Комплексное занятие "Хлеб-всему голова" ( в рамках программы "Гармония в мире" )
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
· Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;
· На основе расширения знаний об окружающем мире, воспитать у детей уважение к людям труда ( хлеборобам, хлебопекам ), бережное отношение к хлебу, вызвать интерес к коллективному труду; разъяснить, что хлеб-это итог большой работы многих людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khleb_vsemu_golova.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 34
«Дюймовочка»
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ
«ХЛЕБ—ВСЕМУ ГОЛОВА»
( для детей ст. и подг. групп )
( в рамках программы « ГАРМОНИЯ В МИРЕ»).
Подготовила воспитатель
Ибракова М.Х.
ТЕМА: «ХЛЕБ—ВСЕМУ ГОЛОВА»
1.Программное содержание:
- Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, о процессе выращивания и
изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;
- Подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека;
- Показать нужность и значимость сельскохозяйственной техники;
- Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;
- На основе расширения знаний об окружающем мире, воспитать у детей уважение к людям труда ( хлеборобам, хлебопекам ), бережное отношение к хлебу, вызвать интерес к коллективному труду; разъяснить, что хлеб-это итог большой работы многих людей.
- Обогащать и активизировать словарь.
- Развивать монологическую и диалогическую речь.
11.Предварительная работа:
- Загадывание загадок о хлебе, об урожае;
- Пословицы и поговорки о труде и лени, о хлебе;
- Эксперимент—проращивание зерен пшеницы в уголке природы;
- Пение песен о хлебе на муз.занятиях; заучивание закличек;
- Рисование ( колоски, хлебное поле );
- Чтение. М.Глинская «Хлеб», М.Пришвин «Лисичкин хлеб»;
- Экскурсия в хлебный магазин, беседа;
- Д\игры, словесные игры, психогимнастика, пальчиковая гимнастика.
111.Работа со словарем:
- Хлеборобы, хлебопеки, хлеборезка, хлебница, хлебозавод, хлебобулочные изделия,
трактора,сеялки, комбайны, мельница, удобрения;
баранки, бублики, крендели, булочки;
снегозадержпние, пахотные поля, однокоренные слова, пекарь, кондитер.
1У.Методические приемы:
- Музыка;
- Загадывание загадок;
- Стихотворения о хлебе;
- Обсуждение ранее прочитанного рассказа «Хлеб»;
- Игра с мячом ( образование родственных слов );
- Беседа «Откуда хлеб пришел»;
- Физкультминутка «Колос растет»;
- Д\игра «Подбери картинки»;
- Чтение стихотворения В.Нестеренко «О чем мечтают зерна»;
- Чтение заклички «Дождик»;
- Психогимнастика;
- Экскурсия в булочную;
- Игра «Мельница»;
- Обобщающее слово воспитателя.
У.Наглядность и оборудование:
- Иллюстрации;
- Репродукции с картин;
- Картина «Хлебное поле»;
- Разрезные картинки;
- Диск с записью шума дождя;
- Диск с записью песни «Оличные пшеничные»;
- Мяч для игры;
- Семена пшеницы ( ржи ), колосья;
- Хлебобулочные изделия, миска с мукой;
- Инструменты доктора, кухонная утварь кондитера ( пекаря ).
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1 ЧАСТЬ.
Дети заходят в группу под песню «Отличные пшеничные», здороваются с гостями,
садятся.
Воспитатель: Ребята, если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить.
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий,пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет».
--Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это—хлеб?
( мягкий, пышный, душистый, черный, белый ). Верно, молодцы! Мы уже много говорили о хлебе, сегодня мы еще раз вспомним, откуда берется хлеб на столе.
--Ребята, кто знает стихи о хлебе?
Дети читают стихи о хлебе: «Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют».
«Сеют в поле зерна раннею весною,
А над ними светит солнышко родное.
На ветру веселом зашумят колосья,
Будет урожайной золотая осень».
--Стихи вы хорошо читали, молодцы! А теперь давайте вспомним рассказ о хлебе, который мы недавно читали. Кто написал этот рассказ? Назовите автора.
--Вопросы для беседы:
- Какой хлеб дала мама Грише?
- Как поступил мальчик, когда его позвали играть?
- Почему он так поступил?
- Правильно ли поступил Гриша? Почему?
- Как Гриша исправил свою ошибку?
- А как бы поступили вы?
- Ребята, как нужно обращаться с хлебом?
( Бережно! Не крошить хлеб за столом, никогда не выбрасывать, брать столько хлеба, сколько сможешь съесть ).
--Сейчас мы с вами поиграем в игру. Игра не простая, словесная. Мы с вами будем подбирать родственные слова к слову «хлеб» ( иногда их называют однокоренные слова ).
--Игра с мячом ( в кругу ). Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, ребенок отвечает и возвращает мяч обратно:
- Назовите хлеб ласково.( хлебушек ).
- Крошки хлеба какие? ( хлебные ).
- Квас из хлеба как называется? ( хлебный ).
- Как называется прибор для резки хлеба? ( хлеборезка ).
- Посуда для хлеба? ( хлебница ).
- Кто выращивает хлеб? ( хлебороб ).
- Кто печет хлеб? ( хлебопек ).
- Назовите завод, где пекут хлеб? ( хлебозавод ).
- Как называются изделия из теста? ( хлебобулочные изделия ).
11 ЧАСТЬ.
Беседа «Откуда хлеб пришел?»
--Воспитатель: Ребята, почему говорят «Хлеб—всему голова»? ( рассуждения детей ).
--Хлеб—главный продукт. Человек может обойтись без многого, а без хлеба—нет.
Хлеб никогда не надоедает.
--Какие пословицы о хлебе вы знаете?
«Нет хлеба—нет обеда»; «Хлеб—батюшка, водица—матушка»;
«Каков у хлеба, таков у дома» и другие.
--Молодцы, ребята!
--Наша страна большая, и живет в ней много людей; хлеба нужно много.
Как его выращивают? Кого все люди благодарят за хлеб, выращенный тяжелым трудом?
Вот об этом мы сегодня поговорим.
Мы отправляемся в путешествие. Вот мы на поле. Что мы видим на иллюстрации?
--Еще зимой начинается подготовка пахотной земли к будущему урожаю.
--Какие работы земледельцы проводят зимой? Подберите картинки.
--Для чего хлеборобы проводят снегозадержание на полях?
( Весной снег растает и напоит землю водой. Во влажной земле зерно будет хорошо расти).
--Ну-ка, ребята, вспомните закличку, с которой люди обращаются к снегу, чтобы он валил гуще? ( один из детей читает закличку ).
Падай, падай, белый снег!
Хватит,хватит всем на всех.
Падай,падай на село,
На гусиное крыло!
Поле белым укрывай—
Будет летом урожай!
--Наступила весна.Снег сошел, и на поле «выходит силач, добывать калач».
Какие машины выходят на поля? ( трактор пашет землю ).
Для чего он это делает? ( чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам было уютно,
и они не остались на поверхности ).
Землю вспахали, а потом что делают в поле?
--Оказывается, ребята, землю надо удобрить—внести удобрения. Удобрения вносят самолеты ( распыляют по полю ).
После этого только начинается сев. Хлебборобы работают день и ночь, сменяя друг друга,
потому что «весенний день год кормит».
--Какими семенами засевают поле? ( пшеничными, ржаными ).
Послушайте стихотворение В.Нестеренко «О чем мечтают зерна?».
О чем мечтают зерна
Пушистые в земле?
О дождях проворных
О солнце и тепле.
--А теперь проведем гимнастику:
--Я—волшебница, превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю ( дети присаживаются ). Нежное солнышко пригревало землю, дождик поливал.
Зернышки росли, росли и стали колосками ( дети медленно поднимают руки ).
