагога:
Оценка реализации потребностей педагогов в развитии Анкета № 1 – для выявления способности педагогов к развитию Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл: 5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению; 4 – скорее соответствует, чем нет; 3 – и да, и нет; 2 – скорее не соответствует; 1 – не соответствует.
Анкета №2 - для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов. Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале: 5 – да (препятствуют или стимулируют); 4 – скорее да, чем нет; 3 – и да, и нет; 2 – скорее нет; 1 – нет. Препятствующие факторы:
Стимулирующие факторы:
Обработка анкет Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете. Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии. Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития. Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития. |
Методическая тема — эффективная форма организации
работы педагогов
Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью.
М. Монтель
Вся работа педагога - это постоянный поиск, предполагающий постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала.
Педагог, определяет для себя тему самообразования и планирует работу по теме. Структура, содержание и время работы зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач.
Целью работы над методическими темами является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
Задачами работы над методическими темами являются:
1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий. (Слайд №2)
Тема, над которой работает педагог
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Выбор методической темы и составление плана работы должна осуществляется педагогом в начале учебного года при условии, что работа над предыдущей темой завершена. Срок работы над темой определяется в зависимости от сложности и объема работ и может составлять от 2-х до 3-х лет. Темы фиксируются в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ. Тема должна быть актуальна, её изучение – необходимо самому педагогу.
Личный план самообразования педагога (Слайд №3)
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Написание индивидуального плана - это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Процедура разработки плана работы над индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер. В плане указываются:
• название темы
• цель
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
В плане предусматривается подбор литературы, определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других, посещение занятий и др.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Результатом работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, заседаниях МО, творческих групп и т.д. Работа по теме самообразования должен оформляться документально.
Источники самообразования Слайд №4
Целесообразно уделить внимание источникам самообразования. В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
Интернет- ресурсы
Видео, аудио информация на различных носителях
Повышение квалификации
Дистанционные формы обучения, чаты, форумы
Семинары и конференции
Мастер-классы
Мероприятия по обмену опытом
Телевидение
Газеты, журналы.
Этапы самообразования (Слайд №5)
Интерес (Чего хочу?)
- определение профессиональных потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)
- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
План (Как достигну?)
- отбор действий (Что надо сделать?)
- установка их последовательности (В какой последовательности?)
- определение сроков (Когда?)
Работа
- обучение и воспитание (Что делаю?)
- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)
- сбор информации для анализа (Как получается?)
Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)
- подбор методик анализа
- проведение анализа
- выводы
Будущее (Что дальше делать?)
- задачи на будущее
Результат самообразования
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)
Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:
повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
разработанные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования,
разработка новых форм, методов и приемов обучения,
доклады, выступления, рефераты, статьи,
разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий,
выработка методических рекомендаций по применению информационно- коммуникационных технологий,
разработка и проведение открытых занятий по собственным, инновационным технологиям,
создание комплектов педагогических разработок,
разработка комплекта раздаточного материала (карточки, задания и вопросы по предмету)
создание главы или страницы электронного учебника.
разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
и др.
Конечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернет.
Работа над индивидуальной методической, психологической, педагогической темой (Слайд №6)
Вопросник.
Как называется тема, над которой работаете?
Чем вызвана постановка темы?
Когда начали работу над темой?
Что сделано?
Каков план работы по теме в этом году?
Какой результат прогнозируете?
В какой форме и где будет представлен отчёт?
В чём испытываете трудности?
Какая помощь и от кого нужна?
Какой срок работы по теме?
Используемая литература: (Слайд №7)
Калугин Ю.Е. «Виды самообразования» журнал «Дополнительное образование» 2-2003 стр.16
Картавцева В.А. «Развитие творческого потенциала педагога дополнительного образования» журнал «Дополнительное образование» 6-2002 стр.4
Лизинский В.М. «О методической работе в школе» Москва «Педагогический поиск» 2002
Созонова О.П. Методическое сопровождение профессионального роста педагога, журнал «Дополнительное образование и воспитание», №5-2008, с.21
Рекомендации:
1. Работа над темой не должна превышать более 4-5 лет
2. Руководителям МО координировать работу по самообразованию, ежегодно анализировать результаты деятельности педагогов.
3. Педагогам пересмотреть свои темы самообразования.
4. Продолжить работу по обобщению опыта педагогов.
Заключение
В заключении отмечу, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Хочется привести слова народной мудрости: «Педагог – не тот, кто учит, а тот, кто учится». (Слайд №8)
Примерные темы самообразования
для педагогов дополнительного образования
Развитие творческой индивидуальности воспитанников в процессе обучения по дополнительной образовательной программе ...
Развитие коммуникативных навыков воспитанников на занятиях объединения …, как средства успешной социализации личности.
Информационные технологии в изучении дополнительной образовательной программы ...., как средство повышения мотивации воспитанников.
Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся по дополнительной образовательной программе…
Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе...
Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе художественно-эстетической направленности (либо другой направленности).
Создание условий для развития физически одаренных учащихся через использование личностно-ориентированных подходов в дополнительном образовании.
Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников изостудии
Эффективные технологии, методы и приёмы осуществления личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе по дополнительной образовательной программе...
Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной образовательной программе... посредством современных педагогических технологий (методов, методик).
Организация проектно-исследовательской деятельности воспитанников в рамках дополнительной образовательной программы...
Нестандартные формы проведения учебных занятий в программе дополнительного образования...
Использование метода проблемного обучения для повышения эффективности учебного процесса по дополнительной образовательной программе...
Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной образовательной программы художествено-эстетической направленности.
Примерный план работы педагога над темой самообразования
Этапы | Содержание работы | Форма представления результатов |
Первый год работы над темой |
I. Диагностический | 1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. | Собеседование с заместителем директора по МР (методистом) |
II. Прогностический | Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | Выступление перед коллегами одной направленности |
Второй год работы над темой |
III. Практический | Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. Корректировка работы. | Открытые занятия, выступления на заседании педагогического совета |
Третий год работы над темой |
IV. Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме. Представление материалов. | Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета, на заседании районного МО |
В ходе дальнейшей педагогической деятельности |
V. Внедренческий | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта. | Реферат, индивидуальный творческий проект и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...
Авторская разработка. Консультация для педагогов "Самообразование педагогов"
quot;Самообразование педагогов"...
Консультация для педагогов ДОУ "Самообразование педагога"
quot;Самообразование педагогоа"...
Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагога ДОУ»
Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию....
Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции»
Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно...
Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции»
Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно...