Комплексное занятие "Хлеб-всему голова" ( в рамках программы "Гармония в мире" )
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ибракова Мавсиля Хасановна

·         Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;

·         На основе расширения знаний об окружающем мире, воспитать у детей уважение к людям труда ( хлеборобам, хлебопекам ), бережное отношение к хлебу, вызвать интерес к коллективному труду; разъяснить, что хлеб-это итог большой работы многих людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khleb_vsemu_golova.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 34

                                        «Дюймовочка»

                                     КОМПЛЕКСНОЕ  ЗАНЯТИЕ

                                     «ХЛЕБ—ВСЕМУ  ГОЛОВА»

                                     ( для детей ст. и подг. групп )

                       ( в рамках программы « ГАРМОНИЯ В МИРЕ»).

                                                                                                           Подготовила воспитатель

                                                                                                           Ибракова М.Х.

                           ТЕМА: «ХЛЕБ—ВСЕМУ  ГОЛОВА»

1.Программное содержание:

  • Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, о процессе выращивания и

изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;

  • Подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека;
  • Показать нужность и значимость сельскохозяйственной техники;
  • Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;
  • На основе расширения знаний об окружающем мире, воспитать у детей уважение к людям труда ( хлеборобам, хлебопекам ), бережное отношение к хлебу, вызвать интерес к коллективному труду; разъяснить, что хлеб-это итог большой работы многих людей.
  • Обогащать и активизировать словарь.
  • Развивать монологическую и диалогическую речь.

11.Предварительная работа:

  • Загадывание загадок о хлебе, об урожае;
  • Пословицы и поговорки о труде и лени, о хлебе;
  • Эксперимент—проращивание зерен пшеницы в уголке природы;
  • Пение песен о хлебе на муз.занятиях; заучивание закличек;
  • Рисование ( колоски, хлебное поле );
  • Чтение. М.Глинская «Хлеб», М.Пришвин «Лисичкин хлеб»;
  • Экскурсия в хлебный магазин, беседа;
  • Д\игры, словесные игры, психогимнастика, пальчиковая гимнастика.

111.Работа со словарем:

  • Хлеборобы, хлебопеки, хлеборезка, хлебница, хлебозавод, хлебобулочные изделия,

трактора,сеялки, комбайны, мельница, удобрения;

баранки, бублики, крендели, булочки;

снегозадержпние, пахотные поля, однокоренные слова, пекарь, кондитер.

1У.Методические приемы:

  • Музыка;
  • Загадывание загадок;
  • Стихотворения о хлебе;
  • Обсуждение ранее прочитанного рассказа «Хлеб»;
  • Игра с мячом ( образование родственных слов );
  • Беседа «Откуда хлеб пришел»;
  • Физкультминутка «Колос растет»;
  • Д\игра «Подбери картинки»;
  • Чтение стихотворения В.Нестеренко «О чем мечтают зерна»;
  • Чтение заклички «Дождик»;
  • Психогимнастика;
  • Экскурсия в булочную;
  • Игра «Мельница»;
  • Обобщающее слово воспитателя.

У.Наглядность и оборудование:

  • Иллюстрации;
  • Репродукции с картин;
  • Картина «Хлебное поле»;
  • Разрезные картинки;
  • Диск с записью шума дождя;
  • Диск с записью песни «Оличные пшеничные»;
  • Мяч для игры;
  • Семена пшеницы ( ржи ), колосья;
  • Хлебобулочные изделия, миска с мукой;
  • Инструменты доктора, кухонная утварь кондитера ( пекаря ).

                                   ХОД  ЗАНЯТИЯ.

1 ЧАСТЬ.

            Дети заходят в группу под песню «Отличные пшеничные», здороваются с гостями,

садятся.

Воспитатель: Ребята, если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить.

                                          «Отгадать легко и быстро:

                                           Мягкий,пышный и душистый.

                                           Он и черный, он и белый,

                                           А бывает подгорелый.

                                           Без него плохой обед,

                                           Вкусней его на свете нет».

--Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это—хлеб?

( мягкий, пышный, душистый, черный, белый ).  Верно, молодцы! Мы уже много говорили о хлебе, сегодня мы еще раз вспомним, откуда берется хлеб на столе.

--Ребята, кто знает стихи о хлебе?

