Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагога ДОУ»
консультация на тему
Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Организация работы по самообразованию
педагога ДОУ»
Цель консультации: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Задачи:
- Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных условиях.
- Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической литературой, выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы.
Планируемый результат:
Осознание педагогами необходимости в постоянном самообразовании, формирование определенных умений.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Меняются приоритетные направления, принципы, формы и методы организации дошкольного воспитания. Разрабатываются новые программы, технологии с обновленным содержанием, вариативностью форм проведения познавательных занятий, режимных моментов.
Воспитатель обязан своевременно знакомиться с новациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии. В течение учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса
Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы:
- обучение на курсах (один раз в пять лет);
- индивидуальное самообразование;
- участие в методической работе города, района, детского сада.
В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности
Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.)
Тематикой самообразования может являться:
- одна из годовых задач ДОУ;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами, решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности.
Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя. Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.
После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы.
В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:
- Изучают необходимую литературу.
- Посещают МО, для обогащения опытом работы.
- Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
- Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки и т.д.
В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в карту по самообразованию. В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.
Этапы работы по самообразованию:
- 1 этап – организационный.
Определение темы самообразования.
Постановка целей, задач.
Подбор научно-методической литературы по теме.
Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)
- 2 этап – теоретический.
Изучение научно-методической литературы по теме
Изучение образовательных технологий
Составление перспективного плана работы
Разработка методического материала: консультации, рекомендации, памятки, информационные материалы для родителей.
Подготовка практического наглядно-иллюстративного материала (создание предметно-развивающей среды)
Разработка и проведение диагностики с детьми
Анализ и оформление результатов диагностики
Разработка конспектов, картотек, дидактического материала
- 3 этап – практический.
Внедрение в работу подготовленного материала.
- 4 этап – итоговый.
Проведение диагностики с целью отслеживания результата работы
Самоанализ педагогической деятельности.
Обобщение и оформление результатов работы.
Распространение опыта своей работы.
Формы работы с детьми
- диагностика детей по данному направлению
- организованная образовательная деятельность выставка детских работ
- проектная деятельность
- праздники и развлечения
- представления и т.д.)
Формы работы с педагогами
- работа кружка,
- создание рабочей учебной программы,
- изучение литературы,
- беседы в соответствии с планом работы
- оформление в группе центра активности,
- проведение мастер-класса для педагогов
- выступление с отчётом самообразования на педсовете,
Формы работы с родителями
- ознакомление родителей с работой ДОУ учреждения и задачами по данному направлению
- анкетирование
- консультации для родителей,
- беседы в соответствии с планом работы кружка,
- оформление папки-передвижки,
- организация выставки
- совместное развлечение,
- выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год и т.д.).
- индивидуальная помощь родителям
Формы самореализации
- Изучение методик, технологий
- Работа с методической литературой
- Составление перспективного плана
- Обработка результатов диагностики
Форма отчёта
1.Консультация для педагогов по теме самообразования.
2. Выступление на педсовете.
3. Проведение открытого просмотра.
4. Выступление по итогам работы и обмену опытом (отчёт).
5. Разработка и оформление методического материала (картотеки, конспекты, проекты, программы, статьи).
6. Изготовление и презентация игр и пособий.
7.Советы и рекомендации по проведению воспитательно - образовательной работы.
8. Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.
9.Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования.
10.Оформление педагогического опыта.
11. Публикация.
12. Дидактический материал с обоснованием и описанием.
Памятка для осуществления самоанализа
1. Оправдал ли себя план самообразования? Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования? Как сформированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования?
2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования? Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и др.
3. Практические выводы после проработки каждой темы.
4. Творческое сотрудничество (с методистом, узкими специалистами, другими педагогами).
5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.
6. Постановка новых задач.
Источники самообразования
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Методические рекомендации по самообразованию
1. Изучать специализированную профессиональную литературу предпочтительно поэтапно по различным направлениям, т.е. выписывая, принципы данной программы, методики. В тетрадь по самообразованию следует записывать выходные данные изучаемой книги, указывая страницы с наиболее значимой информацией.
2. Анализируя прочитанное, нужно сравнить его с ранее изученным материалом, выявить сходство и различие систем.
3. Следует обсудить изученное с коллегами на педагогическом совещании. В ходе обсуждения могут выявиться неточности в осмыслении прочитанного, значит, следует скорректировать знания.
5.При использовании новаций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекомендациям автора, продумать, отвечают ли условия детского сада данным требованиям, а также уровню развития и потребностям детей данной возрастной группы и смогут ли педагоги реализовать предложения той или иной методики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/21/picture-196340-1405918023.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/04/picture-944251-1522867942.jpg)
Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следую...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/21/picture-105581-1634821105.jpg)
Рекомендации педагогам «Организация работы по самообразованию педагогов ДОО»
Рекомендации педагогам «Организация работы по самообразованию педагогов ДОО»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-1186939-1573481749.jpg)
Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следую...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/07/picture-1008728-1518003733.jpg)
Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Консультация содержит информацию об основных направлениях и этапах работы педагога ДОУ по самообразованию....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-1367117-1637924803.jpg)
Консультация для педагогов "Организация работы по самообразованию педагогов"
Консультация для педагогов "Организация работы по самообразованию педагогов"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/07/picture-1008728-1518003733.jpg)
Консультация для педагогов "Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ"
Консультация содержит материалы с описанием особенностей организации работы по самообразованию педагогов ДОУ....