Колоски тянутся к солнышку. Но солнышко нас сильно припекло, и колоски завяли ( расслабьтесь, уроните головы, опустите руки, плечи, туловище ).
Но на вас полил дождь ( включается шум воды ), ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски ( улыбнулись друг другу ).
111ЧАСТЬ.
--Рассматривание пшеничных колосьев. Какие они? ( пузатые, колючие, много зерен ).
--А что дальше делают с колосками? ( достают зерна-молотят на мельнице, мелют муку ).
--Мы с вами сейчас поиграем в игру «Мельница».
Играющие встают в круг; каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя, при
этом все говорят: Мели, мели, мельница!
Жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай,
И в мешочки набивай!
На последнем слове необходимо остановиться и стоять, не шевелясь. Тот, кто не сумеет остановиться вовремя, выбывают из игры.
--Воспитатель: жернова хорошо поработали, много муки намололи ( выставляется миска с мукой ).
--Ребята, мука—какая она?
Дети называют эпитеты ( белая, пушистая, рассыпчатая ).
--Куда везут муку ( рассматривают иллюстрацию )?
( на хлебозавод, хлебокомбинат ).
--Какие хлебобулочные изделия выпекают на хлебозаводе, хлебокомбинате? –ответы детей.
--Где мы можем купить эти вкусные изделия?—в хлебном магазине, булочной.
--Рассматривание хлебобулочных изделий, принесенных детьми.
( назвать их, рассказать, из чего, кроме муки, пекут изделия, что добавляют)?
--Как называется профессия людей, которые готовят торты, пирожные?
--Игра «Что нужно кондитеру, а что –доктору»
--Итак,мы сегодня прошли долгий путь хлебного зернышка.
Много людей работают, чтобы зерно стало хлебом и душистые булочки попали к нам на стол. Мы помним о нелегком труде трактористов, комбайнеров, шоферов, мукомолов, пекарей и всем им говорим «СПАСИБО!»
Дети хором говорят:
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
--Нужно не только благодарить за хлеб. Нужно бережно относиться к нему. Хлеб-богатство нашей Родины.
В конце занятия дети угощаются своими гостинцами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего возраста. Тема: «Осень золотая» ( в рамках реализации программы Миры детства»)
Цели: Формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года. Учить эмоционально отзываться на красоту осени. Развивать интерес к явлениям природы. Показать многообразие красок ...
Занятия с детьми разных возрастных групп, в том числе в рамках реализации программы «Миры детства – конструирование возможностей».
Конспекты занятий в разных возрастных группах: 1.5-2 года ЦИПР, 2-3 года ГКП, 3-4 года 2-я младщая группа....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию «Удивительный мир искусства» в рамках метапредметной недели «Миром правит красота» (старшая группа компенсирующей направленности)
Цель: Закрепить знания и умения детей в области изобразительного искусства.Задачи: формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Актуализировать знания детей о жанрах изо...
Комплексно-краеведческий музей "Исток", в рамках сотрудничества с Музеем Победы, г. Москва
Он поднял своих бойцов в атаку и погиб. В проекте «Лица Победы» хранится уникальная история старшего сержанта Василия Кротова. В архивных документах о нем написана лишь общая информац...
Комплексно - краеведческий музей "Исток", к рамках сотрудничества с музеем Победы, г. Москва. "4 бойца против 80 врагов. Неравный бой пулеметчика Николая Лапердина"
Главный герой почти в одиночку останавливает атаку целой толпы врагов. Такой сюжет не редко встречается в фильмах о Великой Отечественной. В кинолентах зачастую используют выдуманных или собирательных...
Комплексно - краеведческий музей "Исток", к рамках сотрудничества с музеем Победы, г. Москва. "4 бойца против 80 врагов. Неравный бой пулеметчика Николая Лапердина"
Главный герой почти в одиночку останавливает атаку целой толпы врагов. Такой сюжет не редко встречается в фильмах о Великой Отечественной. В кинолентах зачастую используют выдуманных или собирательных...