Дети читают стихи о хлебе: «Хлеб ржаной, батон и булки

                                                  Не добудешь на прогулке.

                                                  Люди хлеб в полях лелеют,

                                                   Сил для  хлеба не жалеют».

«Сеют в поле зерна раннею весною,

А над ними светит солнышко родное.

На ветру веселом зашумят колосья,

Будет урожайной золотая осень».

--Стихи вы хорошо читали, молодцы! А теперь давайте вспомним рассказ о хлебе, который мы недавно читали. Кто написал этот рассказ? Назовите автора.

--Вопросы для беседы:

  • Какой хлеб дала мама Грише?
  • Как поступил мальчик, когда его позвали играть?
  • Почему он так поступил?
  • Правильно ли поступил Гриша? Почему?
  • Как Гриша исправил свою ошибку?
  • А как бы поступили вы?
  • Ребята, как нужно обращаться с хлебом?

( Бережно! Не крошить хлеб за столом, никогда не выбрасывать, брать столько хлеба, сколько сможешь съесть ).

--Сейчас мы с вами поиграем в игру. Игра не простая, словесная. Мы с вами будем подбирать родственные слова к слову «хлеб» ( иногда их называют однокоренные слова ).

--Игра с мячом ( в кругу ). Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, ребенок отвечает и возвращает мяч обратно:

  • Назовите хлеб ласково.( хлебушек ).
  • Крошки хлеба какие? ( хлебные ).
  • Квас из хлеба как называется? ( хлебный ).
  • Как называется прибор для резки хлеба? ( хлеборезка ).
  • Посуда для хлеба? ( хлебница ).
  • Кто выращивает хлеб? ( хлебороб ).
  • Кто печет хлеб? ( хлебопек ).
  • Назовите завод, где пекут хлеб? ( хлебозавод ).
  • Как называются изделия из теста? ( хлебобулочные изделия ).

11 ЧАСТЬ.

Беседа «Откуда хлеб пришел?»

--Воспитатель: Ребята, почему говорят «Хлеб—всему голова»? ( рассуждения детей ).

--Хлеб—главный продукт. Человек может обойтись без многого, а без хлеба—нет.

Хлеб никогда не надоедает.

--Какие пословицы о хлебе вы знаете?

«Нет хлеба—нет обеда»; «Хлеб—батюшка, водица—матушка»;

«Каков у хлеба, таков у дома» и другие.

--Молодцы, ребята!

--Наша страна большая, и живет в ней много людей; хлеба нужно много.

Как его выращивают? Кого все люди благодарят за хлеб, выращенный тяжелым трудом?

Вот об этом мы сегодня поговорим.

Мы отправляемся в путешествие. Вот мы на поле. Что мы видим на иллюстрации?

--Еще зимой начинается подготовка пахотной земли к будущему урожаю.

--Какие работы земледельцы проводят зимой? Подберите картинки.

--Для чего хлеборобы проводят снегозадержание на полях?

( Весной снег растает и напоит землю водой. Во влажной земле зерно будет хорошо расти).

--Ну-ка, ребята, вспомните закличку, с которой люди обращаются к снегу, чтобы он валил гуще? ( один из детей читает закличку ).

                                            Падай, падай, белый снег!

                                            Хватит,хватит всем на всех.

                                            Падай,падай на село,

                                            На гусиное крыло!

                                            Поле белым укрывай—

                                            Будет летом урожай!

--Наступила весна.Снег сошел, и на поле «выходит силач, добывать калач».

Какие машины выходят на поля? ( трактор пашет землю ).

Для чего он это делает? ( чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам было уютно,

и они не остались на поверхности ).

Землю вспахали, а потом что делают в поле?

--Оказывается, ребята, землю надо удобрить—внести удобрения. Удобрения вносят самолеты  ( распыляют по полю ).

После этого только начинается сев. Хлебборобы работают день и ночь, сменяя друг друга,

потому что «весенний день  год кормит».

--Какими семенами засевают поле? ( пшеничными, ржаными ).

Послушайте стихотворение В.Нестеренко «О чем мечтают зерна?».

                                                О чем мечтают зерна

                                                 Пушистые в земле?

                                                 О дождях проворных

                                                 О солнце и тепле.

--А теперь проведем гимнастику:

--Я—волшебница, превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю ( дети присаживаются ). Нежное солнышко пригревало землю, дождик поливал.

Зернышки росли, росли и стали колосками ( дети медленно поднимают руки ).

Колоски тянутся к солнышку. Но солнышко нас сильно припекло, и колоски завяли ( расслабьтесь, уроните головы, опустите руки, плечи, туловище ).

Но на вас полил дождь ( включается шум воды ), ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски ( улыбнулись друг другу ).

111ЧАСТЬ.

--Рассматривание пшеничных колосьев. Какие они? ( пузатые, колючие, много зерен ).

--А что дальше делают с колосками? ( достают зерна-молотят на мельнице, мелют муку ).

--Мы с вами сейчас поиграем в игру  «Мельница».

Играющие встают в круг; каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг  себя, при

этом все говорят: Мели, мели, мельница!

                              Жерновочки вертятся!

                              Мели, мели, засыпай,

                              И в мешочки набивай!

На последнем слове необходимо остановиться и стоять, не шевелясь. Тот, кто не сумеет остановиться вовремя, выбывают из игры.

--Воспитатель: жернова хорошо поработали, много муки намололи ( выставляется миска с мукой ).

--Ребята, мука—какая она?

Дети называют эпитеты ( белая,  пушистая,  рассыпчатая ).

--Куда везут муку ( рассматривают иллюстрацию )?

( на хлебозавод, хлебокомбинат ).

--Какие хлебобулочные изделия выпекают на хлебозаводе, хлебокомбинате? –ответы детей.

--Где мы можем купить эти вкусные изделия?—в хлебном магазине, булочной.

--Рассматривание хлебобулочных изделий, принесенных детьми.

( назвать их, рассказать, из чего, кроме муки, пекут изделия, что добавляют)?

--Как называется профессия людей, которые готовят торты, пирожные?

--Игра «Что нужно кондитеру, а что –доктору»

--Итак,мы сегодня прошли долгий путь хлебного зернышка.

Много  людей работают, чтобы зерно стало хлебом и душистые булочки попали к нам  на стол. Мы помним о нелегком труде трактористов, комбайнеров, шоферов, мукомолов, пекарей и всем им говорим «СПАСИБО!»

Дети хором говорят:

                                   Слава миру на земле!

                                   Слава хлебу на столе!

                                   Слава тем, кто хлеб растил,

                                   Не жалел трудов и сил!

--Нужно не только благодарить за хлеб. Нужно бережно относиться к нему. Хлеб-богатство нашей Родины.

В конце занятия дети угощаются своими гостинцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего возраста. Тема: «Осень золотая» ( в рамках реализации программы Миры детства»)

Цели: Формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года. Учить эмоционально отзываться на красоту осени. Развивать интерес к явлениям природы. Показать многообразие красок ...

Занятия с детьми разных возрастных групп, в том числе в рамках реализации программы «Миры детства – конструирование возможностей».

Конспекты занятий в разных возрастных группах: 1.5-2 года ЦИПР, 2-3 года ГКП, 3-4 года 2-я младщая группа....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию «Удивительный мир искусства» в рамках метапредметной недели «Миром правит красота» (старшая группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания и умения детей в области изобразительного искусства.Задачи: формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Актуализировать знания детей о жанрах изо...

Комплексно-краеведческий музей "Исток", в рамках сотрудничества с Музеем Победы, г. Москва

Он поднял своих бойцов в атаку и погиб. В проекте «Лица Победы» хранится уникальная история старшего сержанта Василия Кротова. В архивных документах о нем написана лишь общая информац...

Комплексно - краеведческий музей "Исток", к рамках сотрудничества с музеем Победы, г. Москва. "4 бойца против 80 врагов. Неравный бой пулеметчика Николая Лапердина"

Главный герой почти в одиночку останавливает атаку целой толпы врагов. Такой сюжет не редко встречается в фильмах о Великой Отечественной. В кинолентах зачастую используют выдуманных или собирательных...

Комплексно - краеведческий музей "Исток", к рамках сотрудничества с музеем Победы, г. Москва. "4 бойца против 80 врагов. Неравный бой пулеметчика Николая Лапердина"

Главный герой почти в одиночку останавливает атаку целой толпы врагов. Такой сюжет не редко встречается в фильмах о Великой Отечественной. В кинолентах зачастую используют выдуманных или собирательных...